Фролова Г.И. (г.Петрозаводск)
Внутреннее убранство церкви Святителя Николая Чудотворца дер. Вегорукса (первая половина XVIII в. — 1887 г.) Vkontakte@kizhi

Рис. 1. Общий вид иконостаса церкви Николая Чудотворца в дер. Вегорукса (из отчета Э. С. Смирновой, 1959 г. НМРК, НВФ-13422).Рис. 2. Фрагмент иконостаса церкви Николая Чудотворца в дер. Вегорукса (из отчета Э. С. Смирновой, 1959 г. НМРК, НВФ-13422).Рис. 3. Фрагмент «неба» церкви Николая Чудотворца в дер. Вегорукса (из отчета Э. С. Смирновой, 1959 г. НМРК, НВФ-13422).Рис. 4. Медальон «Троица Новозаветная» Никольской церкви дер. Вегорукса (Кижи, КП-401/1).Рис. 5. Икона «Троица Новозаветная (Сопрестолие)» Троицкого собора Сыпанова монастыря.Рис. 6. «Святая Троица». Симон Ушаков, 1666 г. (по Д. А. Ровинскому).Рис. 7. «Троица Новозаветная» из Преображенской церкви на о. Кижи.Рис. 8. Фрагмент грани «Ангел» (Кижи, КП-401/12).Рис. 9. Херувим. Фрагмент иконы «Ангел-Хранитель» (Кижи, КП-401/18).Рис. 10. Серафим. Фрагмент иконы «Архангел Божий» (Кижи, КП-401/14).Рис. 11. Фрагмент интерьера церкви Николая Чудотворца в дер. Вегорукса (из материалов Л. Петтерссона, 1944 г. Кижи, НВФ-13867/87).

Аннотация: В статье представлен обзор иконописного убранства Никольской церкви в дер. Вегорукса. Обозначены иконографические особенности центральной иконы «неба» «Новозавет­ная Троица», соотнесение ее композиционного построения с другими иконами. Отмечена стили­стика и специфика икон вегорукского «неба».

История церкви Святителя Николая Чудотворца в дер. Вегорукса просле­живается с первой половины XVIII в. Первоначально это была клетская часовня. Во второй половине XVIII в. к ней пристроили колокольню [1] , а в 1887 г. к молитвенному помещению с восточной стороны прирубили алтарь, и часовня была преобразована в церковь.

На восточной стене, по данным архитектора Г. А. Кутьковой, сохранились гнезда для тябел первоначального трехрядного иконостаса и первоначаль­ного расположения «неба», которое на один венец было ниже последующего [2] .

Основу интерьера кафоликона составлял трехъярусный ордерный золоче­ный иконостас с Царскими вратами, расположенными в глубине за счет ши­роких боковых откосов (рис. 1, 2).

Перед Царскими вратами была устроена двухступенчатая солея. На кли­росах размещалось по две хоругви и иконы в киотах. Трехъярусный иконо­стас по содержанию был четырехрядным: верхний ряд состоял из сдвоенных (двухчастных) изображений праздников и пророков. Иконостас имел про­должение на северной и южной стенах. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

На восточной стене в местном ряду было по две иконы и по одной иконе на откосах Царских врат. На фотографиях 1959 г. (рис. 1, 2) видно, что три иконы в окладах. Две из них определяются. На левом боковом откосе портала перед Царскими вратами находится образ Богоматери «Тихвинская», справа – храмовая икона с ростовым изображением Святителя Николая, по содер­жанию – либо «Николай Можайский с житием», либо «Николай Зарайский с житием». На третьей окладной иконе ростовая фигура святого с житием. Она расположена между образом Богоматери и иконой святого в рост, с разверну­тым вверх свитком, в длинном до позема гиматии (или в мантии – досто­верно определить по фотографии невозможно). Иконостас имел продолжение на боковых стенах.

На северной стене читается икона «Успение Богоматери», за ней распо­ложена еще одна, более узкая по сравнению с предыдущей, икона. Она пере­крыта своеобразными конструкциями. Иконы местного ряда располагались на высоких панелях, украшенных повторяющимся орнаментом с Голгофским крестом в центре. Панели под каждой иконой ограничивались резными кон­солями. Резные золоченые Царские врата с сенью занимали по высоте два яруса. В них было шесть круглых иконок, включающих сюжет «Благовеще­ние» и изображения четырех евангелистов. Средний ряд состоял из деисус- ных икон, центр его занимала глубокая арка портала. Слева размещалось пять икон и три в завороте. Икона Вседержителя (оплечный вариант) – в центре верхнего (третьего) яруса. Этот ряд включал двухчастные иконы: вверху – победренные изображения пророков с хартиями в руках, внизу – праздничные композиции. Такого типа иконы имели широкое распростране­ние в храмах Заонежья и в целом Обонежья [3] . Резная рама иконостаса со сложным антаблементом, колонками со сквозной резьбой виноградной лозы, двойными завитками на капителях, формой консолей напоминает декор ико­ностаса церкви Преображения Господня на о. Кижи. Углубленное относи­тельно линии иконостаса размещение Царских врат – необычное явление для столярных рамных иконостасов заонежских деревянных храмов. Прини­мая во внимание позднюю установку Царских врат (1887 г.), можно предпо­ложить, что это своеобразная реплика более ранних форм врат с заглублен­ным арочным порталом.

Местонахождение иконостасных икон в настоящее время неизвестно.

Завершалось храмовое убранство потолочной живописью, где Творцу (иконография «Троица Новозаветная») предстоял ангельский чин (рис. 3). Иконы и тябла «неба» вывезены в фонды музея «Кижи» в связи с их аварий­ным состоянием и попыткой хищения (две иконы были изъяты из церкви неизвестными лицами и обнаружены в сенях заброшенного дома).

Потолочная живопись состоит из медальона, 16 клиньев и 4 парусов. На медальоне изображена Троица Новозаветная.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Стилистически иконы «неба» напоминают иконы из иконостаса Троиц­кого собора Сыпанова монастыря, исполненные в 1679–1680-х гг. [4] Компози­ционно вегорукский медальон «неба» «Троица Новозаветная» (рис. 4) и цен­тральная икона «Троица Новозаветная» праотеческого ряда из Троицкого собора (рис. 5) однотипны. Эта иконография получила широкое распростра­нение со второй половины XVII в. Примером для неё, по всей видимости, послужил образ 1666 г. работы Симона Ушакова (рис. 6). На рубеже XVII– XVIII вв. и особенно в ХУШ столетии она получает распространение в зао- нежских храмах на «небесах» (часовни Спаса Нерукотворного в дер. Вигово, Петра и Павла на Волкострове и Николы Чудотворца в дер. Вегорукса, церкви Преображения Господня на о. Кижи) [5] , приобретая местные черты. Кижская икона-медальон (рис. 7) композиционно очень близка образу С. Ушакова.

Медальон вегорукского «неба» также очень близок указанным иконам, отличаясь в мелких деталях, например в прямоличности фигуры Саваофа. В этом плане он сближается с сыпановской иконой. Положение фигур у этих икон прямоличное, между ними – сфера с восьмиконечным крестом и обра­зом Святого Духа. Они восседают на шестикрыльцах. Но есть и отличия. Крест на вегорукской иконе с атрибутами распятия. На иконостасной иконе нет престолов, которые в типичном для Заонежья виде – колес с крылыш­ками и глазами – изображены в ногах Спасителя и Саваофа.

Удлиненная форма сыпановской иконы предопределила сближение фигур, в то время как вегорукский медальон позволил разместить фигуры Христа и Саваофа просторно. В результате вегорукская композиция выглядит изящней. Легкость и изящество композиции усилены светло-нежным одея­нием Саваофа. Он в белом хитоне с отделкой оплечья жемчугом и камнями, белом гиматии с голубыми складками. Его одежды украшены нежными трав­ными узорами, исполненными серебром. Есть сходство в колористическом решении, например – необычный цвет фона – розово-кирпичный, близки по форме и цвету завитки облаков. В обеих Троицах поза Саваофа и форма складок одеяния подобны. Здесь же отметим сходство в изображении одежд. В формировании гиматия вокруг плечей с покрытием одной руки прослежи­вается связь с подобными изображениями на иконах из иконостаса и «неба» кижской Преображенской церкви и на иконах из волжских регионов.

Композиция сыпановской иконы и вегорукского медальона в свою оче­редь аналогична кижскому преображенскому центральному изображению «неба».

Но фигуры Саваофа и Христа на кижской иконе слегка развернуты друг к другу, а на двух других они восседают прямолично. Различия в небольших деталях: кисть левой руки Саваофа на сыпановском образе и кижском меда­льоне в одинаковом благословляющем жесте, а кисть правой руки покоится на сфере. На вегорукском изображении в руке Бога Отца свернутый свиток, правой рукой он благословляет сферу.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Сопоставление личного письма на гранях «неба» и иконах праотеческого ряда сыпановского иконостаса также свидетельствует об их значительном сходстве. Особенно близко письмо лика праотца Вениамина [6] из праотече­ского ряда сыпановского иконостаса и лика Спаса в силах, костромского происхождения [7] , с живописными приемами письма ликов вегорукских анге­лов, например – на раскрытой грани «Ангел» с хорошей сохранностью лика (КП-401/12). Белильные блики в виде тонкой штриховки здесь заменены маз­ками-высветлениями над бровями и на скулах, придающими ликам характер­ный объем и типаж.

Стилистическая близость костромским иконам, композиционная – киж­скому медальону «неба» и поновления на гранях позволяют датировать «небо» первой половиной XVIII в. – временем строительства часовни.

Вокруг медальона на вегоруксом «небе» изображены архангелы Михаил и Гавриил, ангел-хранитель и ангелы; на парусах – евангелисты и их символы.

Служение ангелов представлено, включая архангелов Михаила и Гаври­ила, разнообразно. Их позы со слегка склоненными головами как бы внемлют указаниям, они созерцают происходящее в церкви. Подтверждением тому служит текст на зерцале в правой руке архангела Михаила: «ВОНМЕМ БОГА ВСЕХ». Атрибуты в руках нескольких ангелов содержат страстную тему. Так, ангел держит атрибуты распятия: копье и трость, другой – большой восьмиконечный крест. Архангел Михаил изображен в воинских одеждах с копьем. Есть ангел с маленьким красным восьмиконечным крестиком (рис. 8), изображение которого можно соотнести с темой мученичества, а образ ангела-хранителя с мечом в ножнах – с темой заступничества.

Своеобразно также включение в надписи литургических текстов в руках ангелов, например – воззвание: «Вонмем Бога всех» на иконе «Архангел Михаил»; «Хвалим, Тя благословим Тя, кланяемся, славослов...» на грани «Ангел»; «Свят, свят, свят Господь Саваоф» – на иконе «Архангел Гавриил».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Тесная связь ангелов с атрибутами в их руках с центральной композицией «Новозаветная Троица» прослеживается в ее иконографии на слова пророка Давида: «...Седи одесную Меня, доколе положу врагов твоих в подножие ног Твоих». Христос возносится на престол Саваофа после распятия и воскресе­ния. Саваоф в данной иконографии восседает на силах небесных: херувимах, серафимах, престолах. Замковое кольцо, в котором находится медальон, также обрамлено херувимами. Верх граней опять же включает серафимов и херувимов – верхнюю ступень иерархии небесных сил. Такое троекратно повторяемое изображение ассоциируется с наименованием Саваофа как Гос­пода Сил, Господа Воинств в переводе с еврейского. По всей вероятности, такое содержание означает определенную программу вегорукского «неба», которая значительно отличается от других заонежских «небес» с изображе­нием ангельского служения.

Одежды ангелов этого комплекса разнообразны (хитоны, туники, гима- тии, далматики, воинские доспехи), отличаются богатством цветового реше­ния и украшения. Например, архангел Гавриил изображен в красно-коричне­вом далматике, богато украшенном по оплечью, переду, поясу, поручам и подолу драгоценными камнями и жемчугом и зеленом гиматии. На иконе «Ангел-Хранитель» иконописец вначале нанес на плащ рисунок узора, затем поверх проработал складки красным цветом (сурик ?) разной плотности. Завершают письмо одежд лессировочные слои желтого колера на гиматии и серо-зеленого – на хитоне. Рисунок узора и «нежность» его исполнения напоминает травные рисунки на одеждах и тканях икон из кижской Преоб­раженской церкви. В оформлении материй туник, кольчуг, портов, сапожек много барочных узоров (рис. 8). Крылья ангелов светлые, с черневой штриховкой.

В живописном плане иконы значительно отличаются от других заонеж- ских небесных комплексов, прежде всего колористической гаммой, в которой доминирует насыщенный цвет синего звездного неба. На этом фоне очень эффектно смотрятся светлые крылья ангелов, барочный орнамент кольчуги архангела Михаила, светлые пастельные тона одеяния ангела-хранителя. Не традиционно решены на гранях облака, на которых парят ангелы. Облака двух видов, они, подобно позему, занимают нижние части икон. Простейший набор из завитков на одних иконах чередуется на других набором из много­слойных облачков, завершающихся трехлистниками. Их «пышность» стро­ится послойным высветлением коричневого пигмента белилами, а необыч­ность – в завершении белильными трехлистниками. Синие облака-завитки на парусах очень близки и по форме, и по цвету облакам в розово-оранжевом (опять же) сегменте с изображением Богоматери «Знамение» на иконе «Апо­стол Андрей Первозванный и святой князь Андрей Боголюбский» из Успен­ского собора г. Владимира. Икона датируется серединой XVII в. [8] , что опять же подкрепляет вероятность исполнения вегорукских «небес» волжскими мастерами.

Эффектны на гранях этого «неба» изображения херувимов и серафимов (рис. 9, 10). Их фигуры крупные, выражение ликов необычное для заонеж- ских икон «неба», особенно у серафимов.

В ореоле общего синего цвета фона и более темного оттенка крыльев лики серафимов, в основе письма которых темный оливковый санкирь, выглядят строгими, сосредоточено отстраненными, готовыми к служению. Направлен­ный вверх, к Троице, взгляд и устремленное вверх крыло (как бы указующее) у некоторых шестикрыльцев усиливают эффект важности этих образов, их преисполненности своей ролью. Изображение Новозаветной Троицы в меда­льоне, напротив, отличается легкостью подачи, некоторой воздушностью, которая решается иконописцем светлым розово-кирпичным фоном рая, отсутствием трона (Саваоф и Христос восседают на парящих небесных силах) и одеждами Бога Отца, белым с серебряным травным узором, отте­ненным голубыми складками. Синий цвет хитона Христа, темно-синяя сфера со звездами и синий ромб восьмиконечной звезды у Святого Духа объеди­няют живопись медальона с письмом граней, образуя удивительно яркий и насыщенный по цвету образ космического пространства, наполненного ангельскими небесными силами.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Необычна также для Заонежья иконография и живописная трактовка парусов. Паруса этой потолочной росписи сочетают символические изобра­жения евангелистов с их человеческим обликом. Евангелисты изображены поколенно, сидящими, в руках держат свитки, рядом с ними расположены их символы с закрытыми Евангелиями. Нехарактерный для «небес» светлый фон розово-кирпичного оттенка на парусах контрастирует с насыщенным синим фоном граней. В то же время перекличка близких светлых цветовых пятен, гармонично расположенных по всему темно-синему «небу» (светлые крылья ангелов, отдельные одежды ангелов, нимбы, фон в медальоне и пару­сах), придают торжественную нарядность всей композиции. Цветовое разно­образие и богатство узоров на одеждах некоторых ангелов резко контрасти­руют с простым орнаментом на тяблах, состоящим из повторяющихся листьев-завитков. На одном из тябел наблюдаем необычное включение: оплечное изображение Христа-Еммануила в светлом медальоне.

В трапезной церкви вдоль восточной стены над дугообразным входом в кафоликон находились иконы небольшого размера. На фотографии 1943 г. запечатлено 14 икон (рис. 11). Можно определить образ Вседержителя, рас­полагавшийся почти по центру; слева от него, вероятно, Богоматерь – оплечный деисусный вариант, крайняя справа Богоматерь «Знамение», пред­последняя слева – «Благовещение».

Экспедицией ГРМ в храме были выявлены древние иконы, которые поступили в ГРМ и МИИ РК: «Апостол Петр», кон. XIV–XV в. (ГРМ, инв. 2898) [9] , «Никола Чудотворец», XV в. (МИИ РК) [10] [11] , складень «Илья Пророк, Никола, Иоанн Предтеча, Богоматерь «Знамение», втор. пол. – кон. XV в. (ГРМ, инв. 2901)11, «Богоматерь «Знамение» (ГРМ, инв. 2900), кон. XV – нач. XVI в. [12]

// Кижский вестник. Выпуск 20: Сборник статей
Интернет-публикация kizhi.karelia.ru. 2023. 300 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф