Метки текста:

Музеефикация

Создание архитектурно-этнографической экспозиции Vkontakte@kizhi

Восстановление дома Ошевнева. 1950-е гг.Фрагмент выставки по истории края в доме Ошевнева. 1962 г.Фрагменты выставки-информации о музее на веранде дома приезжих. 1962 г.Дом Яковлева в дер.Клейщела до перевозки в музей «Кижи». 1950-е гг.Дом Сергина в дер.Мунозеро до перевозки в музей «Кижи». 1969 г.Часовня Трёх Святителей в дер.Кавгора до перевозки в музей «Кижи»Часовня Трёх Святителей в процессе реставрации. На первом плане Б.Ф.Елупов и М.К.Мышев. 1963 г.Фрагмент выставки «Народное прикладное искусство, фольклор Заонежья» в доме Ошевнева. 1962 г.В.А.Гущина на монтаже выставки в доме Сергина. 1978 г.Открытие выставки «Древнерусская живопись Карелии» в Покровской церкви. Выступает В.М.Ионова, директор музея «Кижи». 1976 г.

В практике создания архитектурно–этнографических музеев в России (СССР) Кижскому музею по праву принадлежит одно из первых мест, прежде всего потому, что уникальный Кижский архитектурный ансамбль сохранился на месте своей исторической постройки и урбанизация не коснулась древнего острова.

В 1945 г. в целях сохранения Кижского архитектурного ансамбля территория Кижского погоста была объявлена заповедником, границы которой определились сохранившейся каменной оградой.

В период 1950–1955 годы идея создания музея вырисовывалась в достаточно общем виде. До 1950 года вопрос о перевозе памятников на остров вообще не поднимался, а значит вопрос о создании какой–либо музейной экспозиции не стоял. Установленной и узаконенной музейной территории не существовало, а перевозимые вскоре памятники явочным порядком ставились на колхозной земле. Перевозка стала рассматриваться как конкретная и, по сути, единственно возможная мера, которая позволяла сохранить обреченные на гибель памятники народного деревянного зодчества.

Интересна история первого памятника архитектуры, перевезенного в музей – дома Ошевнева. Его первоначальное обследование было произведено в сентябре 1945 г. архитекторами А.Н.Буйновым и И.К.Рыбченко. Дом был включен в Список учтенных памятников К–Ф ССР и подлежал ремонту. Но время внесло свои коррективы. Положением о Государственном архитектурном заповеднике «Кижи» от 10 июля 1950 г. в его состав помимо Кижского архитектурного ансамбля были включены часовни и крестьянские дома согласно списку, утвержденному Управлением охраны памятников Министерства городского строительства СССР. Ведущим критерием для подбора памятников были архитектурная уникальность и типичность, соответствующая традициям народного деревянного зодчества. Именно этим традициям и соответствовал дом Ошевнева.

К этому времени по дому были закончены обмерные работы и составлен проект реставрации (автор Э.В.Ильин). Но к ремонтным работам так и не приступили: Было принято решение оформить документы на приобретение дома и перевезти его на остров Кижи. Перевоз дома был осуществлен в январе 1951 года. Дом являлся первым памятником гражданской архитектуры, перевезенным на остров, и положил начало созданию архитектурно–этнографической экспозиции будущего музея.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Принципиальные вопросы размещения новых объектов и структурного построения экспозиции пока не решались, так как музейная территория в 15 гектар была только предусмотрена, но юридически отчуждение колхозной земли, занятой под пашни, огороды и сенокос, произошло только в 1958 году. Именно поэтому первые перевозимые на остров объекты ставились на относительно небольшой площади в непосредственной близости от Кижского ансамбля.

Дом Ошевнева был поставлен на фундамент старого дома подобного типа, когда–то стоявшего на этом месте. В то время дом предусматривался для администрации будущего музея.

Тогда же из деревни Коккойла Пряжинского района был перевезен амбар. Поскольку в тот момент не было даже намека на проект планировки музея, то амбар из карельского района поставили рядом с русским заонежским домом Ошевнева.

После переноса в музей двух первых построек был создан эскизный проект его планировки (автор А.В. Ополовников), который отвечал злободневной задаче экстренного спасения памятников. Все перевозимые объекты размещались на небольшом «пятачке» по геометризированной схеме. Ни этнические, ни типологические, ни какие–либо другие признаки при размещении памятников не учитывались.

Вопрос о создании интерьера в пока еще единственном музейном крестьянском доме был поднят только в 1958 году, когда в доме Ошевнева были открыты небольшие выставки:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

  1. Из научных фондов Управления по делам строительства и архитектуры Министерства коммунального хозяйства КАССР (организатор А.В.Ополовников).
  2. Выставка фотографий и зарисовок по теме «Памятники деревянного зодчества КАССР» (организатор Р.И.Каталкина).
  3. Выставка икон XIV–XVII вв. (организатор Э.С.Смирнова).
  4. Выставка предметов крестьянского хозяйства и быта (организатор Р.И.Каталкина).

Последняя выставка была достаточно разрозненной. Инвентарные номера на предметах отсутствовали. Первый тематико–экспозиционный план музейной выставки (именно этой) был составлен только в 1961 году экскурсоводом отдела «Кижи» Карельского Государственного краеведческого музея М.И. Прасоловым.

В 1961 году в доме Ошевнева была создана выставка по истории и народному творчеству крестьян Заонежья (автор экспозиции старший научный сотрудник Карельского Государственного музея Н.М.Кожарина).

Более четкое отношение к использованию интерьера дома определилось именно в этом году в связи с созданием на базе Кижского заповедника отдела «Кижи» Государственного краеведческого музея КАССР.

Первоначальный вариант оборудования интерьеров был разработан в 1961 году заведующим отделом Н.В. Воробьевым. Планом предусматривалось оборудование интерьеров избы, горницы, сеней, сарая, крытого двора, светелки, кладовых. Светелка и две кладовых не были оборудованы (в них были размещены фонды). При создании первых интерьеров своими фондами с Кижами поделился Карельский государственный краеведческий музей. Экспозиция обновлялась по мере поступления новых экспонатов. Первые экспедиции по их сбору для Кижей были совершены сотрудниками филиала.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

До 1961 года дом Ошевнева оставался единственным из жилых крестьянских домов в экспозиции музея, хотя попытки создать некую архитектурно–этнографическую экспозицию, причем подчеркнуто классового характера, была предпринята еще в 1956 г.

По предложению зам. директора по научной части Карельского Государственного краеведческого музея И.М. Мулло Госкомитету по делам строительства и архитектуры было рекомендовано перевезти в Кижи вместе со всей обстановкой курную избу Парамоновых из д. Новинка Сенногубского сельсовета Заонежского района и дом крестьянина–середняка из д. Исаева Сельга того же сельсовета. Дом из Исаевой Сельги был разобран, но летом 1958 года «вследствие утраты архитектурно–художественной ценности» был списан на дрова. Дом с курной избой также не попал на остров. Но тем не менее перевозка памятников на остров продолжалась.

В 1958 году была перевезена церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря. В 1959 году – ветряная мельница из дер. Волкостров. В 1960 году были перевезены несколько памятников: часовня Михаила Архангела из дер. Леликозеро, дом Елизарова из дер.Середка, амбар из дер.Пелдожи Пряжинского района, часовня Трех Святителей из дер.Кавгора Кондопожского района, дом Сергеева из дер.Логморучей Прионежского района, водяная мельница и рига из дер.Березовая Сельга.

Музей стал являть собой коллекцию достаточно отреставрированных построек, но не дающих представления о региональных и этнических особенностях народного зодчества Карелии. Музей начал превращаться в собрание ценных, но весьма разрозненных объектов.

В связи с этим в 1961 году Всероссийскими научно–реставрационными мастерскими (ВНРМ) Госстроя РСФСР был подготовлен перспективный план работы по проектированию музея под открытым небом. В предварительном проекте предусматривалось размещение секторов по национальному, этнографическому и географическому признакам.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

С момента начала посещения музея туристами (1955 год) проблемы создания архитектурно–этнографической экспозиции стали выдвигаться на первый план. В этот период (1955–1961 гг.) были выдвинуты три основные программные задачи: Перспективы развития музея; Четкий критерий для отбора самих экспонатов, который позволил бы представить не только уникальные памятники, но и все другие типы крестьянских построек с учетом их этнических и региональных особенностей; Новая гибкая структура музея, соответствующая размерам и характеру музейной территории.

По второму варианту эскизного проекта планировки (1966 год, автор проекта К.М.Губельман, научный руководитель А.В. Ополовников) кижский музей должен состоять из трех этнических секторов, соответствующих основным этническим зонам Карелии: русской, карельской и вепсской. Ядро таких комплексов – крестьянская усадьба со всеми традиционными постройками. Комплексы несомненно заключали в себе некую музейную условность. Моделирование комплексов деревень не предусматривалось.

В русском секторе, расположенном вблизи погоста, намечалось создание четырех архитектурно–этнографических комплексов. В карельском же и вепсском секторах на южном конце острова намечалось по одному комплексу. Во всех домах предусматривалось оборудование интерьеров. Погост рассматривался как самостоятельный комплекс русского сектора – основное ядро будущей экспозиции музея.

Кроме архитектурных экспозиционных комплексов, у северной границы экспозиционной территории на дороге предполагалось создать изолированный комплекс административно–хозяйственных зданий. Здесь же предусматривался основной вход на территорию музея. Старая дорога по кряжу использовалась как главная естественно сложившаяся магистраль.

Площадь, отведенная под архитектурно–этнографическую экспозицию (7 гектаров), была установлена без учета особенностей музея и перспектив его развития и оказалась явно недостаточной. Памятники оказались расположены слишком близко друг к другу. Практическая реализация в целом методически правильного эскизного проекта проходила на весьма ограниченной территории, что никак не удовлетворяло ни руководство, ни коллектив научных сотрудников музея «Кижи».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В связи с переносом в музей дома Елизарова в 1961 году появилась возможность создать усадьбу крестьянина–середняка. В ее состав вошли: дом, баня, рига, водяная мельница и огород с косой изгородью. В доме были воссозданы интерьеры курной избы, «сарайной горницы», чуланов, сеней и сарая.

Крестьянская усадьба зажиточного крестьянина Ошевнева была полностью укомплектована только в 1974 году.

В 1964 году в связи с 250–летним юбилеем Преображенской церкви в трапезной Покровской церкви впервые была открыта выставка древнерусской живописи Карелии, ставшая с этого времени постоянной. Организатором выставки был московский художник–реставратор Г.В.Жаренков, принимавший участие в послевоенные годы (вместе с В.Г. Брюсовой) в реставрации иконостаса Преображенской церкви. Позже реэкспозиция выставки неоднократно делалась зав. НИО Б.А.Гущиным, а последние 20 лет – художником–реставратором Г.И.Фроловой.

В 1966 году был перевезен дом зажиточного карельского крестьянина Яковлева из дер. Клещейла Пряжинского района, который стал основой карельского сектора. Все помещения дома были отданы под интерьеры (авторы ТЭПа А.Т.Беляев, Б.А. Гущин).

В 1973 году главный хранитель музея Н.П. Кутьков и зав. научно–исследовательским отделом Б.А. Гущин провели эксперимент по реконструкции цветового решения деталей интерьера (филенчатые двери, фрагменты стен, сундук, лохань и т.д.). Восстановление было проведено только там, где следы окраски были явственно видимы. Вопрос о восстановлении наружной окраски памятников в то время не ставился.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В Карельском обкоме КПСС никогда не забывали о классовой направленности музея «Кижи» и расслоении дореволюционного крестьянства. Обком указал музею на некоторую односторонность отражения (чуть ли не идеализацию) крестьянской жизни. Поэтому в 1974 г. срочно в музей из д. Волкостров (Щепино) был перевезен дом крестьянина–ремесленника Щепина, долгое время фигурировавший в музейных документах как дом–бедняка, в основном из–за своих небольших размеров. Постановкой этого дома музей укрепил «идеологический стержень» экспозиции, и критика по поводу ее якобы кулацкой направленности прекратилась. В доме был оборудован интерьер (автор ТЭПа А.Т. Беляев).

При первичном создании интерьеров крестьянских домов сотрудники музея пытались представить максимальное количество бытовых предметов. При этом этническая принадлежность предметов часто не совпадала с регионально–этническим происхождением дома. Это происходило из–за крайне ограниченного количества музейных предметов.

В начале 60–х годов в фондах преобладали предметы из Заонежья, причем очень часто не экспозиционного вида. Во второй половине 1960–х годов появились достаточно большие пудожские, вепсские и карельские привозы. Тем не менее, в экспозицию иногда еще попадали чисто функциональные предметы из несоответствующих дому этнически–региональных зон.

В результате экспедиционной деятельности музея с 1968 г. почти ежегодно вносились детальные изменения в ТЭПы существующих экспозиций. Изменения коснулись домов Ошевнева, Елизарова, Щепина, Яковлева (экспозиционеры: А.Т. Беляев, Б.А. Гущин, В.А. Гущина, М.А. Витухновская, С.В. Воробьева, Р.Б. Калашникова, И.И. Набокова, Ю.М. Наумов, Л.В. Трифонова). После ряда частичных реэкспозиций интерьеры домов стали этнографически намного точнее.

В 1972 году московским институтом «Гипрогор» был разработан Генеральный план музея–заповедника «Кижи» (главный архитектор проекта В.Н. Выборный). Генплан комплексно подходил к решению не только архитектурно–этнографических экспозиционных проблем, но и к созданию инфраструктуры достаточно большого региона Заонежья с Кижами в центре.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Учитывалось предполагаемое развитие сельского хозяйства, электрификации, дорожного строительства, туристических маршрутов, приютов, гостиниц, жилья и административно–хозяйственных комплексов. Главный туристический и административный центр намечалось создать на материке в районе деревни Жарниково (Дудниково).

Согласно Генплана архитектурно–этнографическая экспозиция занимала всю территорию острова Кижи, а также так называемые фоновые деревни, окружающие остров. При создании будущей экспозиции проектанты достаточно свободно оперировали на бумаге всеми памятниками архитектуры Карельской АССР. Основу экспозиции составляли архитектурно–этнографические комплексы–усадьбы. Всего было запланировано 40 основных комплексов, подобранных по географическому признаку. Некоторые из них по предложению музея размещались на местах старых исторических деревень. В отдельные комплексы входило до 40 объектов.

Основным недостатком архитектурно–этнографической экспозиции Генплана 1972 года являлась перенасыщенность экспозиции объектами. Например, в южной части острова, до линии деревень Ямка – Васильево предполагалось разместить 153 объекта, в том числе 22 крестьянских дома и 19 (!) часовен. Общее количество построек, которые согласно Генплану предполагалось перевезти на остров Кижи, приближалось к 300 ед. Кроме того, только меньшая часть перевозимых памятников имела конкретные адреса, большинство же адресов не имело или восстанавливалось по неопределенному образцу.

В связи с нереальностью создания обозначенной в Генплане архитектурно–этнографической экспозиции, в 1972 году в музее был разработан альтернативный тематико–экспозиционный план развития экспозиции музея–заповедника «Кижи» до 1980 года по линии деревень Ямка – Васильево (авторы – А.Т.Беляев, В.А.Гущина). Авторы музейного ТЭПа сократили количество комплексов с 40 до 17, приведя для этого убедительные аргументы. Почти все предлагаемые постройки имели конкретные адреса. В январе 1977 года ТЭП был обсужден и утвержден на Ученом совете музея. Он, не отвергая Генплана, вносил в него важные коррективы.

В сентябре 1975 года «Гипрогором» был разработан План детальной планировки музея (ПДП). ПДП определил основные методические принципы формирования архитектурно–этнографической экспозиции.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

При определении этнографических зон выделялись следующие элементы дифференциации:

  1. Географический элемент – учет природных условий и географическое положение (профиль построек, назначение, приспособление к местным географическим условиям, рельефу, материал для строительства).
  2. Результаты исторической эволюции хозяйств.
  3. Социально–экономическое положение владельца (жилищные требования, возможности, род занятий, классовая дифференциация крестьянских хозяйств),
  4. Функциональная типология сооружений (жилые сооружения, хозяйственные сооружения, производственные сооружения, общественные сооружения).

В экспозиции каждой зоны (сектора) центральное место должны занимать крестьянские дворы различной степени зажиточности с жилыми и хозяйственными постройками в едином комплексе с предметами быта, включая произведения народного искусства.

В 1970–е годы наметились основы русского сектора (Заонежье), в который вошли Кижский ансамбль, дом Ошевнева, дом Елизарова, дом Щепина, часовня Михаила Архангела из дер.Леликозеро. К дому Ошевнева были поставлены баня из дер. Мижостров и амбары из дер.Южный Двор и дер.Липовицы. К дому Елизарова была поставлена баня из дер.Усть–Яндома.

Амбар из дер. Коккойла от дома Ошевнева и амбар из дер. Пелдожи от дома Сергеева были перенесены к карельскому дому Яковлева.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

У домов Ошевнева, Елизарова, Щепина и вдоль дороги сделаны косые изгороди.

Часовня Трех Святителей из дер. Кавгора была перенесена с Южного конца острова на место планируемого сектора карел–людиков в северной части острова.

В 1970–е – начале 1980–х годов много внимания уделялось формированию деревень резерватов Ямка и Васильево, куда свозились типичные крестьянские дома, ставившиеся на место исчезнувших. Иногда дома ставили и на совершенно новые места (дом Сергина), стараясь не нарушить общую архитектурно–планировочную характеристику уже сложившейся деревни.

В деревню Ямка были перевезены дома: Вичурина из дер.Вигово, второй дом Ошевнева из дер.Ошевнева, Ананьиных из дер.Красная Сельга, Пономарева из дер.Маньшино, Пертякова из дер.Усть–Яндома, Березкина из дер.Грязная Сельга. Дом Мошниковой был отреставрирован на своем месте в дер.Ямка, также как и амбар, находящийся у этого дома.

В деревню Васильево были перевезены дома: Сергиных из дер.Мунозеро, Кондратьева из дер.Верхняя Путка, Сергеевой из дер.Липовицы.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

На Нарьиной горе была поставлена часовня Спаса Нерукотворного из дер.Вигово.

Рядом с домами выросли хозяйственные постройки, перевезенные из соседних деревень.

Интерьерная и выставочная работа в эти годы сосредоточилась в основном в Заонежском секторе. В 1970–е – 1980–е гг. ежегодно в летний период под открытым небом экспонировались фотовыставки, посвященные истории музея, реставрации, жизни современной Карелии. Данные выставки создавались музеем по настоятельным рекомендациям обкома КПСС.

В конце 1970–х – начале 1980–х годов впервые в музейной практике научные сотрудники музея разработали комплексные тематико–экспозиционные планы архитектурно–этнографических секторов музея: Пудожский сектор – Б.А.Гущин, Заонежский сектор – М.А.Витухновская, сектор северный карел – С.В.Воробьева, Вепсский сектор – В.А.Гущина, сектор карел–людиков – Л.В.Трифонова.

В это же время в экспозицию был включен самый большой крестьянский дом на острове – дом Сергина из дер. Мунозеро. В доме была смонтирована обстоятельная выставка «Народное искусство Карелии» (авторы ТЭПа А.Т.Беляев, Б.А.Гущин). В этом же доме была организована выставка, посвященная партизанам и подпольщикам Карелии во время Великой Отечественной войны (автор ТЭПа Л.В.Трифонова) и интерьер крестьянского дома периода оккупации (автор ТЭПа Б.А.Гущин).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В 1980–х годах в музее был создан Пудожский сектор, искусственно смоделированная пудожская деревня (авторы архитекторы–реставраторы Т.И.Вахрамеева и Г.А.Кутькова, автор ТЭПа архитектурно–этнографической экспозиции Б.А.Гущин).

В экспозицию вошли следующие объекты: дом Бутина из дер.Пялозеро, дом Поташева из дер.Пяльма, дом Беляева из дер.Кубово, три амбара, макет бани из дер.Бутылгино Плесецкого района Архангельской области.

В доме Бутина был воссоздан типичный интерьер пудожского крестьянского жилища конца XIX–XX века (автор ТЭПа Б.А.Гущин). В доме Беляева была открыта выставка «Лен Русского Севера» (автор ТЭПа О.А.Набокова).

В северной части острова началось формирование и остальных секторов музея. На самом конце острова планировался сектор северных карел, куда были перевезены: ветряная мельница и рига из дер. Гафостров Музерского р–на.

Недалеко от часовни из дер. Кавгора был намечен вепсский сектор, куда были перевезены несколько вепсских амбаров и баня.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В эти же годы карельский сектор пополнился ригой из дер. Ламбисельга Пряжинского р–на, а рядом с домом Сергеева встала кузница из дер. Суйсарь Прионежского района, где была смонтирована выставка кузнечного инструмента и изделий (автор ТЭПа А.Т.Беляев).

В самом же доме Сергеева на сарае в 1988 году была открыта выставка «Фольклор Заонежья» (автор ТЭПа М.А.Витухновская). В жилых помещениях была открыта выставка новых поступлений (автор ТЭПа Л.В.Трифонова).

В существующую архитектурно–этнографическую экспозицию постоянно включались малые архитектурные формы: причалы, мостки для взятия воды, вороты, вешала и т.д. В амбарах и риге были восстановлены интерьеры.

1989 год в музее Кижи – год оборудования двух действующих звонниц: на колокольне и часовне Михаила Архангела.

В 1980–е годы формирование архитектурной экспозиции было приостановлено. Ряд экспозиционных секторов (пудожский, карельский, вепсский) не были завершены. Одной из причин этого явился наметившийся к тому времени дисбаланс между требуемыми объемами работ по уходу за памятниками и реальными возможностями музея. Содержать столь большую коллекцию памятников архитектуры становилось все сложнее. Необходимы были кардинальные изменения в системе содержанию и реставрации памятников архитектуры, что стало основной тенденцией развития музея в данное время. Следует заметить, что именно в 1980–е годы активно велась пропаганда «малой родины» и наметилась тенденция к сохранению памятников на местах.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Среди экспозиционно–выставочных проектов последнего десятилетия следует назвать выставку по истории плотницкого ремесла в доме Яковлева (автор ТЭПа С.В.Воробьева), интерьер часовни Архангела Михаила (автор ТЭПа Г.И.Фролова), выставка по археологии в риге из дер. Ламбисельга (автор ТЭПа И.В.Мельников), интерьер сарайной горницы в доме Елизарова (автор ТЭПа Л.В.Трифонова), интерьер судостроительной мастерской на сарае дома Елизарова (авторы ТЭПа Ю.М.Наумов, И.И.Набокова) и некоторые другие проекты.

// Музей-заповедник «КИЖИ»: 40 лет
Издательство «Скандинавия». Петрозаводск. 2006.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф