Скобелев О.А.
Хозяйственная лексика заонежан. Сенокошение. Заготовка кормов
// Интернет-публикация kizhi.karelia.ru. 2021. @kizhi
Заонежье и заонежане впервые стали широко известны благодаря вышедшим в свет в шестидесятых годах девятнадцатого века четырём томам «Песен собранных П.Н. Рыбниковым», начало записи которых было положено в Заонежье. Постепенно не только сами произведения эпического фольклора, но и личности сказителей, а затем и их своеобразный язык, и «языковой фон» их окружения – односельчан, волощан привлекли к себе внимание исследователей. Оригинальность заонежского диалекта подчёркивали П.Н. Рыбников, А.Ф. Гильфердинг, В.Н. Майнов; позже изучением «заонежского диалекта как уникальной языковой системы» занимались А.А. Шахматов, А.С. Герд, Б.П. Ардентов, Н.П. Гринкова, В.В. Колесов; современные исследователи А.В. Тер-Аванесова, К.А. Ефимова, С.В. Нагурная, Л.П. Михайлова и другие.
Заонежью сразу же, по получению им широкой известности, было дано наименование «сокровищницы русской культуры», «Исландии русского эпоса», «Северной Эллады»; при этом можно с удивлением констатировать, что к настоящему времени нет сколько-нибудь полного словаря заонежского диалекта. Не ставя перед собой столь грандиозную цель, мы выполняем посильную работу по созданию толкового словаря хозяйственной лексики заонежан, группируя её по разделам, соответствующим видам хозяйственной деятельности и отраслям быта крестьянства. Предлагаемая статья представляет собой одну главу этого «словаря» в предварительном варианте, находящуюся в работе, ещё не законченную и пополняемую из различных достоверных источников.
К настоящему времени привлечены словесные материалы из таких известных и многоценных работ, как «Этнографические заметки о заонежанах» П.Н. Рыбникова (1866 г.), «Кижское наречие Великогубской волости, Петрозаводскаго уезда Олонецкой губернии» А. Пономарёва (1898 г.), «Сельское хозяйство в Заонежье» П.О. Коренного (1907-1908 гг.); некоторые материалы из статей Олонецких губернских ведомостей (ОГВ), а также из рукописных записей, сделанных в Заонежье: студентами этнографического отделения Ленинградского историко-лингвистического института (ЛИЛИ) (1931 г., хранящиеся в Научном архиве ИЯЛИ КНЦ РАН) и из личного архива автора (2005-2021 гг.) Отдельно необходимо упомянуть дневники экспедиций К.К. Логинова, содержащие огромное количество заонежских слов; работа по их извлечению из экспедиционных записей уникального собирателя и достоверному толкованию только начата.
Везде, где это оказалось возможным, указаны место и время записи приводимого слова или фразеологического оборота; объяснение значения слов и выражений даются исходя из сведений, полученных из указанных источников или со слов старожилов-заонежан. Для пояснения и объяснения многих хозяйственных терминов, конечно, недостаточны только слова, необходим изобразительный материал – соответствующие рисунки и схемы, которые будут приложены к тексту в будущем.
Предваряя указанную главу «словаря», нужно так же сделать два замечания, которые кажутся важными и небезынтересными.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Касаясь говора заонежан необходимо особо заметить, что, не смотря на многостороннее финно-угорское влияние, подмечаемое в нём исследователями (конечно, русские, в свою очередь, не менее сильно повлияли на финно-угорские языки, культурный обмен был взаимным и многовековым), безусловно это говор русского населения, а не обрусевших вепсов или карелов. Заонежане в своей «уникальной языковой системе», видимо, хранили некоторые черты языка ещё ильменских словен, черты языка новгородского времени, являлись действительно «массовыми» хранителями сокровищ русского эпоса – всё это было бы просто невозможным для людей, относительно недавно овладевших русским языком, не имевшим русских корней.
Другое важное замечание – это то, что заонежский диалект в своём естественном применении, очевидно, был «раздвоен»: существовали – для повседневного «домашнего» общения - «приниженная» бытовая речь и, отдельно от неё - для исполнения эпоса, причетей, лирических песен, сказок – «высокий» язык народной поэзии. Именно бытовая речь испытала наибольшее финно-угорское влияние, была крайне своеобразна в произношении и насыщена местными диалектизмами (по большей части – глаголами); язык же народной поэзии, имея свои яркие особенности, тем не менее был понятен каждому русскому человеку. Каждая часть диалекта, наряду с «общими», имела и сугубо «свои» слова и свою манеру произношения, которые применялись в своём случае, т.е. не использовались вне сферы своего приложения. В самом деле, невозможно себе представить, чтобы, например, следующую строку из былины «Добрыня и Змей» - «Тут заплакала Добрынюшкина матушка» пели бы бытовым «приниженным» языком: «Тут заво́пела Добрынина матка» или «Тут заню́гандала матка Добрынина». Тонкое чувство меры и красоты, чувство своей сопричастности всей великой России не позволяли этого делать.
Хозяйственная же лексика, нами приводимая, в основном, относится к сфере бытовой речи, хотя многие хозяйственные термины употреблялись и в «высоких» фольклорных жанрах, тем самым они были как бы «освящены» традицией причети и эпических песен. Например, святость труда земледельца подчёркивается в старине «Вольга и Микула» идеализированным описанием сохи богатыря Микулы Селяниновича, включающем её составные части:
«Да у ратоя сошка кленовая,Гужики у ратоя шелковые. Омешки на сошке булатные,Присошечек у сошки серебряный,А рогачик-то у сошки красна золота.
СЕНОКОШЕНИЕ. ЗАГОТОВКА КОРМОВ
Слова, словосочетания.
Бере́мя (мн.ч. бере́меньями) – здесь: охапка сена, несомая на руке и удерживаемая сверху граблями, положенными на плечо (Лисицынская, Кузаранда, л.а.а., т. 1 стр. 134 и др.), оно же – оха́пка.
Боло́тина – трава, косимая на болотьях (в основном - осока двух видов, но так же и ко́ртеха (хвощ болотный), жи́тник и пр.). В основном шла на корм коровам зимой; осока употреблялась также для набивки постельников и для закрытия ям, стогов и закольев сверху. (Саньки, Яндомозеро; Шабановская, Толвуя л.а.а. т. 2 стр. 17. 2006) Метали её только деревянными четырёхшорпными мётальными вилами (тройнами) или железными мётальными – т.е. вилами, у которых один зуб напротив трёх стоит, есть захват; а с вил, у которых зубья расположены в одном ряду, осока соскальзывает. (Саньки, Яндомозеро, л.а.а. т.6.л.107.2014) Болотина – скошенная на болоте и плохо просушенная осока. (ВОГЗ 1907 – 20 _1. стр. 28. Коренной. Космозеро)
Боло́то (мн. боло́тья) – здесь: болотный сенокос, низовое осоковое болото, которое выкашивают – «все болота выкашивали» (Зубово, л.а.а. т. 1 стр. 98. 2004) «раньше, в основном, косили болотья» (Кефтеницы л.а.а. т. 6а л. 6об. 2013)
Вершина (и одонок) – верх и низ заколья; обычно вершина затекшая и замёрзшая, а одонок загнивший. (ВОГЗ 1907-22_1. стр. 31. Коренной. Космозеро)[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Вилы четырёхшо́рпные, они же четырёхшо́рпачные (от шорп – зуб) – четырёхзубые вилы, как деревянные, так и железные. Железные четырёхшорпные вилы раньше использовались только для навоза. (Вырозеро, Широкие Поля, л.а.а. т. 1 стр. 111)
Волоцю́га (ги) – небольшой возъ сѣна: «я ня́ одну волоцюгу ужъ свезъ въ городъ». (Пономарёв.Кижи.ОГВ 1898 №58)
Во́лочить – нести, тащить; во́лочить в тукача́х (сено) – здесь: носить сено с по́жни тукачами – связками за плечами (Ш. Поля, Вырозеро, л.а.а. т.6 л.104об.2013)
Вста́вка – кусок жерди, которым наращивали длину ручки деревянных вил-троен, если надо было метать сено очень высоко (Леликово, Сенная Губа л.а.а.т.4 л.50.2009)
Горбу́ша, коса́-горбу́ша – кованая коса с дугообразно изогнутым клинком и короткой, изогнутой двумя коленами, ручкой. Преобладала на заонежских сенокосах вплоть до конца 1950-х гг. (Широкие Поля, Вырозеро, л.а.а. т. 1 стр. 111.2006; Кибитка, л.а.а. т. 2 стр. 59.2006 и др); «косили горбушами, стойки появились после ВОВ» (Леликово, Сенная Губа л.а.а.т.4 л.49об.2009) [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Гра̀бить – грести сено граблями (Кибитка, л.а.а. т. 2 стр. 59. 2006 и др.) сгребать сено – (ЛИЛИ. С.Губа.1931)
Гра̀бли – орудие сенокосного труда, состоящее из длинной ручки, на конце которой прикреплена колодка с зубьями (Ш. Поля, Вырозеро, л.а.а. т. 2 стр. 115.2007 и др.)
Граблови́ще (реже – грабле́вище) – ручка грабель. Традиционно изготавливалось из ровного елового стволика (Широкие Поля, Вырозеро л.а.а. т. 2 стр. 115.2006 и др.) она же - ручка (Усть-Яндома л.а.а.т.6 л.109об.2014) Колхозные и совхозные столяры делали его из сухого соснового още́пка – расколотого или распиленного вдоль волокон ядра соснового бревна без сучков. (Кефтеницы л.а.а. т. 6а л. 7. 2013; Вырозеро и др.) Грабловище (ща) – ручка у граблей. (Пономарёв А. Кижи. 1898 №58)
Держа́лка – приспособление для удерживания клинка косы-горбуши при заточке. Представляло собой брусок с прорезью на торце. В прорезь вставлялся обух клинка горбуши, на другой его конец садился точильщик. (Вёгарукса, л.а.а. т.1 стр. 71.2006)
Дубра́ва, ум. дубра́вка – маленькая трава, травка, «травка-дубравка»; «а большая – «трава» уже называется» (Ботвинщина, л.а.а. т. 1, стр. 54.2006)[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Жи́тник – высокий злак, произрастающий по закрайкам низовых болот и берегам заболоченных губ (заливов) озёр (Шабановская, Толвуя. 2006)
За́колье – удлинённая в основании, высокая (покуда хватает вил и сена) и узкая (шириной ок. 1,5 м) кладь сена со стожарями, установленными по средней линии и двумя или тремя рядами подпор по сторонам. Вместе с тем, за́кольем (зако́линой) назывался и участок клади сена между двумя соседними стожарями; сложенные в один ряд зако́лины вместе составляли за́колье; таким образом, за́колье могло состоять из одной и более зако́лин; иногда их складывали постепенно, по мере высушивания сена. (Вырозеро, Широкие Поля, л.а.а. т. 1 стр. 110.2007; Ботвинщина, л.а.а. т. 1, стр. 55.2006; Кибитка, л.а.а. т. 2 стр. 74.2006; Шабановская, л.а.а. т. 2 стр. 17 и др.) «за́колье – клали в сырой год, если сено не досохло – 2 воза сена (до 3-х уж если); очень много кольев надо, его не топтали» (Кузаранда, Юсова Гора, л.а.а. т. 3 л. 93 об.-94.2009); За́колье – стог сена. (Рыбн. 1866); «Такую кладку называют заколью – узкая, 1,5-2 м, длиной 4-6 м. Между двух воткнутых в землю шестов накидывают сено на высоту до 4 м. Наверху шире складывают крышеобразно. Метальщики «заколья» складывают деревянными вилами» (Сенная Губа. ЛИЛИ.1931)
Зако́лина – часть стога сена, отделённая жердями (ОГВ 1846 № 4) - участок клади сена между двумя соседними стожарями. Сложенные в один ряд зако́лины вместе составляли за́колье; таким образом, за́колье могло состоять из одной и более зако́лин; иногда их складывали постепенно, по мере высушивания сена. (Вырозеро, Широкие Поля, л.а.а. т. 1 стр. 110.2007; Ботвинщина, л.а.а. т. 1, стр. 55.2006; Кибитка, л.а.а. т. 2 стр. 74.2006; Шабановская, л.а.а. т. 2 стр. 17 и др.)
Заро́д – здесь: вытянутая кладь сена, по форме близкая к скирде́ и напоминающая большое за́колье (но размеры его значительно превышают размеры за́колья). (Вырозеро, Широкие Поля, л.а.а. т. 1 стр. 110.2007) По устройству аналогичен за́колью – имеет стожари, подпоры и пр., но обязательно топчется при укладке сена, т.е. в него укладывают хорошо просушенное сено, в сухое погожее лето. Со временем зароды стали ставить действительно как скирды – без стожарей и подпор (если сено сухое) и термин «зарод» был вытеснен словом «скирда». Зарод – «длиннее и шире заколья, его мало топтали» (Кузаранда, Юсова Гора, л.а.а. т. 3 лл. 93 об.-94.2009)
Затёкший – здесь: подвергшийся протеканию воды от прошедших осадков – о вершине стога, заколья («затёкшая вершина»), вообще о промокшем сене (ВОГЗ 1907-22_1. стр. 31. Коренной).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Захва́т – рабочая характеристика косы (в т.ч. и горбуши), означающая ширину полосы скашиваемой одним её движением травы. Определяется углом прикрепления косы к рукояти: чем угол больше, тем больше захват косы, шире скашиваемая полоса и тем больше сил надо приложить для косьбы. (Вырозеро, Широкие Поля, л.а.а. т. 1 стр. 111)
Земни́на – она же земна́ трава – она же ме́лка трава – лучшая для скотины трава, растущая на высоких сухих местах (Ш. Поля, Вырозеро, л.а.а. т.6 л.104об.2013) она же Поляни́на – трава, косимая на полянках (Саньки, Яндомозеро, л.а.а. т.6.л.107.2014)
Иско́сок – сношенная долгой работой, узкая, «сдёржана» коса («ко́са у́зка») (Вырозеро, Широкие Поля, л.а.а. т. 1 стр. 111.2007) Искóсокъ (ска) – отломленный кусокъ косы: «съ искоска мошно ножикъ здѣлать». (Пономарёв А. Кижи. ОГВ 1898 № 59); он же Ко́сник – обломок горбуши. (Шабановская, л.а.а. т. 2 стр. 17)
Ка́гачи – попарно связанные крупные вицы ивы (самые хорошие) рябины или берёзы, укладываемые вперемёт на макушку стога или заколья (Шабановская, л.а.а. т. 2 стр. 17.2006). Иногда на вершину за́колья повдоль клали жердь, заправляя её между сто́жарей, а уже на неё сверху клали ка́гачи. (Широкие Поля, Вырозеро л.а.а. т. 1 стр. 110.2007); Ка́гачи – ивины связанные вместе 3 шт. (на заколье) (Типиницы, Задняя. 1980.Логинов К.К.ф.1оп.50д.485 л.2об.)
Квет – цвет, цветок (растений) (Широкие Поля, л.а.а. т. 1 стр. 117; Патаневщина)[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Кислика, кислица – щавель (ОГВ 1846 № 4)
Клин – деревянная вставка между косовищем и пяткой горбуши. Плотно приматывался к косовищу черёмуховым лыком или, позже, мягкой стальной проволокой, или полоской жести. (Вырозеро, Широкие Поля, л.а.а. т. 1 стр. 111 и др.)
Коло́дка – несущий брусок грабель, на котором закреплены зубья. Изготавливалась из берёзы. Бывала прямая и немного закруглённой формы (Широкие Поля, Вырозеро л.а.а. т. 2 стр. 115 и др.)
Кóртеха (хи) – трава, на подобіе тростника, полонутрая, суставчатая, растетъ по берегамъ рѣкъ и озеръ: «кортеху коровы гидятъ охвотнія (охотнѣе), цимъ осоку». (Пономарёв А. Кижи. ОГВ 1898 № 60) Ко́ртеха – хвощ болотный (повсеместно)
Коса́ – сам клинок косы. (Вырозеро, Широкие Поля, л.а.а. т. 1 стр. 111 и др.)[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Коса́рь – здесь: косец. (Вырозеро, Широкие Поля, л.а.а. т. 1 стр. 113а и др.) 2. широкий нож для щепания лучины (повсеместно) 3. рубящее орудие для очистки сенокосов и подсек от кустарника, кусторуб (повсеместно)
Коси́лка пароко́нная – косилка с двумя зубчатыми стригущими ножами, приводимая в действие и передвигаемая по покосу парой запряжённых лошадей. Применялась, в основном, 1930 – 1980-х гг. (Кефтеницы л.а.а. т. 6а л. 2. 2013 и др.)
Ко́сье, оно же косье́вище – рукоять косы (в т.ч. косы-горбуши) (Вырозеро, Широкие Поля, л.а.а. т. 1 стр. 111 и др.)
Ку́ча (мн.ч. – ку́чья) – временная кладь сена, складываемая для переноски сена к месту стогования. (Вырозеро, Широкие Поля, л.а.а. т. 1 стр. 110; Шабановская, л.а.а. т. 2 стр. 17; Кибитка, л.а.а. т. 2 стр. 59; Лисицынская, Кузаранда, л.а.а., т. 1 стр. 134 и др.) Куча складывалась граблями, следующим образом: приносили граблями три охапки сена, клали их наземь, располагая одну вдоль другой – две по краям, одну сверху – «на связку»; сверху перекрывали эту основу двумя следующими охапками, располагая их и, соответственно, слои сена, поперёк нижних. Так охапки и кладутся крест-накрест до верху кучи; самый верх закругляется похлопыванием граблями. (Вырозеро, Широкие Поля, л.а.а. т. 2 стр. 131 и др.)
Ку́чить (сено) – сбирать высохшее сено в кучи (ОГВ 1846 № 6)[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Лито́вка – 1. коса-стойка, вероятно, названая так по Литве, Литовскому княжеству, откуда она проникла в Россию (повсеместно);
2. коса-горбуша заводского изготовления, привозная, покупная, названая так (для отличия от кос, выкованых в деревенских кузницах) по виду металла, из которого сделана – из литой заводской стали. «Горбуши-литовки тоже были, хорошие, долго на остри́е стояли» (Вырозеро, Широкие Поля, л.а.а. т. 1 стр. 111)
Метать – здесь: метать сено на стог, заколье и пр. – т.е. поддевать, вздымать сено на вилах и подавать его наверх сенной клади (Кибитка, л.а.а. т. 2 стр. 59 и др.); технология мётки деревянными вилами-тройнами: «с кучи сено зацепил, упирает ручку в землю и поднимает, поэтому конец ручки заострён» (Леликово, Сенная Губа л.а.а.т.4 л.50.2009 и др.); «метали в заколья» (Типиницы, Задняя. 1980.Логинов К.К.ф.1оп.50д.485 л.2об.); «метали заколья» (Сенная Губа. ЛИЛИ.1931)
Мётальны вилы – вилы на длинном древке, с зубьями, расположенными «захватом, заёздочкой» для метания сена наверх (повсеместно).
Мётчик – тот, кто мечет сено в стога или заколья (Кибитка, л.а.а. т. 2 стр. 59; Ш.Поля и др.)[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Мякýшецки (чекъ) – головки краснаго или бѣлаго клевера. (Пономарёв А. Кижи. ОГВ 1898 № 61); другое значение – домашней выпечки хлеб, каравай (повсеместно)
Нави́льник – сено, взятое на вилы. «Не бери большой навильник – тяжело подымать будет» - говорили при мётке сена старики молодым (Вырозеро, Широкие Поля, л.а.а. т. 6а л. 113.2021 и др.)
Направлять (косу, топор и пр.) – держать затачиваемый инструмент под нужным углом к поверхности точильного камня, в нужном положении (Леликово, Сенная Губа л.а.а.т.4 л.49об.)
Низмина – низина, низменность. (ВОГЗ 1907 – 15 – 16_1. Коренной)
Носи́лки – две парные жерди для переноски куч сена к месту метания («кучья носили носилками») Изготавливались обычно из еловых или осиновых жердей. Тонкие концы носилок заострялись, чтобы легче их было подсовывать под кучу сена, а толстые гладко отёсывались в виде ручек. (Вырозеро, Широкие Поля, л.а.а. т. 1 стр. 110; Кибитка, л.а.а. т. 2 стр. 59 и др.)[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Оградка (прямая) – жердевая загорода вокруг заколья с жердями, лежащими вдоль поверхности земли - «делали оградки прямые, чтоб не прошла скотина» (Типиницы, Задняя. 1980.Логинов К.К.ф.1оп.50д.485 л.3)
Одонок (и Вершина) – верх и низ заколья; обычно вершина затекшая и замёрзшая, а одонок загнивший. (ВОГЗ 1907-22_1. стр. 31. Коренной)
Опле́нь (м.р.) – большой воз сена («сена целый опле́нь наклал - маленькое за́колье помещалось») (Ш. Поля, Вырозеро, л.а.а. т. 2 стр. 129), то же опле́ня – (Грязная Сельга)
Ослонка – жердь, прислонённая к клади сена (заколью, стогу) для того, чтобы сено не разрыло ветром. «Просто прислонят две берёзы – ослонки. При большом заколье, куч 25-30 – 4 ослонки, а иногда и 6 шт. в заколье (ослонок)» (Типиницы, Задняя. 1980.Логинов К.К.ф.1оп.50д.485 л.3)
Осока сухая – она же тонкая осока – травянистое растение, не имеющее соломистый стебель, растущее на низинных и переходной формы болотах. Заготавливалась на корм рогатому скоту. (Широкие Поля, л.а.а. т. 1 стр. 115.2007; т.6 л.104об.2013); она же – Боло́тина (Саньки, Яндомозеро, л.а.а. т.6.л.107.2014)[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Остра́мок – стоговое место, основание клади сена; делался из прутьев и веток, уложенных на землю. (Шабановская, Кургеницы); «остра́мок – ветки под низ» (Леликово, Сенная Губа л.а.а.т.4 л.50.2009) Острáмокъ (ка) – остатокъ сѣна отъ вывезенной заколины: «вясной какъ сѣна не хватило, дакъ свои и цюжіи острáмки очистили». (Пономарёв А. Кижи. ОГВ 1898 № 61)
Остри́е – собственно лезвие горбуши («горбуша хорошо на остри́е стоит» - долго держит остроту заточки) (Вырозеро, Широкие Поля.2007)
Остро́м – огороженное место вокруг стогов или закольев. (Шабановская, Толвуя л.а.а. т.1 стр.58.2006)
Отава – молодая трава, отросшая после укоса сена. (ВОГЗ 1907-22_1. стр. 31. Коренной); «отаву на ближних покосах косили, на дальних – нет. Скармливали свежую, не сушили её» (Вырозеро, Широкие Поля, л.а.а. т. 6а л. 112об.2021 и др.)
Охапка – она же беремя - ноша сена, набираемая под грабли (при этом слои сена выравниваются и сплачиваются) и переносимая между рукой снизу и граблями сверху. Граблевище при переноске охапки кладётся на плечо. (Вырозеро, Широкие Поля, л.а.а. т. 1 стр. 110 и др.) [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Още́пок – здесь: сортимент, представляющий собой выколотую или выпиленную повдоль из сердцевины сухого соснового ствола четвертину. Отличается плотной, безсучковой и просмоленной древесиной. Деревенские столяры колхозного и совхозного времени использовали още́пки для изготовления ручек грабель. Грабловище из соснового ощепка отличается большой прочностью и износостойкостью, но, при этом, и большим весом. (Кефтеницы л.а.а. т. 6а л. 7. 2013 и др.)
Пласт не то́птаный – не то́птаны пласто́вья – плотные пласты сена, укладываемые наверх стога сена. Их нельзя топтать, чтобы на них не оставалось «следков». Если следки останутся, то по ним дождевая вода быстро попадёт внутрь клади сена. (Вырозеро, Широкие Поля, л.а.а. т. 1 стр. 110.2007)
Пестушки – трава, называемая толокнянкою (ОГВ 1846 № 6)
Повора́чивать – переворачивать сено для сушки (Кибитка, л.а.а. т. 2 стр. 59.2006; Усть-Яндома л.а.а.т.6 л.109об.2014); оно же Шевелить – «граблями шевелили (сено)» (Типиницы, Задняя. 1980.Логинов К.К.ф.1оп.50д.485 л.2об.)
Подвева́ть – поддувать, просушивать сено – «ставили подпоры – чтоб подвевало (сушило) сено» (Типиницы, Задняя. 1980.Логинов К.К.ф.1оп.50д.485 л.2об.)[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Поддо́н, мн.ч. поддо́нья – сложенный ровным слоем срубленный мелкий лиственный лес, на который ставили кладь сена. (Вырозеро, Широкие Поля, л.а.а. т. 1 стр. 110 и др.); оно же поддонье – «под за́колье – поддонье из веток поперёк» (Типиницы, Задняя. Логинов К.К.1980)
Подпо́ра – деревянная подпорка (кол, обрубок жерди), устанавливаемая наклонно с боков сенной клади для уменьшения усадки сена и обеспечения его проветривания. Обычно заколье подпирали двумя (низкие и длинные подпоры) (Вырозеро, Широкие Поля, л.а.а. т. 1 стр. 110; Усть-Яндома л.а.а.т.6 л.109.2014 и др.) или тремя рядами подпор. При установке подпор сено подворачивали, чтобы подпора его не проткнула, а упёрлась в него. (Вырозеро, Широкие Поля, л.а.а. т. 1 стр. 110.2007 и др.) Иногда подпоры в ряду меряли топорищами – в одно, два и три топорища длиной. Подпо́ра (Типиницы, Задняя. Логинов К.К.1980)
По́жня, ум. по́женка – покос, поляна в лесу под покос. (Лисицынская, Кузаранда, л.а.а. т. 2 стр. 107.2007; Широкие Поля, Вырозеро л.а.а. т. 1 стр. 117.2007, т. 2 стр. 131и др.) Пожня – луг, сенокос, покос, обычно освобождённый некогда от леса. (ВОГЗ 1907 – 13 – 1. Коренной)
Поляни́на – см. Земни́на (Саньки, Яндомозеро, л.а.а. т.6.л.107.2014)
Пра́вить – тонко острить и выравнивать режущую кромку лезвия косы после заточки и во время косьбы. (Вырозеро, Широкие Поля, л.а.а. т. 1 стр. 113а.2007 и др.)[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Прави́ýка (ки) – брусъ, которымъ во время косьбы точатъ косу: «чимъ прави́ýка мякце, тымъ ёна лутче». (Пономарёв А. Кижи. ОГВ 1898 № 62)
Проко́сье (ср.р.) – полоса скошеной травы, остающаяся за косцом (Шабановская, л.а.а. т. 2 стр. 17.2006 и др.); оно же – проко́с (м.р.) «прокосы раскидывашь граблями»; оно же – вало́к (м.р., возможно, слово перенято от мужа-белоруса) «ребята разбрасывали валки» (Ботвинщина л.а.а.т.6а лл. 102об.,104об.)
Разрыва́ть (проко́сья па́лочкой) – раскидывать слишком толстый слой скошенной травы (Шабановская, л.а.а. т. 2 стр. 17); оно же разбра́сывать, раски́дывать (Ботвинщина л.а.а.т.6а лл. 102об.,104об.)
Резу́н – «осока, которая режется, широкая, мясистая. А сухая осока – тонкая». (Широкие Поля, л.а.а. т. 1 стр. 115.2007)
Рога́тка – здесь: сухое дерево, которое втыкали в землю между стожарями заколья, если сено клали сыроватое - чтобы оно не слежалось (Леликово, Сенная Губа л.а.а.т.4 л.50.2009)[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Сарай – помещается над двором, хлевами и конюшней, в него слагаются: сено, солома и всевозможныя принадлежности сельскаго хозяйства. (ВОГЗ 1907-22_1. стр. 30. Коренной); сеновал, верхний ярус хозчасти дома-комплекса (повсеместно)
Соха́ (ум. со́шка) она же - рога́тка – здесь: ствол дерева с двурогой развилкой. Со́хами подпирали крайние сто́жари за́кольев, по две рогатки в упор на сто́жарь. Крайние сто́жари и рогатки сеном не закрывались. (Вырозеро, Широкие Поля, л.а.а. т. 1 стр. 110.2007 и др.)
Стог, мн.ч. сто́ги – круглая в основании кладь сена, чаще со сто́жарем, установленным по вертикальной оси стога. (Ботвинщина, л.а.а. т. 1, стр. 55 и др.)
Сто́жарь – вертикально воткнутая в землю жердь, установленная в центр стога или по средней линии заколья или зарода. (Вырозеро, Широкие Поля, л.а.а. т. 1 стр. 110; Кибитка, л.а.а. т. 2 стр. 74 и др.) Вертикальная опора сенной клади (заколья, стога) устанавливаемая в сделанные в земле ломом гнёзда. Если сено складывается сырое и лето дождливое, то на стожарях оставляли необрубленными короткие сучья, чтобы сено на них повисало и продувалось ветром навесу, а не слёживалось плотно. Стóжаръ (ра) – длинная жердь, которая ставится между заколинами сѣна.( Пономарёв А. Кижи. ОГВ 1898 № 63); Сто́жар (мн.ч. сто́жары) – (Типиницы, Задняя. Логинов К.К.1980)
Сто́йка – коса-стойка. (Палтега, л.а.а. т.1 стр. 81.2006; Широкие Поля, л.а.а. т. 1 стр. 119.2007 и др.)[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Сук (мн. ч. су́чья) – грабельный зуб. Вырезали зуб ножом из колотого бруска сухой стволовой древесины, в середине черенка ножом делали нарезку и вбивали клинышек. Изготавливался обычно из берёзы (Широкие Поля, Вырозеро л.а.а. т. 2 стр. 115; Кефтеницы л.а.а. т. 6а л. 7. 2013 и др.) В некоторых деревнях из колотой сухой рябины (Кефтеницы), и веток жимолости и черёмухи.
Токи́ло – точильный станок для заточки топоров, кос-горбуш, ножей и пр. (Кефтеницы, Никонова Губа, л.а.а. т.1 стр.5.2005; Ш. Поля, Вырозеро, л.а.а. т.6 л.104.2013); - круглый камень, на котором точат топоры, косы и пр. (ОГВ 1846 № 8)
То́птальник – тот, кто работает на верху сенной клади (стога или заколья) – принимает и утаптывает сено. То́птальником назывался и тот, кто работал один - принимал сено наверху клади и сразу топтал его, и дополнительный работник (часто подросток), который только расхаживал наверху, топча сено, в то время, как другой принимал его от мётчика. Дополнительный (второй) то́птальник бывал только при постановке удлинённой в основании клади – зарода или скирды, где ему было где ходить; на стогу же обычно работал только один топтальник. (Широкие Поля, Вырозеро. л.а.а.т.6а л.113.2021 и др.)
То́птать – здесь: утаптывать укладываемое сено – ходить по свежеукладываемому сену вдоль оси заколья или вокруг центра стога, уплотняя его. Топтали при укладке только сухое сено. (повсеместно)
Точи́ло – 1. собственно точильный камень, установленный на станке (Кефтеницы; Ш. Поля, Вырозеро, л.а.а. т.6 л.104.2013) «точило бабушка крутила» (Леликово, Сенная Губа л.а.а.т.4 л.49об.); 2. точильный станок для заточки топоров, кос-горбуш, ножей и пр. (Вёгарукса, л.а.а. т. 1 стр. 71; Кибитка, л.а.а. т. 2 стр. 59 и др.)[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Травы несъедомые – травы, негодные на корм скоту. (ВОГЗ 1907-22_1. стр. 31. Коренной)
Треста́ – здесь: сухой озёрный тростник, применяемый в качестве «подспорного корма» для скота – при нехватке сена. (ВОГЗ 1907-22_3. стр. 32. Коренной)
Тро́йны – деревянные вилы с тремя или четырьмя (мётальные тройны) рогами (шо́рпами) - (повсеместно) иногда даже с двумя шорпами (Лисицынская, Кузаранда, л.а.а., т. 1 стр. 134)
Тука́ч – вязанка сена, соломы, дров и пр. Обычно переносился на верёвке за спиной («тукача́мы но́сить») (Вырозеро, Широкие Поля, л.а.а. т. 1 стр. 110.2007); он же ту́кач – (Боярщина, л.а.а. т. 2 стр. 4.2006)
Тя́гунцы (мн.ч. – тя́гунцамы) – подорожник (Широкие Поля, л.а.а. т. 1 стр. 117; т.6.л.107.2014) Назывался так потому, что лист подорожника имеет очень прочные тянущиеся жилки внутри. Широко применялся для лечения небольших ран, мозолей и пр.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Хвоя – еловый и сосновый лапник, который привозили зимой для подкорма скотины и на подстилку в хлева некоторые хозяева. В иных местах привозить хвою было не принято – «В личном хозяйстве не рубили хвою» (Типиницы, Задняя. 1980.Логинов К.К.ф.1оп.50д.485 л.3)
Шляпа на сенокос – шляпа домашнего изготовления из холста, с небольшим отверстием на макушке «для вентиляции», имеющая форму панамы. Обычно носили её, подогнув поля кверху. (Типиницыл.а.а.т.6 л.64.2012)
Шорп (мн. ч. шо́рпы) – рог (ли зуб) вил (но не грабель) (Вырозеро, Широкие Поля, л.а.а. т. 1 стр. 111.2007) Отсюда двушорпные (двурогие), трёх- и четырёхшорпные вилы.
Штаны сенокосные – штаны на сенокос - широкие то́чивные (из льняного холста) штаны с короткими, длиной до середины икр, штанинами. Штанины выпускали поверх сапог, чтобы сенная труха не сыпалась в сапоги. (Типиницыл.а.а.т.6 л.64.2012)
Приметы, сроки работ, обряды и пр.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
О за́кольях:
«Заколья в той жизни делали, доколхозной и в колхозах. Как худа́ погода - сено повесишь – дак час мочит, а другой сушит, глядишь и просохло» (Вырозеро, Широкие Поля, л.а.а. т. 4.л.24.2009)
«Сено ме́чется – подпо́ры ло́жатся» (Вырозеро, Широкие Поля, л.а.а. т. 4.л.24об.2009)
Во́пля – комнатный цветок с широкими, большими, толстыми, гладкими, тёмно-зелёными листьями сердцевидной формы. Дёржали во́плю в домах для того, чтобы узнавать будет ли дождь, (что особенно важно в сенокосную пору) т.к. перед дождём на его листьях выступают капли воды. (Широкие Поля, л.а.а. т. 1 стр. 117.2007)
Покос начинался, по закону, с Петрова́.(с 13.07.)По росы косили (Лукин Остров, русские, л.а.а. т. 1 стр. 33.2006) Позднее начало сенокоса объясняют тем, что добрые травы (злаки) должны успеть отцвести и бросить семя в землю, осеменить её; иначе покос будет вырождаться, народятся негодные травы. (Ерснево, л.а.а. т. 2 стр. 133)[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Косить начинали с Ивана (07.08) (Леликово, Сенная Губа л.а.а.т.4 л.49об.2009)
Начал косить горбушей в 14 лет – Чивин Н.А., 1925 г.р. (Леликово, Сенная Губа л.а.а.т.4 л.50.2009)
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.