Воробьева С.В. (г.Петрозаводск)
Из истории семей пудожских сказителей XIX-XX вв.
@kizhi
Данная статья посвящена истории семей четырех сказителей Пудожского края: Гаврилы Амосова, Максима Мякишева из Уножской волости, Ивана Фепонова с Купецкого озера и Потапа Трофимова из д.Гагарка Шальского прихода. Трое из четырех сказителей принадлежат к старшему поколению исполнителей, которых записывали П.Н.Рыбников и А.Ф.Гильфердинг.
Поселения, в которых жили сказители, в свое время входили в состав земель новгородских бояр и монастырей. Начало проникновения славянского населения на пудожские земли исследователи относят к XII-XIII вв [1] .
Согласно материалам спорного дела 1538-39 гг. между Муромским и Палеостровским монастырями за владение землями в Уножской Губе, по книге Юрия Сабурова 1496 г. в этом районе была только деревня «на Лукострове», принадлежавшая Муромскому монастырю [2] . Деревни Марнаволок и Пертнаволок тогда только недавно возникли, поскольку названы починками. Скорее всего, они появились в начале XVI в. на землях Палеостровского монастыря, которые в качестве вклада оставил обители новгородский житий человек [3] Панфил Селифонтов [4] .
К 1563 г. в районе Уножской губы появилось еще одно поселение – будущая деревня Чажва, которая в это время была пристанью Палеостровского монастыря [5] .
Куст деревень на Купецком озере с XIV в. входил во владения новгородского Юрьева монастыря, согласно «Обводной книге Юрьева монастыря» 1391 г.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Шальский погост, в состав которого входила д.Гагарка, являлся одним из Заонежских погостов, занесенных в писцовую книгу 1563 г. В это время это один из важнейших торговых центров, начало волокового пути по системе рек из Обонежья в Заволочье. В устье Водлы стояли торговые амбары новгородцев [6] .
Гаврила Амосов
В сборнике П.Н.Рыбникова от Гаврилы Амосова в чужой записи были представлены 6 былин. А.Ф.Гильфердинг уже не застал сказителя в живых.
Гаврила Фалеев (Амозов по прадеду) родился около 1789 г. [7] в д.Лукостров в большой семье, где вместе жили 4 поколения кровных родственников, главой рода в это время был прадед сказителя – Амоз Никитин. Вместе с ним вели хозяйство его четверо женатых сыновей с детьми, старшим из которых был Елисей Амозов, дед будущего сказителя. Эта семья, как и большинство семейств Уножской волости, имела прочные родственные связи с расположенными через озеро Киж-ским и Сенногубским приходами – двое из братьев были женаты на девушках из Кижского погоста (из деревень Обельщина и Леликово) [8] . В д.Обельщина была выдана тетка сказителя, а его мать происходила из д.Корба [9] .
Согласно материалам ревизии 1811 г., в которой не упомянуты женщины, в семье Гаврилы Фалилеева только мужского пола было 16 человек [10] , девять из них в возрасте от 20 до 50 лет, то есть так называемые «годные работники». Наличие в семье мужчин такого возраста, даже по мнению официальных властей, служило основой благосостояния рода. Скорее всего, Гаврила Фалилеев жил в богатой семье. К сожалению, документов об экономическом положении крестьян Пудожского уезда пока не найдено, однако в районе Кижей подобные по составу семьи выделялись своим достатком.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Между 1811 и 1816 г. семья Фалилея Елисеева, отца сказителя, отделилась от своих дядьев [11] и стала жить самостоятельно. К 1834 г. Фалилей Елисеев и восемь его домочадцев основали новое поселение, будучи «переведены по указу Олонецкой казенной палаты той же волости на пустое порожнее место в деревню Уной Губу» [12] . Они были первопоселенцами, единственными жителями на новом месте. Через двадцать лет Гаврила Фалилеев (Амозов) [13] возглавил семью в 20 человек, объединявшую родственников, находившихся в троюродной степени родства [14] – факт достаточно редкий.
К этому времени Гаврила Амозов был уже вдовцом – жена его умерла еще в 1845 г. от чахотки [15] . Незадолго до приезда П.Н.Рыбникова в Пудож сказитель жил одним семейством со своим младшим братом, его и своими женатыми детьми.
Дальнейшие события в жизни сказителя можно проследить только по данным метрических книг, где отмечено рождение многочисленных внуков. Других документов, касающихся его семьи, пока не найдено. Умер Гаврила Фалеев (Амозов) в 1870 г. в возрасте 89 лет [16] .
Из д. Марнаволок той же Уножской волости сказитель другого поколения, записи от которого были сделаны уже в начале XX в. – Максим Степанович Мякишев. Он родился 10 ноября 1846 г. [17] в семье из 12 человек, где вместе вели хозяйство три брата. Максим Мякишев был дважды женат. От первого брака у него родилось 10 детей, а второй оказался бездетным.
В разговоре с Ю. Соколовым в 1926 г. сказитель рассказал, что хорошо знал Рябининых. Исследование корпуса метрических книг деревень Уножской волости позволяет сделать вывод о том, что на протяжении всего XIX в. существовали постоянные семейно-родственные связи между Кижами и Уной Губой. В течение столетия ежегодно несколько крестьян волости брали невест из Сенногубского и Кижского приходов. Круг брачных связей Уной Губы, помимо Кижей, ограничивался Шальским, Пудожгорским, Песчанским и Купецким приходами, то есть по большей части северо-западным побережьем Пудожья. В семье Мякишевых неоднократно отдавали девушек замуж в д.Мелентьевская Купецкой волости.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Из деревень Купецкого прихода происходили сказители Иван Фепонов, Никифор Прохоров, Григорий Якушев и др.
Иван Фепонов, у Гильфердинга (Фепонов Иван Федорович), крестьянин д. Мелентьевская Купецкой волости.
Отец сказителя Феопент Федоров Фефилов [18] около 1781 г.р. был сыном отставного плотника (то есть человека, который работал на одном из Олонецких заводов) Федора Фефилова. На рубеже XVIII-XIX вв. Феопент Федоров женился, и к 1816 г. у него было уже шестеро малолетних детей.
Написание имени отца сказителя в разных документах варьируется. В ревизских сказках 1782, 1850 и 1854 [19] гг. его имя пишется как «Феопент», а в ревизиях 1795, 1811, 1816 и 1834 гг. как «Фепон» [20] . В метриках Купецкого прихода чаще всего встречается еще один вариант написания этого имени – «Феопемпт». Из пяти его сыновей двое умерли в детском возрасте, один ушел в рекруты, а старший Малахий в 1850 г. значился в «безвесном сходе».
Видимо, он ушел в выгорецкие старообрядческие скиты, поскольку принадлежал к староверам поморского толка. Еще в 1829 г. Малахий, к этому моменту овдовевший, подал прошение на имя епископа Олонецкого и Петрозаводского Игнатия о разрешении ему перейти из раскола в православную веру. По словам Малахия, в 1827 г. он был «сбит учением наставников Даниловской секты… и вовлечен в то согласие», а в настоящий момент «пожелал познать путь правый и быть истинным сыном Православной церкви <…> И за всем тем… когда причтен буду к числу сынов Православной церкви, прошу Ваше Преосвященство позволить мне вступить в брак с девицею, которую намерен избрать непременно из Православных» [21] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В этом же году в тубозерской церкви он был повенчан с крестьянской девицей этого прихода, но спустя три года, по свидетельству местного священника, Малахий Фепонов вернулся в раскол и более того, несмотря на увещевания консистории, утверждал, что никогда не был «присоединен к православной церкви», а всегда был в расколе, «в коем до скончания своего пребывать желает неуклонно.. .» [22] .
В 1833 г. Малахий возил свою жену и еще нескольких крестьян из деревень Купецкой волости в Данилов скит, где их перекрестил [23] .
Несмотря на все увещевания и пребывание в Спасокаргопольском монастыре для исправления, Малахий от своей веры не отступился и в 1834 г. понес наказание в виде месячного заключения в тюрьме [24] .
В этом же году в церковной книге Купецкого прихода найдена запись: «08.06. Деревни Мелентьевской у крестьянина раскольника Малахия Феопемптова и законной жены его раскольницы Евдокии Ефимовой [родилась] дочь [имя не упомянуто]. Молитствована и крещена раскольниками потому и восприемник не известно (так в документе. – С.В.), о чем особо донесено его преосвященству» [25] .
Правда, позже, в 1838 г. Малахий (Малафей) окрестил другую дочь по официальному обряду, хотя священник записал, что оба родителя «раскольники даниловского толка» [26] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Несмотря на приверженность к «древлему благочестию», Малахий Феопентов время от времени участвовал в обрядах ортодоксальной церкви – крестил нескольких детей [27] , бывал поручителем на свадьбах.
Несмотря на уход в 1846 г. Малафея Феопентова в старообрядческие скиты, его жена и трое дочерей до конца 50-х гг. XIX в. жили в семье свекра. В 1873 г. жена Малахия Евдокия Ефимова умерла и, оставшись верной своим религиозным взглядам, перед кончиной не пожелала исповедаться и причаститься [28] .
Иван Фепонов (Феопентов), младший сын в роду, появился на свет 10 февраля 1821 г. [29] . Его крестным стал сосед по деревне Анисим Фадеев. Позже имя этого крестьянина упоминается среди поручителей на венчании старшего брата Ивана Фепонова – Кондрата [30] . Несмотря на участие в церковных таинствах, Анисим Фадеев, так же как и Малафей Фепонов, был старообрядцем, свидетельством тому является запись о его смерти в 1824 г. [31]
Метрики 30-х гг. XIX в. по д. Мелентьевская говорят о большом влиянии раскола в среде крестьян [32] .
Следует отметить, что это явление прослеживается в семьях большинства сказителей Пудожья. Иван Фепонов у исповеди бывал редко. По данным исповедальных ведомостей 1858 г., все домашние Никифора Прохорова (Утки), кроме сына, не бывали у исповеди «за нерачением» [33] по нескольку лет. Отец Никифора Прохорова Прохор Богданов, его мать и сестра по исповедальным ведомостям 1805 г. у исповеди не были пять лет [34] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В 1858 г. у исповеди не был средний сын Потапа Трофимова Трофим и жена старшего сына Андрея [35] .
Из 13 человек семьи Максима Мякишева в это же время только сам Максим и его жена исполнили христианский долг [36] . Бабка Мякишева перешла в православие лишь в день своей смерти [37] .
В 1858 г. из 10 человек семьи сказителя Андрея Сорокина две женщины исповедались, а остальные «за нерачением» у исповеди не были [38] .
Продолжая историю семьи Ивана Фепонова, отметим, что в 1848 г. в возрасте 26 лет он женился на молодой вдове Елене Архиповой из д. Конноновская Песчанского прихода. Одним из поручителей по жениху был Потап Трофимов, крестьянин сказитель из д. Гагарская Шальского прихода [39] . Женитьбу на вдове можно объяснить тем, что для слепого с пяти лет Ивана трудно было найти невесту.
К началу 50-х гг. в небольшой семье Феопента Федорова Фефилова из девяти человек был только один трудоспособный мужчина – двадцатилетний женатый племянник Ивана Фепонова Петр Кондратьев [40] . Его отец Кондрат Фепонов был отдан в рекруты еще в 1831 г. Семья, скорее всего, бедствовала. В 1854 г. Феопент Федоров Фефилов умер [41] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
От первого брака детей у Ивана Фепонова не было. В декабре 1859 г. умерла его жена Елена Архипова [42] , а уже в феврале следующего года Иван Фепонов женился вторично [43] на девушке из д.Масельга Типиницкого прихода.
В 1860 г. в возрасте 52 лет в родовой деревне скончался Кондрат Феопентов44 [44] , вернувшийся с военной службы. Брат Ивана Фепонова, видимо, не дослужил полный рекрутский срок, который в то время составлял 25 лет. Возможно, отставка Кондрата Феопемптова была вызвана ранением, полученным в одной из военных компаний того времени – на Кавказе или в Крыму. Вышедшие в отставку нижние чины составляли особую категорию отставных солдат, могли записаться в какое-нибудь податное сословие, а в случае дряхлости или неспособности к труду получали небольшую пенсию – 36 руб. в год [45] . Отставные солдаты не заносились в ревизии, поэтому трудно назвать год возвращения крестьянина в деревню.
Во втором браке у Ивана Фепонова практически ежегодно рождались дети [46] , но все они умирали в младенчестве. В 1868 г. умерла вторая жена сказителя [47] , а в 1877 г. скончался от водянки его племянник Петр Кондратьев [48] .
Небольшая семья (максимально в 9 человек) из-за отсутствия достаточного числа мужских рабочих рук, по всей видимости, никогда не была богатой.
Имея в распоряжении на сегодня небольшое количество документов, трудно воссоздать жизнь сказителя после смерти его второй жены. Известно только одно упоминание в метриках Купецкого прихода, но и оно позволяет судить о той степени уважения, которое питали жители деревни к слепому Ивану Фепонову. В 1868 г. сказитель присутствовал в качестве поручителя на венчании Леонтия Ефимова Якушева [49] , деда сказителя Григория Якушева.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Умер Иван Фепонов 4 марта 1882 г. от тифа [50] .
С д.Мелентьевская, родиной Ивана Фепонова, тесно связан еще один пудожский сказитель – Потап Трофимов (Антонов). Он был в родстве с семьей Григория Якушева, одного из лучших исполнителей Пудоги.
Деревня Гагарская в 1879 г. состояла из 7 дворов, а в 1892 г. в ней было 5 дворов и 36 жителей.
В ревизии 1782 г. в деревне перечислены 5 дворохозяев, трое из которых родные братья и среди них прадед сказителя Семен Емельянов. Отец Потапа родился около 1778 г. в большой неразделенной семье [51] . В конце XVIII в. ее возглавлял прадед сказителя, у которого было 5 сыновей. Двое из них ушли в качестве зятьев приемышей в соседние деревни Шальского погоста, а один был отправлен на военную службу. С отцом к 1782 г. остались жить старший сын Антон и младший Евсей. Оба были женаты, старший имел двоих детей, одним из которых и был отец сказителя Потапа Трофимова [52] . Братья Антон и Евсей Семеновы продолжали жить вместе до начала XIX в. [53]
Будущий сказитель родился около 1802 г. [54] в семье Трофима Антонова и очень рано осиротел. Согласно ревизии, его отец умер в 1804 г., а о матери пока ничего не известно, кроме того, что она не дожила до 1816 г., до времени составления очередных ревизских списков [55] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Таким образом, в начале XIX в. почти семидесятилетний дед сказителя Антон Семенов и его вторая жена [56] остались одни с тремя малолетними внучатами на руках [57] .
В 1819 г. юный Потап Трофимов женился на девушке из Тубозерско-го прихода [58] , а в 1820 г. в возрасте 72 лет умер дед сказителя [59] , воспитавший его.
Первые дети от брака Потапа с Агафьей Ивановой умирали в младенчестве, лишь в 1826 г. родился сын Андрей [60] , который в 1875 г. в возрасте 50 лет скоропостижно умер «от излишнего употребления горячительных напитков» [61] .
В документах последней десятой ревизии 1858 г. Потап Трофимов предстает как глава семейства. Он уже трижды женат, имеет трех сыновей, двое из которых рождены в первом браке, а младший – в третьем [62] . Старший из сыновей сказителя Андрей к этому времени женат и имеет малолетних детей. Брат сказителя бездетный Данила Трофимов умер в 1857 г. [63]
Последующие 20 лет мало отражены в документах – в основном это записи о рождении внуков Потапа Трофимова от его сына Андрея.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В 1870 г. во время эпидемии дизентерии умерли обе невестки сказителя [64] . В тот же год Андрей Потапов женился вторично [65] , а чуть позже во второй брак вступил и его брат.
Последняя запись в метрических книгах, касающаяся жизни Потапа Трофимова, относится к 1882 г. В этот год сказитель скончался в возрасте 80 лет [66] .
Родословия сказителей Заонежья и Пудоги, восстановленные на основе исторических документов, позволяют не только получить новые сведения о жизни исполнителей, но и сопоставить некоторые особенности уклада их семей, в том числе вероисповедания, круг и направленность брачных связей, которые, несомненно, обусловили сохранение и передачу эпического знания.
- [1] Шайжин Н. Старая Пудога с XIV по XVIII век // Памятная книжка Олонецкой губернии на 1906 год. Петрозаводск, 1906. С.279.
- [2] Материалы по истории Карелии XII-XVI вв. Петрозаводск, 1941. С.135-137.
- [3] В Новгороде не существовало «сословий» в западном понимании. Различия среди социальных классов в Новгороде основывались на большем или меньшем богатстве. В богатом классе было два слоя. Высшую группу составляли бояре; следующую – «житъи люди» (достойные люди). Люди низшей группы именовались «молодшие люди» и «черные люди». См.: Вернадский Г.В. Россия в Средние века. М., 1997. С.15.
- [4] Материалы по истории Карелии… С.114-115.
- [5] «А угодья у тех деревень рыбных ловель ввопчи с Муромского манастыря крестьяны тоня вопчая на Сиговом острову, а ловят репуску и сиги и палью рыбу». Писцовые книги Обонежской пятины 1496 и 1563 гг. Л., 1930. С.172-173.
- [6] «Да на погосте стоят амбарцы на Водле молодых людей и торгуют рыбою и мелким товаром <…> Амбар Осташка Данилова ноугородца с Ывановской улицы». Писцовые книги Обонежской пятины. С.168.
- [7] Метрические книги Пудожского уезда за последнюю четверть XVIII в. не сохранились. Дата рождения сказителя вычислена на основании сведений ревизской сказки. См.: Национальный архив Республики Карелия (далее – НА РК). Ф.4. Оп.18. Д.21/212, 1795 г. Л.44об.-45. (Ревизская сказка Пудожского уезда, Уножской волости РК.)
- [8] НА РК. Ф.4. Оп.18. Д.8/50, 1782 г. Л.3об.-4об. (Ревизская сказка Вытегорского уезда Уножской волости).
- [9] НА РК. Ф.4. Оп.18. Д.21/212, 1795 г. Л.44об.-45. (Ревизская сказка…)
- [10] Там же.
- [11] Там же. Ф.4. Оп.19. Д.11/106, 1816 г. Л.269об.-270. (Ревизская сказка Уножской волости.)
- [12] Там же. Оп.18. Д.56/535,1834 г. Л.328об.-329. (Ревизская сказка Пудожского уезда Уножской волости.)
- [13] Фалилей Елисеев умер в 1844 г. в возрасте 87 лет. См.: НА РК. Ф.25. Оп.26. Д.33. Л.81об.
- [14] НА РК. Ф.4. Оп.18. Д.56/535,1834 г. Л.328об.-329. (Ревизская сказка…)
- [15] Там же. Ф.25. Оп.26. Д.33. Л.104об. (Метрические книги 1845 г.)
- [16] Там же. Д.76. Л.1221об. (Метрические книги 1870 г.)
- [17] Там же. Д.33. Л.113об. (Метрические книги 1846 г.)
- [18] НА РК. Ф.4. Оп.18. Д.69/677, 1850 г. Л.56 об.-58. (Ревизская сказка Пудожского уезда, Мелентьевского сельского общества 9-й ревизии.) Из записи видно, что отчество сказителя Иван Фепонов, а не Иван Федорович. Подобная путаница встречается часто, поскольку в Олонецкой губернии в течении XIX в. еще только формировался корпус крестьянских фамилий, происходивших как от отчеств, так и от имен более далеких предков или от деревенских прозвищ.
- [19] НА РК. Ф.4. Оп.18. Д.8/55. Л.105 об.-106; Д.69/677. Л.56об.-58; Д.39/304. Л.59об.-60.
- [20] НА РК. Ф.4. Оп.18. Д.21/212. Л.350об.; Д.27/256. Л.129; Оп.19. Д.11/106. Л.338об.-339. Оп.18. Д.56/535. Л.408об.-409.
- [21] НА РК. Ф.25. Оп.7. Д.27/1. Л.1. (По прошению Олонецкой губернии Пудожского уезда Купецкого прихода деревни Мелентьевской крестьянина Михаила (неверно, в документе Малахия. – С.В.) Феопентова о приведении его от раскола к православной церкви и о дозволении ему вступит в брак с девицею из православных.) Отметим, что в данном архивном деле подшиты два документа. Второй документ: «По рапорту Пудожского земского суда о вступлении в раскол крестьянина Купецкой волости Михаила Фоепентова и жены ево Авдотьи Васильевой».
- [22] Там же. Л.9.
- [23] Там же. Л.10-10об.
- [24] Там же. Л.41об. (По прошению Олонецкой губернии Пудожского уезда Купецкого прихода.)
- [25] Там же. Оп.26. Д.28. Л.128об. (Метрические книги 1834 г.)
- [26] Там же. Д.31. Л.737об. (Метрические книги 1838 г.)
- [27] Там же. Оп.26. Д.25. Л.81.
- [28] «22 января. Деревни Мелентьевской крестьянская вдова раскольница Даниловской секты Евдокия Ефимова Фепонова [умерла] натурально. Исповедана и приобщена не была по ее нежеланию. [Погребена] на церковном кладбище». (НА РК. Ф.25. Оп.26. Д.84, 1873 г. Л.349об.–350 об.)
- [29] «…10.02 Купецкого прихода дер. Мелентьевской у экономического крестьянина Феопента Федорова (род.) сын Иоанн. Восприемник того же прихода и деревни экономический крестьянин Онисим Фадеев». (НА РК. Ф.25. Оп.26. Д.19. Л.95об., 1821 г.)
- [30] «Дер. Мелентьевской кр-ой отрок Кодрат (так! – С.В.) Феопемптов повенчан того же уезда Водлозерского Ильинского прихода умершего священника Егора Козмина дочерью Марьей Егоровой. Поручители пред венчанием под обыском со стороны жениха подписались кр-не Купецкого прихода дер. Мелентьевской Анисим Фадеев и деревни Авдеевской Савва Пахомов, а со стороны невесты того же прихода крестьянская женка дер. Мелентьевской Федосья Петрова и дер.Бураковской Фекла Екимова». (НА РК. Ф.25. Оп.26. Д.23. Л.87об., 1824 г.)
- [31] «29 августа. Деревни Мелентьевской крестьянин раскольник Даниловской секты Онисим Фадеев [умер] натурально 63 года». (НА РК. Ф.25. Оп.26. Д.34. Л.150об.)
- [32] «22.05. Деревни Мелентьевской вдова Агафья Михайлова 70 лет [умерла] не известно от какой болезни. Погребена на особом кладбище не известно где самовольно о чем доложено его преосвященству». (НА РК. Ф.25. Оп.26. Д.28. Л.141. (Метрические книги 1834 г.)
- [33] НА РК. Ф.25. Оп.21. Д.71/165, 1858 г. Л.172. (Исповедальные ведомости Пудожского уезда.)
- [34] Там же. Оп.29. Д.24. Л.93. (Исповедальные ведомости Пудожского уезда 1805 г.)
- [35] Там же. Оп.21. Д.71/165. Л.172об. (Исповедальные ведомости Пудожского уезда 1858 г.)
- [36] Там же. Л.152об.-153.
- [37] «2 февраля. Деревни Марнаволок крестьянская вдова Марина Данилова (бабка сказителя. – С.В.) Даниловской секты раскольница, присоединена к православной церкви через исповедь и приобщение Святых Тайн в болезненном состоянии. Умерла в тот же день». (НА РК. Ф.25. Оп.26. Д.33. Л.54об. 1843 г.)
- [38] НА РК. Ф.25. Оп.21. Д.71/165. Л.26об. (Исповедные ведомости Пудожского уезда 1858 г.)
- [39] «09.02 Деревни Мелентьевской крестьянина Феопемпта Федорова сын Иван Феопемптов (26 лет) повенчан первым браком Песчанского прихода деревни Конноновская крестьянская жена вдова Елена Архипова (27 лет) вторым браком. Поручители по жениху: деревни Мелентьевской Амвросий Патрикеев и Шальского прихода деревни Гагарской Потап Трофимов; по невесте деревни Конноновской Песчанского прихода Василий Иванов и Андрей Евстафьев». (НА РК. Ф.25. Оп.26. Д.34. Л.171, 1848 г.)
- [40] «18 мая. Деревни Мелентьевской крестьянский сын Петр Кондратов православного вероисповедания [повенчан] первым браком (18 лет) деревни Климовской крестьянская дочь Акилина Иосифова (19 лет). Поручители по жениху: деревни Мелентьевской Феофилакт Логинов и Амвросий Патрикеев; по невесте: деревни Климовской Георгий Иосифов и Андрей Иустинов». (НА РК. Ф.25. Оп.26. Д.34. Л.137об., 1847 г.)
- [41] НА РК. Ф.4. Оп.19. Д.39/304. Л.59об.-60. (Ревизская сказка Филимоновской волости Мелентьевского общества 1858 г.)
- [42] «2.12. Деревни Мелентьевской крестьянина Ивана Феопемптова жена Елена Архипова, 40 лет [умерла] натуральною». (НА РК. Ф.25. Оп.26. Д.55, 1859 г. Л.191об., 1859 г.)
- [43] «3.02. Деревни Мелентьевской кр-н Иван Феопемптов 38 лет [повенчан] вторым браком Петрозаводского уезда Типиницкого прихода деревни Масельги умершего крестьянина Тимофея Никифорова дочь Васса 26 лет, первым браком. Поручители по жениху: крестьяне деревни Мелентьевской Феофилакт Логинов и Песчанского прихода деревни Конновской Никита Архипов; по невесте: Типиницкого прихода деревни Масельги Симеон Тимофеев и деревни Тамбиц Василий Прохоров». (НА РК. Ф.25. Оп.26. Д.58, 1860 г. Л.330об., 1860 г.)
- [44] «5.11.1860 г. Деревни Мелентьевской отставной солдат Кодрат (так. – С.В.) Феопемптов Федоров [ум.] 52 года от лихорадки». (НА РК. Ф.25. Оп.26. Д.58. Л.352.)
- [45] См. статью «Рекрутская повинность» [электоронный ресурс] (http://ru.wikipedia.org/wiki/Рекрутская повинность).
- [46] НА РК. Ф.25. Оп.26. Д.59. Л.250об., 1861 г.; Д.60. Л.206об., 1862 г.; Д.65. Л.259об., 1865 г.; Д.71. Л.326об., 1868 г.
- [47] «21 апреля. Деревни Мелентьевской крестьянина Ивана Феопемтова жена Васса Тимофеева [ум.] 35 лет от горячки». (НА РК. Ф. 25. Оп. 26. Д. 71, 1868 г. Л.369., 1868 г.)
- [48] НА РК. Ф.25. Оп.26. Д.94. Л.443об.
- [49] «15 июля. Деревни Мелентьевской крестьянин Леонтий Ефимов Якушев [повенчан] вторым браком 49 лет деревни Мелентьевской крестьянина Наума Игнатьева дочь Марина 28 лет. Поручатели по жениху крестьяне деревни Мелентьевской Прокопий Ефимов Якушев и Иван Феопемптов Фепонов; по невесте деревни Мелентьевской крестьяне Петр Прокопьев Павков и Афанасий Спиридонов Овчинников». (НА РК. Ф.25. Оп.26, Д.71. Л.360об., 1868 г.)
- [50] НА РК. Ф.25. Оп.26. Д.103. Л.50об.
- [51] Там же. Ф.18. Оп.18. Д.8/48, 1782 г. Л.9об.-10.
- [52] Там же. Ф.4. Оп.18. Д.8/48. 1782 г. Л.9об.-10. (Ревизская сказка Вытегорского уезда Шальского погоста.)
- [53] Там же. Д.27/256, 1811 г. Л.84об.-85. (Ревизская сказка Пудожского уезда Шальской волости.)
- [54] Более точных сведений получить не представляется возможным из-за утраты метрических книг. Возраст сказителя вычислен на основании данных ревизских сказок.
- [55] Даже ее имени не удается узнать из-за особенностей составления метрических книг в Пудожской уезде, где в записях о смерти практически нет данных, женой какого крестьянина является та или иная женщина.
- [56] Его первая жена умерла в 1784 г. (НА РК. Ф.4. Оп.18. Д.21/212, 1795 г. Л.67об.-68.)
- [57] НА РК. Ф.4. Оп.19. Д.11/106, 1816 г. Л.222об.-223. (Ревизская сказка Шальской волости.)
- [58] 13 января Шальского прихода деревни Гагарской крестьянской сын Потапий Трофимов повенчан той же вотчины Тубозерского прихода дер. Нефедовой с крестьянской дочерью девицею Агафией Ивановой оба первым браком. Поезжане того же прихода дер. Гагаринской Евсевий Семенов (брат деда. – С.В.), Афанасий Алексеев, женки той же вотчины Тубозерского прихода деревни Пешиной (?) Елена Алексеева, Шальского прихода дер. Мошниковой Васса Федорова. (НА РК. Ф.25. Оп.26. Д.17, 1819 г. Л.183.)
- [59] А.Ф.Гильфердингу Потап сказал, что его дед умер в 97 лет.
- [60] «12 августа. Деревни Гагарской у крестьянина Потапа Трофимова [родился сын] Андрей. Восприемник: деревни Семеновской крестьянин Вуарелиан Богданов». (НА РК. Ф.25. Оп.26. Д.24, 1826 г. Л.69об.).
- [61] НА РК. Ф.25. Оп.26. Д.94. Л.528об.
- [62] Последний ребенок Потапа Трофимова Артемий родился 15.10.1850 г. (НА РК. Ф.4. Оп.19. Д.39/303, 1858 г. Л.59 об.-60. (Ревизская сказка Филиминовской вол.)
- [63] НА РК. Ф.4. Оп.19. Д.39/303, 1858 г. Л.59 об.-60.
- [64] «1870 года 12 августа. Шальского прихода дер. Гагарской крестьянина Андрея Потапова Антонова жена Меланья Егорова [ум.] 46 лет от кровавого поноса». (НА РК. Ф.25. Оп.26. Д.72, 1870 г. Л.72об.); «1870 года 29 октября. Шальского прихода деревни Гагарской крестьянина Трофима Потапова Антонова жена Елена Афанасьева 48 лет [умерла] от кровавого поноса». (НА РК. Ф.25. Оп.26. Д.72, 1870 г. Л.79об.)
- [65] «1870 года 24 октября. Шальского прихода деревни Гагарской государственный крестьянин Андрей Потапов Антонов 42 года [повенчан] вторым браком девица Агрипина Герасимова Дмитриева дочь умершего государственного крестьянина Купецкого прихода деревни Ручьевской Герасима Дмитриева 17 лет. Поручители по жениху: … дер. Гагарской брат жениха Трофим Потапов Антонов и Василий Герасимов Андриянов. По невесте: … дер. Ручьевской брат невесты Алексей Герасимов Дмитриев и деревни Келаревской Антон Июдин Сидоров». (НА РК. Ф.25. Оп.26. Д.72, 1870 г. Л.46об.-47.)
- [66] «1882 года 25 августа. Деревни Гагарской крестьянин Потап Трофимов Антонов [умер] 80 лет. От старости». (НА РК. Ф.25. Оп.26. Д.102. Л.229об.)
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.