Метки текста:

Земледелие Музеефикация Экспозиция

Скобелев О.А. (г.Петрозаводск)
Демонстрация циклов традиционных земледельческих работ в музее-заповеднике «Кижи»: взгляд изнутри Vkontakte@kizhi

Как известно, экскурсия – традиционный вид работы музея с посетителями. Качественная подготовка внештатных экскурсоводов, сильные экскурсии – важная составляющая работы музея «Кижи». Но кому из нас не знакома ситуация, когда во время 2–3-х часовой музейной экскурсии у посетителей в определенный момент наступает утомление, они начинают отвлекаться, оглядываться вокруг. Как говорила А.Ахматова, читать на публике больше пяти стихотворений подряд нельзя – цитата, конечно, не дословная, но смысл такой.

Нисколько не умаляя значимость и действенность традиционного устного рассказа, надо всё же сказать, что по приезде спрашивают: «Что видел?» а не «Что слышал?», что 80% информации поступает через зрительный канал, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», ну и т.д. Конечно, оптимальным является замечательное зрелище с занимательным рассказом о нём.

Важнейшие функции музея – хранительская и собирательская. Функции, обращённые к посетителю музея, опирающиеся на первые две – воспитательная и образовательная. Слово, конечно, основной инструмент образования, но воспитывать надо всё-таки делом, а не одним словом. Или, вернее, воспитывающее слово должно не расходиться с делом.

Земледелие – основа традиционного уклада заонежского крестьянина. Россия до относительно недавнего времени была преимущественно крестьянской страной и общим всенародным делом была обработка земли, и почти все мы, собственно, являемся потомками крестьян, покинувшими свою ниву. Поэтому этнографически точные или приближенные к точности картины, возникающие при демонстрации земледельческих работ воздействуют на глубинные, генетически заложенные пласты личности и вызывают «глубинный» интерес у посетителей, в том числе, кстати, и у зарубежных гостей. А привлекши душу, можно донести музейное воздействие и до сердца, и до ума. Если современного человека, часто совершенно далёкого от традиционного уклада, который представляет наш музей, ничто в экспозиции не притягивает, не манит – то есть его душе наша экспозиция ничто не говорит, то он не воспримет ни образование (сведения), ни воспитание (духовные основы) в ней заложенные.

Вот в этом ключе я и понимаю смысл и значение демонстрации в экспозиции музея–заповедника «Кижи» циклов традиционных земледельческих работ, к которым примыкает и традиционная переработка льна – как технологическое продолжение его выращивания в поле.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Немного истории. Традиционное земледелие как «живая» экспозиционная работа впервые было осуществлено в музее «Кижи» в 1989-м году, когда заведующим сектором охраны природы Протасовым Ю.Г. была начата разработка земли в основной экспозиции под трёхполье. Им же в 1990-м году был составлен ТЭП выставки «Поля и огороды Заонежcкого и Пудожского уездов в XIX–XX вв.» Завершилась эта деятельность в 1994-м году вследствие отсутствия в музее лошадей и по другим причинам.

Возобновление музейного традиционного земледелия на о.Кижи произошло в 2003 году, когда вновь была распахана залежь; произошло это на базе отдела природы, а впоследствии все работы перешли в ведение отдела истории и этнографии, т.к. основательный подход к ним требует научных знаний и научно–практических разработок. В настоящее время экспонируется традиционное для Заонежья трёхполье с полным годовым циклом традиционных полевых работ (вывоз навоза, пахота, сев яровых, прополка льна, ежемесячная перепашка и боронование пара, жатва, сев озимых, дёрганье льна, перепашка жнивья, и – пока не полностью – переработка льна. Планируется доведение льна до прядения и тканья холста.) Постепенно пополняется парк традиционных орудий и приспособлений, начата паспортизация трудовых процессов и традиционных технологий.

Отличие второго возобновления традиционного земледелия от первого состоит в том, что для обработки полей привлекается местный житель со своей лошадью, а также в стремлении демонстрировать и трудовую обрядность, и трудовые праздники, и ещё – в массовости самого живописного вида работ – жатвы. Сотрудником музея «Кижи» Р.Б.Калашниковой ещё в 1988 году была составлена научная справка «Обряды крестьянского календаря Заонежья связанные с аграрными процессами (к.XIX – нач.XX вв.) Мы понимаем неразрывность труда и трудовой обрядности и стремимся к проведению работ, по возможности, с выполнением присущих им обрядовых действий; а, например, при праздновании отжина (праздника окончания жатвы) – и традиционной праздничной кухни. Сразу же при проведении жатвы и отжина мы стали сотрудничать с отделом Фольклора и уже этим летом (сёгоду) постараемся провести жатву и отжин с присущими им песнями.

Необходимо сказать, что этому направлению работы надо уделять в музее гораздо больше внимания, чем это делается сейчас, учитывая необходимость изготовления аналогов орудий и инструмента, костюмов, фото и видеофиксации и паспортизации процессов и технологий, возможности вовлечения в труд и обряды посетителей, а также бедственное положение с конной тягой в нашем музее и окрестностях о.Кижи.

Таким образом можно сказать, что сущая въяве традиционная жизнь, достоверный показ которой требует плодотворного использования работы музейных собирателей, хранителей, исследователей, демонстрация в экспозиционном пространстве музея традиционных процессов, ремёсел и технологий является интереснейшей научно–практической сферой, где научные знания и изыскания имеют прямой практический выход к людям; она является наиболее «живой» формой музейной работы. Благодаря созданию ярких образных картин демонстрация остаётся «стоять перед внутренним взором» посетителя и, думается, первой приходит на ум при воспоминании о музее.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Что же создаёт эту незабываемую образность? Мне думается – неразрывная связь духовной и технологической составляющих традиционной цивилизации. Крупные трудовые процессы, такие как хлебопашество – со всем циклом работ, сенокос, выпас и обиход скота, выпечка хлеба, строительство, изготовление одежды – со всем циклом работ и т.п. были неотделимы от соответствующей трудовой обрядности, возникшей одновременно с пробуждением человеческого сознания и имеющей глубокий сакральный смысл. Кроме того, труд всегда сопровождался пеньем или другим личностным звуковым сопровождением – беседой, присказками, быличками и т.д. Именно одухотворённость традиционного труда и притягивает к себе душу окружённого в повседневной жизни безликой технологией современного человека. А там начинает интересоваться и ум.

На мой взгляд, посетителя привлекает:

Во–первых, «экологичность» традиционного образа жизни и технологий: от вопроса отходов до системы общинного природопользования, от природного, «подножного» сырья для производства необходимых предметов до природной красоты и простоты человеческих отношений. В то время как современная цивилизация находится в постоянном противоречии с природой.

Во–вторых, сами традиционные технологии. Технологии, где ничего нельзя исполнить простым нажатием кнопки, бездуховно и бесчувственно. Где замечательного результата можно добиться личным умением и нехитрыми средствами. Сам тёплый и очеловеченный технологический путь, забытый и отрицаемый современной цивилизацией.

В–третьих, возможность поучаствовать в работе или обряде, и произвести нечто своими руками, будь то лычная верёвка, сжатый сноп овса или смолотая ручным жёрновом ржаная мука.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В–четвёртых, возможность общения с носителями традиционных технологий и уклада, коими представляются посетителю мастера–демонстраторы, возможность приобретения новых, (или хорошо забытых старых) нелегковесных и нелегкомысленных, а главное, подтверждённых вековым опытом и примером, знаний и навыков.

В–пятых, эстетическая, видимая сторона показываемого – то, что традиционные технологии и обряды, сам уклад жизни очень красивы и достойны привнесения в современную жизнь.

В–шестых, духовная, сакральная сторона представляемого, передающаяся через душевные ощущения и переживания, и побуждающая ум посетителя к переосмыслению и переоценке расхожих общеупотребительных взглядов и ценностей.

Иными словами, при соприкосновении с живой демонстрацией традиционной культуры посетитель получает возможность отрешиться, приподняться над суетной текучкой, занять свой ум и душу вопросами, почти или совершенно не связанными с его повседневной реальностью. Человек ощущает свои корни, даже видит их; и видит, что они достойны, мудры и просто красивы, а значит, хочется надеяться, постарается внести достоинство, мудрость и красоту предков в свою теперешнюю жизнь. Нет ничего для современного торопливого и горделивого человека полезнее, чем задуматься не о насущном и злободневном, а об отрешённом и, казалось бы, отстранённом, ибо тогда он сможет увидеть – что ему на самом деле хорошо, любопытно и интересно, а, значит, нужно.

// Актуальные проблемы развития музеев-заповедников
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2006. 221 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф