Наумов Ю.М. (г.Петрозаводск)
Лодка–кижанка Vkontakte@kizhi

Рис.1. Строительство лодки по этапам (рисунок А.П.Скворцова): 1 – матика-киль; 2 – матика с корниками-штевнями – «обложейно»; 3, 4 – шитье бортов; 5 – установка опруг-шпангоутов; 6 – завершение корпуса: полупалубки, порубни, клюхи, огибни; 7 – оснастка корпуса: скамейки, нашести, мостки, оключинья, Рис.2. Пазы в матике для первого набоя (1) и для корника (2). Фото автора. 2009 г.Рис.3. Лодка с поплавком-оплотиной (рисунок А.П.Скворцова)

Традиционная лодка–кижанка имела совершенную теорию корпуса для движения по водной стихии Онежского озера [1] . Острые нос и корма и правильные обводы корпуса позволяли хорошо ходить по волнам. Носовая кокора врезалась в волну, разводя ее «развалистыми», широкими в центре бортами, которые повышали остойчивость судна, а кормовая кокора улучшала обтекаемость, и лодка «не тянула» за собой воду. Длина корпуса позволяет лодке не проваливаться между волн, резать первую и третью волны носовым и кормовым штевнями. На промежуточной волне работает максимальный развал бортов на средних шпангоутах – он придает лодке остойчивость: чем больше грузишь, тем она меньше раскачивается.

Наборный корпус с лекальными шпангоутами имел необходимые размеры и надежность для выполнения всех работ кижского крестьянина – от переездов между деревнями, буксировки леса и рыбалки в Онежском или Ладожском озере до перевозки скота или грузов в шхерах и в Петрозаводск. Лодки, необходимые в крестьянском хозяйстве, берегли – построенные из хорошего леса, при правильном уходе они служили 20–30 и более лет.

Для различных районов плавания строились кижанки разных размеров. Для внутреннего, между деревнями, «каботажного» плавания строились лодки длиной до 6 м, с выходом в открытое озеро – до 8 м. Для дальних плаваний по Онежскому озеру с выходом в Ладогу, а также для рыболовного промысла и перевозки грузов строились лодки длиной 9 м с двумя мачтами. Кроме лодок–кижанок, в Кижских шхерах еще в первой половине ХХ в. строили онежские «соймы» (карел. «сайма» – большая лодка) – двухмачтовые лодки длиной больше 9 м. Соймы на Онеге применялись, как правило, для перевозки грузов, поэтому для их укладки борта обшивались внутри «подтоварником» (тонкой доской), делались ящики для груза или рыбы, а вместо палубы для укрытия груза от воды устраивались настилы с тентами.

Кижанки и соймы (онежская и ладожская) были хорошо приспособлены для судоходства по большим озерам на веслах и под парусом. По внешнему виду и конструктивным особенностям они очень близки. Сохранились чертежи и фотографии сойм и кижанок, на которых можно видеть их общие линии силуэтов со схожими штевнями и парусным вооружением. Эти народные лодки, имеющие неповторимые обводы, не встречаются в других российских губерниях.

Многие путешественники и исследователи Русского Севера отмечали хорошие мореходные качества, а также конструктивное сходство сойм и кижанок и предполагали, что они принадлежат к отдаленной древности. Можно добавить, что хорошие мореходные качества являются свидетельством многовековых традиций, опыта, навыка и мастерства народных судостроителей.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Терминология конструктивных элементов

В конце XVIII в. академик Н.Я.Озерецковский, описывая Ладожское и Онежское озера, отметил, что «плавающие… россияне обыкли называть главные ветры русскими наименованиями, кои почти те же самые… у наших поморцев, около Белого моря и по берегам Северного окиана живущих. фактически названия румбов изначально сложилась у ладо–жан, выходцев из Новгорода» [2] .

То же можно сказать и об основных судостроительных терминах, которые упоминаются в письменных источниках XIX в. и более раннего времени, сохранившихся до нашего времени в центрах русского судостроения на больших озерах и на Белом море.

П.Е.Сорокин в своей книге [3] проводит анализ названий конструкций судов различных типов из различных текстов периода освоения и развития территории северо–запада России. Терминология судостроения в древних летописях подтверждает связь судостроения Заонежья и Поморья с Новгородом, где и сейчас бытуют идентичные термины.

В табл.1, в сравнении с общеупотребительными названиями конструкций и оснастки судов, приводятся некоторые идентичные древнеславянские и современные судостроительные термины русскоязычных районов северо–запада России, записанные автором в экспедициях на крупных озерах Ильмень, Чудском, Онежском, Водлозеро и на Карельском берегу Белого моря [4] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Таблица 1. Некоторые термины традиционного судостроения русскоязычныхрайонов северо-запада России

Современные названия конструкцийИз средневековых источников, по П.Е.СорокинуОзера Ильмень // Чудское // ПсковскоеКижские шхеры Онежского озераКарельский берег Белого моряВодлозеро
Ладья набойная, сойма, насад, шнякаСойма, лодкаЛодка, сойма, (носад – встречалась раньше)Карбас, ёла, шняка, лодкаЛодка
Строить, шитьСтроить, делать «встык», «вгладь»Шить «внакрой»Шить «внакрой»Шить «внакрой»
КильНе зафиксировано«Центр», «матка», матичная доска // Пск, «Матица» // Чудск, «Днище» – «плот», киль«Матица, матика», киль«Матица с кокорой на корму», киль«Днище», раньше – «колода»
ШтевниКорги – кокорыСоймы – «Копани», Лодки – «Пыжи» // Пскв, «Копани»«Корник, кокора носовая», «Корник, кокора кормовая»«Кокора» – матица из ели с корнем и форштевень«Кокоры»
Обшивка бортоваяБортНе записано«Обшива» – борта лодки«Обшива»«Обшива»
Доски бортаНабои – доскиДоски«Нашва» – «Набой», «Полунабои» – доски обшивы«Нашва» – «Набой» – доски обшивы«Набой»
Заделка паза между досками при шитье встык и внакройСкобы, ластШитьё «вгладь» // Ильм, «Ласты, скобки» // Пскв, Паз – «лад», закрывается «ластом» // Чдск, Паз – «ластач, лоц»Шитьё «внакрой», «Конопать, мох, мшить» ж при конопаткеШитьё «внакрой», «Конопатка» – при конопаткеШитьё «внакрой», «Конопатка» – при конопатке
ШпангоутыУпруг – опруг«Упруги, шпангоуты» // Ильм, «Упруг – заподник» у штейвней; в середине «лежень» «сапог» // Пскв, «Упруги» – в корме и носу целые, средние лежень с «наставком» // Чдск«Опруги» – шпангоуты, «Закоренки» – первые от корников усиленные шпангоуты из кокор«Опруги» – кривые суки сосны, «Коренники» – цельные шпангоуты, первые с носа и кормы«Упруги» или «кокоры»
Верхний усиленный поясБархот«Бархотины» на борт внутри лодки // Ильм, «Гребной бруг» для уключин // Чдск«Порубень» – верхний внутренний брус с утолщениями для уключинБрус«Порубень» бортовой для уключин
«Бархотина» наружная // Ильм«Огибень» – верхний наружный привальный брусНе было
Банки – скамейки для гребцовСкамейки, скамьи«Скамейки, лавки» или банки«Скамейки, нашести» – сиденья для гребцов и пассажировГребля – лавочка, «Скамейки, беседки, банки»Сиденья, банки
Слани – настил по днищу лодки«Мостки»«Мостки», «слани» для людей и снастей«Паёлы» – стлани«Мостки»
Грузовой настилПодтоварьеШайма под сети, Слани по опругам в корме«Подтоварка» – грузовой настил по днищу и бортамНе зафиксированоНе было
УключиныОключина – кочет«2 пальца в доске»«Оключинья» – «палец» – упор с «петлёй»«Кочатка» – плоские упоры, «Уключины» с «кочетом» – упором с «петлёй»«2 пальца» и «оключина» – кольцо
ВёслаВёсла, греби1–2 пары вёсел и 1 рулевое с кормы, иногда с кормы 2 весла3 «греби» – пары вёсел: «верхние» – носовые, «средние» и «нижние» – кормовые2–3 пары вёсел2 пары вёсел – носовые и нижние и 1 кормовое
ПарусПре, парусПаруса трапецияПарус косой с рейкойПарус шпринтовыйПарус угол косой
МачтаМачта, щеглаНа сойме 2 «мачты», наверху «щёгол» с кольцом«Мачта» 3–4 м в носу«Мачта» в носу«Мачта» 2 м в носу
ШпринтРайна«Отпорец» – «распорка»«Райно»Косая рея, рейкаУпор–рейка
ШкотыШкоты«Тоньки, тетивки» – верхняя и нижняя«Верёвки», шкоты«Вожжи», шкотыШкоты
ЯкорьКотька, кошкаЯкорьКошка-якорьКошка-якорьЯкорь

Сравнительный анализ технологии, конструкций и терминологии разных центров традиционного народного судостроения, безусловно, является темой специального исследования. К сожалению, за время коротких экспедиций музея «Кижи» в указанные центры традиционного судостроения автору не удалось собрать такое количество терминов, как в одном из самых хорошо исследованных районов – в Кижских шхерах Онежского озера и на прилегающих побережьях Заонежского полуострова.

Сохранившаяся до наших дней терминология конструктивных элементов и технологии строительства лодки–кижанки свидетельствует о древности этого типа лодки и подтверждает общие исторические, в том числе новгородские, корни традиционной культуры судостроения и судоходства русских на северо–западе России (табл.2).

Таблица 2. Традиционные судостроительные термины в Кижских шхерах, их расшифровка и современные синонимы

Конструктивный элемент, терминологияМатериал, технология, назначение, размеры
1«Матица, матика, матка»; КильКилевая доска (18–20x6 см) с пазами – штробами, материал – сосна, длина зависит от размера лодки. Матица отесывалась по форме, строгалась, а с боков выбирались пазы для установки набоев
1.1«Пуповик» – сливное отверстие с чопикомКруглое отверстие в матике для слива воды (диаметром 30–35 мм) ближе к кормовому штевню. Закрывается пробкой – чопиком
2«Корник, кокора носовая» – форштевень; «Корник, кокора кормовая» – ахтер–штевеньДля «кокоры» использовалась только ель (диаметром 18–20 см в комле) с саморослым ровным корнем (длина не менее 35–40 см), растущим перпендикулярно и ровно по оси ствола – «корга». Кокоры отесывались по форме, строгались, с боков выбирались пазы для установки и крепления набоев
1+2«Обложейно»Выставленная по пропорциям матица с корниками, прижатая кобылками к стелюжкам и закрепленная вертикальными стойками на стапеле
3«Обшива» – борта лодки из скрепленных (сшитых или сколоченных) досокДля обшивки применялась сосновая остроганная доска шириной до 30–40 см (зависит от длины лодки), лучше из прямослойного дерева. Заготовка сосны для строительства лодок, как и для другого строительства, обычно производилась зимой
3.1«Нашва» – доска обшивы при «шитье вицей»; «Набой» – доска обшивы при креплении гвоздямиТолщина досок для обшивы (нестроганых) зависела от размера лодки и была 16–22 мм. Для досок обшивы старались выбирать стволы с «горбом», по форме набоев, для экономного раскроя. Все набои, пазы кокоры и матицы тщательно обрабатывались и выстрагивались, чтобы избежать водотечности корпуса
3.2«Полунабои» – верхний ряд обшивыПри большой длине лодки последний ряд обшивки был из полунабоев – двух широких досок, скрепленных («сшитых») на среднем шпангоуте
3.3«Конопать, мох» – конопаткаПодогнанная и причерченная для крепления доска устанавливалась на место на смолу и паклю (или мох)
4«Опруги» – шпангоуты; «Кривуля» – кривой сук для опругиИзнутри в корпус причерчивали и вставляли «опруги» (шпангоуты) – обработанные приблизительно в одно сечение, кривые, толстые сосновые сучья или распиленные стволы (иногда из комлевой части ели с корнем)
4.1«Закоренки» – первые от кокор усиленные шпангоуты-флоры из еловой коргиВ носовой и кормовой части таким же образом ставилось по одному усиленному цельному «закоренку» – шпангоуту-флоре, выпиленных из еловых комлей с корнем или развилок стволов
4.2«Галбица» – кижск.; «Голбица, голубица» – заонежск.Пазы для лучшего стока воды в корму, в опругах и закоренках (шпангоутах) у матики, для откачки воды или слива через пуповик на покатях
5 «Порубень» – верхний внутренний брус с утолщениями для уключинВнутри приколачивается брус тесаный, из распиленной пополам тонкой (до 15–16 см) сосны – «баланины», с оставленными и специально обработанными выступами для уключин. Накрывает верхние концы опруг
6 «Огибень» – верхний наружный привальный брусСнаружи приколачивается узкая доска, вровень с верхней кромкой, как наружный тонкий брус для защиты верхней кромки набоев
7Нос лодкиБорта у кокоры вверху скреплялись небольшими поперечными «полупалубками» и кницами – клюхами
7.1«Полупалубка» – настилНебольшой поперечный или диагональный настил из досок у кокоры вверху для скрепления бортов
7.2«Клюхи» – кницыДве «Г»-образные кницы, вытесанные из кривых суков или выпиленные из елового корня, скрепляли носовую полупалубку с бортами для жесткости
7.3«Палец»Круглый нагель – стержень диаметром 3–4 см, вставляется в гнездо в носовом корнике. Служит для вытаскивания лодки на слани-покати или в берег
7.4«Носовик», «чердак»Носовая полупалубка – настил с отверстием для мачты, которая крепилась веревкой или на хомутик, который прижимал мачту к носовику и закрывался в петле на клин
8КормаБорта у кокор вверху скреплялись небольшими поперечными «полупалубками» и кницами – клюхами
8.1«Каютка» Небольшое пространство под «полупалубкой» только в корме с дыркой и настилом для рыбацких принадлежностей, под каюткой хранился «черпак» для откачки воды
9«Скамейки. Нашести» – сиденья для гребцов и пассажировСкамейки из досок в носу, у уключин и в корме
10«Мостки» – настил по днищу лодки для людей и снастейСъемный настил из досок под ноги и для хождения гребцов и пассажиров с «подножниками» – брусками для упора ног при гребле (для изготовления использовались обрезки досок-набоев)
10.1«Подтоварка» – грузовой настил по днищу и бортамСъемный настил по опругам из тонкой (1,5–2 см) доски для перевозки груза и скота
11Вёсла, греби Для весел использовалась только ель. На лодке две, а на больших было три «греби» – пары весел, «верхние» – носовые, «средние» и кормовые – «нижние» – подгребать и править (двумя при гребле, одним – с парусом)
11.1«Оключинья» – уключины для веселУстройства для удержания весел при гребле. Раньше цельные, из одной еловой ветви, или заплетались петли с упорами, закрепленными в порубне
11.2 «Пальцы-упоры»Нагели в гнездах, упоры для весел при гребле
11.3«Петли, кольца, коло»Кольца вокруг пальца, скрученные из ветвей черемухи или березы, для удержания весел при гребле
12Руль с румпелемЦельный, тесанный из еловой корги. Ставился в металлических петлях на больших лодках и соймах при пользовании парусами в дальних поездках
13«Подбоина» – фальшкильИз стволов молодых сосен диаметром 4–5 см. Для защиты киля и штевней от повреждений о камни. Раньше прибивали к матике в носу и корме и загибали на штевнях. Сейчас по всей длине прибивается брусок, на него сверху приколачивается металлическая полоса – шина, которая загибается на штевни
14Мачта Мачта в носу длиной до 3 м из молодой ели диаметром 8–10 см внизу, крепилась к носовой полупалубке (иногда в нее вставлялась) на матице в гнездо – специальный брус с отверстием. На больших кижанках было две мачты – одна в носу, вторая вставлялась в отверстие средней скамейки
14.1«Мачтовое гнездо», «гайно» Делали из кокоры с отверстием под мачту. Крепили внизу к килю и бортам, чтобы скрепляла оба борта для прочности носа, так как лодку качает и мачту расшатывает. Вторую мачту устанавливали в середине лодки. К бортам крепили толстую скамейку (нашесть) с круглым отверстием специально, внизу гнездо для второй мачты в доске толщиной 60 мм, прибитой к матике
15ПарусПарус льняной, раньше домотканый, шился хозяином для своей лодки, привязывался одной стороной вплотную к мачте. Ставился с помощью тонкой жерди
15.1«Райно» – косая реяНижний конец райно упирался в петлю на мачте для удержания верхнего угла паруса. Домотканый парус хозяин шил сам, женщины на полу расстилали и вручную кроили и сшивали
15.2Верёвки. ШкотыДве или одна длинная веревка из пеньки, конопли или лыка для управления парусом. Крепились к верхнему и нижнему углам
16«Оплотина» – балансир – противовесБрус, закрепленный на деревянный замок на жерди, для перевозки скота на островные пастбища, плывет в воде параллельно лодке
17Кошка-якорьЯкорь

Мастерские и традиционная технология

Строительство «кижанки» обычно велось в мастерской на сарае дома, где жил лодочник. Мастер И.Ф.Вересов рассказывал: «Раньше в деревне лодка стоила столько, сколько и корова. Хороший мастер, из заранее заготовленного материала, мог построить лодку за одну неделю, с опытным помощником – всего за два–три дня. Мы с Мишей Рогачёвым на улице у дома за два дня лодку шили из готовых материалов» [5] .

По мнению академика архитектуры В.П.Орфинского, такая почти фантастическая скорость строительства, безусловно, сложных судов вряд ли могла быть достигнута без неопровержимого регламента традиций, устойчивость которых, как известно, находилась в прямой зависимости от продолжительности укоренения в народном сознании. О том же свидетельствует филигранность выполнения узлов и сопряжений элементов заонежских лодок.

У каждого заонежского крестьянина, шьющего лодки, мастерская располагалась на сарае его дома, где у стен, на стеллажах, в шкафчиках и специальных ящиках, хранились все необходимые для строительства приспособления и инструменты, а также имелся запас материалов и заготовок для будущей лодки. Часть заготовленных материалов могла храниться около дома.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

На сарае стояли столярный верстак, длинный верстак для острожки досок и небольшая наковальня, на которой в специальной «гвоздильне» расклёпывались (делались плоскими) шляпки у подковных гвоздей. На сарае или снаружи у стены дома располагался другой длинный верстак и точильный стан с круглым камнем для заточки инструмента. В хорошую погоду острожку досок и клёпку гвоздей можно было вести на улице.

Стапель для строительства лодки состоял из двух «стелюг, стелюжек» – невысоких (до 40 см) козлов из бревен длиной 2,5–3,0 м, которые ставились только на время постройки корпуса лодки. На них по центру укладывалась «матица» – киль. На выпуски стелюг клались, после причерчивания, бортовые доски – «набои» и тесались топором по черте – «кромились», потом устанавливались вертикально в специальные пазы стелюг, для острожки кромок рубанком.

Для тески кокор, огибней, опруг и весел были специальные колоды с пазами, в которых заготовки крепились клином, а строгали опруги и другие мелкие конструктивные элементы закрепленными в столярном верстаке.

Таблица 3. Традиционные термины технологии судостроения и судоходства. Приспособления, инструмент, заготовки

Приспособления, инструмент, заготовкиМатериал, технология, назначение
«Стелюжки» Пара невысоких (около 40 см) козлов длиной около 2 м, для установки матицы – киля на стапельном месте на сарае крестьянского дома
«Кобылки» Шаблоны из дерева, устанавливались на матицу в местах загиба к штевням первой доски – набоя. В них вставлялись стойки, которые в распор прижимали матицу к стелюжкам
«Клещи, клецки»Специальные деревянные зажимы из березы с клином для плотного прижимания набоев друг к другу при причерчивании и сшивании (струбцины, зажимающие с помощью клина) – шитье корнем или гвоздями
«Зуб»Специальная доска с пазом для соединения и удержания бортовых досок у штевней при причерчивании и креплении набоев к кокорам
«Упоры», «порки», «распорки», «расшивины»Тонкие жерди (часто березовые) при шитье бортов для дополнительного прижатия набоев в носу и корме. Внизу упирались в бобышки и поджимали доски к кокорам, а верхние концы жердей упирались в специальные досочки – прокладки, для защиты от трещин в набоях. Для сохранения формы лодки изнутри в носу и корме ставились короткие для распора досок до установки закоренков
«Пластина» Толстая доска для «матицы»
«Корга» Комель ели с корнем для тески «матики» – киля, «кокоры» – штевня или распиловки на «опруги» и «закоренки»
«Баланина» Тонкое бревно. Распиливается пополам продольной пилой для изготовления «порубней»
«Кривуля» Кривой толстый сук для шпангоутов, хороший сук ложился на два борта, и получалась цельная «опруга»
СкобелиРазных размеров плоские и полукруглые кованые лезвия с ручками для окорки бревен
ТопорыМеталлические разных размеров и форм лезвия на деревянных рукоятях-«топорищах». Для всех работ начиная с заготовки деревьев и оттески заготовок до выборки пазов и оттеске кромок набоев
Пила-«зубатка»Пила для продольного пиления, размером до 2 м. Двуручная со съемной нижней рукоятью. Полотно с длинными (до 5 см) зубьями, заканчивающееся кривым режущим «когтем»-крюком. Для вертикального распила бревен на доски
«Стелюги» Высокие (более 2 м) козлы для распиловки бревен на доски продольной пилой-«зубаткой»
Пила поперечная Двуручная с треугольным зубом около 1 см для поперечного перепиливания бревен и толстых пластин, плах
«Аршин», метрМерная деревянная рейка с нанесенными делениями в 1 вершок или 1 см. Для разметки длинных конструкций, использовалась как линейка для переноса размеров на лодку
Черта плотниц- кая и столярная Приспособления из загнутого металлического прута, с изменяющейся шириной между чертящими остриями. Для переноса линии паза на набой или кромок набоя на следующий
Циркуль Раздвижной металлический или деревянный. Для разметки и переноса одинаковых размеров, например, расстояния между осями шпангоутов
Пила-«ножовка»Короткая с одной ручкой и мелким зубом. Для поперечного и косого точного перепиливания тонких досок и других конструкций лодки
Пила-«лучковка»С тонким лезвием и мелким зубом в деревянной основе, с регулируемым натяжением. Для продольной распиловки криволинейных конструкций лодки – опруг, клюх и др.
«Медведка»Рубанок с широким лезвием и двумя поперечными ручками. Для острожки вдвоем длинных досок и пластин
Фуганок Рубанок с длинной (50–100 см) деревянной колодкой. Для тонкой и ровной острожки боковых плоскостей досок
РубанокРубанок с деревянной колодкой длиной 20–30 см. Для острожки боковых плоскостей киля, штевней, шпангоутов, брусков и досок различных назначений и размеров
Рубанок полу- круглыйРубанок с закругленной (различного радиуса) внизу деревянной колодкой длиной до 20–25 см. Для острожки криволинейных и торцевых плоскостей корников, опруг, закоренков, клюх, набоев и других конструкций
МолотокМеталлический на деревянной ручке. Для забивания гвоздей и клёпки шляпок
ГвоздильняМеталлическая колодка с отверстиями под плоский подковный гвоздь. Для холодной расклёпки плоской шляпки гвоздя
Стамеска полукруглая Для выборки круглых углублений в набоях под шляпки подковных гвоздей
Долото столярное СтамескаДля выборки различных пазов при необходимости
КиянкаДеревянный молоток. Для ударов по деревянным поверхностям
Коловорот с перкой, сверлодрель, буравДля сверления отверстий разных диаметров при креплении конструкций и элементов лодки друг к другу
«Вдейка»Спуск лодки на воду
«Литки»Традиционное угощение заказчиками мастеров или хозяев при приобретении лодки
«Черпак» и насосВ корме для откачки воды из лодки на ходу или у берега
«Лава»Причал – сходни для выхода на берег. Один конец кладется на берег, другой на козлы – стелюги для передвижки с изменением уровня воды

Строительство лодки-кижанки

При начале строительства лодки – «закладке» – на настиле сарая в одном постоянном месте, чтобы не мешать другим работам, устраивался стапель. Без всяких чертежей, на определенном расстоянии друг от друга, в соответствии с длиной и пропорциями лодки, ставились две стапельные стелюжки, поперек которых по оси стапеля укладывалась готовая «матица» – киль с продольными пазами.

На матицу, точно над стелюжками, ставились две «кобылки» – специальные шаблоны для установки угла наклона первого набоя. В пазы кобы

лок вставлялись нижние концы стоек из жердей, верхние концы которых крепились клином в упор в балки перекрытия сарая и жёстко прижимали матицу к козлам стапеля (рис.1:1). Под самые концы матицы крепились на гвоздь короткие стойки, чтобы зафиксировать ровную линию киля.

В плане киль кижанки ровный между «кобылками», от которых начинает плавно сужаться к носу и корме. С боков матица – киль кижанки – имеет необычное поперечное сечение с продольными пазами для первых[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

набоев, которые от кобылок тоже начинают постепенно подниматься и переходят в пазы штевней. Такая сложная и изящная форма паза в матицах других традиционных лодок не встречается (рис.2:1,2).

Носовой и кормовой «корники» – штевни – под нужным углом вставлялись выполненным на нижнем торце замком «ласточкин хвост» в специальные пазы матицы и дополнительно крепились к матице нагелем (рис.1:2). Этот продольный остов лодки «обложейно» закреплялся от боковых смещений на стапеле тонкими жердями – распорками, прибитыми одним концом к штевням, а другим – к стенам или к полу сарая.

После этого приступали к «шитью» бортов (рис.1:3,4). Первые, нижние доски подгонялись и крепились к остову будущей лодки с помощью клещей с клиньями, дополнительных упоров и поперечных досок с пазами, затем причерчивались к матице и кокорам в подготовленные пазы. Пазы матицы и кокор, как и набои, тщательно обрабатывались и выстрагивались, чтобы избежать водотечности корпуса. После чистой подготовки каждая доска снова устанавливалась в паз на место на смолу и паклю (мох) и скреплялась с матицей плоскими (подковными) гвоздями, а к кокорам прибивалась круглыми или квадратными гвоздями. С помощью тех же приспособлений и технологии закрепленные таким же образом следующие доски причерчивались друг к другу с напуском в 2–3 см, затем снимались, отесывались по черте и строгались.

Друг с другом доски обшивки соединялись также плоскими гвоздями «внакрой» – нижней кромкой с наружной стороны борта накрывая «внахлёст» предыдущую доску. Такие двойные стыки придавали корпусу лодки дополнительную продольную жесткость (при шитье бортовой обшивки «вгладь» торцевые кромки досок подгонялись встык друг к другу). Верхние набои состояли из двух «полунабоек» – самых широких досок, которые по длине соединялись внахлёст в центре лодки, причем передняя перекрывала заднюю.

В первой трети ХХ в. при строительстве лодок еще применялась древняя технология – вместо гвоздей для скрепления досок друг с другом использовался тонкий еловый корень, распаренный в кипятке, – «вица» («вичья» – витый, крученый), который, закручивая, сквозь небольшие отверстия (менее 5 мм) протягивали стежками через обе доски и «сшивали» – стягивали набои по всей длине. При шитье вицей старались делать меньше стыков, и обычно лодки при высоте борта около 50 см шились в 3–4 доски «нашвы» – набоя. Только большие лодки – промысловые или по заказу для лесозаготовительных работ и грузовых перевозок – были в 5 и больше набоев. Трудно было загибать к штевням широкие доски, причем таких широких (более 30 см) досок из ствола выходила только одна пара.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Отверстия под вицу сверлились через 4–6 см, между ними выбирался желобок, в котором корень был утоплен вровень с поверхностью доски. Распаренный корень затягивался, а когда высыхал, стягивая нашвы борта, дополнительно закреплялся в каждом отверстии березовыми клинышками. Деревянными нагелями нашвы крепились к штевням, а опруги к нашвам и корпус становился прочно сшитым. Потом борта тщательно смолились с обеих сторон, корпус не пропускал воды и служил дольше, чем «сшитый» гвоздями. Все исследователи XIX в. отмечают, что технология шитья корнем не хуже, а во многом даже лучше гвоздевой, но трудоемкость была очень высока, поэтому когда стало возможным использовать появившиеся гвозди заводского изготовления, древняя технология умерла вместе со старыми мастерами в первой половине ХХ в.

При крепеже бортовых досок лодок во второй половине ХХ в. чаще используются специально кованые, плоские с широкими шляпками гвозди или плоские подковные гвозди, шляпку которых приходится плющить молотком. Мастера, у которых еще сохранились подковные гвозди, используют их до сих пор при строительстве лодок.

Когда корпус лодки «сшит», его укрепляют изнутри и снаружи. Для поперечной жесткости в носовой и кормовой части корпуса к набоям причерчивается, вставляется и крепится к бортам по одному «закоренку» – усиленному цельному шпангоуту–флоре из обработанных еловых корней или развилок стволов. Таким же образом через 40–45 см к бортам причерчивались и прибивались «опруги» – шпангоуты, вытесанные из обработанных кривых сосновых сучьев или выпиленные из кокор (рис.1:5).

Закоренки и опруги крепились к бортам сквозь набои с наружной стороны раньше круглыми деревянными нагелями, сейчас крепят гвоздями, которые загибаются внутри. Закоренки из кокор последнее время не ставили – делали из досок. В кормовых опругах и закоренке внизу у матицы делались полукруглые отверстия – «голубницы» – диаметром 30–50 мм для лучшего стока воды в корму при откачке насосом или слива черпаком. В матике за закоренком ближе к кормовому штевню буравом сверлилось отверстие (диаметр 30–35 мм) с круглой пробкой, которое называлось «пуповиком», для слива воды при вытаскивании на берег или подъеме на слани – покати.

Вверху у кокор последние набои – «полунабойки» – скреплялись небольшими поперечными настилами – «полупалубками» (длиной до 50 см) и кницами – «клюхами». Снаружи вровень с верхней кромкой по–лунабоев приколачивался «огибень» (узкая доска), а внутри – «порубень» – тёсанный из половины тонкой сосны брус прямоугольного сечения со специальными оставленными для уключин выступами (рис.1:6).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Старые кижские мастера при постройке лодок обработку всех конструкций и пазов до их острожки производили традиционно с помощью топоров и почти не пользовались стамесками. Один из последних мастеров традиционной школы – Н.В.Судьин, сам работая только топором при строительстве лодки, так рассказывал о мастере И.Ф.Вересове: «Иван Федорович Вересов – самый лучший мастер, шил очень хорошие лодки и быстро делал – в день мог 5 набоев собрать. Смотришь, он работает топором легко, как рисует. В руках у него топор летал, как кисть у художника – про него по всем прошла слава. Он всё на глаз делал и топором. Топором быстрее – стамесками мы бы ничего и не заработали» [6] .

После проведения этих работ корпус получал необходимую крепость. Матица, кокоры, набои, «огибни» и «порубни» придавали корпусу лодки прочность продольную, а «закоренки» и «опруги», «полупалубки» и «клюхи» – поперечную.

Завершало постройку лодки устройство «нашестей» – скамеек для гребцов и «мостков–сланей» – настилов под ноги с упорами для гребли, которые не крепились к корпусу и могли сниматься. После окончания строительных работ корпус тщательно очищался от мусора (рис.1:7).

К матике на всю длину прибивается фальшкиль – «подбоина» из прямоугольного бруска. Раньше подбоину делали из круглой жерди длиной около 2 м, у которой отесывали одну кромку и прибивали к килю, самый конец загибался и крепился на корник (около 30 см). Такой фальшкиль предохранял форштевень и киль от стирания о берег, легко заменялся и одновременно повышал устойчивость на курсе и маневренность лодки под парусом.

Для защиты деревянных конструкций от воды, ветра и солнца лодку обязательно смолили «кругом» – с обеих сторон. Когда смола высыхала, лодка была готова к спуску на воду. Для вытаскивания лодок на берег в отверстие носовой кокоры устанавливался деревянный нагель – палец длиной 30–40 см.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

По свидетельству жителя деревни Еглово плотника и мастера–лодочника И.Ф.Вересова, бывало и так: «Заказчик дальний из Вознесенья (100 км по воде, 300 км по дороге. – Ю.Н.) на Волкостров приехал, а лодки еще нет. Лето, ночи белые. Собрались несколько мужиков и построили лодку за ночь, на другой день заказчик уехал с готовой, правда не просмоленной, кижанкой. Если непросмоленная лодка не текла, то ее увозили без черпака, и это была работа мастера высшего класса» [7] .

Оснастка лодки

Традиционными движителями «кижанки» являлись весла и парус (рис.1:8). Как правило, делали три пары весел–гребей: верхние, средние и нижние – двумя передними гребли, а задними подгребали или табанили – направляли лодку по нужному курсу. Крепились весла в «оключи–нах» к упорам – «пальцам» петлями, заплетенными из веток или веревок.

Мачта была высотой до 3,5 м. Она ставилась в носу в специальное гнездо на матице через круглое отверстие или полукруглую выемку в носовой «полупалубке» и крепилась веревкой к круглым пальцам, установленным на ней. На больших лодках, как и на соймах, было две мачты, вторая мачта ставилась в отверстие второй от носа скамейки, специально прикрепленной к опругам и бортам.

Традиционный парус шпринтовый, трапециевидной формы, невысокий (до 2,5–3 м), но длинный – почти до кормовых весел. Передняя кромка паруса (шкаторина) накрепко привязывалась к мачте. Свободный верхний угол паруса выставлялся с помощью тонкой жерди – «райно» (рейки), нижний конец которой упирался в петлю у мачты. Рулевой управлял парусом двумя концами одной веревки (шкотами), идущими на корму от верхнего, «шпринтового», и от свободного, нижнего, углов паруса.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Руль навешивался только при движении под парусом на большие расстояния, в шхерах правили одним кормовым веслом.

По информации М.П.Рогачёва, для оснастки лодок в 1940-х гг. местные жители парусину покупали в магазине, а для шкотов использовали веревки, витые из лыка. Вместо металлических якорей на лодках применялись большие плоские камни, обвязанные лыковой веревкой, так как ни якоря, ни нужных веревок в магазинах нельзя было приобрести [8] .

Лодки специально оборудовались для выполнения транспортно–про–мысловых задач и имели дополнительные приспособления. Для рыбного промысла ставились горизонтальные «вороты» для спуска – подъема и буксировки снастей и сетей, а для перевозки живой красной рыбы в корпусе строились специальные ящики с прорезями в днищевых набоях. Для буксировки плотов с лесом или дровами – «кошелей» – устанавливались ворота для потягивания к якорю, завезенному вперед. Для транспортировки грузов и скота по опругам прибивались доски дополнительного настила – «подтоварки» – и устраивались навесы и тенты.

Для перевозки на пастбища или для работы лошадей и крупного рогатого скота с одного острова на другой на лодках в Кижских шхерах использовалось специальное приспособление – «оплотина» (рис.3). Эта конструкция состояла из специального поплавка – противовеса (бруса квадратного сечения длиной 1,0–1,5 м), с помощью вертикального бруска прикрепленного нагелями к жерди. Оплотина крепилась к корпусу следующим образом: жердь длиной более 3 м укладывалась поперек на борта посредине лодки и привязывалась веревкой с петлей на конце, протянутой под килем с одного борта на другой.

При движении лодки брус, закрепленный на жерди параллельно корпусу, плыл по воде, и когда лошадь или корова становилась на борт, он, как балансир на океанских пирогах, предотвращал опасное увеличение крена. Погружаясь в воду, брус увеличивал плавучесть или, поднимаясь из воды, как противовес удерживал лодку на ровном киле. Оплотины были разных размеров в зависимости от длины лодки и количества перевозимого сена или скота.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Упоминания о таком балансире–противовесе на лодках в других местах автору не встречались ни в специальной литературе, ни в экспедициях. По словам местных жителей, это «досюльное», древнее приспособление, которым пользовались еще их деды и прадеды. В советское время они применялись в Волкостровском колхозе для вывоза скота на дальние пастбища или на продажу в Великую Губу. Перевозка скота на лодках с оплотиной производилась только в акватории Кижских шхер, без выхода в открытое озеро, и не применялась ни на побережье Онежского озера, ни на других озерах.

Такая лодка с оплотиной выставлена в главной экспозиции музея «Кижи» на сарае дома Ошевнева (приобретена в фонды у В.Н.Буркова из д.Шуйна на о.Волкостров). Можно сказать, что кижская «оплотина», как и лодка – «кижанка», продукт развития местной островной судостроительной культуры.

В 50-е гг. ХХ в. на традиционных лодках стали использовать стационарные двигатели от 1 до 12 л.с., для этого в кормовой части под мотор делали фундамент из бруса, а в кокоре сверлили отверстие под дейдвуд с валом, тогда же в кижанки начали встраивать пассажирские каюты и рубки с рулевым управлением.

Когда появились подвесные лодочные моторы, под них стали делать транцевую корму. В 1980-х – начале 1990-х гг. один из лучших мастеров лодочников и плотников И.Ф.Вересов, без всяких чертежей, на основе своего опыта, придумал и шил очень хорошие лодки длиной 5,0–5,5 м с транцевой кормой под мотор «Ветерок», которые у местных жителей получили название «вересовка».

// Кижский вестник. Выпуск 13
Под науч. ред. И.В.Мельникова, В.П.Кузнецовой
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2011. 296 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф