Нематериальные формы культурного наследия в музее-заповеднике «Кижи» @kizhi
В современной практике этнографических музеев–заповедников кроме обычных форм экспозиционной деятельности, связанных с показом памятников архитектуры, в которых воссозданы традиционные интерьеры, все большее значение приобретает работа по представлению нематериальных компонентов историко–культурного наследия: традиционных ремесел, хозяйственных занятий, а также разных видов фольклора. В музее–заповеднике «Кижи» данная работа началась около десяти лет назад.
Поскольку в настоящее время многие традиционные женские и мужские ремесла уходят из повседневной жизни, большое значение приобретает не только изучение, но и сохранение традиционных технологий, а также, по возможности, их восстановление. Владение традиционным ремеслом предполагает работу с помощью старинных инструментов. Таким образом, сохраняется и продолжает жить целый пласт традиционной крестьянской культуры различных этнических групп, населявших Карелию. На изучение и восстановление традиционных ремесел направлены две музейные программы: «Ожившая экспозиция» и «Городская культура и традиционные крестьянские ремесла». Работа проводится силами сотрудников отдела истории и этнографии.
«Ожившая экспозиция» — это внутримузейная программа сохранения и экспонирования традиционных ремесел, включенная в экскурсионный показ во время посещения туристами экспозиции музея–заповедника «Кижи». Программа была создана в 1994 г. начальником отдела истории и этнографии С.В.Воробьевой.
Традиционные ремесла являются неотъемлемой частью культуры народа. Их изучение и реконструкция позволяют создать наиболее полную историческую картину жизни и быта крестьянского населения.
Реализация программы «Ожившая экспозиция» проходит по принципу демонстрации технологического процесса различных ремесел в традиционных домах экспозиции музея–заповедника «Кижи». Мастера «Ожившей экспозиции» демонстрируют ремесленные технологии в традиционных костюмах, создавая тем самым живую этнографическую картинку крестьянского быта XIX – начала XX века.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В течение сезона в экспозиции музея работают до 20 ремесленников, которые показывают различные виды ремесел (17 видов традиционных технологических процессов), такие как прядение, ткачество, изготовление традиционных украшений из бисера, кружевоплетение, вышивка, ткачество поясов, гончарное ремесло, изготовление деревянной игрушки, объемная резьба по дереву и др. Демонстрируют ремесла профессиональные мастера, многие из которых сотрудничают с музеем все время существования программы: Вершинина Л.А., Москин Д.Н., Набоков И.И., Попова А.А., Черноусова М.И. и многие другие.
Демонстрируемые традиционные ремесла разделены на несколько комплексов: карельские и вепсские ремесла (место демонстрации – дом карельского крестьянина Яковлева), женские ремесла русского населения Заонежья (дом и усадьба крестьянина Ошевнева), мужские ремесла (дом и усадьба крестьянина Елизарова), а также традиционные колокольные звоны, которые демонстрируются на звоннице часовни Михаила Архангела).
Кроме демонстрации ремесел, мастера «Ожившей экспозиции» выполняют работы по изготовлению копий фондовых предметов, нуждающихся в сохранении, а так же изготавливают копии традиционных костюмов для фольклорно–этнографического театра музея–заповедника «Кижи». На сегодняшний день в научно вспомогательный фонд музея принято более 50 копий фондовых предметов, созданных мастерами «Ожившей экспозиции».
Для расширения программы «Ожившая экспозиция» планируется показ традиционных крестьянских бытовых процессов: стирка, сушка, глажение белья, а так же создание новых демонстрационных комплексов: «Кузница» (показ кузнечного ремесла) и «Строительство лодки — «кижанки» (демонстрация старинной технологии «шитья» традиционного типа заонежских лодок – «кижанок»).
Программа «Городская культура и традиционные крестьянские ремесла» имеет цель показать особенности формирования культуры г.Петрозаводска, ее связь с деревенской культурой, поскольку первыми жителями города были выходцы из деревень Прионежья и Обонежья (рабочие Александровского завода, мещане, купцы и т.д). Программа направлена на изучение и демонстрацию тех видов ремесел, которые были распространены в городской культуре конца XIX – начала XX вв. К ним относятся поздние виды вышивки, кружевоплетения, резьбы по дереву, сложные техники ткачества и др. Программа «Городская культура и традиционные крестьянские ремесла» существует с 2004 г. и включена в экскурсионный маршрут по историческим кварталам г.Петрозаводска.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Особое место в деятельности музея–заповедника «Кижи» занимает восстановление традиционного земледелия. Цель программы – освоение одного из основных занятий в крестьянской жизни прошлых веков, и, следовательно, создание на о. Кижи исторически достоверной экспозиции заонежской деревни, частью которой были засеянные поля. Работа в этом направлении была начата в 1989 г. начальником отдела природы Ю.Г.Протасовым. Было разработано трехполье, высевались традиционные для Заонежья культуры — рожь, овес, ячмень. Для работы на полях был воссоздан необходимый инвентарь. В 2003 г. работа была продолжена сотрудниками отдела истории и этнографии под руководством ст.н.с. отдела О.А. Скобелева. Помимо традиционных зерновых культур в 2005 году был высажен лен. Одной из основных составляющих программы является демонстрация сенокоса, жатвы и др. сельскохозяйственных занятий, в которых принимают участие сотрудники разных отделов музея–заповедника «Кижи».
Еще одно направление работы музея–заповедника «Кижи», связанное с традиционной духовной культурой крестьянского населения Карелии касается фольклорного наследия.
В мировой фольклористике Заонежье (территория, на которой расположен музей «Кижи») считается одной из наиболее «архаических» зон, местом, сохранившим уникальные факты русской классической фольклорной культуры. Окрестности острова Кижи в этом отношении особенно знамениты. Впервые былины (по–крестьянски «стáрины») были записаны в мае 1859 года чиновником Павлом Николаевичем Рыбниковым от крестьянина деревни Потаневщина Трофима Григорьевича Рябинина (1801–1885) в километре от знаменитых кижских церквей. Впоследствии имя основателя четырёх поколений сказительской династии Т.Г.Рябинина стало одним из символов русского фольклора. Символично, что 13 лучших текстов былин Трофима Рябинина («Илья и Соловей», «Добрыня и Змей», «Вольга и Микула» и др.) вошедшие во все учебники и хрестоматии были записаны непосредственно на острове Кижи в деревне Дудкин–Наволок 6–8 июля 1871 года замечательным учёным–славистом Александром Федоровичем Гильфердингом.
В марте 1867 года в Петрозаводске преподаватель Духовной семинарии Елпидифор Васильевич Барсов познакомился с заонежской причитальщицей из Толвуи Ириной Андреевной Федосовой (1827–1899). Это стало большим событием в культурной жизни России. Записанные от выдающейся народной поэтессы похоронные, рекрутские и свадебные причитания вошли в сборник «Причитания Северного края».
Фольклорное наследие Пудожья (восточный берег Онежского озера), Поморья, северных и южных карел, вепсов не менее интересно и значимо. Необходимость его тщательного изучения, сбора материалов и их показ в музейных условиях стали основными задачами при создании в музее «Кижи» в 2001 году отдела фольклора, в структуре которого действует самодеятельный фольклорный коллектив – «Фольклорно–этнографический театр».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Кроме изучения духовного наследия бывшей Олонецкой губернии, в музее «Кижи» ведется работа по его сбору и сохранению. Проводится активная экспедиционная деятельность, нацеленная не только на сбор материальных предметов крестьянской культуры, но и на формирование «звукового» архива музея. В течение года проводится не менее пяти плановых экспедиций на территории Карелии, а также неоднократные встречи с информантами в г. Петрозаводске.
С 1988 года в музее–заповеднике «Кижи» формируется фольклорный архив. Инициаторами его создания были научные сотрудники музея Р.Б.Калашникова и Е.И.Яскеляйнен. «Крестьянские мемуары» записывались во время многочисленных фольклорно–этнографических экспедиций в различные регионы Карелии. Фольклорный архив является частью научного архива музея «Кижи» и насчитывает около 500 единиц хранения. Постепенно материалы фольклорного архива вводятся в научный оборот. С 2004 года ведётся видеофиксация бесед с информантами, старинных танцев, хозяйственных процессов и пр.
Аудиодокумент, наряду с архивным документом, является важным историческим свидетельством. «Звуковые» документы возрождают исторический контекст времени. Несмотря на то, что в «крестьянском архиве» звучат рассказы рядовых участников исторического процесса, повествующих о, казалось бы, рядовых фактах, многие из устных историй имеют значительную художественную ценность (записи плачей, сказок, преданий и т.п.) и являются ценными этнографическими источниками.
Наиболее яркой и впечатляющей частью работы музея–заповедника «Кижи» по представлению фольклора является деятельность Фольклорно–этнографического театра, цель которого ? реконструкция фольклорного наследия Олонецкой губернии.
Фольклорная группа музея была создана в 1989 году (первый руководитель – Игорь Архипов). Долгое время она существовала как своеобразное «хобби» музейных сотрудников. С появлением отдела фольклора, в штатное расписание были введены ставки музыкальных руководителей. Кроме основной группы (руководитель – Е.В.Герасимова), существует детская фольклорная группа (руководитель – Н.С.Михайлова) и группа «Куделюшка» (руководитель – Н.А.Ригоева), созданная из потомков старинных заонежских крестьянских родов (самым старшим 70 лет).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Особенностью фольклорного коллектива музея–заповедника «Кижи» является то, что исполнителями старинных песен, танцев, игр стали штатные сотрудники музея, профессионально занимающиеся проблемами традиционной народной культуры. Группа сумела найти свою «нишу» в безбрежном море фольклорных коллективов. Ее целью стало создание «живых» экспозиций (фрагментов обрядов, праздников, гуляний, «бесёд»), реконструкция подлинных (аутентичных) фольклорных традиций, бытовавших в Олонецкой губернии на рубеже ХIХ–ХХ вв. При этом крестьянские песня, танец, обряд рассматриваются как музейный предмет, «экспонат» духовной культуры.
При исполнении песни (танца) кижанами учитываются десятки «мелочей», не замечаемых профессиональными фолкгруппами: детально точное воссоздание традиционного праздничного костюма (копий музейной коллекции), манеры движения и жеста, расположения традиционных мест в избе и т.д. С помощью всех факторов создается неповторимая атмосфера «правдивости» и «объёмности» показа.
Репетиционные занятия включают в себя тщательную работу с магнитофонными записями и живое общение с носителями фольклорных традиций. В начале 1990–х гг. кижане познакомились со многими фольклорными коллективами Заонежья, Пудожья, Поморья. Не только выступали вместе на праздниках, но записали от них десятки песен, танцев, игр, фрагментов причети. Так, в репертуаре появился великогубский вариант кадрили, старинный танец ланцы, а также подиспань, яблочко, полька, краколя и другие.
На основе творческого содружества с местными фольклорными группами (с.Шуньга, Ламбасручей, Сумпосад, дер.Каршево и др.), скрупулезной архивной и экспедиционной работы были созданы выставки особого типа – экспозиции по духовной культуре Русского Севера. Эти выставки готовятся сотрудниками отдела фольклора, иногда с помощью консультантов – ученых Института языка и литературы Карельского научного центра РАН.
Первыми «звучащими» выставками, появившимися в музее в начале 1990–х гг., были «Заонежская бесёда в записи П.Н.Рыбникова (1861 г.)» и «Старинные детские игры Заонежья». Кроме молодёжных вечеринок и праздничных гуляний кижане попытались показать заонежскую свадьбу. Два фрагмента свадьбы – «Вывод невесты за столы» и «Хождение невесты по гостям» – туристы увидели в 1993–95х гг. В настоящее время в разработке находится еще несколько выставок по духовной культуре.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Новым видом деятельности фольклорно–этнографического театра стало разработка лектория «Праздничная культура Олонецкой губернии конца XIX – н.XX вв.» (автор Р.Б.Калашникова). Слушатели познакомились с фрагментами пудожской свадьбы, толвуйской масленичной вечеринки, старинными жанрами фольклора – причетью, духовными стихами, балладами и музыкальной культурой деревни 20–х гг. 20 века.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.