Метки текста:

Живопись Заонежье

Полякова С.К. (г.Петрозаводск)
Родом из Заонежья (Художник Александр Андриянов. 1888-1933) Vkontakte@kizhi

Земля Заонежья всегда была богата талантами. Народные сказители, мастера резьбы и росписи по дереву, плотники создали золотой фонд памятников народной культуры этого края. Некоторые имена заонежан еще недостаточно широко известны. Среди них и живописец Александр Яковлевич Андриянов.

Он родился 7 апреля 1888 г. в деревне Басинская Толвуйской волости, в семье бедного крестьянина – плотника. «Отцу моему за малостью земли большую часть года приходилось проводить на отхожих промыслах: летом – плотничать, зимой – в извозе в Поморье и на казенных лесных заготовках, куда 11-летним был взят и я свозить бревна», – писал Александр Андриянов в своей автобиографии [1] .

В 12 лет родители отправили его на обучение ремеслу в Петербург. Старшая сестра Андриянова, служившая там кухаркой у господ, определила брата в мастерскую по обучению иконописному мастерству. Там мальчик впервые начал рисовать, а точнее – срисовывать картинки с иллюстрированного журнала «Нива», который иногда покупал хозяин лавки. Выпросив у него два часа свободного времени и купив билет за 9 рублей, Александр стал посещать рисовальные классы Общества поощрения художеств.

Покинув иконную лавку – надо было зарабатывать средства на жизнь и учебу – Александр Яковлевич сделал попытку поступить в Академию Художеств. В 1907 г. он успешно сдал экзамены и был зачислен в Академию вольнослушателем, так как не имел общего образовательного ценза. Стипендия вольнослушателям на полагалась, но для Александра Андриянова, по причине усердия и успехов в рисунке и живописи, сделали исключение – ему было назначено содержание в размере 15 рублей в месяц.

В журнале Петрозаводского уездного собрания за 1910 г. есть запись о том, что заонежскому крестьянину Александру Андриянову, сумевшему собственными усилиями достигнуть Академии Художеств и через то выйти на дорогу, куда влекло его природное дарование, назначить денежное пособие на 1910 и 1911 годы в размере 60 рублей в год… [2] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В Высшем художественном училище при Академии Художеств А.Я.Андриянов занимался в мастерской Владимира Егоровича Маковского – известного русского художника – жанриста. Под его руководством Андриянов писал картину на конкурсную программу «Утро в Венеции» и в 1915 г. ее успешно защитил, получив статус художника – живописца. Эта картина А.Я.Андриянова не сохранилась, она известна только по черно–белой репродукции в одном из академических каталогов.

В собрании Музея изобразительных искусств РК представлен «Женский портрет», написанный в 1915 г., в год окончания Академии Художеств. Музей приобрел это произведение в 1970 г. в одном из антикварных магазинов Ленинграда. Это было счастливой случайностью, так как работы раннего периода творчества этого художника в музее единичны. Одна из них – портретный этюд «Девочка в красном платье», написанный художником, как мы полагаем, с его маленькой сестры.

После окончания Академии Художеств А.Я.Андриянов жил какое–то время в Петербурге, преподавал живопись в школе Общества поощрения художеств, занимался декоративной и религиозной живописью, выполнял копии с известных картин в музеях города. Из автобиографии художника известно, что он участвовал в экспедиции профессора – языковеда Н.Я.Марра в Закавказье, в г.Ани, а в 1916 г. служил в качестве художника – специалиста в Семеновском полку в Петрограде.

В родное Заонежье Александр Яковлевич вернулся в 1918 г. В селе Толвуя он был избран секретарем комитета бедноты, работал учителем рисования во многих школах Толвуйской волости. В 1919 г., когда в Петрозаводске открылась первая художественная школа, Андриянов работал в ней вместе с Вениамином Поповым, Константином Собакиным и другими организаторами школы и ее преподавателями. После закрытия художественной школы (она просуществовала лишь два года) Александр Яковлевич вел уроки изобразительного искусства в образовательных школах Петрозаводска. Как сказано в одной из справок, выданных в 1920-е гг. художнику, он был высокопрофессиональным, незаменимым специалистом в своем деле – и от себя добавим – много сделал в области художественного образования молодежи Карелии.

Что касается чисто творческой работы художника в 1920-е гг., на которую оставалось очень мало времени, то А.Я.Андриянов писал в основном пейзажи (в том числе и заонежские) и портреты близких ему людей. В семье сына художника, Александра Александровича (ныне покойного), хранится портрет его матери Людмилы Васильевны Андрияновой, написанный в 1923 г. В фондах Музея изобразительных искусств РК есть портрет тещи художника – старейшей жительницы Петрозаводска Евдокии Александровны Леонтьевой (она прожила почти 100 лет, родила 12 детей, многие из которых стали известны в Карелии как деятели просвещения, педагогики и общественной деятельности).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Александр Яковлевич Андриянов скончался в Петрозаводске в 1933 г., был похоронен на Неглинском кладбище. К сожалению, его имя как художника было забыто, а творческое наследие во многом утрачено.

Интерес к личности А. Я. Андриянова возродился в 1970–80-е годы, в основном благодаря усилиям сотрудников Музея изобразительных искусств РК. В его залах в 1988 г., к 100-летию со дня рождения художника, была открыта первая персональная выставка, издан иллюстрированный буклет.

Необходимо продолжить поиски произведений А.Я.Андриянова и документальных свидетельств о его жизни и творчестве, в том числе и в родном для него Заонежье. Имя талантливого живописца, выпускника Императорской Академии Художеств, уроженца Заонежской деревни Басинская Александра Яковлевича Андриянова должно засиять новым светом и быть известно всем заонежанам. Думается, что для увековечения памяти художника и пропаганды его творчества многое мог бы сделать и музей–заповедник «Кижи», отмечающий в эти дни свое сорокалетие. Возможна партнерская программа Музея–заповедника «Кижи» и Музея изобразительных искусств Республики Карелия по организации на острове или в городском выставочном зале музея небольшой выставки работ А.Я.Андриянова и материалов о нем.

// Актуальные проблемы развития музеев-заповедников
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2006. 221 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф