Гущин Б.А. (г.Петрозаводск)
Общественные увеселения старого Петрозаводска (XIX — начало ХХ века) Vkontakte@kizhi

Аннотация: В статье рассматриваются общественные увеселения Петрозаводска XIX — начала ХХ в.: праздники, гулянья, новогодние елки, исторические юбилеи, ярмарочные увеселения.

Публикуемый текст представляет собой первую главу работы Б. А. Гущина «Культурная жизнь старого Петрозаводска (XIX — начало ХХ в.)», которая хранится в научном архиве музея-запо­ведника «Кижи» (Ф. 1, оп. 3, ед. хр. 3751). Это одна из последних работ, выполненных Б. А. Гущиным незадолго до выхода на заслуженный отдых в 2016 г. Изучение данной темы было связано с реализацией музеем «Кижи» проекта по музеефикации квартала исторической заст­ройки Петрозаводска, где у музея имеются несколько зданий и экспозиционно-выставочных помещений. Б. А. Гущин занимался этой темой и подготовил обзор материалов, где помимо публикуемого в данной статье освещения городских увеселений приводятся сведения о ярмар­ках, профессиональном и любительском театре Петрозаводска, гастролях цирковых артистов, кино, выставках, а также лекциях, народных чтениях, выступлениях сказителей и спортивных мероприятиях. (Прим. ред.).

Данная работа является составной частью музейно-экспозиционного про­екта под названием «Иллюзии Старого города», планирующего проведение оригинальных тематических выставок, праздников и других зрелищных акций в музеефицированном т. н. Старом квартале г. Петрозаводска, где находится часть экспозиционных и административных зданий музея-запо­ведника «Кижи».

Основой для написания справки послужили публикации в газете «Оло­нецкие губернские ведомости» (изд. с 1938 г.) и газетах начала ХХ в.: «Оло­нецкая неделя», «Олонецкая мысль», «Олонецкое эхо», «Известия Петроза­водского комитета общественной безопасности», «Известия Олонецкого губернского Совета».

Из мемориальной литературы использованы: фрагменты воспоминаний Н. И. Собольщикова-Самарина [1] (Записки. Горький, 1960) и П. Я. Смирнова (Воспоминания о театре. Петрозаводск, 1960).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Огромную помощь в подготовке научной справки мне оказала лично Т. А. Мошина, зам. директора Карельского краеведческого музея, автор многочис­ленных публикаций в периодической печати по истории культурной жизни Петрозаводска [2] . Она же предоставила мне рукопись своей работы «Из исто­рии культурной жизни Петрозаводска». Я глубоко благодарен Татьяне Александровне за оказанную помощь.

Культурная жизнь Петрозаводска XIX – начала ХХ в. была достаточно противоречива. С одной стороны – вроде бы провинциальное захолустье, о котором в 20-е гг. XIX в. сосланный сюда декабрист Федор Глинка писал, что Петрозаводск «по самозванству и считается городом», так как «в нем недо­статок во всем и мало удобностей. Противу Санкт-петербургского все втрое дороже и в шестеро хуже» [3] . Через 50 лет просвещенный олонецкий купец Мирон Смирнов столько же неодобрительно отзывался о петрозаводчанах: «Здесь мало стремлений к изящному и полезному, например, к чтению. Играют в карты, в биллиард, а читают в основном Библию и Житие святых» [4] .

С другой стороны, в городе на протяжении всей истории была своя куль­турная жизнь, которая иногда кипела, а иногда чуть теплилась. Почти во всех интеллигентных семьях города были музыкальные инструменты, во многих – пианино. Любительские спектакли 1870–1880 -х гг. были, пожалуй, луч­шими в провинциальной российской самодеятельности того времени. Люби­тели играли многие только что появившиеся (будущие классические) русские пьесы. На музыкально-вокальных вечерах залы были переполнены. В городе начиная с XIX в. складываются подлинные музыкально-театральные тради­ции, живые и по сегодняшний день. Концерты и спектакли проходили во всех учебных заведениях города.

Большой популярностью у самых различных слоев населения пользова­лись лекции народных чтений в Назарьевском братском доме (православные) и в чайной Общества трезвости (светская).

В городе часто устраивались праздники, гулянья, елки, юбилеи (А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Полтавской битвы, 1812 г. и т. д.), новые необычные праздники («Праздник Белого цветка» – в поддержку больших туберкуле­зом). Отметим, что большинство перечисленных явлений культуры были благотворительными. То есть они приносили материальную пользу бедным учащимся, погорельцам, солдатам, приютским домам, благотворительному обществу, больным туберкулезом, сестрам милосердия и т. д.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Старинная традиционная русская культура проявлялась в ярмарочных гуляниях (народные костюмы, хороводы, песни) и в «беседах» на частных квартирах бывших деревенских жителей.

Так что мы вправе относиться к Петрозаводску как к городу, имеющему свои старинные культурные традиции.

Издавна традиционными русскими зимними праздниками были Рождес­тво, Святки, Новый год. Отсюда и сопутствующие им развлечения.

Среди рабочих и прислуги Петрозаводска, многие из которых приехали из деревень, зимние увеселения в XIX в. по-прежнему были достаточно при­вычными. И в городе проводились «беседы» на деревенский манер. «Игральники» платили за вход хозяину снимаемого помещения от 2 до 20 копеек серебром. Иногда на «беседах» за некоторыми девушкам присматривали тетки или какие-то другие родственники. Над такими девицами посмеива­лись. При появлении парней начинались игры: переполка, лочкунья, совьюн, круг, шестерка, четыре круга [5] .

Старики и дети ходили по домам «Христа славить». Молодежь наряжа­лась «хухляками» (цыганами, стариками, старухами, нищими, надевали маски животных, шубы мехом наружу) и ходили веселыми толпами по ули­цам. Дразнили собак и задирали прохожих. В дома вваливались с шутками и прибаутками. Отказать ряженым было нельзя, а то устроят какие-нибудь неприятности (поленницу дров раскидают, дверь приморозят и т. д.). Ряже­ные носили с собой корзины, куда складывали подаяние (сладости, деньги, пироги). В день Крещения самые отчаянные «хухляки» купались в «ерда- нях». Ряженые любили попугать и девиц на «беседе» [6] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Одним из любимых развлечений петрозаводчан стал каток. Впервые он был открыт 18 ноября 1876 г. прямо на Онежском озере близ общественной пристани. Организатором этого дела явился владелец гостиницы «Палермо» Шмидт. Открытие катка вечером красиво иллюминировали. Вход на каток был платным. Сезонный абонемент для мужчин стоил 3 рубля, для дам 2 рубля, гимназистам 1 рубль. Одноразовая плата была 15 коп. [7] В 1899 г. каток перевели поближе к спасательной станции, и доходы с него стали идти в пользу станции [8] .

Не на открытом озере, а непосредственно в общественном саду каток был открыт только 28 января 1909 г. в пользу той же спасательной станции. Его открытие состоялось с духовым оркестром под управлением Королькова с фейерверком и работающим буфетом с горячим чаем, лимонадом и закусками [9] .

Главное место сбора образованной части г. Петрозаводска зимой – это Благородное собрание, бывшее в середине XIX в. в доме губернатора, в зале с хорами для музыкантов, гостиной, биллиардной и буфетной. Губернатор В. Н. Муравьев ввел «семейные вечера», на которые можно было являться запросто, не затрудняя себя требованиями моды. Эти собрания приобрели вид домашних праздников. В. Н. Муравьев увеличил число комнат, предо­ставленных собранию. В одной из них он разместил библиотеку.

Одно из первых упоминаний роскошных петрозаводских балов относится к 1853 г., времени правления В. Н. Муравьева.

31 декабря 1853 г. зал Благородного собрания едва вместил 150 человек. В 12 часов ночи губернатор провозгласил тост за здоровье царствующего монарха. Хор и музыканты грянули «Боже, Царя храни» [10] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

А через два дня, 3 января 1854 г., там же до 2 часов ночи был маскарад, описание которого не сохранилось, но осталось весьма любопытная оценка его: «Маскарад доказал, что Петрозаводск умеет... веселиться и хорошо знаком с искусством – изящным вкусом заменяет роскошь и великолепие» [11] .

Святочные маскарады становятся в Петрозаводске традиционными и вре­менами отличаются весьма оригинальными костюмами. Так, в период Святок 1887 г. состоялось четыре маскарада, на которых можно было увидеть и средневекового рыцаря, и русскую боярышню XVI в., и цыган, и «юркого семита», продававшего в качестве Бердичевских духов нашатырный спирт, и ссорящихся оборванных мужичков в лаптях [12] .

При губернаторе Г. Г. Григорьеве и его супруге Е. В. Григорьевой, покро­вительнице всех искусств в городе, председательнице Благотворительного общества и Общества любителей музыкального и драматического искусства, был, на мой взгляд, расцвет культурной жизни города, в том числе и маска­радов. Костюмированный вечер в доме Благотворительного общества конца 1888 г. блистал множеством разнообразных маскарадных костюмов. Сама Е. В. Григорьева явилась в древнескандинавском костюме, ее дочь Вера в обли­чье Снегурочки. На маскарад пришли богиня Диана, индианка, полячка, бол­гарка, цыганка, мотылек, скромная маргаритка, боярышня, коломбина и множество других персонажей.

Маскарад открылся полонезом из множества пар. Из танцев отмечены были вальс, польки, кадрили, котильон и мазурка.

Красивая обстановка зала с изящным киоском для прохладительных напитков великолепно вписывалась в обстановку маскарада [13] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Рекордной по количеству и посещаемости маскарадов была зима 1893– 1894 гг.: 6 маскарадов, включая семейный вечер, и почти ежевечерние спек­такли. А 2 января 1894 г. на одном из маскарадов было продано 500 входных билетов. Это и есть абсолютный рекорд. Из интересных маскарадных костю­мов той зимой выделялись: «Филодендрон» из древесных стружек и «Досюльная баба», которой нарядилась прислуга одной из городских барынь [14] .

Призовыми костюмами одного из благотворительных маскарадов 1898 г. были следующие: «Казенная продажа вина» – исполинская бутылка, «Кра­сивая бабочка» и «Китайская роза» [15] .

На маскарадах 1898–1899 гг. были отмечены призами следующие костюмы: «Дедушка и внучек», «Дедушка Мороз», «Сиамские близнецы» и «Городская почта».

Самым интересным костюмом, кончено же, была «Городская почта» – почтовый ящик, на котором было написано: «Провинциальные сплетни; почта опускается и вынимается бессчетное количество раз в день не почталь­онами, а языками досужих обывателей и обывательниц». Ящик-костюм этот

был атрибутом бальной почты, но некоторые стеснялись опускать записочки в такой ящик [16] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Маскарады 1901 г., когда в залы набивалось до 600 человек, Олонецкие губернские ведомости характеризуют как «одуряющую жизнь с 8 вечера до 4 утра» [17] .

Самым роскошным петрозаводским балом был благотворительный (в пользу Благотворительного общества) костюмированный вечер с базаром 28 декабря 1889 г. Статья о нем в ОГВ начиналась словами: «Петрозаводск такого не видывал».

Во всех четырех углах зала Благотворительного общества красовались киоски, обставленными театральными декорациями (деревья, цветы, кусты) и драпированные разноцветными тканями со шнурами и кистями. В одном киоске продавали мелочь от ручки до рамки для портрета, в другом – кон­феты и шампанское в бутылках со льдом, в третьем – фрукты, в четвертом – прохладительные напитки и бутоньерки. В каждом киоске – лучшие барышни города. А во время танцев одну из барышень заменяла сама Е. В. Григорьева. Маскарадные костюмы были только на женщинах. Лучший костюм – «римская девушка» – у дочери Е. В. Григорьевой. Калейдоскоп «одежд и лиц, племен, народов, состояний»: римский воин, грациозная искрящаяся кокетка, оригинальный велосипед, детская прелестная бержерка, роскошная мавританка, строго выдержанная фламандка, восхитительный чертенок с трезубцем, египтянка с классическим ибисом на голове, величес­твенная испанка, красавец-матрос, воздушный эльф с его волшебной палоч­кой, рыбачка, садовница, цыганка, все четыре времени года – юная грациоз­ная весна, жаркое лето, зима и осень. Почти все дамы были в маскарадных костюмах, и не было ни одного костюма, не заслуживающего внимания.

Вечер начался полонезом. Дальше – вальс, кадриль, мазурка и т. д. Во время танцев дамы поручили кавалерам свои доспехи, делая мужчин оруже­носцами. Последние расхаживали по залу с трезубцами, копьями, корзинами и т. д. Число посетителей было втрое больше. чем в предыдущем 1889 г.

Чистая прибыль в пользу Благотворительного общества составила 275 рублей [18] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Если маскарады собирали в основном зажиточную публику, то рождест венская елка была более демократичным детским (хотя и не только) праздни­ком. Елки устраивались в Общественном собрании, губернском доме, в Городской думе, во всех учебных заведениях и приютах. Чаще всего елки – на средства самых различных благотворителей. Хочется отметить елку для бедных детей 1903 г., устроенную тремя в общем-то небогатыми петрозавод­скими барышнями – А. Мухиной, С. Парижской и Т. Тушовской, будущей социал-демократкой. Барышни организовали эту альтернативную елку по причине того, что ежегодные елки в петрозаводском Общественном собрании устраивались «исключительно для интеллигентных детей» [19] .

Так, в Новый 1906 г. в Николаевском детском приюте при участии и с разрешения попечительницы приюта А. В. Протасьевой была поставлена пьеса «Жизнь за царя» с музыкальными номерами. Все роли исполнялись преподавательницами и воспитанницами. Особенно хороши были Сусанин (надзиратель А. Ф. Самарина), Ваня (надзиратель Н. А. Максимова), Анто- нида (воспитанница Корнышева), Собинин (воспитанница А. Богданова). Декорации сделаны учащимися ремесленного училища под руководством К. Н. Дмитриева. Режиссер А. А. Алпатова. Аккомпанировала М. Н. Липинская, жена вице-губернатора [20] .

Не менее интересной была встреча этого же Нового года и в приюте, где воспитывалось 34 мальчика. Опекун приюта – Н. А. Базегский. Елка прошла без тени официальности, праздновали единой дружной семьей. Искусство маленьких певцов удивляло в музыкальных номерах. Но самое главное – на этом вечере был детский спектакль «Мороз Иванович», великолепные деко­рации к которому готовили сами дети. Все получили разнообразные подарки по лотерейным билетам [21] .

Заслуживают добрых слов и несколько «экзотические» елки, организо­ванные энтузиастами своего дела и просто хорошими людьми полковником В. Ф. Кршивицким и врачом-психиатром И. К. Мейером. 1 января 1896 г. в казармах местной команды была устроена елка в зале бывшего офицерского собрания Свирского резервного батальона. Зал был прекрасно декорирован зеленью и канделябрами под свечи из штыков. Трижды было исполнено «Боже, Царя храни» и началось вручение подарков (чай, сахар, куски ситца, табак, чайники, один самовар). По окончании раздачи – хор, музыка и танцы. По свидетельствам очевидцев, «многие петрозаводские хозяйки сидели в этот вечер без прислуги, весело отплясывавшей в казармах» [22] .

А в 1909 г. всё тот же любимый и уважаемый в городе врач-психиатр Иван Карлович Мейер организовал елку в доме умалишенных: «Трогательно было видеть, как больные любовались зажженной елкой. Надо иметь пре­красную душу и сердце, чтобы ежедневно и бесконечно уделять из этих сокровищниц необходимую часть, как это делает И. К. Мейер» [23] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Начало весны – время Масленой недели. На Масленицу катались с горок и на лошадях, ходили друг к другу в гости, ели блины, сидели за картами и танцевали в клубе и дома [24] . Масленица была замечательна и по части люби­тельских спектаклей и концертов. А в 1887 г. проездом в Санкт-Петербург близ Соломенского в шалаше-чуме остановились двое лопарей с семейством и стадом оленей в 20 голов. Они катали петрозаводчан по заливу на оленьих упряжках [25] .

В так называемой ямке Александровского завода на Масленицу устраива­лись балаганы. Поэт-скоморох Мазнев, одетый в пеструю рубаху, полосатые штаны и рыжий парик с бубликами вместо очков, веселил публику песнями на знакомые горожанам сюжеты:

«Живу я в городе Петрозаводске.Зимой, где метла греет и мертвых бреют.А летом в гору к угольному забору.У меня жена хозяйка, так хозяйка...Сделала пельмень – ел целый день,А котлету ел целое лето.» [26] .

Пасха – праздник церковный, и поэтому главное событие дня – бого­служение в Святодуховском соборе. Но в пасхальные дни, если это и нельзя

назвать гуляньем, множество народа было всегда на Английской улице. Обя­зательно на Пасху устраивались качели. Ежедневные праздничные собрания в этот день были в залах Благородного собрания и в горнозаводском семей­ном клубе. Любители показывали спектакли, устраивали вечера-концерты [27] и даже задорный бой яйцами – занятнее, чем в других губерниях [28] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Как ни странно, но в этот день иногда проводились публичные лекции, и они активно посещались (в 1864 г., к примеру, лекция преподавателя гимна­зии Хрущова «Русская история и история русской литературы») [29] .

Пасха – главный праздник у православных, и обставлялся он особенно торжественно. Поэтому с приходом электричества сразу же появилась пас­хальная иллюминация, которая вызвала критические замечания у наиболее консервативной части публики. Особенно отличалась световыми и пиротех­ническими эффектами в Пасху кладбищенская церковь.

В Петрозаводске с давних пор существовала традиция «летовстречения»: 1 мая горожане отправлялись встречать весну на вторую версту по Петер­бургскому тракту к часовне Антипы-зуболечебника.

Тихий, казалось бы безлюдный город оживал. На улицах начинала кипеть жизнь: «Катились прекрасные покойные коляски на плоских рессорах; высо­кие кареты, запряженные парой гнедых, одноконные пролетки, и с резвыми пристяжными, беговые дрожки с шаловливыми рысаками, финские таратайки и гитары, как называют здесь широкие скромные калиберные дорожки.» [30] . Все это двигалось между пестрыми группами чиновников и гуляющих масте­ровых. Дамы показывали здесь новые летние наряды, когда позволяла погода. Около часовни десятка два лотков с незатейливыми лакомствами – «летом», как их называли в этот день (пряники, сбитень, водка в разлив). Рядом с часовней была лавка с колониальным товаром. Гремел оркестр. Люди с бутылочками и закуской располагались на сухих пригорках. А с левой стороны от города – прямо-таки выставка невест в цветных платоч­ках. То к одной, то к другой девице подходит «кавалер»: «Здравствуйте вам, пожалуйте ручку», – и в толпу» [31] . Товары все нарасхват. Весенние гульбища продолжались до 10 часов вечера, а то и позже [32] .

День памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи, 29 августа, тоже не забывался горожанами. Но он несколько отличался от дня «летовстречения». Весь день в часовне молебные песнопения, записки, свечи, прикладывание к скульптурному изображению главы Иоанна Предтечи. Около часовни «...калики перехожие поют духовный стих об Алексее, человеке Божьем. Лучше всех незрячий старец в центре. Этот художник в своем деле тут же нашел отклик в народной среде, и кругом него, постепенно, нарастая, образу­ется толпа, а он так запел, что копеечки просыпались из его заскорузлой длани.» [33] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

После «летовстречения» кончаются пасхальные праздничные визиты по гостям, гулянья постепенно переходят с Мариинской улицы в летний сад [34] .

По преданию Петрозаводский городской общественный сад разведен и насажен по собственному плану Петра I: земляной вал, дворец, небольшой пруд, правильный сад, где любил прогуливаться император. В его отсутствие сад стал любимым местом гуляний горожан. К концу XVIII в. сад пришел в запустение, а в 1803 г. буря уничтожила 73 петровских дерева. Садом губерн­ское начальство стало заниматься только с 1819 г., после посещения Петроза­водска Александром I. В 1824 г. в верхней части сада был поставлен чугун­ный бюст Петра I. Но только между 1844 и 1848 гг. стараниями почетного гражданина и коммерческого советника М. П. Пименова был построен доста­точно капитальный павильон – «воксал» с паркетным полом, где под оркестр могло танцевать до 40 пар. В 1858 г. к павильону в связи с приездом Александра II была пристроена широкая крытая терраса с колоннами. В 1872 г. павильон сгорел и через год был восстановлен. Но сад, несмотря на любовь к нему горожан, приходил в запустение, и только в 1884 г., благодаря пожертвованию ряда частных лиц, сад стал восстанавливаться и хорошеть [35] .

Первые сведения о гуляниях в общественном саду относятся к 1853 г.: «Наш город не может похвастаться многочисленностью образованного класса. Между тем, здесь есть много образованных семейств и благовоспи­танных молодых людей, которые составляют небольшое, но прекрасное общество, и которые могут служить украшением не только Петрозаводска, но и всякого другого провинциального города. Образованный класс в Петроза­водске составляет одну семью, у которой удовольствия и развлечения бывают большой частью общие. В летнюю пору место увеселения – обще­ственный сад. Сюда несколько раз в неделю собирается лучшее общество города. Бывают случаи, когда сад иллюминируется, и даются в нем фейер­верки. К сожалению, подобные случаи редки» [36] .

На протяжении более чем полувека гулянья в общественном саду часто бывали благотворительными. Сборы от гуляний шли в пользу слепых, обще­ства спасения на водах, местной общины сестер милосердия, Машезерской школы, Свято-Петровской общины Красного Креста, детских приютов, гим­назий, русских военнопленных, больных туберкулезом.

В 1880-е гг. в саду играл оркестр горной музыки под управлением капельмейстера Мея. Отмечалось, что под эту музыку можно было не только танцевать, но ее можно было слушать [37] . Накануне и во время революции в саду играл оркестр 7-го железнодорожного батальона под управлением капельмейстера Гаврилова [38] . Батальон участвовал в строительстве Николаев­ской железной дороги.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В общественном саду петрозаводчане знакомились с последними зрелищ­ными новинками. Достаточно сказать, что первый платный киносеанс состо­ялся в саду в 1901 г. Тогда же петрозаводчане познакомились и с граммофо- ном [39] . Многие гулянья запоминались петрозаводчанами. Так, 22 июля 1887 г. супруга губернатора Е. В. Григорьева по случаю тезоименитства импера­трицы Марии Федоровны устроила благотворительное гулянье. На эстраде было выступление профессиональных артистов Н. И. Собольщикова- Самарина и Фрияра-Боярова (Театр миниатюр с хорошо поставленными номерами). Работал буфет с шампанским, лимонадом, закусками и фруктами для «чистой публики». Для простых людей продавали пиво из бочки и тради­ционные сласти. Ближе к вечеру в небо поднялся огромный воздушный шар и началась иллюминация.

Днем публика попроще состязалась в лазании на мачту, хождении по бревну, бегали в мешках, искали сюрпризы в бочках с овсом, взвешивались на весах.

Все это происходило под звуки двух оркестров. Отмечалась хорошая 41

организация и постановка всего гулянья [40] .

Не менее интересным было и гулянье 27 мая 1890 г. 1880–1890-е гг. – время расцвета так называемых живых картин. В беседке сада давал пред­ставление В. В. Афанасьев – «Робинзон Крузо» в 11 картинах. А на эстраде играл военный оркестр под управлением Б. С. Велька. Декорации к картинам менялись мгновенно, не опуская занавеса, что приводило публику в восторг.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Под аплодисменты на сцене появились облака и при свете магния поднялась окутанная гирляндами цветов «богиня весны».

Было что послушать и у оркестра Б. С. Велька. Главный музыкальный номер – попурри из известной в то время феерии «Путешествие вокруг света», состоящее из 76 номеров и длящаяся 45 минут. В музыке звучали: приближение поезда, звук выпускаемого пара, сигнальный рожок, свисток, станционный колокол, трели соловья. По окончании феерии раздались апло­дисменты, чего даже в Петербургском Летнем саду никогда не заслуживал ни один оркестр [41] .

Для публики попроще и увеселения были попроще. Так, в июне 1897 г. давала представление в трех отделениях «Оригинальная труппа единствен­ной женщины, последовательницы индийских факиров г-жа Нелли» [42] .

В начале ХХ в. по всей России становятся популярными оркестры балала­ечников (или, как их называли тогда, «Хоры балалаечников»). Они стали особенно знамениты после феноменального успеха в России и за границей оркестра В. Андреева. В Петрозаводске таким оркестром руководил парик­махер Самуил Пергамент, отец будущего композитора Рувима Пергамента [43] . Балалаечники часто выступали в саду [44] .

В 1904 г. в саду выступал Большой цыганский табор и Большой цыган­ский хор, певший в Петербурге в зале дворянского собрания [45] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В 1906 г. в своей спиритической палатке демонстрировал летающие предметы г-н Александров [46] .

На гуляньях особо пользовались успехом самые различные соревнования типа упоминавшихся бега в мешках и лазания на мачту. Азартно и спортивно проходила стрельба из лука. Особо забавен был номер «бочка со свечкой». Состязающийся должен достать зубами свечку, плавающую в бочке, напол ненной водой до краев. Труднее всего это давалось бородатым и усатым. Призами в таких соревнованиях были кумачовые и ситцевые рубашки, бумажники, перочинные ножи, кошельки, складные ручные зеркала, книги, носовые платки, мячи, гребенки, мыло и т. д. [47]

Во время гуляний общественный сад украшали флагами, гирляндами из хвои и цветов. Всегда оригинально оформляли павильон-буфет с шампан­ским и фруктами. Часто бывали фейерверки. Один из самых ярких состоялся в сентябре 1904 г. на гулянии «Прощание с летом». Сказочный фейерверк устроил организатор гуляний Ф. Я. И. В финале салюта возник световой корабль, откуда вылетело множество разноцветных огней. 1904-й – год появления электричества в Петрозаводске. В центре этого гуляния – один электрический фонарь, окруженный множеством керосиновых. В этом же 1904 г. был сделан ремонт отдельных сооружений сада [48] .

В 1910-е гг. стали проводиться «дни белого цветка», благотворительные гуляния в пользу больных туберкулезом. Они территориально охватывали и сад, и Мариинский бульвар. В саду выступал хор под управлением Ефимова, оркестр балалаечников под управлением Гурьева, традиционно работал буфет, а вечером устраивался фейерверк. Чистая прибыль «дня белого цветка» 1911 г. составила 511 руб. 51 коп. [49] Гулянье «белого цветка» 22 мая 1914 г. принесло 112 руб. 69 коп. чистой прибыли [50] .

Интересно и остроумно оформил в виде своеобразного праздника 2 октября 1905 г. одно полезное для города дело вице-губернатор К. М. Шид- ловский. По его инициативе был образован комитет по благоустройству города. Главной задачей явилось устройство бульвара вдоль Мариинской улицы. Комитет через городского главу Г. Е. Пименова связался с Петер­бургским лесопитомником и закупил по достаточно низкой цене тополя, ясень, клены и другие деревья и кустарники. Все это было доставлено на пароходе В. Д. Лысанова. Из Пудожа привезли много лиственницы. И вот 2 октября 1905 г. был объявлен «праздник древонасаждения для учащихся». В 14 часов заиграл оркестр, пришли учащиеся, и сам К. М. Шидловский отво­дил ученикам участки для работы. Через два часа половина бульвара была засажена. Масса публики гуляла под звуки музыки, наблюдая работу детей [51] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Ряд праздников в Петрозаводске был связан с круглыми датами в истории Русского государства.

Праздником номер один следует считать торжественное открытие памят­ника Петру Великому на Круглой площади в честь 200-летия со дня рожде­ния Петра 31 мая 1872 г. Идея создания памятника принадлежала губерна­тору Г. Г. Григорьеву. Автором был скульптор, академик Императорской академии художеств И. Н. Шредер. Открытие памятника происходило по заранее разработанному сценарию [52] .

Еще накануне торжеств в город начали приезжать крестьяне. Женщины в нарядах из парчи и в жемчужных поднизях. Из Петербурга на пароходе «Царица» прибыл хор музыкантов лейб-гвардии Преображенского полка. Все городские здания от Петропавловского собора до Петровской площади были украшены разноцветными флагами, коврами, гирляндами из живых цветов и зелени с вензельными изображениями Петра I. На балконе гимназии стоял бюст Петра в пунцовой драпировке с императорской короной. Александров­ский завод тоже был убран флагами.

Закрытый покровом памятник Петру был окружен шестью вазами с живыми цветами. Оформление праздника выполнил архитектор Пороменский.

По окончании богослужения в Петропавловском соборе батальон с музы­кантами отправился на площадь и стал вокруг памятника, артиллеристы – возле орудий. Торжественная процессия расположилась на площади: хоругви, образы и духовенство перед памятником к востоку, певчие – по левую сторону, губернатор и прочие чины – по правую; городская дума и уездные – у присутственных мест; воспитанники учебных заведений – у губернаторского дома, горные мастеровые – позади памятника. Балконы и окна губернаторского дома были наполнены публикой, в том числе и воспи­танниками приютов. После молебствия с памятника упало покрывало. Епи­скоп Ионафан обошел памятник и окропил его водой. Раздался 31 пушечный залп под крики «ура». Батальон прошел церемониальным маршем перед памятником под музыку. У памятника встал часовой, а батальон – между памятником и губернаторским домом, где солдатам на столах было приго­товлено угощенье. Для народа у Гостиного двора были установлены тради­ционные качели и мачта для лазания за призами. В два часа состоялся обед в Благотворительном обществе, во время которого на террасе играли музыканты.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

С 6 до 8 вечера было представление в цирке братьев Вольф. В Благотво­рительном обществе – спектакль. Поздно вечером фейерверк54.

Весьма торжественно отмечали в Петрозаводске и столетние юбилеи А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. Так, 26 мая 1899 г. в Мариинской женской гимназии после Божественной литургии и панихиды состоялся большой концерт из 20 номеров, исполненных преподавателями и гимназистками. Кроме стихов были вокальные и инструментальные номера. Прекрасно выступил хор55. Старополицейская улица в 1899 г. переименована в Пушкинскую.

Столь же празднично встретили и 100-летие со дня рождения Н. В. Гоголя: 20 марта 1909 г. мужская и женская гимназии отмечали юбилей в зале губернской управы. Учащиеся участвовали в инсценировках «Утро делового человека», «Ссора Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем», сцена свидания Левко и Ганны из «Майской ночи».

Все учащиеся Петрозаводска устроили общий гоголевский праздник: учи­тельская семинария, педагогические курсы, ремесленное училище, женское приходское училище, три мужских приходских училища. В празднике принимали участие хор и струнный оркестр под управлением Леонтьева, всего 80 человек, одетых в малороссийские костюмы.

В народном доме прошел вечер из трех отделений. Исполнялись сцены из произведений Гоголя, живые картины, малороссийские песни. Вечер, постав­ленный П. Г. Григорьевым, прошел удачно.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В учительской семинарии Гоголя чествовали на протяжении отдельного вечера. Преподаватель К. И. Орфинский прочел «Слово о Гоголе». Были исполнены отрывки из Гоголя и несколько малороссийских песен [53] .

В этом же году по всей России широко отмечалось 200-летие Полтавской битвы. В Петрозаводске 27 июня 1909 г. после Божественной литургии в Петропавловском соборе состоялся военный парад. Дома, улицы, площади были украшены флагами. В общественном саду целый день играли два оркестра, а вечером был устроен праздничный фейерверк. Тогда же состо­ялся музыкально-драматический вечер для всех учебных заведений города, где главными номерами были сцена из оперы П. И. Чайковского «Мазепа» в исполнении Н. В. Солнышковой и Е. А. Богдановича и отрывки из поэмы А. С. Пушкина «Полтава» в исполнении Е. А. Воскресенской и В. Н. Лядинского [54] .

Через три года Россия праздновала 100-летний юбилей Отечественной войны 1812 г. 25 августа 1912 г. состоялось архиерейское служение в Воскре­сенском соборе. Во всех церквах прошли всенощные бдения в честь иконы Богоматери «Владимирская». В 12 часов напротив гимназии служили благо­дарственный молебен. После этого был устроен парад. В 17 часов прошло торжественное собрание в летнем театре. А на Мариинском бульваре – гулянье под звуки двух духовых оркестров. В театре ставили пьесу из времен 1812 г., в саду – кино под открытым небом со световыми картинами из 1812 г. В 23 часа состоялся фейерверк.

Торжественно отметили юбилей и в Мариинской гимназии (организа­торы: А. М. Солнышкова, А. Г. Бонч-Осмоловская, Е. С. Пулцаровская, П. И. Карелли). Гимназия утопала в зелени. Арки были украшены цветами, а стены – портретами героев войны. После панихиды по Александру I и погибшим состоялась литературно-вокальная часть, в программу которой входили сле­дующие номера, исполненные гимназистками: «Раздавайтесь, напевы победы (хор)», «Вот Руси граница» (Евтихиева), «Волк на псарне» (Иванова, Чукова, Орфинская), «Бородино» (хор), «Перед гробницей Кутузова» (Н. Альбова, К. Кудыш, Н. Черныш). После этого был отчет за учебный год и раздача наград лучшим ученицам. Закончилось торжество пением «Боже, Царя храни» [55] .

Свои праздники и гуляния устраивали и различные общественные объ­единения и организации.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

11 мая 1914 г. Воскресенское братство трезвости устроило праздник трез­вости. Он начинался с Архиерейского богослужения с молебном, крестным ходом, раздачей листовок о вреде пьянства. Об этом же была и проповедь преосвященного Никанора. С 6 до 10 вечера на Мариинском бульваре прохо­дило гулянье под духовой оркестр. Производился «кружечный сбор» на устройство в городе Народного театра (собрано 347 руб.)59.

К корпоративным праздникам можно отнести и базар Олонецкого учи­тельского общества 5–6 августа 1912 г. в помещении четырехклассного училища. Учителя организовали базар для того, чтобы создать в Петрозавод­ске свой Учительский дом. Флаги и оркестр подчеркивали праздничный характер мероприятия. Базар был декорирован зеленью, цветами и различ­ными цветными тканями. На столах красиво расположились предметы, сде­ланные или пожертвованные учителями: вышивка, плетение, столярные изделия и различные красивые безделушки фабричного производства. Сидя­щие за столом симпатичные учителя и учительницы с сиреневыми бантами предлагали купить вещи, рассказав, кто их сделал. Предметов было немного, и их раскупили чуть ли не в первый день60.

Петрозаводчане любили праздновать и находили повод для праздников даже в простых проводах парохода – на них собиралась чуть ли не вся «буржуазия» города. После отхода судна гуляющие устремлялись на свои любимые места с гармошкой и песнями. Иногда бывали хороводы даже у тюремного замка. Раздавались звуки песен: «Быстры, как волны, дни нашей жизни», «Ах вы, сени, мои сени». Пели много частушек.

Пожалуй, самым важным летним праздником в городе был Петров день, который тесно связан с петровской ярмаркой.

В Петрозаводске ежегодно действовали четыре ярмарки: Афанасьевская (с 18 по 31 января), ярмарка на Соборное воскресенье (с 18 по 21 февраля), Алексеевская (17 марта) и Петровская (с 28 по 30 июня). Сразу отметим, что все городские ярмарки по своим оборотам были ничтожны. И хотя ярмарка прежде всего это торговое мероприятие, но любая ярмарка являлась и празд­ником. Большим праздником в Петрозаводске всегда считалась Петровская ярмарка.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Петровки (Петров день) издревле были важны в хозяйственном, юридиче­ском, религиозном и мифическом значении. В сельском хозяйстве они сопро­вождались летними полевыми работами. Еще западные путешественники XVI в. Мейерберг и Олеарий оставили рассказ о Петровских игрищах того времени. Они писали, что около Петрова дня русский народ веселился несколько недель: качались на качелях, пели особенные песни, водили хоро­воды и разные игры. Подобные гулянья были и в XIX в., и в начале ХХ в. В этот же день проходили и ярмарки.

Петров день – приходской праздник Петрозаводска. А до учреждения здесь епархии гулянье начиналось в канун праздника. Всю ночь и последую­щие дни продолжались игрища.

Примерно до 90-х гг. XIX в. Петров день в Петрозаводске был многолю­ден, несмотря на незначительность товарооборота. В 1852 г., например, това­ров было на 2800 руб., а продано рублей на 800–900 [56] .

Пожалуй, наибольшего расцвета Петров день как праздник с ярмаркой достиг в 50–60-е гг. XIX в., после того как 29 июня 1856 г. состоялось освя­щение храма Петра и Павла после длительного «возобновления заботами Преосвященного Архиепископа Аркадия». Крестьяне съезжались накануне из деревень за 100 верст от Петрозаводска, чтобы купить хлеба на ярмарке и побыть на гулянье. Вечером большая часть народа была на всенощной в Кафедральном и Петропавловском соборах. На следующий день до полудня тоже служба, а потом – гулянье. До самого вечера напротив Гостиного двора – хороводы. Крестьянки приезжали в народных костюмах: штофные и парчовые сарафаны, бархатные повойники, короны с жемчужными под­низями. У девушек косы с лентами, на ногах красные башмаки, на руках длинные зеленые перчатки. Девушки и женщины, приехавшие из Заонежья, отмечались особенным щегольством по сравнению с деревенскими модни­цами других губерний. Мастеровые женщины и девушки предпочитали шел­ковые наряды и обязательно – платочек на голове.

Местом рынка и гульбища служили городская пристань, Соборные улица и площадь. Девушки водили хороводы, пели песни, устраивали танцевальные «шены» под гармонь или балалайку (шен, или шенок, – наиболее популяр­ное увеселение петрозаводских мастеровых и многих крестьян; перенято из обрусевшей французской кадрили). А в общественном саду весь Петров день играл духовой оркестр.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

И все-таки главное в Петровке, конечно, торговля. На пристани – целая роща из мачт прибывших лодок. Здесь петрозаводчане находили многое, чем был богат Олонецкий край. Маленький подвижной рынок на лодках был выгоден горожанам, так как цены на многие продукты с лодок гораздо ниже городских, потому что петрозаводские торговцы с наступлением лета наки­дывали цены на многие продукты. С лодок обычно продавали рыбу, мясо, масло, яйца, кожу, изделия крестьянского ручного труда – серпы, косы, грабли, точила из песчаника, холст, деревянную посуду, андомскую кера­мику, какие-то безделушки из мрамора. Сумма ярмарочного оборота всегда увеличивалась за счет привозимого сюда из Вытегры на вольную продажу хлеба, который активно закупался местными жителями, в том числе крестья­нами, у которых своего хлеба на целый год почти всегда не хватало. Хлеб привозился из Каргополя. «Красного товара» (текстиля) на ярмарке было немного. Им торговали в основном петрозаводчане. Зато было множество балаганов со сбитнем и расписными пряниками, которыми лакомились кре­стьяне и мастеровые [57] .

Петровская ярмарка существовала вплоть до революции, временами переживая не лучшие свои годы. Одной из причин временного упадка ярмарки могла быть дороговизна рыбы из-за плохих уловов в отдельные годы, значительная отправка ее в летние месяцы на пароходе в Санкт-Петер­бург (раньше рыба отправлялась в столицу только зимой санным путем); конкуренция, часто неуспешная, местных торговцев рыбой с петербург­скими. Такая же история происходила и со сливочным маслом, которое пет­розаводские купцы начали выписывать из Петербурга [58] .

Ярмарочным гуляньям очень повредило неодобрительное отношение к ним. Православной церкви. Архиепископ Игнатий с 1828 г. восстал против них. Он сказал в соборе горожанам и приехавшим на ярмарку крестьянам грозное слово о неблагороднейшем времяпрепровождении накануне Петрова дня. Пляски и игры с того времени были прекращены, хороводы же начинались только в день праздника [59] .

К тому же постепенно исчезал старинный русский костюм. Уже в 1870 г. отмечалось, что крестьяне большей частью одевались по-городскому («по немецкому») [60] . В 1878 г. старинных женских костюмов на ярмарке было всего около десятка (головных уборов побольше).

Но проходит каких-то 9 лет, и ярмарка снова возрождается. Опять приез­жают «гости», они молятся в Петропавловском соборе и прикладываются к иконе «Тихвинской» Божьей Матери, которая находится в 50 метрах от собора. Приезжие останавливаются у горожан, которые побывали у них когда-нибудь в гостях в деревне. Весь день до вечера проходит гулянье. Мариинская и Летний сад в это время могут потягаться с Невским или Куз­нецким. Снова появились женщины и девушки в жемчужных кокошниках, серьгах, бусах, в старинных сарафанах. Мужчины и парни уже предпочитают «спинжаки» и «визитки». И на женщинах начинают появляться часто безоб­разно сшитые на городской манер костюмы. Над всем гуляньем начинает царить своеобразный деревенский дух. На лотках прянички – белые, крас­ные, мятные, лошадки, рыбки; пирожные «а-ля бисквиты» и «а-ля шмандку- хен»; изюм, лимоны, апельсины, конфеты [61] . На следующий год приезжих на ярмарке было еще больше. В саду целый день бесплатно играл оркестр и пел хор [62] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Пожалуй, последней заметной ярмаркой в Петров день стала ярмарка 1895 г., когда было привезено и продано на 2915 руб. товара. В данном слу­чае большая доля суммы падает на проданный скот – коров и телят. Осталь­ные товары распределились следующим образом: овец – на 120 руб., масла чухонского – на 160 руб., масла русского – на 600 руб., ушатов – на 30 руб., лоханей, кадок и ведер – на 60 руб., граблей – на 140 руб., кос и брус­ков точильных – на 75 руб., угля древесного – на 75 руб., смолы – на 200 руб., извести – на 220 руб. [63]

Ярмарка год от года теряла свое первоначальное значение. Заметно уменьшился привоз хлеба из Каргопольского уезда, традиционной житницы Олонецкой губернии. Это произошло в связи с постройкой вологодско­архангельской железной дороги, куда и стал отправляться свободный хлеб [64] . В первом десятилетии ХХ в. Олонецкие губернские ведомости чуть ли не каждый год пишут, что ярмарка не отличается особым многолюдством и что народу и товару на ней становится все меньше и меньше [65] , а в 1908 г. ярмарка вообще названа «Петровским торжком» [66] . Тем не менее, отмечались Петровские ярмарки и в 1903 г., когда было привезено товара на 3176 руб., а продано на 2478 руб. [67] , и ярмарка 1910 г., о которой А. Петров писал: «Несмолкаемый шум от говора толпы и передвижений висел в воздухе. Тол­кание, пестрые наряды деревенских девушек и молодух, широкие груди и мускулистые руки мужчин – все это вместе производило бодрое настроение. Мало разнообразия мы видим на ярмарке: все больше сласти и лакомства – пряники, конфеты, леденцы, стручки, орехи и т. д. Тут же приезжий петер­буржец с изделиями из раковин, тут и рамки для фотографий, и туалетные зеркала, и бонбоньерки, и пепельницы и т. д. Картины лубочной работы, книжки, буквари, иконы.

Производство родной Олонии: шелтозерские оселки, великогубские туесы, каргопольские бураки, корзины, андомские горшки, грабли, топорища, ручки к косам, изделия толвуйских кружевниц» [68] .

// Кижский вестник. Выпуск 20: Сборник статей
Интернет-публикация kizhi.karelia.ru. 2023. 300 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф