Намятова Е.С.
Фотограф Ярослав Александрович Пекарский
// Интернет-публикация kizhi.karelia.ru. 2024. @kizhi
7 января 1839 г. на заседании Французской академии наук Франсуа Араго сделал доклад о методе получения отпечатка (дагерротипа) и его достоинствах. Правительство Франции купило патент Дагера и 19 августа широко объявило миру об открытии. Едва зародившись, фотография быстро покорила сердца людей. Интерес к фотографии быстро перешел от научной в практическую плоскость. Уже в 1840 г. А. Греков открыл первый в России «художественный кабинет» портретной фотосъемки [1] .
Одно из первых упоминаний о фотосъемках в Олонецкой губернии относится к 1859 г. В газете «Олонецкие губернские ведомости» от 29 июля было размещено объявление о том, что «прибывший в город Петрозаводск фотограф Л. Гроссман, ежедневно с 10 часов утра до 7 пополудни, занимается съемкою фотографических портретов, на стекле и клеенке, с красками, в рамках» [2] .
В течение второй половины XIX–начале ХХ в. в Олонецкой губернии фотосъемкой занимались различные фотографы - чиновник Олонецкого губернского правления Михаил Михайлович Лебедев, бывший дворянин Виленской губернии Ярослав Александрович Пекарский, финляндский уроженец Фридрих Тернрос, норвежский подданный Альберт Матисен, шведские подданные Карл и Кнут Иогансоны, представители династии фотографов Роскиных и другие.
Работы перечисленных выше и других фотографов, снимавших в Олонецкой губернии, входят в состав фондового собрания музея-заповедника «Кижи». Среди фотографий имеются снимки, созданные Ярославом Александровичем Пекарским.
Москва
Первый период деятельности Ярослава Александровича Пекарского как фотографа связан с Москвой. Однако этой деятельности предшествовали события, повлиявшие на всю его жизнь.
В 1862 г. он служил старшим контролером в Правлении Московско-Нижегородской железной дороги, и «имел несчастие быть привлеченным к делу о растрате начальником товарной станции капитаном Сухановым с другими служащими до 30.000 р.». Я.А. Пекарский был арестован. Девять месяцев содержался под стражей. Дело окончилось оправданием.
Затем около года служил техником по составлению проектов и смет на Южной железной дороге и вышел в отставку с хорошей аттестацией. Для дальнейшей своей деятельности Ярослав Александрович «избрал фотографическое искусство, к которому чувствовал издавна призвание». [3]
Я.А. Пекарский купил «в доме г-жи Шиловской фотографическое заведение» у содержателя французского подданного Баптиста Барро, в январе 1866 г. получил свидетельство на право открытия в Москве на Арбате фотоателья. «Фотография Я.А. Пекарского на Арбате в Москве № 5» обслуживала «Общество русских врачей», которое было основано врачом-клиницистом, педагогом и общественным деятелем, редактором и издателем еженедельника «Московская медицинская газета» Ф.И. Иноземцевым в 1861 г.
На Всероссийской мануфактурной выставке 1870 г. фотографические работы Пекарского были удостоены почетного отзыва, а на Политехнической выставке 1872 г. отмечены серебряной медалью. В мае 1873 г. Я.А. Пекарский переезжает на Тверской бульвар «в квартиру Тверской части 3-го квартала, в дом купца Куренкова по Тверскому бульвару». [4] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Но в связи с протестом прокурора на решение Московской палаты уголовного суда в сентябре 1873 г. Я.А. Пекарский был арестован вторично. По решению Правительствующего сената и согласно высочайшему повелению за злоупотребление на Московско-Нижегородской железной дороге лишен всех особенных лично и по состоянию присвоенных ему прав и преимуществ, ссылается на жилье в Олонецкую губернию, с воспрещением отлучки из означенной губернии в продолжении трех лет. [5]
В октябре 1873 г. жена фотографа Александра Петровна Пекарская сделала заявление о том, что фотографическое заведение принадлежит ей, «муж же мой был только заведующий в оном заведении». Александре Петровне Пекарской было выдано свидетельство на заведение. [6]
В 1874 г. Я.А. Пекарский был выслан из Москвы. [7]
В октябре 1874 г. А.П. Пекарская продала фотографическое заведение в Москве (Тверской бул., д. Куренкова) американскому гражданину Вильяму Лассону и датскому подданному Николаю Андреевичу Яни. [8]
Олонецкая губерния
В Олонецкой губернии Я.А. Пекарскому местом жительством определили г. Вытегру с запретом в течение трех лет отлучаться из города. Его причислили в мещане г. Вытегры. В статейном списке о ссыльном Ярославе Александровиче Пекарском от 31 мая 1874 г. указано: «Ярослав Александрович Пекарский, 33 лет, дворянин, росту 2 аршин, 6 вершков, глаза карие, лицом чист, нос прям, волосы на голове русые, на бороде и усах темно-русые». [9]
Для открытия фотоателье необходимо было получить разрешение губернского начальства. В ноябре 1874 г. жене Александре Петровне Пекарской дали разрешение открыть фотографию в Вытегре. [10] Но вскоре было обнаружено, что фотографией занимается сам Ярослав Александрович Пекарский, «он получает заказы, принимает за работу деньги, его фамилия значится на вывеске, вывешенной довольно рельефно на наружной стороне занимаемого им дома». В 1875 г. вывеску сняли. Виновными в допущении этого оказались бывший вытегорский исправник (к моменту расследования умерший) и его помощник, который был уже в отставке. [11]
В 1875 г. Ярослав Александрович обращается к вытегорскому уездному исправнику С.П. Иванову о разрешении ему отлучек из Вытегры в другие города Олонецкой губернии для фотосъемок с целью составления альбома фотографий губернии, на что получил разрешение. [12]
В октябре 1878 г. Я.А. Пекарскому разрешили открыть фотоателье в г. Петрозаводске. На оборотной стороне фотопортретов можно увидеть оттиск штампа с надписью «Северная фотография Ярослава Пекарского в г. Петрозаводске».
В 1880 г. Я.А. Пекарскому разрешили жизнь в империи без восстановлении в правах. [13] На тот год, согласно документам, состав семьи был следующим: сам Ярослав Александрович Пекарский (39 лет), жена Александра Петровна (36 лет), дети Александр (12 лет), Дмитрий (11 лет), Мария (14 лет), Ольга (10 лет), Вера (9 лет), София (2 лет), племянник жены, круглый сирота Алексей Михайлов Бывайкин (16 лет). [14] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Ярослав Александрович представлял свои фотографические работы публике. В 1882 г. в Москве на фотографической выставке демонстрировались его пейзажные работы, о которых в журнале «Фотограф» было сказано: «Работы пейзажиста Пекарского грешат суховатым холодным тоном и слишком темно оттененным небом, а при сравнении с повешенными напротив фотографиями Чеховича теряют много». При этом было отмечено, что работы Пекарского получили похвальные отзывы. [15]
В январе 1886 г. Я.А. Пекарский опять подал прошение о восстановлении в правах. В ответ ему предписали обратиться к командующему императорской главной квартирой. [16]
В 1889 г. Ярослав Александрович умер. В метрической книге кафедрального собора г. Петрозаводска за 1889 г. имеется запись о смерти: 12 июля (14 июля) 1889 г. петрозаводский мещанин Ярослав Александров Пекарский, 44 лет, от хронического воспаления легких, по внезапной смерти исповедан и святых тайн приобщен не был, а погребен по отношению городского пристава от 13 июля за № 1826, на Неглинском кладбище. [17]
В музее-заповеднике «Кижи» хранится пять фотопортретов, созданных в ателье Я.А. Пекарского. Все пять фотоотпечатков – альбуминовые. На четырех фотографиях (на лицевой стороне) имеется тесненная надпись «Я. Пекарский». На пятой фотографии – оттиск штампа с надписью «Северная фотография Ярослава Пекарского в г. Петрозаводске».
Два снимка поступили из семейного архива коренной петрозаводчанки Натальи Тимофеевны Ивановой – это портреты В. Данилова и неизвестного молодого мужчины. Еще два снимка из архива петрозаводчанки Татьяны Ивановны Татариновой – два семейных портрета. Один снимок поступил из коллекции Юрия Викторовича Шлейкина - групповой портрет четырех мужчин.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Фотоработы Ярослава Александровича Пекарского можно встретить в собраниях многих музеев и архивов России.
Созданные им фотопортреты хранятся в музеях разных регионов России, в том числе: в Государственном ордена Почета музее А.М. Горького (Нижегородская область) (ГМГ КП-33285), во Всероссийском историко-этнографическом музее (Тверская область) (ВИЭМ КП 5706/10); в Государственном мемориальном и природном музее-заповеднике И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» (Орловская область) (Номер по ГИК (КП) 4100); в Государственном мемориальном историко-художественном и природном музее-заповеднике В.Д. Поленова (Тульская область) (МЗП-8306/63); в Государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике «Александровская Слобода» (Владимирская область) (1930/26); в Государственном историческом музее (ГИМ 83291/5, ГИМ 70156, ГИМ 70156/16748, ГИМ 102019/29, ГИМ 95171, 95171/1866, 13524, 13958, 14183, 14225, 17651, 30081, ГИМ 107552/233, 234, ГИМ 68257/11416, 11597, ГИМ 85495/68); в Российском национальном музее музыки (ГЦММК КП-4937/374, 375, 377, 378, 379, 380, 382, 383, 384, 385, 386, 387, 388, 389, 390, 391, 392, 393, 410) и др.
Я.А. Пекарский известен как автор видовых снимков. Его снимки, созданные в Олонецой губернии, включены в различные альбомы, например, «Олонецкая губерния», «Виды города Вытегры и ее окрестности», «г. Лодейное Поле и его уезд». Пейзажные снимки, включенные в различные альбомы, хранятся в Национальном музее Республики Карелия и Национальном архиве Республики Карелия.
Особый интерес представляют два снимка из собрания Государственного музея-заповедника «Павловск». На снимках изображена часовня во имя св. Петра в поселке Петровский Ям Повенецкого уезда Олонецкой губернии. Часовня была построена в 1882 г., в 1902 г. освящена как храм, в феврале 1942 г. сожжена финскими диверсантами при нападении на поселок. [18] Особенностью снимков является то, что они изображают часовню в цвете – фотоотпечатки раскрашены акварелью.
Ярослав Александрович Пекарский – человек с непростой судьбой, не по своей воле оказавшийся в Олонецкой губернии, запечатлевший на своих фотографиях жителей Олонецкой губернии, виды городов и окрестностей, сохранивший образы для последующих поколений.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
- [1] И. Малахова. Фотографы Российской империи. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.culture.ru/materials/253532/fotografy-rossiiskoi-imperii (дата обращения: 03.12.2024)
- [2] Олонецкие губернские ведомости. 1859. 29 июля.
- [3] Национальный архив Республики Карелия (далее - НА РК). Ф.2. Оп.5. Д.8/237. Л. 30, 68
- [4] Т.Н. Шипова. Фотографы Москвы. 1839-1930 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fototikon.blogspot.com/2017/05/Shipova.html (дата обращения: 03.12.2024).
- [5] НА РК. Ф. 2. Оп. 5. Д. 8/237. Л. 2 об.-3, 68.
- [6] Т.Н. Шипова. Фотографы Москвы. 1839-1930 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fototikon.blogspot.com/2017/05/Shipova.html (дата обращения: 03.12.2024).
- [7] НА РК. Ф. 2. Оп. 5. Д. 8/237. Л. 35.
- [8] Т.Н. Шипова. Фотографы Москвы. 1839-1930 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fototikon.blogspot.com/2017/05/Shipova.html (дата обращения: 03.12.2024).
- [9] НА РК. Ф. 2. Оп. 5. Д. 8/237. Л. 2 об.-3.
- [10] НА РК. Ф. 2. Оп. 5. Д. 8/237. Л. 30.
- [11] НА РК. Ф. 2. Оп. 5. Д. 8/237. Л. 38, 42.
- [12] НА РК. Ф. 2. Оп. 5. Д. 8/237. Л. 23-23 об.
- [13] НА РК. Ф. 2. Оп. 5. Д. 8/237. Л. 68.
- [14] НА РК. Ф. 2. Оп. 5. Д. 8/237. Л. 67.
- [15] В. Срезневский. Фотография на Всероссийской выставке 1882 г. в Москве // Фотограф. 1882. № 7. С. 178, 192. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://viewer.rusneb.ru/ru/000200_000018_RU_NLR_Per_1123045?page=12&rotate=0&theme=white https://viewer.rusneb.ru/ru/000200_000018_RU_NLR_Per_1123045?page=26&rotate=0&theme=white (дата обращения: 03.12.2024). Попов А.П. Словарь-справочник. Российские фотографы (1839-1930). Коломна: Музей Органической Культуры, 2013. С. 153. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://book.museumart.ru/mok/1m/1m/Spravochnik_Popova_tom_2/html5forpc.html (дата обращения: 03.12.2024).
- [16] НА РК. Ф. 2. Оп. 5. Д. 8/237. Л. 82.
- [17] НА РК. Ф. 25. Оп. 22. Д. 393. Л. 159 об.-160.
- [18] Храмы России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://temples.ru/card.php?ID=20411(дата обращения: 03.12.2024).
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.