Попов Н.Л. (г.Петрозаводск)
Проблемы реставрации памятников деревянного зодчества на о.Кижи
@kizhi
Имея многолетний опыт реставрационной работы на о.Кижи, я бы отметил следующие главные проблемы реставрации памятников деревянного зодчества:
1. Доставшееся наследство после начавшейся перестройки государства в 90-х годах:
а) большинство памятников было в очень тяжелом состоянии, особенно кровли, взвозы, крыльца, фундаменты, нижние венцы срубов. Это произошло в связи с полным прекращением на несколько лет финансирования реставрационных работ выполняемых до перестройки привлекаемыми реставрационными организациями на основе договоров подряда.
б) за эти годы выявились допущенные при формировании музея огрехи реставрации и сборки перевезенных памятников, поставленных из–за спешки на не качественные фундаменты, которые либо рассыпались, либо ушли в землю. При этом произошло загнивание нижних венцов почти во всех памятниках.
в) из–за издержек реставрации и плохого содержания резко пришли в негодность эксплуатируемые памятники, обеспечивающие жизнедеятельность проживающих на острове людей – бани и амбары. Например, к 1997 году на острове осталось не более четырех бань, которые находились в очень плохом состоянии. На сегодняшний день работающих бань на острове около 10, они полностью приведены в порядок.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
г) кадровый состав квалифицированных реставраторов, как в привлекаемых организациях, так и в составе музея фактически был утрачен. Местные реставраторы, проживающие на о.Кижи и окрестностях, помногу лет не работали. Безработица способствовала распространению почти поголовного пьянства.
д) отсутствие в самом музее квалифицированной службы содержания памятников, как руководителей (инженеров), так и рабочих (плотников, столяров, электриков, кузнеца). Неоднократные предпринимаемые попытки по организации подобной службы к успеху не приводили. В 1997 году в музее была создана реставрационная структура «Плотницкий центр», однако даже на сегодняшний день она официально нигде не утверждена.
2. Островное расположение памятников, также создает целый ряд сложностей. Среди них:
- привлечение нормальных кадров для реставрации и содержания памятников;
- низкие социально–бытовые условия проживания;
- тяжелый морально–психологический климат в ограниченном пространстве острова и оторванности от цивилизации, особенно зимой
- трудности снабжения острова стройматериалами и продуктами жизнеобеспечения людей.
3. Отсутствие нормальной производственной базы.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В период формирования музея под открытым небом, прежде всего, занимались перевозкой памятников на остров Кижи. Об их содержании мало задумывались или не задумывались вообще. По истечении ряда лет стало очевидно, что так работать больше невозможно. Качественно содержать такое количество памятников деревянного зодчества, а также обеспечить нормальный, круглогодичный труд реставраторов без производственной базы с набором необходимых производственных цехов (в том числе и теплых), без хозяйственно–бытовых помещений невозможно.
Сюда же необходимо отнести и наличие транспортных средств как наземных, так и водных. Они крайне необходимы, также как необходимы дороги и подъездные пути к объектам реставрации.
С 2004 г. на острове строится производственный реставрационный комплекс, окончание строительства которого намечено в 2006 году.
4. Устаревшие нормы и расценки при составлении смет на производство работ, которые не учитывают смену времени и даже общественного строя за последние 15 лет. Музей как заказчик имеет постоянные жалобы от подрядчиков по этому поводу. Яркий пример: чтобы реставраторам заработать 15–18 тыс. рублей в месяц, летом 2005 года подрядчики из г.Сортавала «сидели» на кровлях по 10–12 часов без выходных. Можно ли считать это нормальным? Какая здесь охрана труда и техника безопасности?
5. Отсутствие нормальной научной и конструкторской нормативной базы для проведения реставрационных работ. Каждый исполнитель делает, как считает нужным или подсмотрев как делают другие. Например, почему мы до сих пор не применяем клеи при реставрации бревен? Тогда как эта наука и это производство давно работают в других областях на пользу человеку.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
И последнее. За годы работы у меня складывается впечатление, что в нашем государстве реставрация памятников деревянного зодчества находится в полном загоне и оставлена только на совесть отдельных энтузиастов, которые к сожалению не вечны.
Необходимо в самое ближайшее время поднять статус реставрации памятников деревянного зодчества. Возможно с выделением этого направления в отдельную, самостоятельную подотрасль в Минкульте РФ. Иначе мы потеряем, что имеем в России и чем еще по праву можем гордиться!
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.