Фролова Г.И. (г.Петрозаводск)
Хроника ремонтно-реставрационных работ в церкви Покрова Богородицы на о. Кижи Vkontakte@kizhi

Рис. 1. План Никольского придела Покровской церкви (1 — алтарь, 2 — Царские врата, 3 — пономарская дверь, 4 — клиросы, 5 — печь).Рис. 2. Фото иконостаса Покровской церкви из архива Ларса Петтерссона.Рис. 3. Фото иконостаса Покровской церкви из архива Ларса Петтерссона.Рис. 4. Надпись на обороте иконы «Пророк Соломон».Рис. 5. Схема размещения икон в иконостасе Никольского придела.Рис. 6. Проект восстановления иконостаса Покровской церкви В. Г. Брюсовой (1948 г.).Рис. 7. Алтарная дверь «Архидиакон Евпл» в процессе удаления записей.Рис. 8. Алтарная дверь после полного удаления записей.

Summary: В статье приводится обзор истории ремонтных и реставрационных работ, выполнявшихся на протяжении нескольких столетий (1693/4—2000 гг.) внутри зимней церкви Покрова Пресвятой Богородицы на о. Кижи. В качестве источников использованы церковные документы, схемы иконостасов, составленные по церковным описям 1826, 1865 гг., фотографии 1940—1950-х гг., отчеты о реставрационных работах 1950-х гг., записи, исследования и статьи специалистов по данной теме.

Зимняя церковь Спасо-Кижского погоста в плане – вытянутый прямо­угольник, в котором последовательно с запада на восток расположены: сени, трапезная, кафоликон, пятигранный алтарь. Центральный объем образован «восьмериком на четверике». Он завершается восьмискатной крышей с девя­тью главками на маленьких, рубленных «в лапу», восьмериках. Сруб алтар­ной части перекрыт крышей в форме «бочки» с алтарной главкой, а сени и трапезная – безгвоздевой двускатной кровлей. С запада к основному объему примыкает высокое, просторное, одновсходное крыльцо на столбах, с дву­скатной асимметричной крышей.

На протяжении своей истории церковь неоднократно перестраивалась и ремонтировалась, меняя внешний облик и внутреннее убранство. По Писцо­вой книге 1628/29 г. в древнем кижском храме Покрова Пресвятой Богоро­дицы церковное имущество состояло из скромного трехрядного тяблового иконостаса, включавшего праздничный, деисусный и местный ряды, двух поставных восковых свечей и деревянных сосудов в алтаре [1] .

В конце XVII в. (1693/94 г.) церковь сгорела от удара молнии. Но уже около 1695/96 г. она была отстроена вновь [2] . Согласно архивным документам, храм начал функционировать с придела в трапезной, который был освящен во имя святителя Николая Чудотворца. Натурное обследование, выполненное архитектором А. Т. Яскеляйненом, позволило ему выдвинуть положение о трех строительных периодах церкви [3] . Первый период строительства «клетского» храма представлен на чертеже, выполненном А. Т. Яскеляйненом.

Никольский придел размещался в трапезной, а его алтарь располагался в юго-западном углу кафоликона, примыкал к южной стене – отсюда и наименование «южный» (рис. 1). Алтарь придела, расположенный в молит­венном помещении, по мнению специалиста, является для Карелии исключи­тельным явлением [4] . Его реконструкция произведена А. Т. Яскеляйненом на основе хорошо сохранившихся врубок в стенах и на полу кафоликона и тра­пезной. Место Царских врат в иконостасе (в стене сохранился стояк) и пре­стола (в полу в прямоугольных углублениях остатки от врезавшихся в пол 4 ножек престола), следы от клиросов легко прослеживаются по имеющимся остаткам Никольского придела в храме.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Придел занимал пространство в длину 1сажень 2% аршина и в ширину 1 сажень 2'Л аршина. Между Никольским приделом и церковью Покрова Пре­святой Богородицы находилась капитальная стена длиной 4 сажени 1'Л аршина [5] . В трапезной размещалась довольно большая печь и два клироса. Перед левым клиросом находился стол для сбора денег. Священники сето­вали, что для молящегося народа остается очень мало места в кафоликоне и алтарное помещение придела, расположенное в покровской части храма, тесное [6] .

Основываясь на результатах дендрохронологического анализа бревен Покровской церкви, А. Т. Яскеляйнен определил второй строительный период 1710–1720-ми гг., полагая, что строительство зимнего храма возоб­новилось после возведения летней Преображенской церкви. Третий строи­тельный период по его данным – 1740-е гг., с полной переборкой церкви в 1750–1751 гг. Он основан на датировке бревен с 1740 по 1749 гг. [7] Также это в значительной мере подтверждается церковным документом, в котором храм датируется 1756 г. [8] Но этот год выявлен нами только в одном архивном деле, в остальных датировка церкви – 1764 г. Возможно, как и предполагает архи­тектор, было переосвящение храма в 1764 г., по каким-либо причинам, пока неизвестным.

Согласно церковным документам, 1764 г. был датировкой Покровской церкви до выявления архивного источника 1693/4 г.

Ремонтные работы на церкви и в ее интерьере производились регулярно и в дальнейшем. Так, например, в ведомости от 1802 г. записано: «Вторая особо состоящая церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы с теплым приделом во имя святителя Николая Чудотворца деревянная новая. Утварь и благолепие в ней посредственно» [9] . Опять новая? Спустя 20 лет, в 1822–1823 гг., «постройка чинена по предписанию духовного правления последовав­шего... за № 126-м». «Поряд» включал перекрытие кровель придела и тра­пезной по потокам. Из внутренних работ указана починка церковной печи [10] [11] . Здесь же отметим, что в 1875 г. крыши перекрыли новым тесом, причем перекрывали кровлю со скалой, в количестве 50 штук11, затем вновь ремонти­ровали в 1892 г. [12]

Из описи 1865 г., а также из приходо-расходных книг известно, что в церкви произвели крупный ремонт, изменивший ее интерьер. Удалили Никольский придел «за теснотою» [13] , увеличив пространство трапезной и кафоликона. Произвели «переделку окон», употребив 50 листов стекла, стены церкви обили шпалерами и панелями, выполнили «кладку печи» [14] . Преобразования коснулись также иконостаса в собственно церковном помещении.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Новый иконостас был исполнен крестьянином дер. Клементьевской Сен- ногубского прихода резчиком Иваном Дмитриевым Грешниковым, который подрядился на «работу в Покровскую церковь иконостаса, ценою в 120 руб. сер.» [15] . Помимо иконостаса И. Д. Грешников выполнил обивку стен шпале­рами и покраску стен снаружи [16] .

В описи 1865 г., составленной по окончании ремонта, иконы в верхних рядах иконостаса перечисляются стоящими в тяблах, Царские же врата и сень резные позолоченные [17] . В предыдущих описях 1826/1827 и 1829/1830 гг. Царские врата обозначены как «гладкие в средине коих образа Благовещения Пресвятыя Богородицы и четыре евангелиста. Подле них по обеим сторо­нам столбики гладкие на коих образ Спасителевъ и Богоматери со святи­тели». Сень также «гладкая, на ней изображен Агнец Божий а по сторонам

Тайная вечеря», и «все оное написано на красках» [18] . Описание этих Царских врат подобно содержанию Царских врат, установленных в Покровской церкви при музеефикации храма и восстановлении иконостаса в 1950-е гг.

Аналогично в описях первой трети XVIII в. зафиксированы и Царские врата в Никольском приделе, но без навершия (сени) над ними [19] .

Благочинный округа на тот период священник Стефан Ржановский сооб­щал, что «в Покровской церкви и в пределе теплой трапезы иконостасы про­стые и не во многих местах столярной работы, крашенные и несколько позолоченные» [20] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Незадолго до капитального ремонта в Покровской церкви, а именно в 1861 г., было выполнено обследование храма. В отчете указывалось о необ­ходимости удаления придела, констатировалось, что покровский алтарный престол «немного накренился, и что его верхняя доска треснула», церковные стены «следовало бы обить пилеными досками», окна «для этой церкви слишком малы и все требуют ремонта» [21] . Забегая вперед отметим, что в 1875 г. приход заключил договор с Савелием Васильевым Кочановым из дер. Великая Нива на выполнение большого объема внешних работ на церкви, из внутренних дел нужно было покрыть престол новыми пилеными досками [22] . В этом же году все намеченные работы были «произведены прочно и добросовестно» [23] .

В период ремонтных работ, в 1865 г., православный иконописец крестья­нин дер. Огорелыши (бывший скит Выговского староверческого общежи­тельства) Повенецкого уезда Василий Алексеев Потапов поновил часть икон, вошедших в иконостас. За поправку икон он получил 30 рублей серебром [24] . Масляная живопись этого мастера хорошо видна на иконах из праздничного ряда (реставратором Н. Перцевым оставлены записи в местах утрат автор­ской живописи). После демонтажа придела иконы из него были установлены в иконостасе церкви. Те иконы, которые не вошли в него, были перемещены в алтарь. В церковных описях они перечислены как в иконостасе, так и в алтаре [25] .

Сведения из церковных документов не позволяют полностью опреде­литься с конструкцией иконостаса, выполненного мастером И. Грешнико- вым. Нельзя исключать, что в верхних рядах появились резные детали, но иконы в рядах описаны по традиции «в тяблах». Создание И. Д. Грешнико- вым столярного иконостаса с элементами резьбы обошлось приходу в 120

руб. Это самая низкая цена из всех выявленных иконостасных работ в XIX столетии на территории Олонецкой губернии [26] , в то время как средняя стои­мость по тем временам была в пять раз выше [27] . Это наводит на мысль, что иконостас позднее еще раз подвергался переделке. В церковной ведомости за 1884–1885 гг. есть запись о том, что в Покровской церкви иконостас от стены отошел, следовательно – «необходимо оный разобрать и исправить». Кроме того, «в той же церкви пол один и чрез оный проникает сильный холод, нужно настлать другой пол и сделать смазку», стены внутри церкви требуется обшить тесом и окрасить». Ремонт, согласно ходатайству местного причта и старосты, разрешено произвести с употреблением на это... суммы 300 руб. консисторией от 8 июля сего 1885 г. [28]

В конце XIX столетия кижане вновь собирали средства на ремонтные работы покровского иконостаса (золочение ?) [29] . Из материалов 1940-х гг. финского исследователя Л. Петтерссона известно, что в 1901–1902 гг. мастер-позолотчик Александр Степанов Ильин, ростовский мещанин Яро­славской губернии, с артелью ремонтировал иконостас и реставрировал иконы «в чисто греческом стиле» в кижской Преображенской церкви [30] . Это же имя выявлено на двух иконах из кижского зимнего храма Покрова Пре­святой Богородицы [31] . На обороте иконы «Спас в силах» читается карандаш­ная полустершаяся надпись об отправке А. С. Ильину иконы. На этой же иконе сохранилась наклейка (накладная квитанция), которая содержит текст о том, что мастер отправил из Петербурга иконы в Кижи – в церковь Спаса [32] . Другая икона с частично сохранившейся наклейкой с тем же содержанием – «Иоанн Предтеча» из деисусного чина. Лик Иоанна на иконе написан в ином стиле. Исходя из имевшихся наклеек и изменения внешнего вида иконы «Иоанн Предтеча», можно сделать вывод о довольно длительных связях кижского причта с А. С. Ильиным, который, будучи ростовским мещанином, проживал, как выясняется из квитанций, в г. Петербурге на[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Кавалерградской улице, 20 и часть кижских икон поновлял в Петербурге. В церковной ведомости за 1906 г. записано, что иконы в покровском иконо­стасе и в храме исправлены в 1903 г. на средства прихожан, что соответ­ствует обозначенным связям кижан с А. С. Ильиным, поновлявшим как пре­ображенские, так и покровские иконы.

Из этого же документа известно, что в 1903 г. был завершен очередной ремонт в зимней церкви: «полы исправлены, стены и потолки оштукатурены» (до этого были «шпалеры». – Г. Ф.), «иконостас и прочие киоты в церкви исправлены», в алтаре устроена изразцовая печь, а в церкви сделаны две железные печи («голландки». – Г. Ф.), на что употреблено 718 руб. 49 коп., пожертвованных благотворителями [33] . Если фрагмент документа от 8 июля 1885 г. об употреблении на ремонт суммы 300 руб. выделен консисторией и верно процитирован, то в сложении выходит так: 300 + 718, 49 = 1018 руб. 49 коп. Это вполне серьезная сумма для выполнения указанных работ.

Источники конца XIX – начала ХХ в. позволяют считать, что иконостас был вновь изменен в начале ХХ в.

Этот вариант иконостаса запечатлен на фотографиях 1940–1950-х гг. Восточная часть кафоликона к тому времени претерпела значительные изме­нения. Иконостас в нижней части приобрел монументальный вид. Каждая икона местного ряда и алтарные врата были оформлены в рамы с каннелиро- ванными колоннами под мрамор и мощным золоченым архитравом. Во вто­ром, праздничном ряду иконы разделялись пилястрами, в третьем – скром­ными планками. В навершии Царских врат появилось характерное для подобных форм иконостаса резное сияние, вокруг круглой иконки с благо­словляющим Саваофом. Такие иконостасные формы в XIX в. обычно дела­лись по архитектурным проектам, утверждавшимся в Епархиальном управлении.

В эти же годы солея получила ограждение в виде преграды из точеных балясин. По всей вероятности, это ограждение было выполнено Егором Устиновым Трусовым из дер. Косельга, с которым был заключен договор на ремонтные работы в церковных зданиях погоста. По договору от 5 августа 1902 г. Е. Трусов должен был удалить кровлю с куполов Покровской церкви «и установить в ней /вокруг нее/ решетчатую ограду» [34] . В этом отрывке[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

заметна сложность прочтения, которая объясняется двойным переводом источника: первоначально Л. Петтерссоном с русского на финский, затем С. Кочневым обратно на русский язык. Отсюда осторожность перевода на рус­ский язык С. Кочневым информации по исполнению «ограды» в церкви. В этом фрагменте текста можно подразумевать сооружение ограды вокруг церкви (?) или по периметру кровли восьмерика (?), но сумма, которая назна­чена за все работы (55 руб.), мала с учетом других дел. В эту цену в договоре, помимо двух церковных работ, включены строительные и ремонтные работы в двух домах прихода. Они включали разборку и поновление сарая, покрытие новой кровлей одного дома, ремонт 7 окон, строительство хлева и ремонт полов и кровли в другом доме [35] . Естественно предположить, что преграда из балясин у солеи появилась в церкви по завершении работ с иконостасом. После выполнения всех работ в кафоликоне Покровской церкви открытым остался только амвон.

Ордерный иконостас с тремя рядами икон (местный, праздничный и деисусный) просуществовал всю первую половину ХХ столетия.

Во время Второй мировой войны Заонежье было оккупировано финскими войсками. Иконы из кижских церквей в 1943 г., наряду с другими иконами из заонежских храмов, были вывезены в Финляндию. Содержание покровского иконостаса в 1943 г. можно представить по схемам, составленным финским исследователем Л. Петтерссоном, который перед изъятием икон составлял схемы их расположения и ставил номера на тыльных сторонах икон.

В деисусном, верхнем ряду указаны следующие иконы [36] :

Во втором праздничном ряду указаны следующие иконы:

В нижнем ряду отмечены следующие иконы:

// Кижский вестник. Выпуск 20: Сборник статей
Интернет-публикация kizhi.karelia.ru. 2023. 300 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф