Наумов Ю.М. (г.Петрозаводск)
Результаты работы музея-заповедника «Кижи» по изучению, музеефикации и сохранению традиций народного судостроения и судоходства
@kizhi
стр. 269С конца 1950–х гг. остров Кижи приобрел широкую известность благодаря созданному здесь историко–архитектурному и этнографическому музею–заповеднику. Главная особенность музея–заповедника «Кижи» состоит в том, что он расположен на острове в центре архипелага Кижские шхеры, почти в центре Онежского озера, одного из крупнейших в мире, площадь зеркала которого составляет около 10 тыс. кв. км. Благодаря каналам, соединяющим Онежское озеро с Белым и Балтийским морями, а также с бассейном реки Волги, музей–заповедник «Кижи» ежегодно посещают на туристических судах 150–200 тыс. туристов. На Онежском озере проводятся парусные регаты и водные фестивали с участием судов из многих регионов России.
На острове Кижи и в ближайшей округе издревле располагались деревни с церквами и часовнями известного с XV в. Спасо–Кижского погоста. Построенный на острове в ХѴІІІ-ХІХ вв. ансамбль из двух деревянных церквей и колокольни считается вершиной народного деревянного зодчества Русского Севера и одним из первых в России, в 1990 г. включён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. В середине – второй половине XIX в. фольклористами здесь были записаны выдающиеся произведения русского народного эпоса.
С конца I тысячелетия новой эры сформировалась самобытная островная культура, важными компонентами которой являлись судоходство и судостроение. Уже в XIX в. здесь был один из главных центров строительства лодок, а со второй половины XX в. он остался единственным на Онежском озере. С 1970–х гг. во всех районах Республики Карелия начинает звучать название лодки – «кижанка», потому что стр. 270 строились они только в окрестностях острова Кижи. Лодки – «кижанки» сохранились здесь до XXI в. и являются таким же высоким достижением и символом острова Кижи, как ансамбль Кижского погоста и записанные здесь былины.
В течение более пятнадцати лет в музее–заповеднике «Кижи» проводятся работы, связанные с сохранением, изучением и популяризацией традиций народного судостроения и судоходства. За время исследований были опубликованы исторический очерк и ряд научных и научно–популярных статей в сборниках различных музеев, материалах конференций по морскому наследию России и в специальных журналах [1] . Однако немаловажным является социокультурный аспект данной работы, связанный с развитием этого интереснейшего компонента народной культуры. Результатам работ в этом направлении посвящена настоящая статья.
стр. 271В 1999 г. музей–заповедник «Кижи» первым из музеев–заповедников России начал систематическую работу по изучению и музеефикации народного судостроения и судоходства. Исследовались прибрежные деревни Кижских шхер, где было зафиксировано более 50 традиционных лодок – «кижанок» (рис. 1). Тогда же были сделаны первые попытки их сохранения и представления в музее.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В 1999–2000 гг. были организованы первые экспедиции музея в Заонежье – район с русским населением и на озеро Сямозеро – в район проживания карел. В обоих районах были зафиксированы местные лодки и работающие мастера, отмечено, что в деревнях сохраняется историческая память об особенностях традиционной технологии и терминологии судостроения.
Собранные за первые два года полевые материалы позволили сделать вывод о том, что в деревнях остались носители традиционной технологии судостроения. Также стало ясно, что в настоящий период уходят из жизни последние информанты и исчезают следы деревянного судостроения, как компонента традиционной материальной культуры.
В 2000 г. в музее–заповеднике «Кижи» была разработана программа работ по развитию этнографических исследований и актуализации исчезающего наследия народной судостроительной культуры. Её целями и задачами стали комплексное изучение истории и современного состояния традиционного судостроения в Карелии, проведение экспедиционной работы, выявление и сравнительный анализ центров народного судостроения. Была разработана методика изучения, сформулированы принципы сохранения в музее традиционного судостроения и судоходства, выработаны предложения по его музеефикации и развитию экспозиции музея–заповедника «Кижи» в этом направлении.
стр. 272В ходе экспедиционных работ собиралась информация об особенностях судоходства, типах и размерах местных лодок, материалах и технологии строительства, оснастке, видах использования и ходовых качествах местных лодок. Также фиксировалась местная терминология и собирались сведения о занимавшихся судостроением мастерах. Всего были проведены 23 экспедиции, из них 13 экспедиций состоялись в районы Карелии, 5 – в сопредельные районы Архангельской и Ленинградской областей и 5 рекогносцировочных поездок – в Вологодскую, Тверскую, Новгородскую и Псковскую области. Всего было обследовано 135 населённых пунктов, опрошено более 170 информантов, в основном лодочников или рыбаков, удалось зафиксировать более 500 мастеров, из них около 100 работающих на момент опроса. Зафиксировано более 2000 лодок, обмерена 31 лодка и выполнены обмерные чертежи 7 лодок. Была произведена фото- и видеофиксация процессов строительства лодок и бесед с мастерами, сделан этнографический фильм о строительстве карельской лодки. Собранные аудио-, фото- и видеоматериалы поступили в архив музея «Кижи».
За 15 лет работы автору удалось собрать объём информации, достаточный для формулирования выводов о развитии и современном состоянии местных традиций судостроения и судоходства Карелии как части материальной культуры населения и экономики региона. Экспедиционная работа позволила выявить остатки культуры народного судостроения там, где судоходство являлось одним из основных видов деятельности коренного населения. В этих местах до сих пор сохраняются традиции, строятся и используются различные типы старых судов, живы мастера и хранители исторической памяти о местных особенностях судоходства и судостроения.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В ходе работы удалось также познакомиться с музейными коллекциями традиционного судостроения и судоходства Национального музея Республики Карелия, Российского этнографического музея, музеев Новгородской, Псковской и Архангельской областей, а также ряда районных краеведческих музеев. В ходе исследований автором был предложен термин «народное судостроение и судоходство», подразумевающий строительство и использование различными этносами разнообразных средств передвижения по воде для ведения традиционного хозяйства в местах их постоянного проживания [2] .
Наиболее интересные результаты были получены по району Кижских шхер Онежского озера. Исследования показали, что здесь исторически сложился крупный центр с развитыми традициями судостроения и судоходства. Формирование и развитие судостроительных традиций были обусловлены географическими особенностями района, его расположением стр. 273 на важных водных путях, хозяйственными потребностями жителей прибрежных деревень и стали результатом адаптации местного населения к природным и социально–экономическим условиям.
Сложение центра, видимо, было связано с процессом первоначального заселения района прибалтийско–финским населением и последующего освоения его территории новгородскими славянами, которые привнесли в местную среду свои традиции судостроения. Дальнейшее развитие происходило без внешнего этнокультурного влияния и было обусловлено, особенно в Новое и Новейшее время, социально–экономическими обстоятельствами. В конце XIX в. в Кижских шхерах насчитывалось около 1000 хозяйств, крестьянский флот состоял не менее чем из 500–700 лодок [3] (рис. 2).
Потребности местного населения в лодках обеспечивали мастера–индивидуалы, работающие по заказам. Многие крестьяне плотничали и могли построить лодки для себя, но большинство заказывали лодки известным мастерам, что приносило доход в хозяйство лодочника. В конце ХІХ-ХХ в. центр судостроения Кижской волости находился стр. 274 на острове Волкостров, сложившийся здесь потенциал судостроения в 1930–1960–е г. использовался на верфи колхоза, где местные мастера–лодочники выполняли заказы рыбаков, ведущих промысловый лов рыбы на Онежском озере [4] . Важно, что промышленное судостроение Новейшего времени на Волкостровской верфи основывалось на применении мастерами местных судостроительных традиций и продолжало их развитие в новых хозяйственно–экономических условиях. Мастера Волкостровской верфи – носители многовековой культуры судостроения – смогли передать свой опыт следующим поколениям и сохранить традиционную онежскую лодку с новым названием – «кижанка». На основе местных традиций судостроения мастера смогли освоить строительство по чертежам мотоботов и новых современных лодок (рис. 3).
Не менее важны социокультурные результаты работы по изучению традиционного судостроения. Реализация программы позволила ввести в научный и культурный оборот на региональном и всероссийском уровнях уникальное наследие Российской Федерации – исчезающее стр. 275 народное судостроение и судоходство и придать ему социальную значимость. История судостроения и судоходства Кижских шхер показывает роль локальных центров в освоении и развитии Русского Севера и помогает дополнить новой информацией работу по изучению материальной культуры народов России. Реализация программы позволила актуализировать результаты исследований через выставочные, интерактивные и партнерские проекты музея, в том числе осуществленные с местным сообществом. Большое значение имела возможность, которая была предоставлена всем интересующимся народным судостроением, ознакомиться с музейными коллекциями на различных выставочных площадках и в ходе проведения массовых мероприятий.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Реализация программы способствовала передаче накопленного опыта, развитию партнерской сети музея–заповедника и эффективному взаимодействию музеев, НИИ, вузов и местного сообщества. Основными партнерами по организации выставочно–презентационной и интерактивной деятельности стали ассоциация «Морское наследие России», Музей Мирового океана (Калининград – Санкт–Петербург), Карельский «Морской историко–культурный центр», музей «Полярный Одиссей», Карельская педагогическая академия, Петрозаводский государственный университет, Республиканский детско–молодёжный центр, клубы «Люди моря» (Петрозаводск) и «Корабелы Прионежья» (Вологодская обл.). Результаты работы широко представлялись в средствах массовой информации. Всего было сделано более двухсот публикаций в российских газетах и программах ТВ. С 2005 г. российские читатели журнала «Катера и яхты» ежегодно имеют возможность ознакомиться с фестивалем «Кижская регата», историей и технологией народного судостроения, результатами работы музея по его сохранению и использованию [5] .
В 1950–1960 гг. в музее–заповеднике «Кижи» был получен первый в СССР опыт музеефикации народной архитектуры и быта, который широко использовался при создании других государственных музеев под открытым небом. Итоги работы музея–заповедника «Кижи» в 1999–2014 гг. в области изучения и музеефикации народного судостроения также позволяют распространять этот инновационный опыт в других российских музеях и национальных парках.
Результаты работы по программе позволили реализовать целый комплекс музейных мероприятий и развить их в важном инновационном музейном проекте «“Кижанка” – лодка острова Кижи. Возрождение», главной задачей которого является работа по популяризации и сохранению стр. 276 легендарной лодки – «кижанки» в экспозиции музея на острове Кижи и в г. Петрозаводске. В 1999–2012 г. были опробованы новые методики и технологии оформления музейных экспозиций, временных выставок, проведения интерактивных программ в презентации музеем лодки – «кижанки» с целью формирования нового отношения к её исторической ценности, включения в современный культурный оборот и сохранения для будущих поколений (рис. 4).
История традиционного судостроения и судоходства является частью истории народной культуры, но, в отличие от деревянной архитектуры, народное судостроение в нашей стране мало изучено и почти не представлено в музеях. Уже в начале работы стало ясно, что количество рабочих лодок традиционной постройки ежегодно уменьшается, в том числе и в деревнях охранной зоны музея–заповедника «Кижи». До конца 1990–х гг. в музее–заповеднике «Кижи» практиковалось исключительно витринное и стендовое экспонирование традиционных лодок. Только одна старая традиционная лодка – «кижанка» в течение нескольких лет выставлялась на берегу в экспозиции музея.
В 1999 г. в доме Елизарова в главной экспозиции на острове Кижи была организована выставка «Мастерская заонежского лодочника», в которой были представлены традиционная лодка в процессе строительства, стр. 277 а также инструмент мастера, а на берегу у дома Ошевнева воссоздан выставочный комплекс крестьянина, занимающегося рыбацким промыслом, с лодкой – «кижанкой» и развешенными на просушку сетями на берегу. На сарае дома стоит ещё одна лодка – «кижанка» с полным комплектом снаряжения (вёсла, паруса, руль, «оплотина» – балансир) (рис. 5). В том же году для сохранения традиций местного судостроения и судоходства и привлечения к этому местных жителей была проведена первая «Кижская регата» – массовое музейное мероприятие – гонка на традиционных лодках. С начала работы по программе музей не только изучает, но и поддерживает исчезающее традиционное судостроение.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
С 2010 г. музейная коллекция пополнилась 7 лодками – «кижанками» (рис. 6). На основе исследований были разработаны предложения по дальнейшей музеефикации традиционного судостроения и судоходства и развитию экспозиции музея на острове Кижи и прилегающей к музею территории Кижских шхер, а также в г. Петрозаводске.
Автором был составлен список построек и приспособлений, обеспечивающих виды деятельности крестьян, связанные с водой и использованием водных транспортных средств, по которому можно реконструировать традиционное оборудование береговой линии у крестьянских домов в экспозиции музея «Кижи».
- стр. 278Отдельно стоящие постройки: мастерские для строительства сойм и лодок, стапели для строительства судов на берегу водоёмов, сараи на воде для хранения лодок, амбары на воде и рыбные амбары для хранения орудий лова и рыбы, ледники и садки для рыбы, избушки на рыбных тонях, бани по–черному, которые использовались для сушки сетей, коптильные (для рыбы) сараи и ящики, смолокурные ямы, помещения и приспособления для витья веревок, канатов, для плетения и ремонта сетей.
- Приспособления: причалы, «покати – салазки» для вытаскивания на берег и стоянки лодок, слипы – «склизы» для строительства судов, вороты для вытаскивания из воды лодок и бревен, приспособления для сборки и транспортировки плотов с лесом, «лавы» – мостки для набора воды, заколы для ставников (закреплённые на кольях стационарные сети в местах постоянного лова рыбы), вешала для сушки сетей, большие бочки – чаны для засолки рыбы.
К сожалению, за исключением лодок и оборудования для их вытаскивания и стоянки, в деревнях не сохранились вышеуказанные постройки и приспособления, поэтому реконструировать крестьянские усадьбы возможно только макетами и новоделами.
В 2007–2008 гг. на выставке «“Кижанка” – лодка острова Кижи» в городском зале музея автором были по изучению истории судостроения представлены лодка – «кижанка» 1950–х гг. постройки, мастерская и инструмент лодочника, фотографии лодок и мастеров, архитектурная стр. 279 реконструкция Волкостровской верфи. Экспозиция была оснащена демонстрационными экранами движения воды и облаков, видеофильмами, компьютерной игрой «Построй лодку – “кижанку”». В декабре 2012 г. – апреле 2013 г. на выставке «Народное судостроение Карелии. Традиции и современность» отдельный раздел был посвящён работе музея–заповедника по изучению и сохранению традиций Кижского центра судостроения.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
С 2010 г. в доме Сергеева действует новая музейная экспозиция «Народное судостроение и судоходство», где размещены мастерская кижского лодочника и выставка лодок из фондов музея – старая лодка – «кижанка» и заонежский долблёный чёлн – «ушкуй». На первом этаже хозяйственной части дома располагается «ожившая экспозиция» – работает мастер, и на стапеле строятся лодки. Тогда же начали проводиться экскурсии по теме традиционного судостроения.
Подготовлены предложения по оборудованию выставки мультимедийными демонстрационными средствами и экспонированию лодок – «кижанок» на акватории новой площадки, с элементами интерактивной демонстрации посетителям народного судоходства. В секторе перед домом предполагается разместить комплекс различных построек и приспособлений, связанных с традиционным судоходством. В 2014 г. в небольшом заливе у дома Сергеева открылась экспозиция «Кижская гавань», где впервые выставлены «на плаву» две «кижанки» и малая онежская сойма, началась работа по развитию новых туристических маршрутов. Поэтапная реализация уникального для России экспозиционно–выставочного комплекса «Кижская гавань» с традиционными судами, постройками, различными приспособлениями и сооружениями будет способствовать росту интереса посетителей музея «Кижи», расширит туристические возможности и усилит инновационную привлекательность музея, послужит основой для создания Российского центра традиционного судостроения и судоходства.
В рамках проекта «“Кижанка”» – лодка острова Кижи» в музейных экспозициях были представлены десятки фондовых предметов – лодки, оборудование и инструмент кижских лодочников, а также фотографические и иллюстративные материалы. На всех мероприятиях музея с начала работы побывало более 500 тыс. человек, из них около половины – иностранные посетители.
Важным мероприятием для пропаганды традиционного судостроения и привлечения постоянного внимания к исчезающему культурному наследию является фестиваль «Кижская регата», который с 1999 г. ежегодно проводится на острове Кижи и в 2014 г. приобрел международный статус.
стр. 280Можно образно сказать, что благодаря «Кижской регате» лодка – «кижанка» из седой древности вплыла в XXI в. и получила всероссийскую известность (рис. 7).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Основные участники «Кижской регаты» – местные жители и работники музея «Кижи». Ежегодно в гонках участвовали от 30 до 40 лодок. За эти годы определена дистанция, оборудованы места старта и финиша, расчищена и благоустроена береговая линия вдоль трассы гонки. В праздничных гонках участвовали более 1000 местных жителей, лодочников из районов Карелии, соседних и дальних областей – от Калининграда до Чукотки и из соседней Финляндии. Накопленный опыт позволил объединить вокруг музея местное сообщество, партнёров и спонсоров. Местными жителями была выделена земля для лагеря регаты, вместе с музеем подготовлено место для стоянки лодок и размещения палаток участников «Кижской регаты».
Главным событием и украшением гонок является участие лодок – «кижанок», которые разыгрывают главные призы, что стимулирует сохранение старых и строительство новых лодок. Кроме того, гости фестиваля смогли увидеть в гонках традиционные лодки иных районов Карелии и других стр. 281 регионов, в том числе самые экзотические, например, различные долблёнки, каноэ, чукотскую байдару, берестяной и кожаный каюки, французскую гичку и древнюю русскую ладью (рис. 8).
Этот праздник народной гребли пользуется поддержкой местного сообщества, с большим интересом воспринимается участниками из районов Карелии и Северо–Запада России. С 2013 г. один из этапов гонок фестиваля проходит в селе Великая Губа.
«Кижская регата» способствовала сохранению и передаче будущим поколениям традиций народной культуры, что является одной из важнейших задач музея–заповедника «Кижи». Благодаря фестивалю сейчас только в Республике Карелия в 10 городах и деревнях ежегодно проходят местные праздники и гонки на лодках. Появились подобные фестивали и в некоторых областях России.
Ещё одно важное направление работы – это строительство новых «кижанок», а также организация и проведение в программе «Кижской регаты» конкурса мастеров «Народная лодка».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В 2008 г. в плотницком центре музея на острове Кижи местным мастером была построена первая лодка – «кижанка». В этом же году в программе «Кижская регата» был проведён первый конкурс мастеров «Народная стр. 282 лодка», на котором были представлены 13 лодок, из них 5 новых лодок – «кижанок». За семь лет в конкурсе участвовало более 120 новых лодок из разных районов Республики Карелия, четырёх областей Северо–Западного региона и даже из Чукотского АО. Каждый год число «кижанок» увеличивается на одну–две лодки (рис. 9).
Одна из новых лодок – «кижанок» представлена в Калининграде в экспозиции Музея мирового океана, который ежегодно посещают сотни тысяч туристов и жителей российского анклава в Европе. Поступают заказы на кижские лодки из других районов Карелии и даже из Подмосковья и Поволжья.
С 2010 г. в экспозиционной мастерской музея в доме Сергеева были построены и спущены на воду три новых лодки – «кижанки», которые участвовали в конкурсе «Народная лодка» и гонках «Кижская регата», а всего за эти годы мастерами было построено 15 новых лодок – «кижанок», что является важным результатом работы музея «Кижи» (рис. 10, 11).
Плодотворная работа по реализации проекта «“Кижанка” – лодка острова Кижи. Возрождение» может осуществляться только совместно с партнерами музея. В 2008 г. музей–заповедник «Кижи» провёл первый круглый стол по проблемам сохранения традиционного судостроения в России и стал одним из организаторов ассоциации «Морское наследие России». Участниками круглого стола было отмечено, что в России нет стр. 283 музейных специалистов в области народного судостроения, описания и использования коллекций, отсутствует опыт сохранения традиционного народного судостроения, его популяризации и демонстрации посетителям. Участники проекта приняли решение объединить свои усилия в этом направлении работы.
стр. 284В 2013–2014 гг. в рамках фестиваля «Кижская регата» прошли 2 и 3 круглые столы по вопросам сохранения, музеефикации народного судостроения и его использования в развитии водного туризма. В список мероприятий по сохранению Морского наследия России включён вопрос о развитии водного туризма и создании на базе музея «Кижи» Российского центра по музеефикации, реставрации и строительству народных лодок.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Дальнейшее развитие проекта в музее «Кижи» будет направлено на привлечение внимания общественности и поиск путей оптимизации работы по изучению и сохранению традиций народного судостроения и создание в музее «Кижи» нового турпродукта. В планах развития работы сектора народного судостроения музея предусматриваются следующие направления:
- Создание новых площадок экспозиционного судостроения – лодочных мастерских на острове Кижи и в д. Еглово. Посетители музея смогут не только увидеть, но и получить навыки и попробовать свои силы в традиционном народном судостроении и судоходстве.
- Организация сектора традиционного судостроения и судоходства в историческом квартале города Петрозаводска с лодочной мастерской и музейной гаванью.
- Открытие во входной зоне на острове Кижи новой экспозиции по истории традиционного судостроения и судоходства в павильоне «Петровский галеас».
- Создание условий для развития водного историко–культурного и экологического туризма в охранной зоне музея «Кижи».
- Дальнейшее развитие фестиваля «Кижская регата», проведение новых конкурсов и гонок в Кижских шхерах.
- Продолжение работы с Морским центром, Петрозаводским государственным университетом, Республиканским детско–молодёжным центром и вытегорским клубом «Корабелы Прионежья» по организации совместного строительства лодок – «кижанок» и обучению деревянному судостроению и традиционной технологии молодёжи и студентов.
- Участие в различных российских и международных фестивалях, на которых будут представляться традиционные лодки Карелии и может быть организовано строительство новых народных лодок.
Все мероприятия по проекту «“Кижанка” – лодка острова Кижи. Возрождение» будут сопровождаться специально подготовленными выставками, пресс–конференциями, семинарами, лекциями, обучающими мастер–классами. Информация о проекте будет распространяться в СМИ и по сети Интернет.
стр. 285Реализация данных мероприятий позволит, во–первых, сохранить исчезающие традиции деревянного судостроения и судоходства и демонстрировать их посетителям музея. Во–вторых, расширить экспозиционный потенциал музея и сферу туристических услуг. В-третьих, создать базы для развития историко–экологического водного туризма и новые рабочие места, что послужит социально–экономическому развитию территории охранной зоны музея–заповедника «Кижи» и других сельских районов Карелии.
Важным аспектом при разработке предложений по музеефикации исторических поселений Кижского района является принцип объединения интересов местного сообщества и музея «Кижи». В перспективе включение исторических поселений в экспозиционный показ будет способствовать развитию хозяйственных и социальных структур данных поселений на базе сохранения и пропаганды историко–культурного потенциала района.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Одним из важнейших направлений в реализации выдвинутых предложений является привлечение финансовых средств, получение грантов от различных фондов и партнеров, включая инвесторов и местное сообщество.
Результаты изучения и сохранения в музее–заповеднике «Кижи» народного судостроения показывают, что данная работа может осуществляться музейными методами, в том числе в специально создаваемых центрах по изучению и музеефикации народного судостроения.
Очень важным в работе является сотрудничество с ассоциацией «Морское наследие России», развитие партнёрской сети с целью получения информации о новых формах работы и обмена существующим опытом с другими музеями–заповедниками не только России, но и стран СНГ и Евросоюза. В ежегодном сборнике «Музеи под открытым небом» появилась статья автора [6] . Возможно, уже необходимо проведение специальных конференций по вопросам изучения, сохранения и представления в музеях–заповедниках судостроения, в том числе и международных. В результате совместной работы накопленные исторические материалы и существующий в России и Европе опыт сохранения и музеефикации традиционного судостроения и судоходства будут использованы в работе музеев–заповедников.
- [1] Наумов Ю. М. «Кижанка» – лодка Онежского озера. Петрозаводск, 2011. 184 с.; Наумов Ю. М., Орфинский В. П., Скворцов А. П. Традиционные лодки Сямозерья // История и культура Сямозерья. Петрозаводск, 2008, С. 461^96; Он же. История и современное состояние традиционного судостроения и судоходства Кижской волости // Кижский вестник. Петрозаводск, 2007. Вып. 11. С. 71–88; Он же. О мастерах плотниках и судостроителях Заонежья и карельского Поморья // Мастер и народная художественная традиция Русского Севера (доклады III Международной научной конференции «Рябининские чтения-99»). Петрозаводск, 2000. С. 386–392; Он же. Традиционное судостроение Кижской волости – изучение и музеефикация // Актуальные проблемы развития музеев–заповедников. Тезисы докладов Всероссийской научно–практической конференции. Петрозаводск, 2006. С. 130–134; Он же. О центре традиционного судостроения в Кижской волости // Рябининские чтения-2007. Материалы V научной конференции по изучению народной культуры Русского Севера. Петрозаводск, 2007. С. 90–92; Он же. Карельские народные лодки // Катера и яхты. 2007. № 5 (209). С. 111–120; Он же. Результаты экспедиций 20002009 гг. по изучению истории и современного состояния традиционного народного судостроения бывшей Олонецкой губернии // Полевые этнографические исследования: Материалы восьмых Санкт–Петербургских этнограф. чтений. СПб., 2009. С. 97–102; Он же. История и современное состояние традиционного судостроения и судоходства Кижской волости // Изучение памятников морской археологии. СПб., 2009. Вып. 6. С. 130–152; Он же. Лодка–кижанка // Кижский вестник. Петрозаводск, 2011. Вып. 13. С. 66–83; Он же. Домашние верфи Сегозерья // Катера и яхты. 2010. № 5 (227). С. 130–133; Он же. О результатах работы музея «Кижи» по изучению истории и современного состояния традиционного народного судостроения в 1999–2012 гг. // Сохранение морского наследия в музеях России. Калининград, 2012. С. 94–103; Он же. Results work of museum–reserve «Kizi» in studi, musealisation and preservation of national shipbuilding and navigation // Yearbook Open Air Museums. Kumrovec, 2013. С. 236–273.
- [2] Наумов Ю. М. «Кижанка» – лодка Онежского озера… С. 9.
- [3] Подробно о лодках – «кижанках» см.: Наумов Ю. М. «Кижанка» – лодка Онежскогог озера…
- [4] Там же. С. 111–129.
- [5] См., например: Даняев А. Кижи – хранилище традиций // Катера и яхты. 2005. № 6. С. 126–129; Он же. «Водный мир» Кижской регаты // Там же. 2007. № 6. С. 152–155; Он же. Кижи встречают мастеров // Там же. 2008. № 6. С. 144–146 и др.
- [6] Naumov Y. Results work of museum–reserve «Kizi» in studi, musealisation and preservation of national shipbuilding and navigation. C. 236–273.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.