Раздел 1. Дом. Жилище (3 часа) @kizhi
Темы занятий:
1. Что такое дом.
2. Строим дом.
3. Новоселье в нашем доме.
Понятие «дом» как феномен культуры. Дом как средоточие основных жизненных ценностей, счастья, достатка, единства семьи и рода.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Традиционный северный дом – образец деревянного зодчества. Особенности домаком-плекса. Понятие деревни. Месторасположение домов в деревне. Состав деревенской застройки: церковь, часовня, хозяйственные постройки (мельница, кузница, амбары, бани, колодец, изгороди и пр.). Строительство дома.
Лесостроительный материал, свойства древесины, заготовка леса. Плотник – строитель дома. Основной строительный инструмент – топор. Рубка дома (венец, сруб). Традиционный интерьер северного крестьянского жилища: печь, стол, лавки и т. д. Обряды и обычаи, образцы фольклорного творчества, связанные со строительством и интерьером дома.
Новоселье в крестьянском доме.
Вещный ряд
Подлинные предметы реконструированного интерьера крестьянской избы и сеней: фрагмент бревна (сосна), икона, топор, скобель, прялка, веретено, куделя, домотканые половики, чугунки, кошель берестяной, керамическая посуда, полотенца домотканые, люлька деревянная, каравай хлеба, монеты, угощения домовому.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Кошка (для третьего занятия).
Научно-методические и копийные материалы
Новоделы: стол, скамейки, печка, занавески, скатерть, воронцы, киот для иконы, вешалки, топор, пила, кочерга и т. д. Шесть кукол: Мастер (Нестор), Хозяин (Гаврила Иванович), Домовёнок (Кузя), Хозяйка (Дарья Петровна), Дочь (девушка Настя) и Пастушок (Саввушка). Иллюстрации с изображениями городских и деревенских домов, видов северных деревень. Конструкторы для конструирования деревянного дома, макеты разных типов жилищ.
Предварительная работа в группе
Задание родителям: рассмотреть свою квартиру (окна, двери, комнаты и т.д.), деревянные и каменные здания, сравнить их; совершить экскурсию по городу. В группе: рассматривание ширм с изобразительным материалом и беседы на темы «Дома северной деревни» и «Такие разные дома». Конструирование домов из деревянного конструктора и бумаги. Задание на дом: узнать, кто из родственников живёт в деревне, название деревни, из чего построен деревенский дом, где он стоит и т. д.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Закрепление материала в группе
Предметное и сюжетное рисование на темы: «Деревня», «Северный дом», «Мастер Нестор», «Домовёнок Кузя» и т. д. Повторение загадок о доме и частях интерьера («Дарья да Марья видятся, да не сходятся», «Ходит взад и вперёд, никогда не устает», «Что из дома в угол не переставишь?», «Поля стеклянные, межи деревянные», «Маленький мальчик под ноги смотрит», «Стоит бычище – проклёваны бочища» и др.). Игра в слова: дом – домик – домишка – домище – домовой, изба, деревня, озеро. Рассматривание картин карельских художников: К. Л. Буторов. Северная деревня (1956 г.), Заонежская деревня (1960 г.); Б. Н. Поморцев. Заонежье (1965 г.), Август (1977 г.). Подготовка иллюстративного понятийного словарика по темам занятий 1-го раздела.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.