Вершина деревянного зодчества @kizhi
Преображенская церковь является вершиной деревянного зодчества России. Она вобрала в себя весь предыдущий опыт и лучшие достижения многовекового плотницкого мастерства.
За кажущейся на первый взгляд сложностью её конструктивного решения прослеживается чёткий и ясный архитектурный замысел. В основу церкви заложен крестообразный план, образованный центральным восьмистенным срубом («восьмериком») с четырьмя прирубами, обращёнными по сторонам света. Сооружения подобного типа называются «восьмерик с четырьмя прирубами» или церковь «круглая о 20-ти стенном окладе».
Идея «всефасадности» заложена в центричности её композиции: церковь не имеет парадной стороны, она одинаково красива со всех сторон.
Пирамидальную устремленность ввысь церкви придают три восьмерика, поставленные один на другой и постепенно уменьшающиеся кверху в пропорции (18, 6, 3 метра). Вместе с 4-мя прирубами они создают живописную 5-ти ярусную композицию. Пятистенный алтарь устроен с восточной стороны. С запада к основному объёму примыкает просторная трапезная (притвор) с высоким парадным двухмаршевым крыльцом.
Церковь срублена из сосны «насухо», т.е. без прокладки мха между венцами и увенчана 22-мя разновеликими (по ярусам) главками, покрытыми осиновым лемехом. Главы установлены на «бочках» – кровлях криволинейных конструкций, повторяющих силуэты куполов. Преображенская церковь – произведение своего времени, отразившего стремление к особой пышности и нарядности, характерные для народной культуры России начала XVIII века.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В её создании нашло яркое отражение сочетание строительной мудрости и практической целесообразности: система водостоков и архитектурные формы объединены в единое целое, обеспечивая зданию сохранность и долговечность. Кроме тщательно продуманной системы водозащиты, в которую включены все купола, бочки и полицы, выведенные дополнительными водосбросами в местах своих совмещений; предусмотрено устройство внутренней, страховочной кровли над «небом» – потолком куполообразной формы.
Основным инструментом плотников был топор. Следы рубки топором хорошо видны на торцах венцов и на затеске внутренних стен. Все сложные конструкции выполнены также преимущественно топором, без использования гвоздей. Лемех на главках, по утверждению местных плотников, первоначально крепился деревянными нагелями и лишь позднее стал прибиваться кованными, а затем гвоздями заводского изготовления. Зодчие понимали, умели ценить пользу и красоту дерева. Они хорошо знали технические, конструктивные и декоративные возможности древесины. Совсем не случайно на покрытие куполов использовался лемех из осины: её древесина легко поддается обработке топором, приобретая нужную форму; не дает трещин, а со временем приобретает «зеркальные» свойства передавать постоянно меняющиеся краски северного неба.
На примере Преображенской церкви зодчие сумели воплотить свои знания в жизнь наиболее полно и добились небывалого успеха. В её образных архитектурных формах они ярко и сильно выразили своё, народное, представление о высоком духовном предназначении главной церкви Кижского погоста – крупного административного центра в Заонежье.
К сожалению, имена создателей церкви Преображения Господня неизвестны. Жизнь её окружена легендам. «Не было, нет и не будет такой!» сказал мастер Нестор и закинул свой топор в Онежское озеро.
Церковь Преображения была не единственной на территории Обонежья.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Ближайшей её предшественницей считается Покровская церковь в селе Анхимово, построенная на 6 лет раньше, в 1708 году (сгорела в 1963 году). Их сходство неоспоримо. Предположительно, обе они были построены одной и той же плотницкой артелью.
Исследователи отмечают самобытность русского храмового многоглавия, большое разнообразие его форм и возникновение именно на русской почве. Необходимо принять во внимание, что первые православные церкви на Руси, возникшие в конце X века, также были многоглавыми. Архитектор М.В.Красовский по поводу создания этих двух церквей писал: «Многоглавие, кажущееся одним из новшеств начала XVIII века, представляет, в сущности, возврат к старине, и притом к своей собственной, чисто народной, так как из летописей известно, что первоначальный соборный храм Новгорода, Святая София, построенная из дубового леса, имела 13 верхов. Хотя в вытегорском храме идея многоглавия нашла свою окончательно вылившуюся форму, но всё же в нём ещё чувствуется некоторая неуравновешенность масс. Эти недочёты совершенно отсутствуют у церкви Преображения в Кижском погосте, тонкое художественное чутьё подсказало зодчему ввести незначительные, по существу, детали, превратившие его произведение в шедевр, который смело можно назвать венцом деревянного зодчества…».
Довольно поздно, лишь в самом начале XVIII века многоглавие вновь заявило о себе в деревянном зодчестве Севера каскадом звучных куполов. Это наблюдение убедительно подтверждают 21 и 22-х главые церкви в Анхимове и на острове Кижи. Именно на этот период приходится пора расцвета России при Петре Великом, устремившейся к европейской цивилизации, к праздничности и свободе в разных видах творчества.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.