Метки текста:

Музеефикация

Формирование системы экскурсионного обслуживания Vkontakte@kizhi

Экскурсию ведёт Н.М.Кожарина. 1963 г.Туристы на фоне теплохода «Алтай» у причала острова Кижи. 1962 г.Б.А.Гущин встречает туристов у вертолёта. 1972 г.Б.К.Эртте, начальник научно-просветительского отдела. 1980-е гг.Экскурсовод Е.С.Арутюнова. 1976 г.Экскурсию ведёт Т.Ю.Дудинова. 2006 г.Экскурсию ведёт Н.А.Медведева. 2005 г.Перед экскурсией. 2005 г.Туристы слушают колокольный звон.  2005 г.На курсах подготовки экскурсоводов.  Лекцию читает С.В.Воробьёва. 2005 г.

В музее «Кижи» экскурсия является одним из основных видов образовательной и воспитательной деятельности. Именно экскурсионное обслуживание создает благоприятные условия для восприятия и усвоения информации, которая заложена в экспозиции музея. Экскурсионная работа строится на предметной основе, в роли которой выступают архитектурные сооружения, памятники истории, природы и др. Уникальная коллекция музея «Кижи» включает в себя и всемирно известные памятники архитектуры, и иконописные произведения, и образцы народного декоративно–прикладного искусства, и многочисленные предметы быта – все вместе они являются не только сильнейшим источником эстетического воздействия на человека, но и несут богатую информацию об уникальной культуре Заонежья. Слово экскурсовода активно влияет на восприятие памятников, помогает воссоздать достоверную картину жизни и быта заонежан – коренного населения этого края.

В 1969 году, то есть вскоре после образования музея–заповедника «Кижи» был создан отдел научной пропаганды, позднее получивший название «научно–просветительный отдел». Более двадцати лет его возглавляла Б.К.Эртте. В структуру этого отдела вошел методический сектор, задачей которого являлась подготовка экскурсоводов, — с этого и началось в музее развитие данного направления. Сотрудники, стоявшие у истоков, — В.А.Гущина, Б.А.Гущин, В.А.Солонен, М.Ф.Куликова, Е.И.Бернинен, Л.В.Трифонова, Л.И.Гурвич, Е.И.Яскеляйнен, отдали немало сил методической работе. В те годы были организованы курсы подготовки музейных экскурсоводов, составлена первая учебная программа, написаны первые методические пособия, заложены добрые отношения сотрудничества с Петрозаводским Государственным университетом и, наконец, определена роль экскурсовода — полномочного представителя музея, работа которого и почетна, и ответственна. В последующие годы создавались новые экспозиционные сектора, выставки, расширялась экскурсионная тематика, а, следовательно, и программа обучения экскурсоводов. В начале 90–х годов, когда в нашей стране произошли серьезные экономические и политические изменения, многие музеи отказались от этого направления работы, перепоручив экскурсионное обслуживание посетителей, а вместе с ним, и всю ответственность за качество проведения экскурсий частным туристическим фирмам. В период с 1994 по 1998 гг. подготовкой экскурсоводов и организацией экскурсионного обслуживания посетителей музея–заповедника «Кижи» занималось АОЗТ «Экскурсионное бюро музея «Кижи», однако при этом музей выступал одним из его учредителей. Вся деятельность, связанная с подготовкой экскурсоводов, контролировалась научно–методическим советом, и, в целом, уже отлаженная и испытанная система работы не только не была разрушена, но и получила свое дальнейшее развитие.

Следует отметить, что в тот период серьезно изменился состав посетителей музея. Если в предшествующие десятилетия большую его часть составляли наши соотечественники, жители России и других союзных республик, то в 90–е годы многократно увеличился поток туристов из зарубежных стран: США, Франции, Германии, Финляндии и многих других. Так, например, в 1991 году музей посетило 10,5 тысяч иностранных туристов, а в 2004 году их было уже почти 119 тысяч. В изменившихся условиях возникла необходимость организовать подготовку экскурсоводов, владеющих иностранными языками. Эта совершенно новая для музея работа потребовала от методистов не только внутренней перестройки, но и большой подготовительной работы: подбора терминологических картотек, написания контрольных текстов экскурсий, подготовки и проведения семинарских занятий на иностранных языках. Среди тех, кто разрабатывал это направление – М.Ф.Куликова, возглавлявшая в то время методический сектор, В.А.Солонен, Л.В.Трифонова, Г.А.Михайловская.

В 1998 году подготовка экскурсоводов, организация и проведение экскурсий вновь было включено в сферу деятельности музея. Современная структура блока организации экскурсионного обслуживания, который с 1999 года возглавляет заместитель директора по экскурсионной работе Н.А.Медведева, подразделяется на два отдела: методический и отдел организации экскурсий.

В задачи методического отдела, который возглавляет Г.А.Михайловская, входит обучение экскурсоводов, обеспечение их необходимыми учебными материалами, а также контроль качества проведения экскурсий. Согласно требованиям действующего законодательства была оформлена лицензия, дающая музею право на ведение образовательной деятельности. Сегодня учебный процесс строится следующим образом: в первую очередь – это, как и прежде, обучение на курсах. В настоящее время экскурсоводы проходят три этапа обучения. На начальном они знакомятся с традиционной культурой русских Заонежья, второй посвящен изучению культуры Пудожья и карел–ливвиков. На этих этапах слушатели курсов получают знания, относящиеся непосредственно к тематике музея. Третий этап связан с работой курсов повышения квалификации экскурсоводов, в рамках которых разработано три учебных программы: «Из истории русской культуры» (Л.В.Трифонова), «Музыкальный фольклор Заонежья» (Е.В.Сержантова), и «История Русской Православной церкви в контексте истории Российского государства» (И.Н.Ружинская).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

За последние годы объем экскурсионной работы, по сравнению с предшествовавшим десятилетием, значительно вырос, шире и разнообразнее стали формы обслуживания посетителей, повысились и требования к уровню подготовки экскурсоводов. В целях совершенствования учебного процесса в отделе ведется работа по комплектованию методического кабинета, где собраны материалы научно–рукописного фонда музея, различные публикации, фото–и видиоматериалы, здесь слушатели курсов могут получить квалифицированную консультацию по всем вопросам, связанным с музейной тематикой. С 1994 года, то есть с момента образования кабинета, его возглавляла ведущий методист Н.М.Мельникова. В 2005 году к изданию подготовлено учебное пособие для экскурсоводов - «Традиционная культура русских Заонежья». В работе над ним принял участие большой авторский коллектив, в который вошли сотрудники музея «Кижи», Карельского научного центра РАН, преподаватели Петрозаводского Государственного университета.

К работе в музее экскурсоводы допускаются уже после первого этапа обучения. Необходимыми условием для этого является успешное прохождение выпускного экзамена, который сдается сразу на двух языках: на русском и на одном из иностранных — английском, немецком, французском, финском и итальянском. Следующим шагом в подготовке являются собеседования на русском и на иностранном языках. Затем следует ряд прослушиваний, цель которых — дальнейшее совершенствование экскурсии. Летом, на острове Кижи, продолжается лекционный курс, проводятся языковые семинары. Объем учебного времени только за три летних месяца составляет более 70 часов. Всего программа рассчитана более чем на 200 часов.

В экскурсионной работе музея за последние годы произошли существенные изменения, это связано, в частности, с осуществлением таких музейных проектов, как «Фольклорно–этнографический театр музея «Кижи» и «Ожившая экспозиция». Музей наполнился звучанием песен, колокольных звонов, народных инструментов, в интерьерах домов – в избах и горницах, демонстрируют свое мастерство ремесленники, рядом с домами, где на возделанных полях поднялись рожь, ячмень, овес, лен — посетители с интересом наблюдают за различными сельскохозяйственными работами. Многообразно представлена сегодня в экспозиции и народная одежда – музейная коллекция послужила основой для изготовления костюмов, в которые одеты участники этих проектов. Такие инновации, в целом, способствуют тому, что обзорная экскурсия становится все более насыщенной эмоционально и, вместе с тем, более информативной.

Ежегодно более 100 внештатных экскурсоводов занимаются экскурсионным обслуживанием посетителей музея.

В последние 15 лет экскурсионная работа была ориентирована, прежде всего, на организованного посетителя, прибывающего на остров по линии туристических фирм, вместе с тем, в последние годы заметно увеличилось количество «индивидуалов». Вниманию таких посетителей предлагаются экскурсии, записанные на аудиокассеты: «аудиогид» познакомит не только с главной экспозицией – сектором «Русские Заонежья», но и с усадьбой карела–ливвика, «проведет» по дорогам острова Кижи, расскажет о сохранившихся здесь старинных поселениях и других достопримечательностях. Сегодня экскурсионная программа музея–заповедника «Кижи» предлагает три обзорных, четыре тематических экскурсий и четыре «аудиогида».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Работой по организации экскурсионного обслуживания в музее занимается специальный отдел, который возглавляет Н.В.Коршунова. Взаимоотношения между музеем и туристическими фирмами определяются договорами. Их подготовка, контроль за выполнением, а также прием посетителей, оформление финансовых документов и составление графиков проведения экскурсий – все это входит в обязанности сотрудников этого отдела. В целях оптимизации работы отдела и билетной кассы в 2005 году была приобретена и введена в практику автоматизированная система продаж и бронирования билетов «TicketNet», которая позволяет иметь единую базу данных по договорам, заказам, платежам, она же содержит сведения об экскурсоводах, расписание прибытия теплоходов, учитывает проведенные экскурсии, а также предоставляет статистические данные по количеству и категориям посетителей с указанием страны проживания и языка.

За сорок лет существования музея–заповедника «Кижи» число одних только внештатных экскурсоводов, работавших в разные годы на острове, превышает тысячу человек. Обратимся к сведениям за последний период деятельности. Так в 2004 году музей принял 176 530 посетителей практически из всех стран мира, при этом жители России составили 32,7% от общего числа. Научными сотрудниками и внештатными экскурсоводами было проведено 6 738 экскурсий – более 20 200 экскурсионных часов, большинство из них — на иностранных языках. Музей предоставляет большую льготу по оплате входных билетов и экскурсионному обслуживанию всем гражданам России, коме того, он сохранил систему льгот для социально незащищенных слоев населения, а также для музейных сотрудников и учащихся художественных учебных заведений.

// Музей-заповедник «КИЖИ»: 40 лет
Издательство «Скандинавия». Петрозаводск. 2006.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф