Шилов П.Н. (г.Петрозаводск)
Использование специализированных информационных баз данных в различных направлениях музейной деятельности
@kizhi
На данный момент в музее–заповеднике «Кижи» используется несколько баз данных в разных сферах музейной деятельности: архитектурной, экологической, реставрационной, фондовой и проч. Внедрение автоматизированных исследовательских систем, ставшее возможным в результате всё большего проникновения компьютерных технологий в различные сферы деятельности человека, было призвано избавить исследователя от множества рутинных, «механических» операций и позволить ему сконцентрировать свое внимание прежде всего на интеллектуальной обработке информации.
Е.Л.Кащеева, применительно к базам данных, ориентированным на работу с фондовыми музейными коллекциями (в частности – КАМИС) справедливо отмечает: «Внедрение автоматизированной информационной системы в музее влечет за собой изменения технологии работы с его коллекцией. Эта новая технология, в свою очередь, меняет свое качество по мере перевода информационных ресурсов музея с традиционных носителей, которыми являются различные бумажные картотеки и книги, а так же «головы» сотрудников музея, в электронный вид – базу данных» [1] . Действительно, использование информационных баз данных значительно изменило технические стороны накопления, систематизации и использования информации. Прошедший специальное обучение и имеющий соответствующую техническую поддержку сотрудник крайне редко возвращается к «бумажной» форме ведения дел, хотя информационные базы данных и могут на первый взгляд «усложнять» работу с информацией (установленные формы поискового запроса, необходимость тщательного заполнения полей, важность 100% достоверной информации для каждого параметра в описании предмета и проч. – несоблюдение любого из данных пунктов зачастую ведет к лавинообразному нарастанию ошибок). Однако польза от использования информационных баз данных несомненна: прежде всего на ум приходит быстрота и удобство работы с созданной базой данных: формула «один ввод и многоаспектный, многоуровневый вывод»; огромный потенциал «электронной памяти», позволяющий интегрировать практически все виды документов: текст, видео, изображение, звук; мощный потенциал взаимодействия баз данных по разным областям музейной деятельности (например, возможность взаимодействия гео–информационных систем и фондовых баз данных), который позволит совершенно иначе взглянуть на некоторые стороны казалось бы известных вещей. Правильно заполненная база данных становится таким образом не просто «хранилищем информации», но и новым инструментом работы исследователя.
Однако существуют и проблемы. Существующие на данный момент электронные базы данных отлично справляются с функцией хранения и упорядочивания информации, однако с поиском информации дело обстоит несколько сложнее. А ведь именно функция поиска и представления информации необычайно важна для внедрения электронных баз данных в деятельность всего музея, для результативного использования всего знания, накопленного за десятилетия несколькими поколениями исследователей.
Проблема заключается в том, что в связи со всё возрастающей долей «узких специалистов» (действительно отлично знающих свою сферу интересов, но – только свою), закономерно «вытесняющих» исследователей–энциклопедистов, такой инструмент также становится «узкоспециальным»: в полной мере пользоваться им может только сам «узкий специалист». Строго распределенная по категориям и полям ввода, машинно–кодифицированная информация заключает в себе, как и любой инструмент, ограничения по использованию. Использование полнофункциональной базы данных ведет к «дегуманизации» информации: машина и человек обрабатывают информацию совершенно по-разному. «Нечеткая логика», используемая человеком (в том числе и при научных исследованиях) в музейных базах данных на данный момент разработана крайне слабо. А это серьезно ограничивает использование специализированных информационных баз данных за пределами отдела, их (базы) разрабатывающего.
Недостаточное знание специальной терминологии крайне затрудняет использование всего потенциала баз данных – что и приводит в свою очередь к парадоксальной ситуации: сотрудник, например, занимающийся созданием выставки, скорее предпочтет обратиться за необходимой информацией к хранителю, нежели будет искать такую информацию по базе данных (справедливо полагая, что так будет «и быстрее, и качественнее» – хранитель, в отличие от электронных баз данных, способен более адекватно разобраться с тем, каким образом лучше реализовать замыслы экспозиционера, подсказать способ подачи информации). А такая ситуация зачастую ведёт к появлению выставок, созданных в основном по «коллекционному» принципу.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Решением проблемы может стать либо создание специальных модулей для существующих баз данных, обладающих более «дружелюбным» для пользователя интерфейсом (возможность максимально «прозрачной» формулировки темы запроса [2] , поэтапное сужение запроса, показ предметов, косвенно связанных с искомым и проч. – то есть интерфейса, изначально рассчитанного на использование в том числе и «неспециалистом»), либо совместная работа в базе данных с хранителем (существенным минусом данного способа видится значительный расход времени хранителя коллекций – а такой расход становится тем больше, чем активнее функционирует музей). Третьим вариантом является проведение внутримузейных специальных семинаров по углублению междисциплинарных знаний сотрудников, что может позволить преодолеть этот специфический «языковой» барьер в освоении специализированных баз данных. Необходимость же междисциплинарного подхода при создании проектов, ориентированных на работу с посетителями, очевидна – как очевидна и жёсткая необходимость овладения навыками работы с всё возрастающим количеством информации (поскольку хоть обработка запроса и осуществляется электроникой, что и как спросить – всё-таки остаётся привилегией человека).
Первый вариант (в необходимом сочетании с третьим) представляется мне наиболее продуктивным: только такое решение проблемы означает подлинную эффективность, показатель стопроцентной работоспособности электронных баз данных. Только показав на деле простоту и удобство пользования базами данных (в нашем случае – простоту и удобство поиска информации) можно рассчитывать на то, что специализированными базами данных будут пользоваться все заинтересованные сотрудники музея. А объяснив и показав на практике всем потенциальным пользователям те широчайшие возможности практического применения информации, которую может предоставить электронная база данных, можно рассчитывать на общее повышение качества как научных работ, так и экспозиционно–выставочной деятельности.
- [1] Кащеева Е.Л. Создание и использование музейных информационных ресурсов // Цит. по: http://www.future.museum.ru/part02/020101.htm
- [2] Частично эта проблема решается созданием т.н. «справочников», «словарей», внедренных в базы данных (список готовых определений, терминов, которые просто подставляются при вводе в электронную базу данных новой карточки), однако такое решение представляется очень удобным именно для ввода данных - для поиска использование многочисленных словарей при составлении запроса значительно увеличит время подготовки такого запроса.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.