Раздел 2. Семья и бытовой уклад (3 часа) @kizhi
Темы занятий:
1. Кто живёт в нашем доме?
2. Помогаем взрослым.
3. Гости в нашем доме.
Понятие семьи, традиционная крестьянская семья. Семейный, бытовой уклад и его связь с интерьером традиционного северного жилища. Красный угол, мужская и женская половины дома. Состав семьи, глава, члены семьи. Место и роль каждого члена семьи в бытовом распорядке и в соответствии с хозяйственными занятиями каждого.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Дети – помощники взрослых. Половозрастной принцип трудового воспитания детей.
Ведение домашнего хозяйства (приготовление еды, уход за детьми, животными, хозяйственные и ремесленные занятия и т. д.). Обед в крестьянском доме. Традиции приёма гостей в крестьянском доме. Обрядовый и трудовой фольклор.
Вещный ряд
Подлинные предметы реконструированного интерьера крестьянской избы и сеней: икона, сундук, люлька, прялка, веретено, кудель, домотканые половики, кочерга, ухват, чугунок, подойник, кошель берестяной, два полотенца, фрагмент сети рыболовной, корзинки, скатерть, керамическая посуда, солонка. Каравай, соль, картошка варёная, подсолнечное масло, чай (для третьего занятия).
Научно-методические и копийные материалы
Куклы: Хозяин (Гаврила Иванович), Хозяйка (Дарья Петровна), Старший сын (Нестор-кузнец), Младший сын (Саввушка-пастушок), Дочь (Настенька-рукодельница), Бабушка (Варвара Никитична); куклы для пестования, пелёнки.
Новоделы: печь, занавески, топоры, пила, веник из прутьев, удочки, поленья. Муляжи грибов и рыб.
Предварительная работа в группе
Задание родителям: рассказать ребёнку о семье, кто живёт в доме, чем занимается каждый член семьи, кто главный в доме.
Задание педагогам. Оформление выставочной ширмы фотографий детей на тему «Моя семья». Составление рассказов по этой теме. Подготовка загадок о доме, семье, утвари. Беседа с детьми о заботе старших о младших. Повторение с детьми и музыкальным руководителем песни «Прялица» и колыбельных песен. Объяснение значения пословиц и запоминание их: «Изба детьми весела». «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Хозяйство водить – не разинув рот ходить», «Работай до поту, поешь в охоту», «Поскорей подрастай да к работе поспевай», «Делу время, потехе час», «Желанный гость зову не ждёт» и др.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Закрепление материала в группе
Рисование на темы: «Семья в крестьянской избе», «Жила-была семья...», «Дети – помощники взрослых», «К нам гости пришли» и др. Повторить загадки о доме, семье, утвари, занятиях членов семьи.
Рассматривание репродукций картин русских художников XIX–XX вв., в т. ч. А. Г. Венецианова «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Гумно» (1820-е гг.), Е. В. Честнякова (1874–1961 гг.) «Посиделки». Подготовка иллюстративного понятийного словарика по темам занятий 2-го раздела.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.