Титова О.Ю. (г.Петрозаводск)
Электронный маркетинговый комплекс музея как канал распространения культурных продуктов
@kizhi
Сложившаяся финансовая ситуация заставляет музеи учиться зарабатывать на свои программы и проекты деньги самостоятельно. Это и привлечение дополнительных источников финансирования в виде инвестиций, спонсорской поддержки, партнерских проектов. Это и построение собственного маркетингового комплекса, в том числе электронного.
Зарубежные музеи уже давно и успешно используют элементы электронной коммерции. Примером могут послужить: сайт компании «Музеум Компани», «Музейный магазин» музея изобразительных искусств Бостона, портал «Museum Network», электронный магазин «Сотбис» и др.
Российские музеи пока находятся только на подходе к использованию технологий электронной коммерции. Здесь наиболее ярким примером может служить сайт Государственного Эрмитажа, где можно не только приобрести через Интернет билеты в музей, но и посетить Виртуальный Музейный Магазин, предлагающий огромный выбор музейной продукции.
В музее–заповеднике «Кижи» уже начали появляться элементы электронного маркетинга, но пока нельзя говорить о создании в музее электронного маркетингового комплекса.
Первые шаги в этом направлении были сделаны в 2004 году, когда в музее–заповеднике «Кижи» была запущена система продажи и резервирования билетов «TicketNet» (разработчик – ООО «ИнфоТех», СПб). На первом этапе система была запущена в презентационно–выставочном центре музея (г.Петрозаводск). На втором этапе реализации проекта к работе с системой был подключен остров Кижи и лекционно–выставочный комплекс музея (г.Петрозаводск).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Развитие электронного маркетингового комплекса входит самостоятельным проектным направлением в Концепцию развития информационного обеспечения музея–заповедника «Кижи» и предполагает более активную позицию музея в области электронного маркетинга.
Данный проект предлагает инструменты для изучения спроса на услуги, аудитории музея, проведения маркетинговых исследований, для повышения качества и информационного сопровождения уже существующих услуг, а также предлагает новые услуги в маркетинговый комплекс музея, связанные с информационным обеспечением, предлагает программу создания и развития электронного маркетингового комплекса, расширения зоны интересов и предоставления информационных услуг.
Предлагаемый проект нацелен на:
- Значительное расширение спектра услуг музея и повышение уровня их предоставления
- Внедрение в деятельность музея современных инструментов для проведения маркетингового анализа, разработки и корректировки маркетинговой стратегии
- Формирование и продвижение позитивного и современного имиджа музея
- Привлечение в музей категории посетителей, слабо охваченной музеем «Кижи» – «некруизный» или неорганизованный турист, самостоятельно планирующий свое путешествие
- Укрепление партнерских отношений между субъектами социокультурной политики города и республики
- Интенсивное продвижение брендов территории, обеспечение туристского сервиса, включая информационное обслуживание посетителя на самом современном уровне; внедрение на территории Петрозаводска общеевропейских стандартов обслуживания туристов
- Развитие туризма в г. Петрозаводске и республике, позиционирование Петрозаводска как туристического центра европейского уровня.
Проект предусматривает внедрение в маркетинговый комплекс музея следующих услуг:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
- Электронная продажа билетов на музейные услуги он–и офф–лайн. Предлагается два этапа развития:
- организация продажи билетов на музейные услуги посредством сети Интернет. Данная услуга позволит активизировать «некруизный» туризм – индивидуальные туристы, групповые заказы; сделает музей более доступным, а музейный сервис — более удобным и современным.
- Развитие проекта электронных продаж музейных услуг предполагает реализацию партнерского проекта «Городская музейная карточка» или «Музейный абонемент» — продажа через Интернет билетов в музеи и выставочные залы Петрозаводска, включая общегородской билет с различными системами скидок. Проект позволит укрепить партнерские связи, усилить туристическую привлекательность города и всей территории Карелии в целом, предоставлять услуги на современном уровне, соответствующем европейским стандартам.
- Платные информационные услуги:
- расширенный доступ к музейным информационным ресурсам в информационном центре в г. Петрозаводске и на о.Кижи
- предоставление выбранных посетителем изображений – в печатном и электронном виде
- создание специальных платных ресурсов на сайте музея, заказ посредством интернет–сайта платных консультаций, электронных текстов и изображений.
- Расширение спектра продаваемых CD с музейной мультимедиа–продукцией, готовящейся для выставочных проектов.
- Виртуальный музейный магазин Кижи – как инструмент коммерческого и некоммерческого маркетинга – также предлагается поэтапное развитие:
- создание виртуальной витрины на сайте музея «Кижи» с возможностью заказа товаров по почте и оплаты наложенным платежом: http://kizhi.karelia.ru/shop/.
- внедрение системы электронной торговли музейными сувенирами и изданиями внутри музея (off–line). Отладка технологий проведения процессов электронной торговли.
- разработка информационно–справочной системы «Музейный магазин» – сопровождающая информация по всем сувенирам (сценарий, структура, дизайн, сбор информации, программная реализация). Переходный этап к созданию виртуального магазина
- запуск в работу музейного интернет магазина, осуществления электронных продаж on–line.
- разработка и реализация корпоративного музейного интернет магазина «Сувенир из Карелии» (в консорциум могут входить музеи Карелии, профессиональные организации и товарищества по изготовлению сувениров).
- Музейное Интернет–кафе (в г.Петрозаводске и на о.Кижи).
Виртуальный магазин музея «Кижи» может предложить своему посетителю как материальный, так и виртуальный продукт. Важнейшей особенностью электронного магазина является подробное информационное сопровождение предлагаемого товара. Это не только его изображение и этикеточное описание, но и, например, представление аналога данной вещи из фондов музея, другие подобные вещи, описание истории, среды бытования предмета, рассказ об авторе, на какой выставке можно посмотреть данную музейную вещь и т.д. Таким образом, опосредованно «от вещи к музейной вещи» посетитель вовлекается в музейную среду, что позволяет музею расширять свою аудиторию, формировать спрос на услуги музея.
Наряду с большим количеством преимуществ и широкими возможностями виртуального магазина существует и довольно много и ограничений, проблем, связанных с электронной торговлей. Решению этих проблем могут помочь партнерские технологии – образование музейного консорциума, корпоративного магазина. Чем больше сможет музей привлечь заинтересованных партнеров к созданию Интернет–магазина, тем более жизнеспособным и успешным он будет.
Из всего вышесказанного следует, что грамотно построенный комплекс электронной коммерции нисколько не противоречит миссии музея, а напротив способствует привлечению новых посетителей в музей, повышению качества их обслуживания, стимулирует интерес и внимание общества к музею и его коллекциям. Таки образом, электронный маркетинговый создает условия для выполнения музейной миссии в современном мире.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.