Платонов В.Г. (г.Петрозаводск)
Учет церковных древностей в Олонецкой губернии по архивным материалам второй половины XIX в. Vkontakte@kizhi

Аннотация: В статье дается обзор некоторых архивных источников, содержащих сведения о чудотворных, явленных и местночтимых иконах, хранившихся в церквях Олонецкой (отчасти и Архангельской) губерний во второй половине XIX в. Из числа привлекаемых источников наибо­лее ценные сведения содержат метрики церквей, которые составлялись членами церковного причта, владеющими наиболее полной информацией об иконах и других древностях.

История открытия и изучения истории древней иконописи Карелии, начи­навшаяся в середине – второй половине XX в., имела некий подготовитель­ный этап собирания сведений о «древностях» Олонецкой губернии во второй половине XIX в. Интересно проследить, как возникало и трансформирова­лось в среде духовенства и чиновников губернии представление о ценности произведений древнерусской культуры, на какие памятники обращали вни­мание в первую очередь. Во второй половине XIX в. в России уже широко использовалось понятие «древность», в том числе и по отношению к произ­ведениям иконописи допетровской эпохи. Отчасти это отразилось и в мате­риалах по Олонецкой губернии.

Целью настоящей статьи является обзор упоминаний в некоторых архив­ных источниках чудотворных, явленных и местночтимых икон, а также почи­тавшихся за их древность произведений иконописи, хранившихся в церквях Олонецкой губернии во второй половине XIX в. Из числа архивных источни­ков мы просмотрели следующие документы: «О собрании сведений о древ­них церквях и часовнях» 1872 г. (НАРК. Ф. 2, оп. 50, ед. хр. 12/43); «Дело по отношению Императорского Московского археологического общества о высылке в оное к октябрю 1889 г. на предстоящую выставку древностей, хранящихся в церквях и монастырях Олонецкой епархии» 1889 г. (НАРК. Ф. 25, оп. 1, ед. хр. 69/30); метрики церквей по Олонецкой (и отчасти по Архан­гельской) епархиям (Архив Института истории материальной культуры РАН. Разряд III. Метрики церквей).

Составлявшиеся в разные годы и для разных целей, эти документы боль­шей частью не совпадают по перечню и количеству выявленных икон и, как показывают данные XX в., далеко не полностью отражают реальную кар­тину. Составители изученных документов, основываясь на местной традиции почитания тех или иных памятников иконописи и на преданиях старины, в основном выделяли местночтимые, явленные и чудотворные иконы. Уже сама принадлежность иконы к одной из этих групп считалась как бы залогом ее исторической ценности. Вопросы о художественной ценности, времени создания, принадлежности к той или иной школе в то время даже не стави­лись. Наиболее обширный материал дают метрики церквей, составлявшиеся членами клира этих церквей, хорошо знавших особенности их убранства и даже стремившихся воспроизвести детали иконографии, имевшиеся надписи исторического характера на иконах и на храмоздательных крестах. К числу несомненных признаков старины относили темный, закоптелый вид икон, полный аскезы «греческий» (а не итальянизированный в духе живописи Воз­рождения) тип изображения фигур и ликов, наличие греческого слова «оагиос» (святой) перед именами персонажей.

Первым из изученных документов является сводка ответов на распоряже­ние губернатора ко всем уездным исправникам Олонецкой губернии при­слать сведения о древних церквях и часовнях (и находящихся в них старин­ных предметах). Для каких целей собирались эти сведения, в источнике не указано. В архивном деле содержится информация по семи уездам Олонец­кой губернии. Указываются данные по деревянным и каменным храмам, построенным до конца XVIII в. Для полноты картины упоминаются также старинные предметы (богослужебные сосуды, детали убранства), находив­шиеся в культовых постройках. Из числа икон обычно указываются храмо­вые, чудотворные и местночтимые иконы.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В церкви Преображения Господня Кижского погоста упоминается образ Спасителя старинного письма, «почитаемый за чудотворный, который прежде находился в древней церкви Преображения Господня и разоренной во время нашествия литовцев на Кижи»1. Далее излагается известное сказание о трехкратном возвращении леса, заготовленного на строительство новой церкви, от места у прежней церкви на новое, расположенное за две версты: «Когда же в третий раз найден был на горе в можжевельнике образ Спаси­теля, то положили тут строить и храм, где находится он и доныне». Отмеча­ется, что на образе «показывают с левой стороны знак, как говорят, произо­шедший от литовской пули во время сражения с крестьянами» [1] [2] . Кроме этой иконы другие произведения не указываются, хотя в иконостасе Преображен­ской церкви, как стало известно уже в XX в., имелись такие старинные памятники, как иконы «Преображение» и «Покров», не говоря о древних иконах в соседней Покровской церкви. На эти произведения впервые указал И. Э. Грабарь в 1926 г. В Покровской церкви он отметил «чинок в алтаре нач(ала) XV в., апостольский чин XV в., также Покров Богородицы (храмо­вая) нач(ала) XV в. и Никола в интерьере на южной стене у правого клироса. Все сильно переписаны» [3] . Относительно храмовой иконы «Преображение» Преображенской церкви И. Э. Грабарь замечает, что хотя на ней живопись XVIII в. («под которой ничего нет»), она написана на более древней доске с односторонней шпонкой («быть может, XV в.») [4] .

Церковь великомученицы Варвары в селении Яндомозеро была постро­ена, «по сказанию старожилов» [5] , по случаю явления иконы св. Варвары, поставленной затем в местном ряду иконостаса. Поэтому датировка иконы в данном источнике увязывается с датой постройки храма, указанной на хра- моздательном кресте (1650 г.), который хранился в церкви. Икона св. Вар­вары была украшена серебряною ризой с позолоченными венчиками [6] . Сего­дня нам известно, что в Варваринской церкви находились многие произведе­ния древнерусского искусства. Среди них выделяются поясной образ св. Николая XVI в., икона «Св. Никита, с житием» с вкладной надписью второй половины XVII в. (надпись плохо сохранилась), несколько более поздние иконы деисусного чина и двухрядные иконы с изображением праздников и поясных пророков (все в собрании МИИ РК).

Шелтозерско-Бережская церковь Преображения Господня построена, согласно надписи об освящении жертвенника, в 1776 г. В церкви находился образ великомученика Георгия, вынесенный крестьянами из более ранней сгоревшей церкви и «чтимый местными и окрестными жителями» [7] .

В Машезерской приходской Ильинской церкви хранился чудотворный образ пророка Илии, который «будто бы приплыл на камне вместе с образом св. Николая Чудотворца вверх по течению реки Лососинки и остановился в 100 саженях от нынешней плотины, где камень и теперь находится, а над ним поставлен крест. Образ же Пророка Илии найден был на острове озера Маш, а Николая в деревне Лососинской, где теперь стоит в часовне между густыми елями, имеющей четырехугольный вид, с крышею на два ската» [8] . Икона Про­рока Илии сохранилась до нашего времени (находилась в частном собрании в Москве, позднее похищена). Это произведение северной иконописи датиру­ется в литературе XV в. [9]

В часовне дер. Ерши хранился «замечательный образ Владимирской Божией Матери, почитаемый в народе чудотворным и посещаемый каждо­годно многими богомольцами» [10] . Судьба этой иконы неизвестна, в отличие от местночтимого образа Богоматери «Одигитрия Смоленская», из часовни дер. Кинерма: «Документов об этой иконе никаких нет, но предание сохраня­ется в местности, что при пожаре часовни, давно бывшего (времени опреде­лить не могут), означенный образ один остался и найден был на поле около полуверсты от деревни, самый образ обыкновенный» [11] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В каменной церкви св. Троицы Андомского прихода при реке Андоме на Пудожском почтовом тракте «местными жителями уважается... древняя живописная икона Святителя и чудотворца Николая, находящаяся на столпе, на ней риза медная, а по бокам живописные изображения чудес. Словесное народное предание говорит вот что: в древности будто бы горели здесь две церкви и истреблено все имущество оных, но эта одна икона осталась по осо­бенное чудодейственной силе уцелевшею.» [12] . В Троицкой часовне Куржин- ской пустыни Вытегорского уезда «особенно уважается не только прихожа­нами, но и сторонними» икона Живоначальной Троицы, на поклонение кото­рой богомольцы приходят за сто и более верст [13] .

Кроме названных икон в некоторых храмах губернии хранились и другие старинные предметы, из числа которых укажем на деревянный потир и лубочные венцы в Фоймогубской Успенской церкви, целый ряд предметов в Марциальноводской Петровской церкви (пять подсвечников работы Петра I, деревянная дарохранительница, полотняные ризы и пояс с кистями работы царицы Прасковьи Феодоровны, шитые изделия в Соломенской церкви Сре­тения (риза работы царицы Прасковьи Феодоровны, полотняные с выбойча­тым оплечьем и шелковый пояс с кистями работы царевны Софии Алексе­евны (возможно, повторение сведений из Марциальноводской церкви?) [14] .

Любопытно сравнить указанный перечень древностей в церквях и часов­нях Олонецкой губернии с данными «Дела по отношению Императорского Археологического Общества о высылке в оное к октябрю 1889 г. на предсто­ящую выставку древностей, хранящихся в церквях и монастырях Олонецкой епархии» [15] . Выставка по случаю VIII Всероссийского археологического съезда проведена Московским археологическим обществом в 1890 г. в залах Исторического музея. Выставка имела большой общественный резонанс. На ней были представлены «древности» из частных собраний, а также из Твер­ского, Рязанского и Московского исторических музеев [16] . К этому времени в России широко использовалось в научной литературе, разного рода изданиях понятие «церковные древности», однако оно с трудом приживалось в среде губернских и епархиальных чиновников. Это подтверждают ответы епархи­альных властей.

В перечне предметов, которые Археологическое общество просило выслать на выставку, на первом месте указаны памятники иконописания [17] . Любопытно, что реакция на просьбу нередко была обескураживающе отри­цательной. Так, архимандрит Александро-Свирского монастыря ответил, что «за недостатком времени и лиц, пригодных для труда по сему предмету, оби­тель Александро-Свирская не может принять участие в указанной выставке присылкою предметов» [18] . Многие церкви епархии ответили, что в их собра­ниях нет древних вещей. Можно предположить, что отрицательное отноше­ние к подаче сведений о древностях могло быть отчасти продиктовано тем обстоятельством, что среди древностей, особенно происходящих из частных коллекций, в большом количестве оказывались иконы старообрядческих мастеров, якобы противных духу православия.

Правда, такая реакция была не повсеместной. Например, служители Мар- циальноводской церкви представили обширный список предметов из 13 номеров, представляющих интерес для выставки. Среди них нет произведе­ний иконописи, но включены серебряные литургические предметы, оловян­ный дискос, брачные венцы из жести, произведения шитья [19] . С приведенным в предыдущем источнике перечнем древностей этой церкви совпадают только ризы и пояс с кистями, что отражает разницу в подходе к отбору «древностей» между представителями светских и духовных властей. При­мерно такие же вещи были отобраны в Канакшанской Троицкой церкви Кар­гопольского уезда и в Пиркинской Христорождественской церкви Лодейно- польского уезда [20] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Наиболее полное представление о древностях, хранящихся в церквях Олонецкой епархии, дают метрики церквей, составлявшиеся в конце XIX в. непосредственно членами церковного причта. В структуре метрики, после сведений об истории церкви и местности, описания общего облика и состав­ных частей храма, иконостаса, особо выделен раздел «Иконописание» (здесь даются описания стенных росписей и икон, данные о «поновлении икон», сведения о мастерах – на листах 10, 11 каждой метрики).

В Георгиевской церкви Юксовского прихода Лодейнопольского уезда Олонецкой епархии, построенной «в первой четверти XVI столетия», нахо­дится иконостас в три яруса: «Все иконы в иконостасе простого старинного письма в греческом стиле». В составе иконостаса выделены три древние иконы: поясной образ великомученика Георгия с крестом и свитком в руках; икона Иоанна Крестителя с чашей; икона великомученика Георгия в рост, с житием, с крестом и воинским знаменем. [21]

В храме Воскресения Господня Важинского прихода (1630 г.) был уста­новлен иконостас из пяти рядов. В этой церкви хранилась местночтимая икона Казанской Богоматери [22] .

В с. Кондуши Олонецкого уезда, в церкви Архистратига Михаила (осно­вана в 1613 г.), был установлен четырехъярусный иконостас. Среди икон находилась явленная икона св. Николая Чудотворца, «найденная, по преда­нию, крестьянином в земле около того места, где жил помещик Андрей Зава­лишин, а ныне преподобный Адриан Андрусовский, мощи которого почи­вают ныне в Андрусовой пустыни под спудом. Икона сия местночтимая, в серебряной ризе с надписью „Сия серебряная риза сооружена от семейства Петровых за спасение от холеры в 1849 году октября 2 дня”» [23] .

В Преображенской церкви Кижского погоста упоминаются находящийся в алтаре деревянный крест с надписью об освящении храма в 1714 г., четы­рехрядный резной иконостас с резными же Царскими вратами: «За правым клиросом находится икона Всемилостивого Спаса местночтимая, которая по народному преданию была прострелена пулею во время нашествия литовцев, каковой знак виден и теперь в правой руке» [24] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В церкви Рождества Пресвятой Богородицы с теплым приделом св. Вар­вары с. Кузаранда Петрозаводского уезда сохранились некоторые древние акты, связанные с постройкой храма: грамота 1721 г. на постройку церкви (сгоревшей в 1761 г.) и грамота 1765 г. на постройку «ныне существующей церкви». Иконостас в главном храме четырехъярусный, а в теплом приделе трехъярусный. Особенно почитаются местными людьми иконы Тихвинской Богоматери и св. Варвары. Икону Богоматери «Тихвинская» местное преда­ние считает явленной, так как она была найдена неким старожилом по фами­лии Жарких за городом Тихвином. Согласно другой легенде, икона Богома­тери явилась братьям Григорию, Ивану и Алексею Ивановым (диакону и клирику церкви) лет двести тому назад и велела носить ее по домам для защиты людей и скота. Икона св. Варвары почитается как чудотворная. Из икон старого письма отмечены «Деисус», «Св. Георгий» (которая могла быть храмовой иконой самого первого в Кузаранде храма во имя св. Георгия), «Св. Николай Чудотворец», «Спас Нерукотворный». На последней иконе имелась летописная запись о создании иконы в 7184 г. (1675) по обещанию своему Еустафьевым. Кроме того, на этой иконе была криптограмма с зашифрован­ным простой литореей именем иконописца Мокейко Пантелеева, что явля­ется большой редкостью для иконописи Обонежья [25] . Кроме икон в храме отмечен резной золоченый запрестольный крест с датой 7161 (1653 г.).

В древней церкви св. Варвары дер. Яндомозеро Петрозаводского уезда хранился храмоздательный крест с датой освящения 10 января 7158 (1650 г.). Из икон особо отмечена в алтаре против жертвенника в позолоченном киоте старинная икона св. Варвары в серебряной ризе с надписью о вложении в 1703 г. данной иконы в Яндомозерскую церковь монахом Соловецкого мона­стыря Иларионом. Кроме того, в иконостасе стоит икона св. Варвары и св. Екатерины со страданиями и чудесами – «самая древнейшая» в храме [26] .

Богоявленская церковь в с. Челмужи Повенецкого уезда была освящена, согласно дате на имеющимся в церкви семиконечном храмоздательном кре­сте, в июне 7113 г. (1605 г.). По народному преданию, до постройки церкви в Челмужах была часовня. Возможно, к ней относится надпись с датой «лета 7085 (1577) месяца января» на еще одном хранимом здесь кресте. Особо отмечена составителем метрики резная икона размером 4 х 3 вершка (18,8 х 13,35 см), на которой в два яруса изображены: вверху Успение Богоматери с поясными фигурами св. Николая и св. Варвары по бокам, внизу трехглавая церковь на горе, преподобный Иоанн («без облачения, с главою Адама» (?), а по сторонам представлены в рост преподобные Антоний и Феодосий Печерские [27] .

В церкви Вознесения и Пророка Ильи с. Типиницы Петрозаводского уезда отмечены как местночтимые иконы «Вознесение», «Пророк Илья» и «Бого­явление». Особо указана икона св. Параскевы Пятницы, на которой зафикси­рована вкладная надпись с датой 7168 г. (1660) и именем вкладчика Ивана Стахиева, священноиерея Типиницкой церкви, с его братьями [28] .

В заключение для полноты картины приведем сведения об иконах из мет­рик некоторых храмов западной части Архангельской епархии, ныне входя­щей в состав территории Республики Карелия и Мурманской области.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В Никольской церкви с. Ковда Кемского уезда как древние выделены иконы Божией Матери, Спасителя и Николая Чудотворца [29] .

В церкви Богоявления Господня и Живоначальной Троицы с. Нюхча Кемского уезда среди нескольких икон старого письма выделена как местно­чтимая икона «Св. Николай Чудотворец» в серебряной ризе под золотом [30] .

В с. Шуерецкое Кемского уезда стоят три храма – святых Николая (1753 г.), Климента, папы Римского (1787 г.), и Параскевы Пятницы (1666 г.). В Никольской и Параскевинской церквях имеются местночтимые иконы св. Николая Чудотворца и св. Параскевы Пятницы. Последняя особенно инте­ресна: «...Резная из дерева во весь рост, в деревянном киоте, на голове венец серебряный позолоченный, в виде короны. Над главою с обеих сторон два ангела резных из дерева, поддерживающих венец. В правой руке Параскевы – восьмиконечный крест, в левой деревянный свиток с написанием Символа веры. Цата и поручи на руках бусовые с жемчужинами» [31] .

В Успенском соборе г. Кеми (с приделами Св. Николая Чудотворца и пре­подобных Зосимы и Савватия Соловецких), освященном в 1717 г., особо отмечены Царские врата Никольского придела. Они «обращают на себя вни­мание знатоков и по мнению их считаются довольно древними: резьба мел­кая, гладкая, двери небольшого размера, а верх у них полукругом» [32] . Из дру­гих икон отмечены костяная икона Троицы, рама к иконам Спаса, Богоматери и Иоанна Предтечи [33] .

Анализ архивных источников второй половины XIX в. свидетельствует, что в категорию «церковные древности» включали в основном произведения иконописи с богатой «биографией» (неважно, легендарной или исторически обоснованной). В определенной степени такое представление было оправ­данным, так как чудотворные и явленные иконы чаще всего в самом деле были древними артефактами. Однако при этом чрезвычайно сужался круг выявляемых памятников. Не принимались во внимание произведения, лишенные «истории», а распознавать в иконе древность составители этих документов пока еще не умели. Первые опыты реставрации древнерусских памятников не получили широкой известности. Не могло помочь и обраще­ние к нарождающейся в тот период науке о древнерусском искусстве. Уче­ные второй половины XIX в. занимались преимущественно вопросами исто­рии памятников, развития иконографии, оставляя в стороне проблемы худо­жественного порядка. За идеал художественного совершенства принимались памятники античного искусства и эпохи Возрождения, что мешало правильно оценить произведения византийского и древнерусского искусства с их «неправильным» рисунком, ненатуральными пропорциями фигур и искажен­ной перспективой. Прежде, чем утвердится правильное восприятие «русских древностей», должны были произойти реставрационные открытия древнерус­ской иконописи, что будет иметь место только в начале XX в.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

// Кижский вестник. Выпуск 20: Сборник статей
Интернет-публикация kizhi.karelia.ru. 2023. 300 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф