Скобелев О.А.
Матушка-рожь. Происхождение, история, описание и культурно-хозяйственное значение ржи

// Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2016. 28 с. Vkontakte@kizhi

В брошюре рассказывается о происхождении, истории и хозяйственном значении культурной ржи. Издание предназначено для всех интересующихся традиционной культурой Русского Севера.

купить в интернет-магазине

Рожь появилась на страницах истории человечества в своём значении полевой хлебной культуры относительно недавно. По современным археологическим данным, первыми хлебными злаками, которые начал выращивать человек на территории Евразии, были ячмень, пшеница и, возможно, рис. Культуры пшеницы и ячменя являются очень древними: наиболее ранние находки зёрен пшеницы (одного из видов полбы) в местечке Джармо в Северном Двуречье датируются 7 тыс. до н. э.; первые находки двурядного дикого ячменя обнаружены в Южной Иордании и Хузестане и также относятся к 7 тыс. до н. э. В Европе мягкая пшеница была известна за 3000 лет до н. э. и даже ранее (в Швейцарии, Англии, Германии и Дании) [1] .

Родоначальником современной культурной ржи является сорно-полевая рожь (Secale segetale) Юго-Западной Азии (наиболее вероятно, северо-западной части Ирана, северо-восточной части Турции и южного Закавказья) [2] , с незапамятных времён засорявшая местные посевы пшеницы и ячменя.

Рис. 1. Рожь, выращиваемая на острове Кижи, 2008 г. Фотография Б. Д. МоскинаТам же. С. 40 (приложение).Рис. 1. Рожь, выращиваемая на острове Кижи, 2008 г. Фотография Б. Д. МоскинаТам же. С. 40 (приложение).Рис. 2. Центр происхождения культурной ржи и географическое распространение её ботанических разновидностей, 1935 г.3Рис. 2. Центр происхождения культурной ржи и географическое распространение её ботанических разновидностей, 1935 г.3

Культурная рожь произошла из сорно-полевой вследствие конкуренции последней с пшеницей при совместном произрастании их в крайних условиях горного режима. Возможно, сорно-полевая рожь, будучи сорняком, сопровождала посевы пшеницы и, в меньшей степени, ячменя с самого момента введения этих растений в культуру; во всяком случае, первые находки ржи встречаются только лишь как примесь в зёрнах пшеницы и ячменя. Но исторические и археологические данные говорят о том, что рожь появилась всё же значительно позднее пшеницы – только в бронзовом веке [4] , который для большинства стран Европы, Передней и Малой Азии охватывает 2 тыс. до н. э. [5] Находки зёрен ржи отмечены и на памятниках скифского времени (IX–III вв. до н. э.) [6] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Рис. 3. Бабки ржи – первичные клади снопов – на острове Кижи, 2008 г. Кто знает, когда и где они, бабки, впервые появились… Фотография Б. Д. МоскинаРис. 3. Бабки ржи – первичные клади снопов – на острове Кижи, 2008 г. Кто знает, когда и где они, бабки, впервые появились… Фотография Б. Д. Москина

Движение ржи от очагов древнего земледелия на территорию нынешней России и Западной Европы происходило, по мнению учёных, через Кавказ [7] . При продвижении комплексного хозяйства и земледелия как его неотъемлемой части всё далее на север всё отчётливее обнаруживались преимущества ржи как растения более зимостойкого, более выносливого и неприхотливого. Человек переносил к северу посевы пшеницы, засорённые сорно-полевой рожью, но пшеница в суровых условиях выпадала, а рожь приносила урожаи. Северный земледелец опирался на естественный отбор. Рожь, выдвинутая не столько искусственным, сколько естественным отбором, служит примером происхождения культурного растения из сорняка-спутника [8] .

Рис. 4. Современные сорняки – ромашка и «метла» – во ржи, остров Кижи, 2008 г. Фотография Б. Д. МоскинаРис. 4. Современные сорняки – ромашка и «метла» – во ржи, остров Кижи, 2008 г. Фотография Б. Д. Москина

Почему же рожь, сопровождая в посевах пшеницу, на севере получила преимущество перед нею? Рожь, как и пшеница, растение южного происхождения, но за ряд тысячелетий она стала намного более морозостойкой, чем пшеница. Дело в том, что пшеница растение самоопыляемое, она самооплодотворяется, и гены морозостойкости, возникавшие у отдельных растений, при размножении не могли соединиться в блоки таких генов; рожь – перекрёстноопыляемое растение и вследствие перекрёстного опыления может образовывать блоки морозостойких генов [9] .

Что касается начала возделывания собственно ржи, времени введения её в культуру, то в лесной полосе Восточной Европы, по археологическим данным, оно относится к раннему железному веку (900 г. до н. э. – начало н. э.) В это время здесь выращивали четыре вида пшеницы, ячмень, просо, рожь, овёс, бобы, горох, пелюшку (полевой горох), лён и коноплю. Причем наиболее распространёнными культурами являлись мягкая пшеница, ячмень и просо [10] ; рожь и овёс выращивали в очень незначительных количествах. Вышеприведённый состав культур говорит о том, что до рубежа нашей эры здесь велось только яровое земледелие и, скорее всего, почти исключительно на подсеках.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Самые ранние письменные свидетельства о возделывании ржи в Европе встречаются в летописях I в. н. э., а первые сведения о возделывании этой культуры в Древней Руси – в летописях 1056–1115 гг. [11] Очевидно, что на Руси знали рожь и ранее, но более древние значительные письменные памятники не дошли до наших дней (за исключением берестяных грамот с короткими сообщениями).

Например, в Заонежье, на островах Кижи и Волкостров, начало подсечного земледелия и культивирования ржи, ячменя, овса и пшеницы имело место около 900 г., что установлено палеоботаническими исследованиями [12] .

С течением времени соотношение культур, выращиваемых в лесной полосе Руси, сильно изменялось. Развивалась система землепользования, менялся климат, становясь более холодным и влажным. За 1 тыс. н. э. в земледелии существенно выросла роль ржи и овса: рожь становится основным хлебом населения, овёс уже является обычной находкой на русских поселениях, наряду с пшеницей и ячменём. К ХIII в. значительно уменьшаются посевы проса. Все эти изменения говорят о становлении и развитии двупольной и трёхпольной систем земледелия с обязательным выделением озимого, ярового и парового полей. Кроме того, преобладание пары «озимая рожь – яровые культуры» и наличие примеси семян характерных полевых сорняков говорит и о переходе в южной части лесной полосы от подсечной к пашенной паровой системе [13] .

Рис. 5. Рожь на севере (остров Кижи, 62º05’ с. ш.). Сгребание провеянного зерна, 2008 г. Фотография Б. Д. МоскинаРис. 5. Рожь на севере (остров Кижи, 62º05’ с. ш.). Сгребание провеянного зерна, 2008 г. Фотография Б. Д. МоскинаРис. 6. Трёхполье в июне: слева – молодой овёс, в центре – зацветающая рожь, справа – паровое поле, 2007 г. Фотография О. А. СкобелеваРис. 6. Трёхполье в июне: слева – молодой овёс, в центре – зацветающая рожь, справа – паровое поле, 2007 г. Фотография О. А. Скобелева

На севере же лесной полосы озимую рожь обычно сеяли и на подсеках, и на полях, вплоть до ХХ в.; там преобладание ржи над пшеницей, по нашему мнению, было обусловлено установившейся суровостью климата. Озимая рожь была призвана также страховать более подверженные отрицательным природным воздействиям яровые (главным образом овёс); можно говорить и о взаимной страховке в паре озимые – яровые: нередко в год неурожая озимых хорошо родят яровые и наоборот [14] – т. е. земледелец всё же не остаётся без хлеба. В случае же гибели озимых (обычно выпревание или вымерзание) у него есть возможность весной пересеять опустошённое озимое поле яровыми культурами.

Рис. 7. Ржаной хлебушек внарезку – полмякушки и полбуханки. Фотография О. А. СкобелеваРис. 7. Ржаной хлебушек внарезку – полмякушки и полбуханки. Фотография О. А. Скобелева

В преобладании ржи над ячменём, думается, сказывались сформировавшиеся вкусовые предпочтения северного населения: ржаной хлеб оно явно предпочитало ячменному. Кроме того, крестьянская Русь постилась, и постные дни составляли более половины православного года; люди, в питании которых постная еда занимала столь большое время и место, видимо, неспроста выбрали ржаной хлеб. Как установили учёные, уже в ХХ в., «содержание полноценных белков, высокая калорийность, а также наличие витаминов (А и В) делают ржаной хлеб особенно ценным, когда организм получает недостаточное количество мясных продуктов» [15] .

На самом севере земледельческой зоны рожь замещал ячмень, который, как яровой злак с самым коротким периодом вегетации, способен вызревать даже на полярной границе земледелия, где рожь не выдерживает суровых климатических условий.

К концу ХIХ в. рожь в лесной полосе России приобрела ещё большее значение: под неё отводилось от 30 до 60 % общей посевной площади, в то время как пшеница занимала менее 1%. В Олонецкой губернии соотношение площадей посевов хлебов на 1881 г. было следующим: под рожь занято 44,53% засеваемой земли, под овёс – 41,97%, под ячмень – 13,18%, под пшеницу – 0, 32%, гречиха высевалась всего на 24 десятинах [16] (1 десятина равна 1,0925 га). В Великогубской волости (куда входили и кижские деревни) посевы в начале ХХ в. находились в следующем соотношении: рожь – 50,2%, овёс – 45,5%, ячмень – 4,3% от общей площади посевов. Как видим, доля ячменя здесь ещё меньше, чем в среднем по губернии; остальные культуры, видимо, высевались в незначительных количествах [17] . Рожь была хлебом людским; овёс, в основном, шёл на корм лошадям.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В середине ХХ в. самыми распространёнными зерновыми культурами лесной полосы по-прежнему оставались рожь, овёс и ячмень [18] . Такова краткая история появления ржи в Евразии и бытования её в России, преимущественно в её лесной части. Современное положение ржи в мировом сельском хозяйстве следующее: в 2000 г., на рубеже 2 и 3 тыс., по посевным площадям и валовому сбору зерна озимая рожь занимала 6–7 место среди зерновых культур, уступая пшенице, рису, ячменю, кукурузе, просу и овсу, и обеспечивала всего 1–1,2% мирового производства зерна. Россия оставалась и остаётся крупнейшей «ржаной державой» мира; в 2000 г. она производила 26,5% мирового валового сбора зерна ржи. При этом у нас, как и во всём мире, наблюдается тенденция ежегодного уменьшения посевных площадей, отводимых под рожь [19] .

Но безоблачным положение «ржаного дела» в России назвать никак нельзя: тенденция снижения на рубеже веков превратилась в катастрофическое падение – с 1981 по 2010 гг. посевные площади под рожь снизились у нас на 81,9 %! Падение прекратилось только в 2012 г., когда произошло пусть и небольшое, но всё же увеличение посевных площадей. Если раньше Россия могла положиться на значительные размеры своего озимого клина, то в современных условиях она лишилась этого фактора продовольственной безопасности. В последние годы произошло сокращение производства и потребления ржаного хлеба… [20]

Как видим, рожь выращивали и выращивают во многих странах на разных континентах Земли. Но лишь нечерноземную Россию прошлого, примерно с ХIII в. по середину ХХ в., можно с полным правом назвать безраздельным «ржаным царством». Так, в 70-х годах ХIХ в. рожь была ведущей культурой в 40 из 50 губерний Европейской России; причём возделывалась она преимущественно для внутреннего потребления и являлась главным хлебным злаком страны [21] . Интересно, что столицей этого «царства чёрного хлеба» в ХIХ в. являлась Москва, т. к. в Московской губернии, по состоянию на 1881 г., пшеницы сеяли меньше, чем в какой-либо другой губернии Европейской России, – всего 12 десятин, составлявших 0,003 % общей посевной площади, в то время как рожь там занимала 55,6 % посевов! [22] В этом смысле Москва была истинно народной столицей.

Рис. 8. Жнитва – время жней. Жница порою сливается с убираемой рожью. 2014 г. Фотография Б. Д. МоскинаРис. 8. Жнитва – время жней. Жница порою сливается с убираемой рожью. 2014 г. Фотография Б. Д. МоскинаРис. 9. Бабка сжатой ржи и поле поспевающего овса за ней, остров Кижи, 2004 г. Фотография Р. С. МартьяноваРис. 9. Бабка сжатой ржи и поле поспевающего овса за ней, остров Кижи, 2004 г. Фотография Р. С. МартьяноваРис. 10. Поле спелой ржи, солома обычного цвета с участием розовой, остров Кижи, 2004 г. Фотография Р. С. МартьяноваРис. 10. Поле спелой ржи, солома обычного цвета с участием розовой, остров Кижи, 2004 г. Фотография Р. С. Мартьянова

Простирались владения светло-золотой царицы полей в России от Балтики до Тихого океана; от Воронежа и Липецка, расположенных приблизительно на широте 52 градуса, до 69-го градуса северной широты в Европе [23] ; ну а в Сибири они занимали подавляющее большинство лесных пахотных земель, поднимаясь к северу до 64 градуса широты по рекам Лене, Вилюю и Алдану с их притоками [24] .

Да, сейчас многие, очень многие поля у нас заросли бурьяном и даже лесом – царица сусально-золотая сдала свои многовековые позиции. Нужно обладать изрядным воображением, чтобы представить себе родные просторы такими, какими они были ещё в первой трети ХХ в. Нужно многое потрудиться узнать и правильно понять, чтобы в душе воскресла былая и во многом неизвестная даже пожилым россиянам наша древняя «ржаная культура».

Рис. 11. Доброта ржаного поля привлекает и укрывает ребёнка… Кстати, хорошо заметен восковой налёт на стеблях и листьях зелёной ржи. Остров Кижи, июнь 2008 г. Фотография О. А. СкобелеваРис. 11. Доброта ржаного поля привлекает и укрывает ребёнка… Кстати, хорошо заметен восковой налёт на стеблях и листьях зелёной ржи. Остров Кижи, июнь 2008 г. Фотография О. А. Скобелева

К осознанию понятия «ржаная культура» или даже «ржаная цивилизация» автор пришёл, проживая жизнь на северной земле и выращивая хлеб на экспозиционных полях музея-заповедника «Кижи», беседуя с северянами-земледельцами, узнавая из книг [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

о прошлом Русского Севера, наконец, вспоминая своего деда Кузьму Никитича и его работу на земле. Дедов дом в Тверской губернии окружали со всех сторон поля, и каждое поле для нас, внуков, было как море, и больше всего среди них было морей матушки-ржи. Моря ржи скрывали и птиц, и зайцев с лисами, и нас, и даже коров, если пастухи недоглядели, – высоченная она была, неоглядная…

В самом деле, если говорят о «пшеничной культуре» Древнего Египта и других древнейших цивилизаций – «маисовой культуре» племён майя [25] , «ячменной культуре» народов Британских островов, «рисовой культуре» Китая и Японии, – то культуры большинства земледельческих народов Европейской России можно объединить словом «ржаные» – и по сходству роли в них ржи, и по сходству хозяйственно-бытовых, мировоззренческих и поведенческих укладов северных земледельцев. Мне кажется, можно понимать «ржаную культуру» как общую для них, наднациональную.

Рис. 12. Жнитва – дело артельное, согласное. Остров Кижи, 2008 г. Фотография О. А. СкобелеваРис. 12. Жнитва – дело артельное, согласное. Остров Кижи, 2008 г. Фотография О. А. Скобелева

Ржаной хлеб из муки грубого помола на естественной закваске (на «кислом» – по-заонежски) был для российских народов не только продуктом питания, но и постоянным мощным предохраняющим средством против ожирения, сердечных, нервных и онкологических заболеваний. Природный ржаной хлеб, являясь основой здорового питания, издревле оберегал потомство, а, следовательно, и народное здоровье [26] .

Интересно, что представления о матушке-ржи верных сынов российского «ржаного царства» прямо противоположны мнениям о ней народов более южных «пшеничных культур», считавших рожь злостным сорняком в посевах своей «королевы» – пшеницы, а ржаную муку – вредной примесью в муке пшеничной [27] . Показательно в этом отношении мнение знаменитого римского писателя Плиния Старшего (23–79 гг. н. э.), писавшего о ржи, выращиваемой у подножия Альп, следующее: «Это наихудший хлеб и употребляется в пищу только с голода. Растение это урожайное… замечательное своей тяжеловесностью. К нему подмешивают полбу (древний вид пшеницы), чтобы смягчить его горечь, но и в таком виде желудок с трудом её выносит. Растёт она на любой почве и сама служит удобрением» [28] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Рис. 13. Портрет Плиния Старшего (23–24.08.79 г. н. э.)Рис. 13. Портрет Плиния Старшего (23–24.08.79 г. н. э.)

Названия ржи на персидском, арабском, афганском, сартском и турецком языках говорят о том, что земледельцу Юго-Западной Азии это растение известно с глубокой древности лишь как сорняк в посевах пшеницы и ячменя. По-персидски рожь называется «джоу-дар», или «чоу-дар», – «трава, засоряющая ячмень», также рожь называют в Туркестане, Индии, Аравии и Малой Азии. В Афганистане её называют «гандум-дар» – «трава, засоряющая пшеницу» [29] . Южные земледельцы издревле боролись с рожью, решительно предпочитая ей пшеницу, даже когда рожь по урожайности пшеницу превосходила. К ржаному хлебу у них было принято относиться с пренебрежением; в целом такое отношение южан ко ржи сохраняется и в наши дни.

В настоящее время западные и идущие в их кильватере страны – США, Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия – потребляют почти исключительно пшеничный хлеб, стремятся приблизиться к ним в этом отношении и страны Западной Европы. Можно сказать, что господство пшеничного хлеба сейчас является одним из признаков глобализации на западный манер, оно воздействует даже на искони «рисовые государства». Но всё же и на Западе находятся разумные силы, противостоящие диктату торговой цивилизации: например, в Германии, Польше и странах Скандинавии ржаные изделия зачислены в группу здорового и диетического питания; в Финляндии государство осуществляет программу «Рожь», направленную на оздоровление населения страны [30] .

Но мы поведём дальше наш обстоятельный рассказ о любимом чёрном хлебушке и матушке-ржи. Какова же она, рожь, объединившая многие северные народы и сыгравшая в их судьбе столь значительную роль? Давайте теперь посмотрим на это замечательное культурное растение взором, вооружённым знаниями палеоботаники, систематики и других наук о растениях.

Итак, откуда есть пошла рожь-матушка? Происхождение растения рода ржи относится к средне- и верхнетретичному периодам кайнозойской эры, т. е. появилась она примерно 55,8–23,03 млн лет назад. В это время на земле возникли злаки, к которым принадлежит и рожь [31] . По принятой систематике растений, наша полевая рожь относится к семейству Poaceae (злаковые), трибе (колену) Hordeae (ячменные), роду Secale (рожь), имеет видовое название Secale cereale (рожь посевная), данное основоположником систематики растений Карлом Линнеем. На самом деле уже в ХХ в. было установлено, что рожь посевная (Secale cereale) произошла ото ржи сорно-полевой (Secale segetale) и фактически является её подвидом; но изменить видовое название в пользу ржи сорно-полевой невозможно, т. к. Secale cereale является мемориальным линнеевским видом [32] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Рис. 14. Вот они – ржаные красота и здоровье! Можно также отметить, что рожь на Кижах принадлежит к формам с белыми и жёлтыми колосьями. 2014 г. Фотография Б. Д. МоскинаРис. 14. Вот они – ржаные красота и здоровье! Можно также отметить, что рожь на Кижах принадлежит к формам с белыми и жёлтыми колосьями. 2014 г. Фотография Б. Д. МоскинаРис. 15. Рожь посевная, Secale cereale. Общий вид растения, цветущего и спелого колоса, колосков и зёренРис. 15. Рожь посевная, Secale cereale. Общий вид растения, цветущего и спелого колоса, колосков и зёрен

Внутри вида ржи посевной ещё в конце ХIХ столетия Кёрнике выделил 5 разновидностей; позже В. Д. Кобылянским также были выделены пять подвидов [33] . Н. И. Вавилов, проведя большую работу, установил 18 разновидностей культурной ржи [34] ; в то же время В. И. и В. Ф. Антроповыми были описаны 40 её разновидностей [35] . Заметим что, как правило, на одном поле всегда встречаются сразу несколько форм ржи, например формы со светло-жёлтым, зелёным и коричневым зерном; также обычно растения различаются по степени развитости остей (заострённых отростков колосковых чешуй), степени опушенности стебля, длине колосьев, открытости зёрен и другим признакам [36] .

Рис. 16. Налитой кижский колос. Зерно такое округлое и полновесное, что некоторые путают нашу рожь с тритикале – гибридом ржи и пшеницы. Но по мере высыхания, теряя влагу, оно превращается в обычное ржаное зерно. По поводу морфологии кижской ржи можно заметить, что она относится к открытозёрной форме северной группы ржи, обычно имеет плотные колосья с прижатыми остями средней длины и наружными цветковыми чешуями с щетиновидными шипиками. Фотография О. А. СкобелеваРис. 16. Налитой кижский колос. Зерно такое округлое и полновесное, что некоторые путают нашу рожь с тритикале – гибридом ржи и пшеницы. Но по мере высыхания, теряя влагу, оно превращается в обычное ржаное зерно. По поводу морфологии кижской ржи можно заметить, что она относится к открытозёрной форме северной группы ржи, обычно имеет плотные колосья с прижатыми остями средней длины и наружными цветковыми чешуями с щетиновидными шипиками. Фотография О. А. Скобелева

Основным районом происхождения рода Secale, как уже указывалось, считают Закавказье с прилегающими к нему Северо-Западным Ираном и Малой Азией. В этих местах сосредоточено большинство установленных диких видов, сохранившихся здесь и по настоящее время [37] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Рожь посевная – однолетнее, реже двулетнее или многолетнее травянистое растение, обычно кустистое с основания [38] , имеющее мочковатую (по виду похожую на «перевёрнутый куст») корневую систему, причём эта система – самая мощная среди всех хлебных злаков. Корни нашей ржи проникают до 2 м в глубину и широко распространяются в стороны. При самых благоприятных условиях произрастания у одного растения ржи может образоваться 14 млн корней (с учётом четырёх порядков ветвления) с общей длиной 600 км и общей площадью поверхности 225 кв. м! [39] Некоторые источники утверждают, что по суммарной длине корней одного растения рожь посевная первенствует среди всех травянистых растений мира, и заносят её в список рекордсменов растительного мира с результатом более 619 км [40] . Вес корней озимой ржи на 1 га (10000 кв. м) составляет 5900 кг, в то время как, например, у озимой пшеницы – 3900 кг [41] . Неудивительно, что при такой великой опоре в земле рожь достигает иногда трёхметрового наземного роста.

Почему мы так подробно и красочно говорим о корневой системе ржи? Потому, что матушка-рожь – рослая, статная, золотая, крепко стоящая на родной земле, вросшая в неё корнями надёжно и неразрывно, стала символом России, её жизненной силы, красоты и доброты; сыграла значительную роль не только в хозяйственно-бытовом укладе населения, но и в формировании его эстетических и даже этических предпочтений и идеалов. Собственно, как и в миру – добрая мать для добрых детей. А основа её стати и красоты – удивительные ржаные корешки.

Рис. 17. Всходы ржи при достаточной влажности почвы появляются уже на четвёртый день после сева. Засеянное поле ненадолго становится розоватым, т. к. всходы кижской ржи всегда с сильным антоцианом (пигментом, окрашивающим части растений в красный, синий и фиолетовый цвета). Фотография О. А. СкобелеваРис. 17. Всходы ржи при достаточной влажности почвы появляются уже на четвёртый день после сева. Засеянное поле ненадолго становится розоватым, т. к. всходы кижской ржи всегда с сильным антоцианом (пигментом, окрашивающим части растений в красный, синий и фиолетовый цвета). Фотография О. А. СкобелеваРис. 18. Кущение и цветение озимой ржи. Каждое посеянное зерно образует несколько (на Кижах обычно до 7) стеблей с колосьями. Форма кустов – промежуточная. Цветёт же рожь на Кижах обычно в конце июня – начале июля («Об Ивану дни (07.07) – цвет, об Ильину дни (02.08) – хлеб»). Фотография О. А. СкобелеваРис. 18. Кущение и цветение озимой ржи. Каждое посеянное зерно образует несколько (на Кижах обычно до 7) стеблей с колосьями. Форма кустов – промежуточная. Цветёт же рожь на Кижах обычно в конце июня – начале июля («Об Ивану дни (07.07) – цвет, об Ильину дни (02.08) – хлеб»). Фотография О. А. Скобелева

Стебель ржи представляет собой полую соломину, состоящую из 3–7 междоузлий-«колен», соединённых узлами. Окраска стебля и листьев растущей ржи зелёная, с сизым оттенком из-за воскового налёта. По мере созревания сизовато-зелёный цвет поля последовательно изменяется на серо-зелёный, желтовато-серый и, наконец, становится светло-золотым. Ржаной колос учёные называют соцветием «сложный колос незаконченного типа» (у него нет верхушечного колоска). Колос состоит из двухцветковых (реже – трёхцветковых) колосков, прикреплённых к колосовому стержню друг над другом. Каждый плодоносящий стебель образует один колос. Спелые колосья нашей кижской ржи белёсые или соломенно-жёлтого цвета.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Плодом ржи является зерновка продолговатой или овальной формы, сжатая с боков, с продольной бороздкой, проходящей по всему тулову, на верхушке пушистая или голая.

Рис. 19. Зерно ржи, выращенной на Кижах: присутствуют формы прежде всего с коричневыми, зеленоватыми, реже – с жёлтыми и синеватыми зёрнами. Фотография О. А. СкобелеваРис. 19. Зерно ржи, выращенной на Кижах: присутствуют формы прежде всего с коричневыми, зеленоватыми, реже – с жёлтыми и синеватыми зёрнами. Фотография О. А. Скобелева

Рожь опыляется ветром и, в основном, является растением перекрёстноопыляемым (хотя на севере России и в Республике Бурятия выработались самоопыляющиеся формы ржи, гарантирующие получение зерна при неблагоприятной погоде во время цветения); как все ветроопыляемые растения, во время цветения она выделяет очень большое количество пыльцы (до 60 тысяч пыльцевых зёрен в одном цветке), так что в тихую сухую погоду над ржаными полями витает настоящее пыльцевое облако. Самоопыляться рожь обычно не может (самоопыляющиеся растения составляют не более 6 % от общего числа) и, изреженная в неурожайный год, рожь, лишённая оплодотворения пыльцой соседних растений, страдает от череззерницы (появляются колосья с полупустыми колосками) или полного бесплодия [42] .

Рис. 20. Запахивание навоза, остров Кижи, 2007 г. Фотография Б. Д. МоскинаРис. 20. Запахивание навоза, остров Кижи, 2007 г. Фотография Б. Д. Москина

В России всегда выращивали почти исключительно озимые формы посевной ржи (и в настоящее время озимая рожь составляет 99,8% посевов ржи в РФ); яровая же рожь – ярица – издавна возделывалась только в определённых районах, например на Украине, на лёгких почвах Нечерноземья, на Алтае и в Минусинской котловине, а также в тех местностях Восточной Сибири и Забайкалья, где озимая рожь вымерзает . А озимыми, как известно, называются формы злаков, которые не колосятся летом при высевании их весной, т. е. для полноценного развития им требуется целый год [43] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Рис. 21. Постановка снопов в бабку для просушки на поле, о. Кижи, 2014 г. Фотография Б. Д. МоскинаРис. 21. Постановка снопов в бабку для просушки на поле, о. Кижи, 2014 г. Фотография Б. Д. МоскинаРис. 22. Радость жатвы… Сколько приходилось читать о каторжном жатвенном страдном труде. И не меньше пришлось слышать слов старых крестьянок: «Я дак любила жать». И видеть вспыхивающий молодой огонь в их глазах Остров Кижи, 2008 г. Фотография Б. Д. МоскинаРис. 22. Радость жатвы… Сколько приходилось читать о каторжном жатвенном страдном труде. И не меньше пришлось слышать слов старых крестьянок: «Я дак любила жать». И видеть вспыхивающий молодой огонь в их глазах Остров Кижи, 2008 г. Фотография Б. Д. Москина

При вдумчивом рассмотрении ржи – её жизненного цикла и особенностей произрастания – мне кажется, мы можем извлечь для себя, вслед за нашими прадедами, следующие жизненные уроки и ориентиры:

1. Жизнелюбивость и жизнестойкость (рожь, при хороших условиях, всходит уже на четвёртый день после посева [44] и покрывает ярким зелёным ковром холодную осеннюю землю).

2. Активное противостояние злу (рожь подавляет сорные травы и очищает почву от болезней растений).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

3. Необходимость держаться родных корней (крепкие корни в родной земле – основа внешней и внутренней силы и красоты как ржи, так и человека).

4. Общинность мирской жизни (изреженная, недружная рожь становится бесплодной).

5. Включение холодного зимнего времени года в полнокровный жизненный цикл (чтобы расцвести весной и принести плод летом, ржи необходимо перезимовать под снежным покровом, который, с приходом православия, приобрел в крестьянской среде неписаный духовный статус Покрова Пресвятой Богородицы).

После краткого описания ржи как растения перейдём к самому её имени. Происхождение его имеет истоком очень далёкие времена. Современное слово «рожь» является наследием древнерусского названия этого хлеба – «ръжь», которое Владимир Даль считал вероятным производным от глагола «родить», «рожать» [45] ; приходилось также читать о происхождении названия «рожь» от слов «ржа», «рыжина» со значением «яркая, солнечная» от имени бога солнца древних славян (Яр, Ярило, он же Дажбог) [46] . Если имя Ярило характеризует солнце как мощное, горящее, неодолимое, то имя Дажбог говорит о солнце, дающем, дарящем всему живому жизнь, тепло, свет.

Не будучи лингвистом, из опыта земледельца я для себя вывожу происхождение слова «рожь» от «ражий» – крепкий, здоровый, сильный, видный, красивый47 (ружный, ружий – по-заонежски) и того же «рожать». Слова, кстати, родственные. И росту злак выдающегося, и родит даже в трудных погодных условиях почти во всякий год.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Рис. 23. Что такое рай на Земле? Думается – чистая природа, доброе согласие и работа для будущего. Остров Кижи, 2007 г. Фотография Б. Д. МоскинаРис. 23. Что такое рай на Земле? Думается – чистая природа, доброе согласие и работа для будущего. Остров Кижи, 2007 г. Фотография Б. Д. Москина

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф