Титова О.Ю. (г.Петрозаводск)
Концепция развития информационного обеспечения в музее-заповеднике «Кижи»
@kizhi
Современная действительность выдвигает перед музеями требование формирования собственных информационных ресурсов, а значит и внедрения в свою деятельность современных информационных технологий. Это позволяет музею развиваться, способствует повышению качества и ассортимента его услуг, расширению круга партнеров и потребителей его услуг, созданию коммуникативной среды и позитивного имиджа музея. То есть, сохранение и управление информацией становится одним из главных направлений деятельности.
Музей–заповедник «Кижи» занимает активную позицию в области внедрения современных информационных технологий в музейную деятельность. Выполнен значительный объем работ в этом направлении. Формируются информационные ресурсы, функционирует сложная корпоративная музейная компьютерная сеть, объединяющая несколько зданий в г.Петрозаводске и несколько объектов на о.Кижи.
Большинство задач, поставленных «Концепцией развития компьютерной сети музея» 1996 г. за прошедшие годы музеем было решено. В то же время ситуация, как вне, так и внутри музея, значительно изменилась, выявила новые приоритеты, новые направления, слабые места предыдущей концепции. Возникла необходимость в корректировке развития информационного обеспечения музея
Цель разработки концепции – скорректировать общий вектор направления дальнейшего движения вперед, выделить основные приоритетные направления развития информационного обеспечения музея и механизмы их реализации, очертить основную сферу интересов и выделить основной круг стратегических партнеров.
Концепция должна явиться своего рода инструментом дальнейшего управления на определенный период и ставить соразмерные ему задачи. Она призвана обеспечить концентрацию основных усилий и ресурсов именно на выделенных в ней перспективных направлениях развития. Концепция должна учитывать происходящие сейчас изменения в музее, новые тенденции и предложить технологии для более эффективного их развития. При этом Концепция должна ориентироваться на выполнение миссии и основных целей музея.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Выполненный анализ ситуации позволил автору выделить основные элементы для корректировки дальнейшего развития, вычленить новые и наиболее приоритетные направления:
1. Формирование общего информационного пространства в музее, позволяющего осуществлять информационную поддержку и координацию деятельности различных подразделений музея:
- создание комплексов интегрированных информационных систем, объединяющих деятельность различных подразделений общими информационными ресурсами
- разработка политики постоянного формирования (наполнения) информационных ресурсов музея по различным направлениям
- разработка политики частичной / полной открытости внутренних информационных ресурсов для всех заинтересованных подразделений музея
- обеспечение возможности доступа информационных ресурсов музея с любого рабочего места (развитие корпоративной музейной компьютерной сети, перенос акцента в компьютеризации на о.Кижи)
- подготовка и повышение квалификации специалистов музея в области современных информационных технологий
- создание среды и механизмов для внутрикорпоративного информационного обмена, координации совместных действий по программам и проектам. Создание условий для активизации информационного обмена, коммуникации, партнерства, повышения организационной культуры.
2. Комплексное информационное обслуживание посетителя музея:
- сопровождение деятельности информационного центра музея:
- *политика формирования внутренних информационных ресурсов музея с учетом частичной открытости для внешних пользователей
- *расширение спектра информационных услуг для посетителей с учетом различных категорий *пользователей
- *обеспечение работы информационного центра музея на современном техническом и технологическом уровне
- *расширение зоны интересов и предоставления услуг информационного центра на о. Кижи по территории республики Карелия (развитие партнерской сети музея)
- информационное сопровождение экспозиций, выставок и специальных мероприятий музея
- предоставление достоверной и актуальной информации для посетителей музея посредством Интернет представительства музея.
3. развитие электронного маркетингового комплекса музея:
- бронирование и продажа билетов в музей через Интернет
- виртуальная витрина музейных сувениров, изданий, изображений с сопутствующей информацией при сувенирных магазинах и информационном центре музея
- интернет–магазин сувениров, изданий, изображений музея–заповедника «Кижи»
- корпоративный Интернет–магазин билетов, услуг, сувениров, изданий и изображений музеев Карелии (развитие партнерской сети музея).
4. использование информационных технологий для формирования позитивного имиджа музея как активного, современного и открытого субъекта социокультурной политики региона, расширения партнерской сети музея:
- формирование системы внешней коммуникации музея, позволяющих реализовывать масштабные партнерские проекты, и механизмов координации совместных действий в партнерских проектах.
- Создание базы данных партнеров музея по различным направлениям и каталога партнеров музея на сайте
- Создание тематических списков рассылки новостной ленты музея
- Внедрение на сайте музея технологии для координации совместных партнерских проектов, предоставление площадки для коммуникации участников. Организация взаимодействия Музея с российскими и международными организациями, благотворительными фондами и партнерскими организациями
- значительное расширение поля интересов и влияния музея – Россия, международное сообщество
- Инициирование и участие в партнерских и сетевых проектах регионального, российского и международного уровня
- Создание англоязычной версии сайта
- Ведение новостной ленты и пресс–релизов одновременно на двух языках
- продвижение музея, его ресурсов и услуг посредством интернет технологий
- Организация качественного освещения услуг музея на официальном сайте
- Изучение и формирование общественного мнения о деятельности музея посредством сети Интернет – организация обратной связи с посетителем сайта (форумы, гостевые книги, Интернет–голосование и анкетирование)
- Предоставление информации для различных категорий посетителей о музее, культурных и природных ресурсах территории
- создание условия и механизмов для эффективного использования не только административных, но и рыночных, партнерских, проектных и сетевых управленческих технологий.
5. Обеспечение безопасности и правового использования музейной информации и оборудования[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
- использование лицензионного программного обеспечения и технологий
- обеспечение безопасности информации, хранящейся в сети музея, от разрушения и несанкционированного доступа.
Итак, развитие информационного обеспечения должно быть ориентировано:
- на формирование внутримузейного информационного пространства с целью создания условий для эффективного управления, информационного обмена, коммуникации, партнерства, повышения организационной культуры
- на формирование информационного пространства посетителя музея с целью предоставления широкого спектра музейных услуг для различных категорий посетителей на максимально качественном уровне, отвечающем современным мировым стандартам
- на формирование внешнего информационного пространства с целью расширения партнерской сети музея, формирования позитивного имиджа музея как активного, современного и открытого субъекта социокультурной политики региона.
Очевидно, что развитие информационных технологий тесно взаимосвязано с развитием музея в целом – т.к. создает условия и предпосылки для развития музея, но и опирается в своем движении вперед на происходящие изменения в музее.
Учитывая предстоящий музеям переход на новые формы работы и финансирования с 2006 г., вторая часть Концепции сформулирована скорее в формате программы развития, т.е. разработана в терминах проектов, и как совокупность проектов. Программа учитывает все выделенные в результате анализа основные приоритетные направления развития и рассчитана на 8 лет. Подготовка самостоятельной программы развития предполагает более детальной проработки проектных линий: подготовку планов реализации и обоснованных смет по всем проектным направлениям.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Автор предлагает следующие проектные направления, определяющие развитие информационного обеспечения:
- Развитие корпоративной музейной компьютерной сети
- Развитие внутримузейного информационного пространства на базе КАМИС и ГИС
- Музейная библиотечная информационно–справочная система
- Музейный электронный архив
- Развитие электронного маркетингового комплекса и системы ресурсного планирования музея
- Развитие официального сайта музея–заповедника «Кижи» в сети Интернет
- Развитие системы внутримузейной коммуникации и проектной координации
- Информационное обеспечение посетителя.
Концепция также учитывает мероприятия по обеспечению лицензионной чистоты музейной деятельности, уделяет внимание вопросам безопасности информации, кадровому обеспечению, вопросам повышения квалификации в области современных информационных технологий. Дальнейшее формирование материально технической базы должно соответствовать основным приоритетным направлениям, выделенным в Концепции.
В рамках доклада предполагается более подробно остановиться на первых двух проектных направлениях, как наиболее проблемных именно для музеев–заповедников как многопрофильных и территориально разрозненных учреждений.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.