Образовательная деятельность музея @kizhi
Культурно–образовательная работа музея «Кижи» за 40 лет прошла путь, свойственный всем музеям страны – от решения главным образом пропагандистских, идеологических задач 60–х годов до научно–просветительской модели работы в 70–80–е годы. С начала 90–х годов музей вышел на новый этап культурно–образовательной деятельности.
В настоящее время это направление музейной работы реализуется экскурсионным и культурно–образовательным отделами. В ведении последнего находится работа с детьми и местным населением, а также обслуживание посетителей выставочных центров музея в г. Петрозаводске. Такая структура начала формироваться в начале 90–х годов в ходе реформирования культурной образовательной деятельности музея и развитием Республиканского детского музейного центра (РДМЦ).
В 1993 году в музее был создан сектор музейной педагогики (ныне культурно–образовательный отдел). Первым заведующим сектором была Л.В.Лопаткина (Шилова) (ныне заместитель директора музея «Кижи»), первые сотрудники – Е.И.Филиппова и А.А.Пронин. С 1995 года сектор возглавляет Н.В.Воронина. Главной задачей сектора было создание Республиканского детского музейного центра – уникального явления для Республики Карелия, как в сфере культуры, так и в сфере образования. В настоящее время в составе отдела – сектор музейной педагогики с информационно–методическим кабинетом, лекционно–выставочный комплекс, сектор развития музейно–образовательных баз (МОК) РДМЦ и работы со школами. С 1994 года оформилась и эффективно работает договорная межведомственная организационно–штатная структура РДМЦ, которая включает как сотрудников отдела музейной педагогики музея–заповедника «Кижи», так и педагогов – организаторов музейной деятельности в базовых школах РДМЦ, финансируемых управлением образования города Петрозаводска. Работает Совет учредителей и межведомственный научно–методический совет РДМЦ. За прошедшие годы в музее и в МОКах сформировался творческий коллектив музейных педагогов, трудами которого поднят и разработан огромный инновационный пласт образовательной деятельности.
Основные направления деятельности РДМЦ связаны с решением ведущих задач:
- организация и совершенствование работы с местным населением по комплексному использованию музейно–образовательного потенциала музея–заповедника и острова Кижи через развитие новых проектов, форм и технологий;
- создание региональной межведомственной музейно–образовательной системы «Образование культурой». Разработка социокультурных, партнерских проектов в области актуализации наследия.
- развитие музейно–образовательных баз в г.Петрозаводске как социокультурных центров микрорайонов города и методических лабораторий музейной педагогики;
- развитие РДМЦ как республиканского методического и координационного центра музейной педагогики.
Музей–заповедник «Кижи» и РДМЦ в течение 12 лет успешно работают как республиканский научно–методический и координационный центр в области музейной педагогики. Центр стал широко известен не только в Карелии, но и в России. В российских музейных изданиях последних лет освещается опыт работы музея с детьми, а РДМЦ музея–заповедника «Кижи включен в число 5 ведущих музейно–педагогических центров России. Музейный актив РДМЦ – работники музея «Кижи», музейные педагогики базовых структур РДМЦ в г.Петрозаводске и партнеры РДМЦ в районах республики – постоянные участники республиканских и всероссийских конференций и семинаров по музейной педагогике. Республиканским детским музейным центром, при активном участии учреждений образования и культуры РК, создана постоянно действующая межведомственная система подготовки и повышения квалификации кадров по музейной педагогике, памятниковедению, использованию наследия в системе непрерывного образования (детский сад – школа – вуз). За 12 лет музей–заповедник «Кижи» и его партнёры по РДМЦ организовали и провели 7 республиканских конференций по проблемам музейной педагогики, 7 городских и республиканских научно–практических семинаров. Работает постоянно действующий семинар «Музей и дети».
Новым направлением в Карелии является создание и реализация музеем «Кижи» в детских садах и школах системы учебных музейно–образовательных программ для детей и педагогов. За 12 лет создано 9 учебных авторских музейно–образовательных программ для дошкольников, учащихся 1–3, 5–8, 10–11 классов; 10 программ дополнительного образования. Программа «Дом» РДМЦ в 1997 году завоевала 1 место среди 617 программ в Российском конкурсе авторских программ (авторский коллектив – Л.В.Шилова, научный руководитель; Н.В.Воронина; Е.И.Филиппова; Н.В.Пух; Т.В.Годунова; И.Т.Кислякова). Программа РДМЦ «Основы материальной и духовной культуры народов Карелии» для 9–11 классов рекомендована для школ Карелии как региональный компонент (автор – Л.В.Шилова). Разработана музейно–образовательная программа для 1–3 классов «Музей и культура» (авторский коллектив: Л.В.Шилова, научный руководитель; Е.И.Филиппова; Н.В.Воронина). Все программы опубликованы в российских и республиканских изданиях. Всего в программах РДМЦ ежегодно обучаются более 2 тысяч детей. В научно–методических мероприятиях за 12 лет приняло участие около 3 тысяч педагогов и музейных работников.
Создание РДМЦ и деятельность музея–заповедника «Кижи» способствовали становлению музейной педагогики в Карелии, как новой научно–методической и практической области деятельности. Итогом работы РДМЦ и его партнеров, учредителей является формирование новой профессии в системе образования и культуры РК – профессии музейного педагога, организатора музейной деятельности. Важно, что музейная педагогика не только освоена как новая научная дисциплина, но и превращается в образовательную технологию. Благодаря РДМЦ составные части музейно–образовательной технологии: специальная музейная среда, музейная программа, музееведческие методики активно используется в детских садах, школах Карелии (села Святозеро, Эссойла, городах Сегежа, Беломорск, Кемь) и России.
Культурно–образовательная служба музея ведет обширную информационно–рекламную и издательскую работу. За 12 лет издано 6 сборников, сотни публикаций в республиканских и российских изданиях, десятки радио и телепередач, издано более 15 номеров научно–методического вестника «Образование культурой».
Республиканский детский музейный центр – необычная организация, она изначально задумывалась как структура, действующая не только в музее Кижи, но внедренная в общество – в систему культуры и образования, вовлекающая в деятельность по изучению, сохранению, интерпретации и актуализации наследия острова Кижи и народов Карелии широкие слои и структуры общества: детей всех возрастных групп – от школьников до старшеклассников и студентов, родителей, бабушек и дедушек, педагогов школ и руководителей кружков, студий системы дополнительного образования, общественные, ведомственные и государственные музеи и т.д. Прошло 12 лет и мы можем говорить, что сегодня РДМЦ – это «институт партнерства», реальный коммуникативный инструмент взаимодействия музея с обществом.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Партнерская сеть музея «Кижи» и РДМЦ включает более 70 организаций сферы культуры и образования и 150 человек музейно–педагогического актива, около 2 тысяч детей – постоянных участников музейных проектов, из них более 500 школьников входят в детские музейные клубы и советы РДМЦ.
С 1994 года по настоящее время музеем–заповедником «Кижи» и его партнёрами в г. Петрозаводске и районах республики создана не имеющая аналогов в Карелии и отечественной практике музеев, музейно–образовательная инфраструктура, которая кроме музея–заповедника «Кижи» с летней школой, включает систему музейно–образовательных комплексов, баз, площадок, образовательных маршрутов, которые дают возможность «погрузить» ребёнка в мир народной культуры, развивать его творческие способности и организовывать долгосрочную культурно–образовательную и научно–методическую работу музея–заповедника «Кижи».
При активной поддержке Управления образования администрации г. Петрозаводска, Министерства образования РК, директоров, педагогических и детских активов учебных заведений музеем–заповедником «Кижи» в 1994–1998 годах было создано в г.Петрозаводске 5 музейно–образовательных комплексов: в детском саде №108, школах №№ 26, 2, 43, Державинском лицее и 4 музейно–педагогических площадки — в Педагогическом колледже №1, Петрозаводском государственном университете, в детском саду п.Святозеро и школе п.Эссойла Прионежского района.
Каждый музейно–образовательный комплекс РДМЦ – это специально спроектированная особая предметно–образная историко–культурная среда. Каждый комплекс имеет свой художественный образ, концепцию и программу деятельности и динамично развивается как социокультурный центр своего микрорайона. Более 2 тысяч детей обучаются в специально разработанных РДМЦ музейно–образовательных программах.
Спецификой организации культурно–образовательной работы музея–заповедника «Кижи» в рамках деятельности РДМЦ, с начала 90–х годов стал проектный метод актуализации наследия, направленный на создание востребованных обществом, партнерских, межведомственных социокультурных проектов.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Проект «Республиканский детский музейный праздник «Кижи — мастерская детства» (автор идеи и концепций – Л.В.Шилова) – это долгосрочный социокультурный, музейно–образовательный проект сохранения, актуализации и трансляции наследия народов Карелии, направленный на воспитание и образование детей через личное участие каждого ребенка и взрослого (будущих участников праздника), вначале в культуротворческой конкурсной деятельности (участие в игре, исследовании, проектах, рисование, сочинение, изготовление изделий и пр.), а затем в празднике. Музейный праздник стал местом диалога культур и поколений, республиканской мастерской детского творчества, заметным явлением в культурной жизни Карелии, наиболее ярким, интересным и популярным среди детей, родителей, педагогов, музейных работников проектом РДМЦ, вошедшим в российскую копилку музейно–педагогических инноваций 90–х годов.
Общее название проекта – «Кижи мастерская детства», но каждый год меняется тема праздника, открывая детям новую грань многоликой, разнообразной традиционной культуры народов Карелии. С 1994 до 2006 года состоялись 13 республиканских праздников, в которых приняли участие 8860 человек. 7400 детей стали участниками праздника на острове Кижи и в г.Петрозаводске, 3600 - лауреатами 119 республиканских конкурсов.
Все детские музейные праздники по традиционной культуре базируются на активном использовании опыта народных праздников, которые рассматриваются как часть народной культуры. Вещь, памятник, заповедное место, раскрытие их историко–культурной семантики по методике музейной педагогики, лежат в основе каждого праздника, отражая его музейную специфику.
Особую притягательность детскому музейному празднику придает удачный выбор место постоянного проведения – остров Кижи с его уникальной насыщенной историко–культурной средой.
С 2005 года Республиканский детский музейный праздник стал проводиться в два этапа, первый этап в Петрозаводске в мае, в форме красочного детского фестиваля. Второй этап – в июне, на острове Кижи. Идея музея–заповедника «Кижи» о модернизации праздника была поддержана Карельским государственным краеведческим музеем и Музеем изобразительных искусств РК. Во время первого этапа в режиме реального времени на пл. Кирова проходят конкурсы, победители которых получают право участвовать в празднике на острове Кижи. Новая форма проведения детского музейного праздника расширяет круг партнеров, его образовательный ресурс и количество участников до 3 тысяч детей разного возраста, родителей, педагогов.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Вторым крупным проектом является созданная в 1993 году Республиканская детская музейно–этнографическая школа на острове Кижи. С 1994 года она является базовой структурой РДМЦ и работает ежегодно с 1 июня по 31 августа. С 1997 г. по настоящее время соучредителем школы, кроме музея–заповедника «Кижи», выступает Министерство образования РК.
Летняя музейно–этнографическая школа – это целевой межведомственный социкультурный проект, направленный на творческое развитие личности ребенка на основе историко–культурного и природного наследия музея–заповедника «Кижи». Основной метод освоения наследия острова Кижи – «погружение» в культуру. Дети и педагоги живут в исторической деревне Ямка, в крестьянском доме, построенном в конце XIX века и являющимся памятником музея. Главная задача музейного педагога и ребенка создать особую эмоционально–насыщенную атмосферу духовного общения, «погружения» в историко–культурную среду острова, личного общения с памятниками и островом.
Для участников Школы музейными сотрудниками разработаны специальные занятия и программы: «Материальная и духовная культура русских Заонежья и Пудожья, карел, вепсов», «Деревянное наследие Карелии», «Православие на Севере России. История и современность Кижского прихода» и др. Занятия проводят сотрудники музея.
За 13 лет школа приняла 166 групп, 2013 учащихся 1–11 классов, более 500 педагогов из 15 школ и учреждений дополнительного образования г. Петрозаводска, 14 районов республики и других регионов Российской Федерации. В летней школе за 2000–2005 годы реализовано более 60 культуротворческих музейно–образовательных проектов детей и педагогов Карелии.
Школа стала республиканской экспериментальной площадкой музейной педагогики и памятниковедения и занимается разработкой новых интерактивных форм и методов работы с детьми, совершенствованием методик «средового образования» и культуротворческой деятельности. Летняя школа предоставляет уникальные возможности личностного постижения наследия острова Кижи каждому ее участнику, создает условия для творческого развития школьника, оздоровления и содержательного отдыха детей на живописном острове Кижи.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Прожив несколько дней в Кижах, дети на всю жизнь запомнят закаты, сияние куполов, ночную тишину, теплый хлеб из местной пекарни. Все это и есть чувство родины, ее «детальное» освоение.
Образовательная деятельность музея–заповедника известна за пределами республики. В 1999–2000 годах на острове Кижи работала Всероссийская летняя музейно–педагогическая школа (грант фонда Сороса, Л.В.Шилова – руководитель проекта, менеджер – Н.В.Воронина), которая стала экспериментальной площадкой по выявлению новых музейно–педагогических технологий в Республике Карелия и музеях России. В школе приняли участие дети и педагоги из 40 городов и областей России. По итогам ее работы издан научно–методический сборник.
Летом 2003 года музей–заповедник Кижи начал реализацию нового проекта – «Летний университет на о.Кижи».
Проект ориентирован на работу музея с новыми возрастными, социальными и профессиональными группами местных сообществ Карелии и регионов РФ: студентов, аспирантов, преподавателей ВУЗов, школ и средних специальных учреждений, творческих работников культуры, управленцами нового поколения, частью жизненного и делового опыта которых должно стать культурное наследие.
Летний университет развивает опыт РДМЦ по активному использованию образовательного потенциала острова Кижи в системе повышения квалификации и «образования культурой» и является новой интерактивной формой подготовки кадров и повышения их квалификации.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Разнообразны темы сессий Летнего университета: «Музейная педагогик в системе дополнительного образования. Культурологические аспекты музейно–образовательной деятельности», «Национально–региональный компонент. Музейные технологии в интерпретации историко–культурного и природного наследия музея–заповедника «Кижи», «Музей. Культура. Общество в 21 веке» и др.
Партнерами музея по проекту за 3 года стали ВУЗы Карелии: Петрозаводский Госуниверситет, Карельский педагогический университет, Славянский институт, а также Карельский институт повышения квалификации, ООО «Экокультура» (г.Москва) и др. За три года в 12 сессиях приняло участие 177 студентов, преподавателей, педагогов и музейных работников РК.
В музее «Кижи» есть все условия для развития Летнего университета как всероссийской межведомственной и междисциплинарной площадки для инициирования, создания и апробации новых научно–методических, музейно–образовательных, социокультурных новаций и проектов в области повышения «образования культурой».
Создание выставок для детей, родителей и педагогов является одним из ведущих направлений культурно–просветительской деятельности музея и РДМЦ. Выставочный фонд музейного центра создан на основе конкурсных работ детей и педагогов, семьи – участников двух проектов – «Республиканский детский музейный праздник «Кижи — мастерская детства» и «Республиканская летняя детская музейно–этнографическая школа на острове Кижи» и включает более 2500 детских творческих работ.
Из детских коллекций фонда музеем Кижи и его партнерами были созданы такие крупные выставки, как Международная художественная выставка «Дети рисуют «Калевалу» (1999 г., г.Москва, Петрозаводск), республиканские выставки — «Кижи – остров вдохновения» (2000 г.), «Наследие и дети» (2001 г.), «Кижи глазами детей» (2003 г.) и другие. Ежегодно сотрудниками центра и музейными педагогами базовых комплексов создается более 20 передвижных выставок в учреждениях культуры и образования г. Петрозаводска и районов Карелии.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Всего за 12 лет на музейно–образовательных базах центра, в выставочных залах музея и других учреждениях города и республики было организовано 238 выставок, которые посетили более 100 тысяч человек, в том числе 80 тысяч детей.
К числу наиболее ярких и значимых выставок для детей, созданных в последние годы культурно–образовательной службой музея, можно отнести юбилейную Республиканскую детскую интерактивную выставку «Кижи – мастерская детства». Она аккумулировала наработанный за 10 лет РДМЦ опыт создания детских выставок с использованием информационных технологий, а также методик музейного менеджмента в выставочной деятельности. Выставка была открыта в юбилейный для РДМЦ 2004 год, в новом выставочном зале музея в г.Петрозаводске (пл. Кирова 10–а) и высоко оценена общественностью Республики.
С 2004 года культурно–образовательная деятельность музея–заповедника «Кижи» вступила в новый этап развития, который связан с использованием новой инфраструктуры музея в г.Петрозаводске: двух выставочных комплексов, Инфоцентра, помещений для студий, лектория и т.д., а также с организацией нового структурного блока – информационной, образовательной деятельности и связям с общественностью. Все это позволило активно использовать современные технологии, новые ресурсы, возможности кооперации с другими отделами блока и музея, особенно отдела информации и компьютерных технологий в культурно–образовательной работе.
В 2004 году была проведена модернизация музейно–образовательного отдела в культурно–образовательный отдел. Перед отделом поставлены новые задачи — организация круглогодичной систематической работы не только со школьниками, но и с другими категориями местного населения города Петрозаводска и республики, совершенствование традиционных форм научно–образовательной деятельности в новых условиях, использование новых информационных, интерактивных, партнерских технологий, развитие новых направлений и форм работы. С 2004 года в новом здании открыт Лекционно–выставочный комплекс, в котором ведут работу 8 народных лекториев. Внесены коррективы в выставочную деятельность, которая реализуется на основе музейно–педагогических подходов и технологий выставочного менеджмента. В 2005 году впервые в музее создана Детская музейная студия материально–художественного творчества «Кижская палитра» (руководитель С.А.Петрякова). В 4-х группах студии занимаются 37 детей от 6 до 13 лет. Студийцы – активные участники музейных мероприятий: выставок в Лекционно–выставочном комплексе, республиканского детского музейного праздника «Кижи – мастерская детства». Дети из «Кижской палитры» выезжают на пленэры на остров Кижи, после которых появляются выставки их творческих работ.
В планах блока создание Музейной студии для студентов вузов, с которыми с 2004 года ведётся плановая системная работа (конкурсы, совместные проекты, учатие в музейных праздниках, выезд на практику на остров Кижи).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В настоящее время музейное образование, научно–образовательная деятельность музея–заповедника выходит на новый уровень взаимодействия со всеми категориями общества, становится всё более открытой, системной, делая образовательный ресурс музея и его культурные услуги доступным, привлекательным не только для местного населения Республики Карелия, жителей регионов Российской Федерации, но выходит и на международный уровень в соответствии со статусом музея–заповедника «Кижи» как объекта Российского и Всемирного культурного наследства ЮНЕСКО.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.