Степанова Л.М.
Обзор коллекции «Православное духовенство. История личная и семейная» в фондах музея-заповедника «Кижи» Vkontakte@kizhi

Рис. 1. Священник Николай Озолин у памятного креста Русановым. 2001, о. Кижи. НВФ-14073.Рис. 2а. Паспорт на имя Русанова Михаила Александровича № 612946. Выдан 31 марта 1941, г. Петрозаводск. КП-2998.Рис. 2бРис. 3. Семья кижского священника Михаила Александровича Русанова. 1912, д. Погост. КП-3076. Слева направо: сестра М. А. Русанова Вера Александровна Русанова (сидит), дочь М. А.Русанова Клавдия (стоит), сам М. А. Русанов, его старшая дочь Анна (сидит), сын Николай (стоит), сын Петр (стоит), сын МихаРис. 4. Групповой портрет семьи Логиневских. Не ранее 1921 — не позднее 1924. НВФ-13263. Справа налево: Платон Ильич Логиневкий (сидит, с девочкой на руках), Михаил Александрович Русанов (стоит), его сестра — Надежда Александровна (Русанова) Логиневская (сидит, с младенцем Марией на руках), ее муж —Рис. 5. Семья священника Ивана Аполлосовича Светлова. Конец 1930 -х, г. Пудож. КП-8533. В нижнем ряду: в центре — Иульяния Никитина Светлова (1880—1942), жена священника И. А. Светлова; 3-я справа — Л. И. Чернявская, дочь И. А. Светлова.Рис. 6. Светловы и Успенские на похоронах Н. И. Светлова. 3 марта 1963. г. Ленинград. КП-8546. В 1-м ряду слева: Владимир Светлов, сын Н. И. Светлова, и Георгий Светлов, сын А. И. Светлова; крайний справа — [Ф. И. Светлов]. Во 2-м ряду вторая слева — Л. И. Чернявская; вторая справа — Н. Н. Светлова,Рис. 7. Священник Николай Александрович Петропавловский, его жена Параскева Васильевна и дочь Люба. 1898. г. Петрозаводск. КП-8066.Рис. 8. Семья Петропавловских. Апрель 1928, г. Киев. КП-8067. В 1-м ряду слева направо: Николай Александрович Петропавловский, его дочь — Фаина Николаевна, его жена — Параскева Васильевна; во 2-м ряду: трое сыновей Н. А. Петропавловского, в центре — младший — Игорь.Рис. 9. Вера Николаевна Петропавловская (Полулях), её муж Александр Полулях и дети. 9 июля 1937, г. Киев. КП-8080. Вверху справа — [Святослав Александрович Поллак], внук священника Н. А. Петропавловского.Рис. 10. Братья Ржановские с женами. Конец 1940-х — начало 1950-х, с. Великая Губа. КП-4943/46. Во 2-м ряду слева направо: Виктор Васильевич, Сергей Васильевич, Василий Васильевич. В 1-м ряду слева направо: Антонина Михайловна — жена Виктора Васильевича, Татьяна — жена Сергея Васильевича, Фаина АндрРис. 11. Николай Васильевич Ржановский и его дочь Наталья. Декабрь 1924, г. Ленинград. КП-8132.Рис. 12. Николай Васильевич Ржановский, его жена, дети и родственники. [Конец 1930-х], [г. Пятигорск]. КП-8136.Рис. 13. Семья священника М. А. Русанова с гостями из Сенной Губы. Начало 1910-х, о. Кижи. КП-4943/29. Справа, с сыном Петром на руках, М. А. Русанов. Слева направо: Иван Васильевич Ржановский, Надежда Александровна Русанова (в 1-м ряду); Параскева Васильевна Ржановская, Вера Александровна Русанова,Рис. 14а. Епископ Кронштадтский Венедикт (Виктор Васильевич Плотников). 8 октября (25 сентября) 1926, с. Братское, Томская обл. КП- 5664.Рис. 14б. Автограф епископа Кронштадтского Венедикта. Оборотная сторона КП-5664.Рис. 15. Сестры Плотниковы: Анна Аполлоновна, Екатерина Аполлоновна и Параскева Аполлоновна (слева направо). Середина 1910­ х. Фотоателье М. Роскина, г. Петрозаводск. КП-5665.Рис. 16. Сестры, урожденные Плотниковы: Анна Аполлоновна Матвеева, Екатерина Аполлоновна Богданова и Параскева Аполлоновна Плотникова (слева направо). [Кон. 1960-х — нач. 1970-х]. Карелия. КП-8122.Рис. 17. Священник Лев Аполлонович Плотников. 1946—1953, г. Петрозаводск. КП-8121.Рис. 18. Чаепитие в семье священника П. И. Глазачева. 1916, г. Пудож. КП-5463. Слева направо: Зинаида Васильевна Глазачева (Акуратова) — жена П. И. Глазачева, сын брата П. И. Глазачева, прислуга, сын брата З. В. Глазачевой, Наталья (Таля) Акуратова — сестра З. В. Глазачевой.Рис. 19. Священник Платон Ильич Глазачев и его жена Зинаида Васильевна. 15 (28) мая 1913. Фотоателье М. Роскина. г. Петрозаводск. КП-5466.Рис. 20. Лия Платоновна Глазачева, дочь священника П. И. Глазачева. 2005, г. Пудож. Научный архив музея- заповедника «Кижи», ф. 1, оп. 4, ед. 158.Рис. 21. П. И. Глазачев. Церковнослужители [Пудожского уезда]. [1910-е], г. Пудож. КП-5465.Рис. 22. К. Иогансон. Архимандрит Фаддей (Иван Васильевич Успенский), ректор Олонецкой духовной семинарии. 1903—1908, г. Петрозаводск. КП-4583/14.Рис. 23. Иеромонах [Нило- Столобенской пустыни]. 1880— 1900-е. Фотоателье И. Иванова, г. Осташков, Тверская губ. КП- 2516.Рис. 24. Иван Дмитриевич, Александра Герасимовна и Алексей Иванович Владимирские. 1900—1910-е, с. Шемелинки, Калужская губ. КП-7670.Рис. 25. Врач Алексей Иванович Владимирский прослушивает пациента. Июль 1931, с. Повенец, Медвежьегорский район. КП-7673/2Рис. 26. Архиепископ Херсонский и Одесский Никон (Петин). 1954—1956. НВФ-13797/1.Рис. 27. Митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов). [1975], о. Кижи. КП-9057.Рис. 28. Епископ Петрозаводский и Олонецкий Мануил (Павлов). Август 1994, о. Кижи. НВФ-13688/1.

Аннотация: Статья посвящена обзору фотографий, документов, книг и предметов быта в фондах музея «Кижи», составляющих коллекцию по теме православного духовенства России второй половины XIX—XX в. Статья знакомит со священническими семьями, потомки которых сохранили светлую память о своих отцах. В судьбах белого (семейного) и черного (монашеству­ющего) духовенства отразилась сложная история нашей страны.

Памяти Регины Борисовны Калашниковой (1952—2005)

Значительную часть коллекции фотоматериалов музея составляют пред­меты по истории семей священников Заонежья, собранные с 1989 по 2005 г. сотрудником музея Р. Б. Калашниковой. Ее трудами, наряду с фотоотпечат­ками, фонды музея пополнились письменными источниками и бытовыми вещами, переданными потомками священнослужителей [1] . В 2012 г. в музей поступили предметы из архива Р. Б. Калашниковой, работу по первичному описанию которых она не успела завершить. Это 86 ед. основного и 43 ед. научно-вспомогательного фондов, включающих фотографии и документы семей священников Н. А. Петропавловского, Л. А. и В. В. Плотниковых, Н. В. Ржановского [2] .

Священники Русановы (Феодуловы) служили на о. Кижи с 1815 по 1929 гг. В документе (КП-4757) «Метрические книги Преображенской церкви Кижского прихода за 1864–1869 гг.» содержатся собственноручные надписи и подписи Андрея Иоанова Русанова (1821–1875), священника Кижского прихода с 1856 г. [3] На репродукционном негативе (НВФ-13262) запечатлен его сын Александр Андреевич Русанов (1847–1905), учитель сельских учи­лищ, ставший в последние годы жизни псаломщиком Кижского прихода. На месте его предполагаемого захоронения, указанного внучкой, М. М. Русано­вой, в сентябре 2001 г. музеем установлен поклонный крест в память о потомственной семье церковнослужителей Русановых. Событие зафиксиро­вано Р. Б. Калашниковой на цветных фотонегативах (НВФ-14073; (рис. 1).

Последним священником своего рода стал Михаил Александрович Руса­нов (1874–1943), он прослужил в кижских храмах более тридцати лет. В 1929 г. обе церкви закрыли, дом отобрали, а священника выслали на лесоза­готовки, где он заболел. Дети вывезли его в Петрозаводск, там он жил у старшей дочери. В паспорте (КП-2998), выданном 31 марта 1941 г. на имя М. А. Русанова, вклеена фотокарточка, на ней он запечатлен с бородой и усами. В графе «социальное положе ние» значится «рабочий» (рис. 2). Михаил Алек­сандрович умер в эвакуации в Архангельской области в 1943 г. [4] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

На фотографии (КП-3076) 1912 г., выполненной в дер. Погост у дома Русановых, перед нами семья из десяти человек (рис. 3). У Михаила и Ана­стасии родилось восемь детей. Последнего сына Ивана на снимке еще нет. На обороте – рукописный текст черными чернилами: «Съ днемъ Ангела // Милая моя Марусенька // Отъ души желаю тебЪ здоровья // и счастья. Очень сожалею, что лично // не могу поздравить, но мысленно // я буду съ тобой. Как ты, дорогая, //поживаешь и каково твое само- // чувстгае? Про себя не могу ничего // отрадного сообщить. По преж[нему] // скучаю, а потому и чув­ствую // себя скверно, не смотря даже пргЬзда // Жени, съ которой мы в этомъ году // не поладили что-то. Очень обижены // что не пр^хала мама, но все жЪ таки // не теряемъ надежды увидеть ее у насъ. // Надя и Петя пр^хали 5 августа. Праздникъ прошелъ скучно // пр. гостей было порядкомъ. // Целую тебя, моя хорошая! Горячо любящая тебя т[воя] ... // Мамочку поздравляю съ // дорогой именинницей. // ПривЪтъ ВерочкЪ и нянЪ». Скорее всего, автор письма Анастасия Александровна Русанова (1876–1947), в девичестве Тро­ицкая, родившаяся в Псковской губернии. Можно предположить, что она поздравляет с именинами свою родную сестру Марию. Упоминаемые в тек­сте Надя и Петя – сводная старшая сестра Михаила Александровича Руса­нова Надежда (1889–1971) и ее супруг Петр Платонович Логиневский. Речь идет о празднике Преображения Господня, на который они приехали 5 авгус­та (18 августа по новому стилю).

Породнившиеся семьи Русановых и Логиневских запечатлены на репро­дукционном фотонегативе (НВФ-13263) (рис. 4). Глава семьи Логиневский Платон Ильич (1853–1924) окончил Олонецкую духовную семинарию, в 1880 г. был рукоположен в священника, прослужил в Яндомозерской церкви Петрозаводского уезда до самой смерти. Его младший сын Петр Платонович Логиневский (1887–1934) окончил 3 класса духовной семинарии, диакон кафедрального собора Петрозаводска с 1910 г., священник в дер. Яндомозеро (Великая Губа) с 1924 по 1930 гг., с 1930 г. бухгалтер в Петрозаводске. Пуб­лично отрекся от сана священника [5] . Единственная дочь Петра Платоновича и Надежды Александровны (в девичестве Русановой) – Мария Петровна Логиневская (1921–2006) – окончила Карельский государственный педаго­гический институт с правом преподавания истории, географии и Конститу­ции СССР. В период Великой Отечественной войны работала в школе в Свердловской области. В течение 33 лет – в различных школах г. Петроза­водска и в органах управления образованием [6] . В музее хранятся бытовые предметы из ткани, столовые принадлежности конца XIX – первой трети XX в. из семейного дома в дер. Яндомозеро, переданные М. П. Логиневской в 1990-е гг. (КП-4510–4512; 4823–4836).

На снимках (КП-8552, 8553) – М. П. Логиневская со своей учительницей Лидией Ивановной Чернявской (1904–1994 гг.), в девичестве Светловой. Принадлежавший ей альбом с 221 фотографией (КП-8533–8555) – визуаль­ное свидетельство семейной истории потомков священника Вознесенской церкви в дер. Типиницы Петрозаводского уезда Ивана Аполлосовича Свет­лова (1874–1937). Федор (1902–1966), Лидия (1904–1994), Клавдия (1906), Александр (1907–1974), Иоанн (1910), Николай (1913–1963), Алексей, Арсений Светловы сохранили тесные родственные связи и крепкую дружбу. Об этом свидетельствуют многочисленные семейные портреты конца 1930-х – 1960-х гг. (рис. 5, 6).

Изображения И. А. Светлова не сохранилось. Он прослужил, как и его отец Аполлос Иоаннов Светлов (1841–1900), в Типиницах до конца своей жизни. Умер от болезни в Петрозаводске, был похоронен у Крестовоздви- женской церкви [7] . Автографы его отца, благочинного священника Аполлона Светлого, сохранились в документе «Формулярные ведомости церковных приходов Кижской волости за 1892 г.» (КП-112). Документ содержит «Ведо­мость о приписной церкви во имя Святого пророка Божия Ильи в деревне Полевской за 1892 год» (л. 6–12), в которой рассказывается о священнике Аполоссе Иоаннове Светлове и его семье: «В семействе у него: жена его Анна Стефанова, грамотная; дети их: Иоанн, учится в 3 классе ОДС (Олонец­кой духовной семинарии. – Прим. ред.), род. в Типиницком приходе 1874 года августа 10 дня; Виктор, род. в Типиницком приходе 1880 года марта 7 дня, учится в ОДС; Мария, грамотная, род. в городе Пудож 1865 года марта 25 дня, состоит в замужестве с диаконом при Типиницкой церкви; Клавдия, в замужестве за священником Почезерскаго прихода Пудожского уезда Васи­лием Любимским; Надежда, окончила в 1887 г. курс в Епархиальном женс­ком училище, состоит наставницей при леликовской ЦПШ (церковно­приходской школы. – Прим. ред.), род. в Плесском приходе Каргопольскаго уезда 1870 года января 26 дня; Екатерина, учится во 2 классе Епархиальнаго женскаго училища, род. в Типиницком приходе 1877 года января 6 дня».

В фондах музея хранится коллекция фотографий (КП-8066–8097) и документов (КП-8102–8120) семьи потомственного священника Николая Александровича Петропавловского (1863 – кон. 1930-х). Окончив в 1883 г. Олонецкую духовную семинарию, он стал учителем Великогубского зем­ского училища. В 1889 г. женился на дочери толвуйского священника Парас­кеве Васильевне Соловьевой (1869–1945 ?), окончившей курс Олонецкого епархиального женского училища. В 1890 г. был рукоположен в священника Леликовской церкви и определен законоучителем Леликовской церковно­приходской школы [8] (рис. 7). В семье родилось восемь детей: Юлия (1890), Любовь (1891–1909), Вера (1895–1980), Николай (1896), Александр (1899–1929), Павел (1901–1928), Фаина (1903–1938), Игорь (1908–1959). Все они в разном возрасте запечатлены на фотографиях. Н. А. Петропавлов­ский прослужил в церкви во имя пророка Иоанна Предтечи села Леликово 28 лет. С началом Гражданской войны в 1918 г. выехал с семьей в Киев. Сведе­ний о продолжении им священнического служения не имеется, но на фото­графиях он изображен с небольшой бородой и усами (рис. 8).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Во время Второй мировой войны его дочь Вера (в замужестве Популях) вместе с мужем и детьми была репатриирована в Германию, откуда после войны переехала в США. Внук священника Н. А. Петропавловского – Свя­тослав Александрович Поллак, 1923 г. р., профессор Калифорнийского уни­верситета, физик-атомщик, проживал в Лос-Анджелесе. На фотоотпечатке (КП-8080), выполненном в 1937 г. в Киеве, он запечатлен с двумя братьями, сестрой и родителями (рис. 9). С 2001 по 2005 г. С. А. Поллак вел переписку с Р. Б. Калашниковой. В фондах хранятся три его письма (КП-8117–8119). Он прислал в музей воспоминания и семейные фотографии (НВФ-15049), в том числе семь снимков (КП-8093–8097) 1930 г. с видами церкви и приход­ского дома, переданного под «Леликовскую советскую школу». В письме С. А. Поллак упоминает «дядю Колю Ржановского из Венецуэлы», приславшего его маме фотографию с видом дома Ржановских в Сенной Губе середины 1960-х гг. (КП-4181). Дело в том, что жены священников Николая Алексан­дровича Петропавловского (с. Леликово) и Василия Стефановича Ржанов- ского (с. Сенная Губа) Параскева и Мария, дочери толвуйского священника Василия Герасимовича Соловьева, – родные сестры, а их потомки – род­ственники по материнской линии.

Василий Стефанович Ржановский (1850–1934 ?) окончил духовное учи­лище и духовную семинарию в Петрозаводске. Приехал на родину к своему отцу Стефану Александровичу, священнику Сенногубского прихода [9] . С 1876 г. стал учителем народной школы в с. Сенная Губа. С 1889 г. – священник Сенногубской церкви. Окружной миссионер. В апреле 1898 г. награжден наперсным крестом от Священного Синода. С 1899 г. – благочинный над Климецким монастырем. В 1903 г. возведен в сан протоиерея [10] . Сведений о его жизни после 1917 г. и обстоятельствах кончины не имеется. В фондах хранятся фотографии, мебель и бытовые вещи, поступившие от его потомков в разные годы. Судьба детей Василия Стефановича Ржановского (НВФ- 15194, 15196) сложилась достаточно благополучно. Шесть сыновей окончили 4 класса Петрозаводского уездного духовного училища и 6 классов Олонец­кой духовной семинарии. Дочери окончили курс в Петрозаводском женском епархиальном училище. В советское время работали в разных отраслях народного хозяйства, науки и культуры (рис. 10).

Старший сын В. С. Ржановского Николай завершил свой земной путь в сане священника. В музее хранятся фотографические изображения его самого, его жены и детей в 1910-е – 1930-е гг. (КП-8128–8137). Николай Васильевич Ржановский (1886–1972) родился в с. Сенная Губа. Окончил духовное училище, в 1902 г. – духовную семинарию в Петрозаводске, после рукоположения в священника служил в церкви села Задне-Дубровская Кар­гопольского уезда; с 1903 г. – законоучитель Чажемской церковно-приход­ской школы в том же уезде. В 1900-х гг. окончил Петербургский университет и аспирантуру. В середине 1920-х гг. работал заведующим отделением луго­водства сельскохозяйственной опытной станции в Белогорке на Сиверской; доцент института в Детском Селе (рис. 11). 28 декабря 1930 г. арестован и заключен в местную тюрьму. В сентябре 1931 г. отправлен в г. Ленинград в Дом предварительного заключения. Приговорен к 4 годам ссылки и отправ­лен в г. Иркутск. В середине 1930-х гг., после освобождения из ссылки, выехал с семьей в г. Пятигорск (рис. 12). В 1942 г. попал в оккупацию, с семьей вывезен в Германию. Ему как известному ученому предложили зани­маться научной деятельностью, но он отказался и едва не попал под расстрел. Ему было разрешено выехать в нейтральную страну, для спасения семьи завербовался в Венесуэлу. По приезде в Каракас стал служить православным священником11. В 1964 г. упомянут как священник, настоятель храма Знаме­ния Божией Матери в г. Валенсия и церкви Святых апостолов Петра и Павла в г. Маракай (Венесуэла) в юрисдикции Русской православной церкви за гра- ницей [11] [12] . Информацию Б. И. Ржановского о получении Н. В. Ржановским сана епископа документально подтвердить не представляется возможным [13] . На цветной фотографии (КП-8140) на кладбище в Венесуэле в 1976 г. у могилы Николая Васильевича стоят его дочь Наталья, по профессии врач-хирург, внучка Татьяна Лезгинцева, отец Сергий в священническом облачении и его супруга. Внучка приезжала на родину деда, встречалась с родственниками. Сын Николая Васильевича Кирилл воевал под Ленинградом, был ранен, скончался в госпитале, похоронен на Пискаревском кладбище [14] .

О дружеских отношениях священнических семей Ржановских и Русано­вых свидетельствует фотоснимок (КП-4943/29) начала 1910-х гг. с видом на Преображенскую церковь на о. Кижи (рис. 13).

В 1916 г. Сергей Васильевич Ржановский в письме (НВФ-15207) спраши­вает своего родного брата Ивана, юнкера Владимирского военного училища в Санкт-Петербурге: «Как живут Плотниковы?». Можно предположить, что речь идет о священнике В. В. Плотникове и его дочери Таисии, с которыми Ржановские были знакомы.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Виктор Васильевич Плотников (1872–1937), будущий архиепископ Венедикт, родился в семье священника с. Лижма Петрозаводского уезда

Василия Ивановича Плотникова (1829–1901). Окончил Олонецкую духов­ную семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию. Рукоположен в священника в 1894 г. Служил в Петрозаводске, Вытегре, Санкт-Петербурге, Кронштадте. В 1920 г. принял монашеский постриг – иеромонах, затем епи­скоп Кронштадтский, викарий Петроградской епархии. Арестовывался в 1920 г. и 1922 г., отбывал заключение. С ноября 1923 г. по декабрь 1925 г. был временно управляющим Олонецкой и Петрозаводской епархией, но прожи­вал в Ленинграде. Епископ Венедикт активно способствовал возвращению в православие отошедших в обновленческий раскол приходов как Ленинград­ской, так и Олонецкой и Петрозаводской епархии. За стойкость и неприми­римость по отношению к обновленчеству был арестован в декабре 1925 г. Отбывал свой срок в Нарымском крае (Томская область) (рис. 14а). Деклара­цию митрополита Сергия (Страгородского) 1927 г. о лояльности Церкви к советской власти архиепископ Венедикт принял. Освобожден в апреле 1929 г. В 1933 г. рукоположен в архиепископа. С 1931 по 1937 гг. управлял Воло­годской, Новгородской, Казанской епархиями поочередно. В феврале 1937 г. арестован, обвинен как «идейный вдохновитель и организатор контрреволю­ционной организации церковников, существовавшей в Ленобласти в 1932 г.». Расстрелян и захоронен 16 августа 1937 г. вместе с 13 священнослужителями и мирянами в Левашовской пустыни под Ленинградом. Реабилитирован в 1991 г. [15]

В 2004 г. Ю. Н. Матвеева, внучатая племянница Виктора Васильевича Плотникова передала в музей саквояж (КП-5663), с которым священник ходил по требам – частным богослужениям на дому. Со слов сдатчицы, сак­вояж достался протоиерею Виктору во время его служения в Исаакиевском кафедральном соборе от предыдущего священника, и был с ним в ссылке в 1920-е гг.

На оборотной стороне фотографии (КП-5664) с изображением епископа Венедикта в полный рост, в рясе, клобуке, с панагией, посохом и четками - его автограф: «+// В благословение // и молитвенную память // Милой и Дорогой // дочери моей Таисии // в день ея Ангела // от любящаго отца. // Смиренный Венедикт // Епископ Кронштадский // 25 Сент. / 8 окт. 1926 г // С. Братское» (рис. 14б).

Таисия Викторовна Плотникова (1895–1984), в замужестве Иванова, после ранней смерти матери воспитывалась в Павловском институте в Санкт- Петербурге, окончив его в 1912 г. с серебряной медалью, и дополнительный педагогический курс этого института, получив в 1913 г. звание «Домашней наставницы» (КП-5669). С 1907 по 1918 г. ее отец был настоятелем Петро­павловской церкви женского института и законоучителем. В фондах хра­ниться свидетельство от 2 мая 1919 г. о венчании Т. В. Плотниковой и К. Р. Иванова (КП-5670). На выставках музея по городской культуре начала XX в. неоднократно экспонировались платья, ридикюли, блокнот в футляре, саше, лента (КП-5671–5679), принадлежавшие Таисии Викторовне. По воспоми­наниям двоюродных племянниц Таисия Викторовна была красивой женщи­ной, человеком многосторонне одаренным и образованным, но со сложным характером. Во время Великой Отечественной войны она пережила ленин­градскую блокаду. С 1940-х гг. опекала двоюродную племянницу Ю. Н. Мат­вееву (дочь Анны Аполлоновны Плотниковой), в конце жизни жила в её семье, оставив в наследство свои вещи и документы.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Р.Б. Калашникова записала и опубликовала воспоминания потомков свя­щенников Плотниковых, собрала коллекцию фотографий, документов, быто­вых вещей [16] . В 2003 году в дар музею поступила книга кириллической печати «Требник» (КП-5435), пожертвованный в Лижемскую Никольскую церковь в 1915 г. одним из крестьян, с автографом священника Аполлония Васильевича Плотникова (1854–1917), старшего брата епископа Венедикта. Только трое из семерых детей Аполлония Васильевича имели потомство: Лев, Анна и Екатерина.

На фотографиях (КП-5665; КП-8122) запечатлены с промежутком в 50– 60 лет сестры, урожденные Плотниковы: Анна Аполлоновна Матвеева (1890–1975), Екатерина Аполлоновна Богданова (ок. 1900? – ?) и Параскева Аполлоновна Плотникова (1884–1962). Все сестры окончили епархиальное женское училище и работали учительницами (рис. 15, 16). Параскева Апол­лоновна замуж не выходила. Жизнь свою посвятила брату Льву и его четве­рым рано осиротевшим детям. Николай Львович и Аполлон Львович погибли в Великую Отечественную войну, Василий Львович был репрессирован и расстрелян в 1937 г.

Лев Аполлонович Плотников (1883–1980) после окончания семинарии 14 лет прослужил учителем в Шустручье, близ Вознесенья. Женился на Капито­лине Ефимовне Звероловлевой (1885–1924), дочери священника Шуструч- ской церкви. Зарплата у учителя была небольшая, и отец посоветовал ему перейти в священники. В 1929 г. церковь в Лижме была закрыта. По воспо­минаниям дочери, Татьяны Львовны Козловой, священника Льва Аполлоно­вича отправили на лесозаготовки и погрузку леса на баржи. После переезда в Петрозаводск он работал счетоводом, кладовщиком. «А потом уже пошел в священники. И отречения у него не было, и он поступил обратно в Екатери­нинскую церковь настоятелем» [17] . На хранящемся в музее фотоснимке (КП- 8121) запечатлен отец Лев (Плотников), настоятель Екатерининской церкви в 1946–1953 гг. (рис. 17).

В 2003 году после экспедиции в г. Пудож в фонды поступили фотографии из семьи священника Платона Ивановича Глазачева (КП-5463–5466). Основная часть семейной коллекции хранится в Пудожском краеведческом музее. [18] В 1971 году Лия Платоновна Глазачева передала в музей самовар (КП-188/63) производства фабрики Торгового дома братьев Шемариных в г. Тула. Он запечатлен на фотоснимке 1916 г. «Чаепитие в семье священника П. И. Глазачева» (КП-5463) (рис. 18).

Платон Иванович Глазачев (1886–1937) родился в д. Ястребово Устюж­ского уезда Вологодской губернии, в бедной крестьянской семье. «Отец с матерью уехали от голода в Сибирь, а он остался со старшим братом в деревне. Папа рассказывал, что в детстве...он пас скот, и мир его кор- мил.прислуживал в церкви и кончал там, при церкви церковно-приходскую школу, двухклассную, а потом.его отправили в духовное училище.а потом уже из духовного училища в семинарию.» [19] После окончания Олонецкой духовной семинарии в 1909 г. Платон Глазачев обвенчался с Зинаидой Васильевной Акуратовой (1880–1969). Супруги запечатлены на фотографии (КП-5466), выполненной в фотоателье Михаила Роскина в Пет­розаводске в мае 1913 г. (рис. 19). С 1909 г. Платон Иванович служил в церкви с. Плесо Каргопольского уезда Олонецкой губернии, с 1910 г. – в г. Пудож – в церкви Михаила Архангела, в Троицком соборе, в церкви св. блгв. кн. Александра Невского, был благочинным округа. В фондах хранится принадлежавшая ему книга кириллической печати «Триодь постная» (КП- 3814), издания Киево-Печерской лавры 1903 г., с дарственной надписью музею от Лии Платоновны Глазачевой (рис. 20).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Дочь Платона Ивановича, рассматривая семейный альбом, вспоминала о его увлечении фотографией: «Очень много фотокарточек в этом альбоме, все, что у нас, какое хозяйство было, какие коровушки, какие телятки, какие курочки, у папы все это сфотографировано, чем занималась мама, а она это очень не любила, всегда ворчала, что ты от работы меня только отвлекаешь со своими фотоаппаратами.» [20]

Краеведческую и мемориальную ценность представляет групповой порт­рет священнослужителей и мирян во главе с архиереем, выполненный П.И. Глазачевым, предположительно в Пудоже в 1910-е гг. К сожалению, никто из изображенных на снимке лиц не определен. Фотография ждет исследователя. Известно только, что крайний справа во втором ряду стоит крестьянин из Заречья по имени Макар. Лия Платоновна запомнила этого человека, потому что ее отец, рассматривая эту фотографию, всегда улыбался и недоумевал, не понимая, откуда появился на ней Макар. Слева за ним виден фрагмент надгробного креста. Слева у края в центральной части – фрагмент деревян­ной ограды или забора. Можно предположить, что снимок выполнен неда­леко от церкви, возможно, кладбищенской (рис. 21).

В середине 1920-х гг. семья Глазачевых была выселена из дома священ­ника, скиталась, снимая жилье. Лия Платоновна вспоминала: «...В 1934 году мы уже оказались в сторожке [при церкви на кладбище], потому что уже тут не стали пускать на квартиры, потому что мы уже были объявлены лишен­цами, то есть не имеющими никаких прав. Папа уже больше времени нахо­дился в лесу на лесозаготовках или на сплаве, появлялся только изредка, чтобы сменить белье» [21] . Платону Ивановичу советской властью была опреде­лена трудовая повинность, его посылали на строительство Вамской плотины в истоке Водлы, на лесозаготовки, и на разгрузку барж. На семью был нало­жен продуктовый налог. Служить открыто в церкви не разрешали, священник какое-то время тайно совершал обряды крещения, отпевания. Регулярно про­водили обыски жилья, отца Платона арестовывали, но отпускали [22] . Послед­ний раз арестован 03.08.1937 г. Тройкой НКВД Карельской АССР от 28.09.1937 г. осужден по ст. 58-2-10-11. Расстрелян 05.10.1937 г. под селом Пудож. Реабилитирован прокурором Карелии 12.04.1989 г. [23] [24]

Лия Платоновна вспоминала о последней встрече с отцом. Напротив пудожской тюрьмы стоял дом, где на втором этаже жили знакомые, которые заметили, что священник смотрит во время прогулки на их окна. «И они тихонько сообщили нам, что вы можете прийти к нам и посмотреть, как выводят на прогулку отца Платона. И мы с мамой пришли, окна задернули, конечно, чтобы его не смущать и чтобы никто не видел, потому что там и милиционер ходил. Он, все-таки, посмотрел на окна как всегда, потому что знал, что там вот есть знакомые, и вдруг увидел нас. Но мы с мамой почти его не видели, потому что мы плакали, стояли и очень плакали, но все-таки он подал сигнал, что он нас увидел, узнал, и так по волосам. Провел по волосам, да» .

Зинаида Васильевна до своей смерти в 1969 г. продолжала ждать возвра­щения мужа, отказывалась переезжать из Пудожа. Только после реабилита­ции П. И. Глазачева в 1989 г. стало известно, что он был расстрелян, и захо­ронен, скорее всего, в лесу под Пудожем, в местечке под названием Черная речка.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Лия Платоновна вспоминала: «Мама возмущалась новыми временами, конечно, она их не воспринимала, она в штыки их брала. Боялись за то, что можно угодить кое-куда, а папа всегда ее успокаивал: «Зинушка, не вол­нуйся, в одну прямь ничего не бывает, а всё вернется на круги своя, вот уви­дишь, как будет всё восстановлено». Он как будто бы смотрел вперед» [25] . Заслуженный учитель школы КАССР Лия Платоновна Глазачева (1920– 2005) через всю жизнь пронесла память о своем отце.

В фондах музея хранится выполненный в Петрозаводске, в фотоателье К. Иогансона, портрет (КП-4583/14) архимандрита Фаддея (Успенского). Фото­графия из альбома коренной петрозаводчанки, сестры милосердия, Татьяны Ивановны Татариновой (1885–1982), проживавшей в несохранившемся ныне деревянном доме №16 по ул. Володарского. Личность на снимке помог установить священник Евгений Барышев в 2013 г. [26]

Священномученик Фаддей (1872–1937), в миру Иван Васильевич Успен­ский, – сын и внук священника. Окончил духовное училище и духовную семинарию в Нижнем Новгороде. После окончания Московской духовной академии в 1897 г. был пострижен в монашество с наречением ему имени Фаддей и рукоположен в сан сначала иеродиакона, а через небольшое время – иеромонаха. Преподавал сначала в Смоленской, а затем в Уфимской духовных семинариях. Получил степень магистра богословия и был возведен в сан архимандрита [27] . С 1903 г. по 1908 г. занимал должность ректора Олонецкой духовной семинарии в Петрозаводске. Регулярно выступал с про­поведями в Свято-Духовском кафедральном соборе, в Олонецкой духовной семинарии, в Братском Назарьевском доме, в Петрозаводской тюремной церкви [28] . На фотоснимке он запечатлен именно в петрозаводский период своего служения (рис. 22). Скорее всего, фотопортрет архимандрита Фаддея работы К. Иогансона сохранился в единственном экземпляре в фондах музея «Кижи». В 1908 г. он становится доктором богословия и епископом Влади- миро-Волынским. С приходом в 1917 г. к власти большевиков подвергался арестам и ссылкам. С 1923 г. архиепископ Фаддей последовательно занимал Астраханскую, Саратовскую, Тверскую кафедры. Был арестован 20 декабря 1937 г. и приговорен к расстрелу. Обвинялся в том, что «являясь руководите­лем церковно-монархической организации... по Карельскому национальному округу через своего посланца Орлова Митрофана, осужденного к ВМН – расстрелу, осуществлял руководство по сбору средств на построение неле­гального монастыря и руководил организацией систематической агитации». В контрреволюционной деятельности виновным себя не признал. Казнен 31 декабря 1937 г. Архиепископ Тверской Фаддей (Успенский) прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 23 февраля 1997 г. Рака с мощами священномученика Фаддея находится в Вознесенском соборе г. Тверь [29] .

В коллекции музея хранится альбуминовый отпечаток, предположительно выполненный в 1873–1874 гг. в фотографическом заведении А. П. Пекар­ской в г. Москва. На фотографии (КП-7414) изображена семья неизвестного священника из пяти человек: трое детей и супруга в костюмах по городской моде того времени; справа сидит мужчина – священник, в тёмной рясе, с усами и бородой; на столике лежит его головной убор – камилавка. Фото­графия была обнаружена на чердаке частного дома в г. Олонец и поступила в музей от С. И. Бельской в 2011 г.

На альбуминовом фотоотпечатке (КП-2516) с названием «Неизвестное духовное лицо», выполненном в фотоателье И. Иванова в г. Осташков Твер­ской губернии, изображен сидящий у столика худощавый мужчина с усами и бородой, в темном клобуке, в темной рясе, с крестом на груди, с четками в левой руке. Снимок изготовлен в 1880–1900-е гг. Иваном Николаевичем Ивановым, владельцем фотографии в г. Осташков, Знаменская ул., собствен­ный дом № 111, с 20 марта 1882 г. [30] В 10 км к северу от города Осташкова на озере Селигер, располагается, как и ранее, православный мужской монастырь Нило-Столобенская пустынь. По дороге от Осташкова до монастыря около 25 км [31] . Можно предположить, что на фотографии запечатлен иеромонах Ниловой пустыни (рис. 23).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В 2012 г. через научного сотрудника Л. В. Трифонову в музей поступила мемориальная коллекция врача А. И. Владимирского (1882–1942). Пред­меты (КП-7661–7678) передала его внучка София Анатольевна Баева, 1948 г. р. Из «ведомости о причте Николаевской села Шемелинок за 1904 г.» (КП- 7673) становится известным, что Алексей Иванович Владимирский родился в семье потомственного диакона Иоанна Дмитриевича и дочери диакона, Александры Герасимовны, Владимирских. На фотоснимке 1900–1910-х гг. (КП-7670) Алексей Иванович запечатлен с престарелыми родителями во дворе семейного дома. Диакон и учитель церковно-приходской школы Иван Дмитриевич Владимирский изображен с седой окладистой бородой и в рясе (рис. 24). К 1905 г. из пятерых детей Владимирских – один сын стал свя­щенником, две дочери вышли замуж за священников, один сын обучался в Калужской духовной семинарии, а Алексей уже окончил полный курс этой семинарии. В дальнейшем он выбрал светское образование. В 1913 г. окон­чил медицинский факультет Императорского Юрьевского университета (г. Тарту) с утверждением в степени лекаря с отличием (КП-7665). После 1917 г. вместе с семьей переехал в Карелию. Работал главным врачом Повенецкой больницы, о чем свидетельствуют датированные 1931 г. и 1935 г. фотографии коллекции (КП-7672, КП-7673/1,2; КП-7675) (рис. 25). Его супруга Софья Ивановна Полещук (1880–1944) работала фельдшером-акушеркой Повенец­кой больницы. В 1941 г. семья эвакуировалась на Урал, в г. Шадринск Кур­ганской области, где Алексей Иванович продолжал работать врачом. 23 фев­раля 1942 г. он умер от сыпного тифа. Его внучка С. А. Баева писала о деде: «А. И. Владимирский был врачом „от Бога” и прекрасным диагностом. Он ставил диагноз в самых сложных случаях и излечивал людей уже потерявших надежду. Спустя 30 лет после его смерти в газете «Ленинская правда» появи­лась статья о сельских врачах, и в ней в пример приводился А. И. Владимир­ский, как образец земского врача» [32] .

В фотоколлекции музея хранятся отдельные портреты высшего духовен­ства второй половины XX в. От реставратора Г. В. Жаренкова в 1997 г. с кни­гой «Псалтырь» поступила фотография «Архиепископ Херсонский и Одес­ский Никон (Александр Порфирьевич Петин)» (НВФ-13797/1) (рис. 26). По информации сдатчика, книга досталась ему после смерти Марфы Карповны Скляренко, жительницы Луганска, у которой он квартировал в 1967–1968 гг. На снимке – погрудное изображение мужчина в очках, с бородой и усами, в темном одеянии, с панагией на груди, в клобуке с крестом. Фотопортрет выполнен в период с 11 сентября 1954 г. (награжден правом ношения креста на клобуке) по 16 апреля 1956 г. (кончина). Петин Александр Порфирьевич, родился 1 июня 1902 г. в Екатеринодаре Кубанской области. Окончил духов­ные училище и семинарию. В 1928 г. рукоположен в сан иерея целибатом. В 1933 г. осужден по ст. 58-10 УК РСФСР и приговорен к 5 годам ИТЛ, наказа­ние отбывал в Ухтпечлаге. Участвовал в Великой Отечественной войне. Не снимал рясу даже на фронте. Будучи протоиереем одной из церквей города Кимры, он примыкал к обновленческому расколу. В 1944 г. принес покаяние и пострижен в монашество с именем Никон. С 1945 г. – епископ Донецкий и Ворошиловградский. С 3 августа 1948 г. временно управлял Одесской епар­хией, а затем был назначен епископом Херсонским и Одесским с оставле­нием за ним управления Донецкой и Ворошиловградской епархией. 19 авгу­ста 1951 г. возведен в сан архиепископа. Скончался 16 апреля 1956 г. и погребен в Одесском Успенском соборе. Писал акафисты, был хорошим администратором и прекрасным проповедником [33] .

В фотоколлекции музея хранится фотопортрет иерарха Русской право­славной церкви митрополита Никодима (1929–1978) на фоне ограды Киж­ского погоста (с фрагментом колокольни). Никодим (Борис Георгиевич Ротов) – с 1963 г. митрополит Ленинградский и Ладожский; с 1967 г. мит­рополит Ленинградский и Новгородский; председатель отдела внешних цер­ковных сношений Московской патриархии (1960–1972); патриарший экзарх Западной Европы (1974–1978). Фотография (КП-9057) принята в музей в 2013 г. от Л. Я. Якшиной. Портрет священнослужителя, согласно надписи на обороте, выполнен летом 1975 г. на о. Кижи (рис. 27). Митрополит Никодим с окладистой бородой и усами, в рясе, с панагией на груди, камилавке с кре­стом, левой рукой (с четками) держит посох. Возможно, снимок выполнен между 1967 и 1970 гг., так как с 12 апреля 1970 г. митрополит был удостоен права ношения второй панагии [34] .

В фотоколлекции хранятся цветные фотонегативы, выполненные на ост­рове Кижи в «Дни Заонежья», приуроченные к престольному празднику храма Преображения Господня 19 августа. На снимках корреспондента газеты «Петрозаводск» В. А. Петухова 1994 г. (НВФ-13688/1-4) запечатлен епископ Петрозаводский и Олонецкий Мануил, в том числе во время Боже­ственной литургии в Покровской церкви Кижского погоста (рис. 28). На любительских снимках реставратора музея Г. И. Фроловой 18 августа 1996 г. (НВФ-13791) запечатлены епископ Петрозаводский и Карельский Мануил, протоиерей Георгий Варга, диакон Сергей Герасимов во время обряда водосвятия.

Представляют интерес цветные фотонегативы (НВФ-13682/1-3), выпол­ненные главным архитектором музея «Кижи» С. В. Куликовым 28 августа 1994 г. на празднике Успения Пресвятой Богородицы в Муромском Успен­ском монастыре в Пудожском районе Карелии. На кадрах сохранились архи­тектурные виды монастыря в первые годы его восстановления, портреты[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Сохраняемые музеем материалы по теме православного духовенства предоставляют возможность познакомиться с судьбами представителей издавна существовавшего в России и достаточно обособленного социального слоя. Священнические династии часто были связаны между собой крепкими родственными узами. Юноши из священнических семей обычно получали духовное образование, девушки заканчивали епархиальные училища и стано­вились учительницами, выходили замуж за священников. С наступлением советских времен семьи духовенства претерпевали большие трудности и лишения, а жизнь главы семьи часто заканчивалась трагически. Сильные духом дети священнослужителей находили свое место в обществе, и хранили светлую память о своих отцах. В судьбах белого (семейного) и черного (монашествующего) духовенства России отразилась сложная история нашей страны.

// Кижский вестник. Выпуск 20: Сборник статей
Интернет-публикация kizhi.karelia.ru. 2023. 300 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф