Презентационно-выставочная деятельность @kizhi
В 2004 году в музее–заповеднике «Кижи» был создан Презентационно–выставочного центра (ПВЦ) - новое структурное подразделение входящее в состав блока информационной, образовательной деятельности и связей с общественностью. Это явилось результатом развития музея, реагирующего на современные общественные потребности, на новые социокультурные, экономические и рыночные условия. ПВЦ – это переход от «музея – хранителя культурных ценностей» к «музею – транслятору и генератору культуры».
В структуру блока входят 3 отдела: отдел информации и компьютерных технологий (ИКТ), отдел культурно–образовательной деятельности (КОД) и отдел Презентационно–выставочный центр (ПВЦ).
В отдел ПВЦ входят сектора: выставочный, общественных связей, маркетинга. В структуре отдела работают психолог, старший научный сотрудник, курирующий систему повышения квалификации сотрудников музея, дизайнер.
В структуре ПВЦ создано новое для музея подразделение – Инфоцентр, являющийся своеобразным центром гостеприимства. Все посетители музея сначала попадают в Инфоцентр, где получают обширную и популярную информацию о музее, острове Кижи, об истории и будущем музея. В Инфоцентре готовится вся рекламно–информационная продукция.
С появлением в двух отреставрированных исторических зданиях – (ремесленное училище, пл.Кирова, 10а и земская больница, ул.Федосовой, 19) выставочных залов, Инфоцентра, студий и помещений для лекториев стало возможным проводить весь комплекс презентационно–образовательной работы музея в течение года, а не только во время летнего сезона. «Кижи – круглый год» — так называется новый проект презентационно–выставочного центра, нацеленный на предоставление широкого спектра музейных услуг посетителям. За год в городе с появлением ПВЦ обслуживается более 20 тысяч человек – детей, специалистов, пенсионеров, семей и партнеров.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Приоритетными задачами коллектива ПВЦ являются:
- Распространение достоверной и актуальной информации о деятельности музея по сохранению, изучению и презентации наследия Кижского историко–культурного и природного комплекса посредством современных выставочных, проектных, Интернет и PR–технологий в кругах региональной, российской и зарубежной общественности, общественных и государственных организаций и учреждений. Организация эффективной системы взаимодействия со СМИ, в том числе Интернет–СМИ.
- Формирование системы общественных связей. Организация изучения общественного мнения о деятельности музея и обеспечение учета результатов исследований в деятельности музея.
- Организация маркетинга культурных услуг музея (выставки, лектории, социокультурные акции и мероприятия)
- Продвижение музея как ресурсного объекта социально–экономического развития территории, международного экскурсионно–туристического центра.
- Продвижение музея как современного социокультурного центра, расширяющего услуги в области культуры, образования и досуга для жителей и гостей г.Петрозаводска, работа с местным сообществом с целью привлечения посетителя и популяризации деятельности музея в городе.
- Развитие и модернизация культурно–образовательной деятельности РДМЦ и его долгосрочных проектов.
Большое внимание уделяется разработке и внедрению в работу блока новых музейных технологий: проектных и программых методов работы; выставочного менеджмента; гибких систем работы (создание ВТК на междисциплинарной, межотдельской основе с привлечением внешних партнеров); информационно–рекламного обеспечения презентационных мероприятий музея; изучения и использования отечественного и зарубежного опыта в области новых музейных информационных технологий; партнерских технологий в работе с посетителями музея на базе опыта, накопленного РДМЦ; публичной системной презентации кижского историко–культурного наследия и организация работы инфоцентра как принципиально новой структуры музея; накоплению опыта работы со спонсорами и благотворителями и разработке технологии фандрайзинга; формированию позитивного имиджа музея–заповедника «Кижи» как музея развития и музея влияния; продвижение Кижского историко–культурного комплекса как особо ценного объекта российского наследия и объекта всемирного культурного наследия ЮНЕСКО; разработка проектов информационно–образовательного сопровождения реставрации уникального памятника деревянного зодчества – Преображенской церкви.
Презентационная деятельность музея строится на пяти уровнях: внутри музейная коммуникация, на местном (остров Кижи, Медвежьегорский район), республиканском (районы Карелии), межрегиональном, всероссийском.
Проектный менеджмент. Одним из ведущих направлений деятельности блока является проектный менеджмент. В отделе разработано 20 в основном среднесрочных программ и проектов, в том числе такие, которые целостно презентуют музей–заповедник «Кижи», например, программа «Музей, открытый миру», разработанная к 40–летию музея. Также созданы программы по инновационным направлениям деятельности музея – «Персонал музея XXI века» (Л.М.Степанова), «Инфоцентр музея» (А.В.Стирина), Информационно–образовательная программа «Преображенской церкви – 300 лет» (О.Г.Галушкина, Е.Б.Добрынина), «Возвращение к истокам» (Е.Б.Добрынина). Разработаны программы «Дни музея–заповедника «Кижи» в Москве», условия всероссийских конкурсов «Кижский сувенир» (О.С.Корпусенко) и научно–исследовательских студенческих работ (Л.М.Степанова).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Успешно ведется перспективная работа по долгосрочной программе, разработка которой стала возможной с появлением в штате ПВЦ психолога Е.А.Казанцевой, – «Музей и посетитель». Работа включает исследования психологии восприятия гостями музея памятников и выставок, психологии общения, а также социологические, маркетинговые исследования. К этой исследовательской работе привлекаются сотрудники сектора маркетинга, экскурсионного отдела, отдела культурно–образовательной деятельности. В течение летних месяцев ведутся психологические исследования по программам сопровождения детских групп Летней школы и студентов Летнего Университета.
В 2005 году новым ярким проектом ПВЦ, направленным на внедрение музея в культурную жизнь города, стала разработка новой городской пешеходной экскурсии, связавшей два выставочных зала ПВЦ и ЛВК – «Кижский остров в центре столицы». Над этим проектом работал большой творческий коллектив (автор идеи и концепции Л.В. Шилова, Н.Назарова, С. Митрукова).
Одной из задач ПВЦ является повышение квалификации сотрудников всех подразделений музея. Повышение квалификации осуществляется в рамках Программы «Персонал музея XXI века» (руководитель Л.В.Шилова, составитель и куратор Л.М.Степанова) с 2004 года. Долгосрочная программа рассчитана на 5 лет и ориентирована на адаптацию персонала музея к решению задач в новых социально–экономических условиях, с учетом развития новых музейных технологий.
Традиционной формой работы в этом направлении стала отчетная конференция сотрудников «Январские чтения», введенная в практику музея с 2004 года. Эти конференции не только улучшает внутримузейную коммуникацию, но и являются своеобразной формой повышения квалификации.
Для программы характерно разнообразие форм повышения квалификации: проведение тематических семинаров на базе музея и ПетрГУ, обучение специалистов в АПРИКТи других ресурсных центрах РК и РФ, участие сотрудников музея в выездных семинарах и конференциях.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Продвижение новых технологий в музейную практику возможно только при условии непрерывного обучения специалистов всех структурных подразделений.
Выставочная работа. Выставочная деятельность ПВЦ основана на новых интерактивных методиках и носит событийный характер для культурной жизни города. Особое внимание сотрудниками выставочного сектора уделяется технологиям выставочного менеджмента и созданию выставок на основе междисциплинарных и межотдельских ВТК.
Выставочная работа блока развивается на пяти выставочных пространствах: выставочный зал ПВЦ (пл.Кирова, 10а), выставочный зал ЛВК (ул.Федосовой, 19), выставочное пространство Инфоцентра, передвижные выставки музея «Кижи», передвижные выставки из фонда РДМЦ.
Современный выставочный комплекс музея в г.Петрозаводске позволяет вести интенсивную выставочную деятельность с увеличением числа выставок, с расширением их географии, использованием современных компьютерных технологий.
Выставочная политика музея выстраивается по нескольким направлениям.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
- Предъявление общественности фондовых коллекций музея–заповедника «Кижи». Подобные выставки готовятся совместно с сотрудниками научных отделов. Выставки из фондовых коллекций музея значительно повышают процент их экспонирования. За два года в городских выставочных залах музея экспонировалось более 3 тысяч предметов, в том числе 1 тысяча ед. хранения из фондов музея «Кижи».
- Создание партнерских выставочных проектов с муниципальными музеями и другими организациями районов Карелии, чье наследие хранит и презентует музей–заповедник «Кижи».
- Совместные партнерские проекты с музеями России.
- Партнерские проекты «Выставки из частных коллекций».
- Фотовыставки — авторские и коллективные об историко–культурном и природном наследии острова Кижи и Заонежья.
- Создание выставок, отражающих деятельность музея как центра детской музейной педагогики. Эти выставки позволяют представить детские работы по интерпретации историко–культурного наследия Карелии, Заонежья и острова Кижи.
Важным направлением работы отделов ПВЦ и КОД является организация и проведение на базе выставок культурно–образовательных мероприятий, как составной части всех выставочных проектов, разработка технологий создания и работы интерактивных блоков выставок, ориентированных на конкретные аудитории посетителей музея.
Общественные связи музея. С 2004 года в структуре ПВЦ существует специализированная новая служба музея–заповедника «Кижи» — сектор по связям с общественностью, в структуре которого выделена пресс–служба. Работа музея с прессой является важной частью политики музея, который стремится к прозрачности своей деятельности и доступности уникального наследия Кижей широким массам населения.
Распространение достоверной и актуальной информации о деятельности музея происходит путем рассылки пресс–релизов по всем самым важным событиям музея, организации пресс–конференций и пресс–туров, организации информационных поводов для региональных и российских СМИ, распространения информации на Интернет–сайты более, чем по 200 адресам.
Пресс–служба музея курирует и участвует в создании фильмов о музее–заповеднике «Кижи». За два года работы ПВЦ создано 4 фильма: «Обитаемый остров» (студия «Позитив», г.Москва), «Кижи в узоре времени» (ООО «Вектор–Юст», г.Петрозаводск), «Кижи. Летопись преображения» (филиал ВГТРК ГТРК «Карелия»), «Музей «Кижи». Путешествие во времени», ООО Телестанция «НКМ, г.Петрозаводск»).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
С 2004 года сектором выпускается периодическое издание – газета «Кижи», ставшая первой музейной газетой Карелии.
Сектор активно занимается организацией и продвижением социокультурной деятельности музея. Важным для связей музея с обществом стало подписание договоров о социальном партнерстве с администрациями Медвежьегорского (2004 г.) и Пудожского (2005 г.) районов. В их рамках проводятся такие социально значимые акции, как День музея в Пудоже и Медвежьегорске, благотворительные акции в детском доме «Радуга» г.Медвежьегорска, выставки в районных музеях.
Сектор проводит работу с общественными организациями «Земля Заонежья» и «Заонежье», Карельское землячество в Москве и Пудожское землячество в Петрозаводске.
Важным для социального партнерства с различными слоями населения, предприятиями, благотворителями и частными лицами стало начало работы Клуба друзей музея «Кижи», у которого большие потенциальные возможности сплочения вокруг музея сил, заинтересованных в его развитии.
Музейный маркетинг. Сектор маркетинга создан в структуре блока в январе 2004 года для реализации новых маркетинговых подходов в развитии музея–заповедника «Кижи» в современных экономических и социокультурных условиях. Основными направлениями работы сектора являются:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
- Развитие и продвижение системы музейных услуг на острове Кижи и в г. Петрозаводске.
- Участие в продвижении Кижского историко–культурного и природного комплекса как объекта экскурсионного показа на туристических рынках Карелии, России, стран ближнего и дальнего зарубежья.
- Привлечение дополнительных средств (фандрайзинг) для реализации задач и проектов музея по различным направлениям его деятельности.
Сформированная система культурных услуг музея–заповедника «Кижи» включает 10 видов услуг на острове и 15 – в городе Петрозаводске. К новым услугам музея относятся городской экскурсионный маршрут «Кижский остров в центре столицы» и появление в ПВЦ и ЛВК двух сувенирных киосков. Совместно с турфирмами Петрозаводска выпущен информационный буклет по услугам музея «Музей–заповедник «Кижи».
Совместно с экономическим отделом сектор занимался формированием ценовой политики – разработаны прейскуранты на выставки и абонементы лекториев.
Сектором совместно с психологом музея Е.А.Казанцевой активно проводятся маркетинговые и социологические исследования. Важным для дальнейшего взаимодействия с торговым отделом оказалось маркетинговое исследование «Спрос на сувенирную продукцию музея–заповедника «Кижи» на острове. Подготовлены рекомендации для формирования ассортимента сувенирной продукции музея.
Сектором инициирован и организован 3–летний проект «Кижский сувенир», в том числе его Интернет–версия.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В задачи сектора также входит планирование и организация рекламно–издательской и имиджевой продукции музея (О.С.Корпусенко, Е.А.Селифанова, дизайн М.Н.Шилов).
Занимаясь фандрайзингом, сектор сформировал сеть благотворительных организаций, постоянно оказывающих музею поддержку в социальных программах. Серьезная работа идет по привлечению благотворительных средств на республиканский детский музейный праздник, на программу «Дни музея–заповедника «Кижи» в Москве», посвященную 40–летию музея «Кижи».
Презентационно–выставочная деятельность призвана аккумулировать и представлять достижения музея широкой общественности. Образ музея нового времени, музея, открытого миру, работающего вместе с местным сообществом – это сегодняшний и завтрашний день музея–заповедника «Кижи».
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.