Гусева М.М.
Портновское дело в XIX — начале ХХ в. в Олонецкой губернии Vkontakte@kizhi

Рис. 1. Мастерская А. И. Катуна.Рис. 2. Мастерская А. И. Катуна.Рис. 3. Интерьер модного дома Шеруи (фото из журнала «Les Createurs de la Mode»).Рис. 4. Вознесенская швейная мастерская. 1929—1930 гг. Лодейнопольский историко-краеведческий музей.

Аннотация: Согласно своду Статистического бюро Олонецкого губернского земства о кус­тарных промыслах в начале ХХ в. портновским ремеслом во всех 6 уездах занималось более 1,5 тысяч кустарей и ремесленников. В статье рассматривается организация их работы и устройство мастерской по пошиву одежды.

Статья посвящена ремеслу портных и швей в Олонецкой губернии. Это занятие требовало не только знаний в области технологии производства, но и владения искусством кроя, который в рассматриваемое время усложнился в связи с широким распространением в сельской местности новых «городских» костюмов. Несмотря на то, что с конца XIX в. в городах стали продавать готовую одежду, профессия портного, умеющего изготавливать платье на заказ от начала до конца, была востребована.

В Олонецкой губернии большое количество портных кустарей и ремес­ленников (в основном это были мужчины) изготавливали мужские костюмы. Работали как в своих деревнях, волостях и уездах, так и за пределами края. На заработки отходники уходили в Архангельскую губернию, Санкт-Петер­бург, даже были известны случаи отходничества за границу, в частности – в Вену (рис. 1, 2) [1] .

Осваивая ремесло, отходники-портные поступали в ученики-подмастерья в мастерские по пошиву мужского и женского платья (в том числе иностран­ных портных), где они обучались швейному искусству. Исследовавший портновское ремесло в России В. А. Резанов отмечал, что русские подмас­терья предпочитали учиться портняжному делу у иностранных портных, обучение продолжалось в течение 6–8 лет. При этом по завершении обуче­ния, при хороших способностях, они становились отличными портными, но не умели кроить и придумывать фасоны согласно моде [2] . Вызывает удивление, почему их не обучали раскройному делу, ведь шить по скроенному не так трудно, и у русских мастеров можно было научиться этому. Наверное, не всякий русский портной-учитель мог из подмастерья вырастить грамотного мастера, умеющего выбрать ткань для того или иного платья или изменить основу выкройки для желаемого фасона, поскольку и сам, вероятно, не был хорошим закройщиком и не мог с пониманием читать специальные техни­ческие книги [3] . При этом, как отмечает Резанов (сам имевший 25-летний стаж в портновском деле), знающий своё дело русский мастер нисколько не хуже иностранца, да и берёт за свою работу вдвое меньше [4] . Можно полагать, что и олонецкие подмастерья-отходники брали уроки у опытных портных-настав­ников, а вернувшись в родную губернию, начинали свою практику по изго­товлению мужского и женского костюма.

Основные статистические сведения о кустарях и ремесленниках, занима­ющихся швейным делом, содержатся в своде Олонецкого губернского зем­ства «Кустарные промыслы и ремесленные заработки крестьян Олонецкой губернии» (табл. 1). В начале ХХ в. в шести уездах Олонецкой губернии в портновском деле были задействованы 634 кустаря, из них 413 мужчин и 221 женщина. Средний заработок портного составлял 53 рубля, швеи 20 рублей [5] . Среди 992 ремесленников было 897 мужчин и 95 женщин, их средний зара­боток колебался от 35 до 135 рублей [6] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Таблица 1Таблица 1

Многие кустари (12 % от общего числа портных) и ремесленники (41,1 %) в поисках лучшей доли уходили в Петрозаводск, Повенец, а также за пределы губернии – в Санкт-Петербург и в Архангельскую губернию. Зарплата в Олонецкой губернии была ниже (в сравнении с Санкт-Петербургом – вдвое ниже). Хотя отмечались случаи, когда портные из других губерний прихо­дили в Олонецкую губернию; как утверждает В. Майнов, заонежане не любили сидячей работы, и поэтому среди них не встречались портные и сапожники, и как только наступала поздняя осень, в Заонежье приходили «швецы по части платья и сапог» из Каргополья и Вологодского края [7] . Не всякий портной работал круглогодично, большинство из них (86 %) принад­лежали к земледельческим семьям и в летнюю пору занимались сельскохо­зяйственным трудом.

В табл. 2 можно увидеть, насколько разная загруженность была у портных Повенецкого уезда, где они работали, в течение какого времени, сколько человек обслуживали и каков был их заработок [8] .

Портные и швеи кустари Повенецкого уезда

Таблица 2Таблица 2

Труд портных был организован по-разному. Кому-то приходилось искать заказчиков самим, вроде разносчиков товара – офеней, кто-то устраивал свои мастерские. Первых не только игла кормила, но и ноги. Приходя в незнакомую местность, портные узнавали, кому в деревне необходимо пошить обнову, они устраивались в доме заказчиков, получая жилье и пропи­тание на время работы, и шили из материалов своих работодателей. Боль­шинство портных приносили с собой только ножницы, аршин и утюг, неко­торые везли на санках швейную машину (при подворной переписи на начало 1905 г. в Олонецкой губернии было записано 262 швейных машины, большей частью ручные [9] ). По мере выполнения работы им приходилось искать новые заказы в той же деревне, а после идти в следующие. Портные старались вер­нуться домой к Рождеству, чтобы увидеться с семьей, расплатиться с пода­тями, а потом снова уходили в поисках работы до весны. В год двое мастеров со швейной машиной могли заработать до 150 руб., без машины 60–70 руб. [10]

Сельские жители в ожидании умельцев изготовления модного платья сами приобретали материалы и галантерейные товары, что-то привозили из городских магазинов и лавок, что-то покупали на ярмарках. Сведения о про­даже красного, игольного и мелочного товаров можно найти в Памятной книге за 1865 и 1866 гг., которая описывает Шунгскую ярмарку, куда съезжа­лись купцы и торговцы с разных губерний (табл. 3) [11] .

Таблица 3Таблица 3

Товары Шунгской ярмарки

Цены за пошив одежды внутри губернии не всех удовлетворяли, и именно поэтому портные, организуясь в артели или работая индивидуально, уходили[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

за пределы губернии, прежде всего в Санкт-Петербург. В городах заказов было больше, и портные легче находили работу. Кому-то даже удавалось открыть свою мастерскую.

Одним из таких олонецких портных был Василий Богданович Богданов – «вечного портного цеха мастер». Уйдя в столицу, он устроился на работу в мастерскую к одному из местных портных, где обучился азам портняжного мастерства [12] . Овладев профессией и накопив первоначальный капитал, в воз­расте 49 лет, в 1871 г. он записался в купцы 2-й гильдии Санкт-Петербурга [13] и до 1880 г. содержал мастерскую и проживал в доме купца Бегрова № 62 по Невскому проспекту (после 1880 г. в книгах о купцах Богданов В. Б. не зна­чился). С 15 апреля 1874 г. В. Б. Богданов становится Почетным блюстителем при Горском одноклассном училище в Видлицкой волости [14] , которое сам и устроил. В заметке А. Понуровского указано, что по личному распоряжению императора В. Б. Богданов был награждён серебряной и золотой медалями «за усердие» [15] .

Стоимость пошива одежды различалась не только по уездам, но и по соседним волостям, что видно из данных, приведенных в табл. 4. Усердно работая в больших городах, ремесленники могли заработать 240–900 руб. в год, тогда как заработок внутри Олонецкой губернии выше 200 руб. не поднимался.

Цена за пошив одежды

Таблица 4Таблица 4

Сколько было мастерских по пошиву одежды в Олонецкой губернии, установить не удалось, в источниках о них найдены лишь отдельные упоми­нания. Например, в 1899 г. мастерские по изготовлению одежды и обуви на углу Б. Казарменской и Александровской улиц в г. Петрозаводске содержали Е. И. Биневич (номер предприятия 48 с оборотом в 4350 руб. и прибылью 435 руб.) и Р. Б. Биневич (№ 49 с оборотом в 13 650 руб. и прибылью в 1365 руб.) [16] . До 1919 г. в Петрозаводске существовала портновская мастерская И. Х. Месселя, после сентябрьского декрета 1918 г. «О регистрации буржуазии и нетрудового элемента» он стал «лицом без определенных занятий» [17] , воз­можно, его портновская практика тогда прекратилась. Ещё двое петрозавод­ских портных упоминаются в телефонном справочнике Петрозаводска за 1906 г. – это Беренштейн и Лившиц (все упомянутые петрозаводские порт­ные – евреи по национальности, являлись членами хозяйственного правле­ния синагоги [18] ).

В Памятных книжках Олонецкой губернии 1907 г., 1908 г. и 1909 г. в све­дениях о Николаевском детском приюте Ведомства Императрицы Марии Александровны значится заведующей дамской мастерской Зинаида Василь­евна Залит, по всей видимости, она была попечительницей приюта или обу­чала девочек основам швейного дела [19] , в 1910 и 1911 г. заведующей дамской мастерской была Е. В. Романова [20] .

В период русско-японской войны 1904–1905 гг. под руководством супруги губернатора Анны Васильевны Протасьевой начала действовать дамская мастерская по пошиву белья и одежды для солдат действующей армии и раненых воинов. В мастерской работали женщины из привилегиро­ванных сословий на безвозмездной основе [21] . Во время Первой мировой войны при Свято-Петровской общине под руководством жены губернатора Л. М. Зубовской была организована мастерская по пошиву белья и одежды для воинов. В ней на безвозмездной основе работали около ста женщин, пре­имущественно представительниц привилегированных сословий. Известно, что только за первые 4 месяца своей деятельности мастерская изготовила 5,1 тыс. штук теплого белья и других вещей, которые тремя партиями через Главное управление общества Красного Креста были направлены на фронт. Доставку вещей в Петербург бесплатно осуществляло Онежское пароходное общество [22] .

Как устраивали мастерскую по пошиву мужского и женского платья? Если бы мы зашли в ателье Парижа того времени, нас бы проводили в зал, где светские дамы выбирали наряды для своего гардероба. В этом же здании, как правило, на втором этаже, располагалась сама швейная мастерская, где проходили тяжелые будни швей, изготавливавших заказанные модели. В салонах мод работали девушки-модели, выходившие к клиентам, чтобы про­демонстрировать наряды. Парижское издание Les Createurs de la Mode («Создатели моды») от 1910 г. демонстрирует большое количество фотогра­фий подобных ателье [23] (рис. 3).

Приобрести опыт в изготовлении модных одежд можно было уже в конце XVIII в., распространение моды сопровождалось с помощью манекенов, при­возимых из Парижа и Лондона [24] . В 1779 г. в России было основано русское «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета» (изда­тель Н. И. Новиков), в XIX в. подобных изданий было уже множество – с 1834 г. выходил журнал «Библиотека для чтения» с модными картинками, с 1836 г. – «Современник» и «Московитянин». Кроме того, русские портные в XIX в. нередко ездили совершенствовать свое мастерство в портновские школы в Лондон или Вену. В Санкт-Петербурге большинство модных ателье находились на Невском проспекте, Мойке и Морской улице, в Москве – на Петровке и Кузнецком мосту. К концу века модели русских портных ничем не уступали парижским. Так, например, изготовленные российским моделье­ром и художником Надеждой Ламановой дамские платья в 1925 г. были высоко оценены в Париже на всемирной выставке, её платья в русском стиле произвели фурор – стиль «а-ля рюс» в те годы стал чрезвычайно моден в Европе.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В России, так же как и за границей, существовали портные, имеющие свою специализацию: одни шили военную форму, другие – одежду для духовенства, третьи – форму чиновников, четвертые – гражданские костюмы. Такое разделение на узкие специальности практиковалось и ранее. Например, И. Е. Забелин, характеризуя быт русских цариц XVI–XVII вв., описывает швейную мастерскую Царицыной палаты, где работали и жен­щины, и мужчины-портные – «наплечные мастера» (так как они одевали «царское плечо»), из них кто-то кроил одежду, кто-то шил. Все наряды укра­шали вышивкой в Царицыной светлице, в которой работали женщины цар­ской семьи, знатные боярыни и простые мастерицы. К мастерицам относи­лись золотошвеи и белошвеи – «мужни жены, и вдовы, и девицы, честных и средних чинов дворовых людей, которые делают и шьют золотом и серебром и шелками, с каменьем и с жемчугом». По мере роста царской семьи число мастериц увеличивалось. Так, например, в 1626 г. золотных мастериц было 15 человек, а «белых» 11, в 1682 г. их было 59 человек и 22 ученицы, в 1691 г. – 87 человек с ученицами [25] .

Возвращаясь к Олонецкой губернии, можно предположить, что и в Петро­заводске, Олонце и других крупных селениях существовали мастерские по образцу столичных ателье или пошивочных цехов с разделением на различ­ные работы (утюжильные, машинные, ручные, вышивальные), как это видно на фотографиях мастерской Катуна (рис. 1, 2) и на фотографии мастерской 1919–1930 гг. в Вознесенье (рис. 4). Такое разделение на поэтапные опера­ции существовало на швейных предприятиях массового пошива одежды. В мастерских могли работать квалифицированные портные и швеи, вышиваль­щицы, прошедшие практику изготовления готового городского платья в Санкт-Петербурге, имеющие богатый опыт по работе с населением, ведь туда обращались не только горожане, но и зажиточные деревенские жители, не удовлетворявшиеся качеством одежды местных или приходящих в деревню портных.

В конце XVIII в. в Петрозаводске существовал большой спрос на пошив одежды. Например, в Олонецких губернских ведомостях приводится пере­чень предметов гардероба петрозаводского чиновника, с указанием стоимо­сти их изготовления:

«Пошито разного платья в течение с 1795 по 1801 год

Итого 498 р. 40 к.» [26] .

Из этого списка видно, что в XVIII в. в большом ходу были хлопчатобу­мажные, льняные, шерстяные и шёлковые ткани: холст (вероятно, льняной), сукно, камлот, плис, байка, тафта, кисея. Костюмы (около 35 предметов одежды за 6 лет) шились нового образца, согласно Петровскому указу: сюр­тук, камзол, штаны белые, чулки, сапоги. Общий итог расхода по тогдаш­нему времени составлял значительную сумму, в среднем 80 рублей в год на одежду и обувь. На период 1850 г. в Олонецкой губернии насчитывалось 407 служащих [27] . При столь огромном количестве гардероба в чиновничьих семьях в городе должно было быть не менее 10 мастерских по пошиву платья.

Во второй половине XIX в. развивалось и производство готовой одежды. Первоначально в мастерских готового платья шили военную форму и форму для различных ведомств. Затем стали шить мужские костюмы, сорочки, брюки, жилеты, пальто, дамские накидки. Менее обеспеченные слои город­ского населения одевались в «Домах готового платья». Как отмечалось, уже с конца XIX в. в городах стали продавать готовую одежду, тем не менее мно­гие горожане продолжали шить одежду на заказ, потому что иметь своего портного – значит выглядеть всегда безупречно. Пошитый на заказ костюм всегда будет идеально сидеть на фигуре, отличаться высоким качеством изготовления каждой детали, отменными ручными стежками. Поэтому про­фессия портного, умеющего изготавливать платье от начала до конца, будет востребована всегда.

// Кижский вестник. Выпуск 20: Сборник статей
Интернет-публикация kizhi.karelia.ru. 2023. 300 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф