Нелегальные фотооткрытки из фондов музея-заповедника «Кижи» и советский кинопрокат в послевоенные годы (1945-1952) Vkontakte@kizhi

Элеонора Васильева. Одесса. 12 октября 1949 г.  Фрагмент фотографии из фондов музея-заповедника «Кижи». КП-8798/3.Альбом Элеоноры Васильевой. Л. 22. Фото О. А. Семененко.

Посвящается жене Людмиле.

Н.И.Шилов

Настоящий каталог посвящён мало изученному феномену массовой отечественной культуры второй половины 1940-х – начала 1950 гг. – нелегальным фотооткрыткам [1] , тематически относящимся к кино [2] , в то время самому доступному и востребованному для большинства населения страны искусству и потому поистине важнейшему из искусств [3] .

В журнале «Крокодил» существовала рубрика «Нарочно не придумаешь». Вот один из таких перлов, достойных рубрики, (цитирую по памяти) «Дорогая редакция! Я собираю артистов. Пришлите мне Марчелла Магомая». Неизвестно, кто именно интересовал автора этого обращения – Марчелло Мастроянни или Муслим Магомаев, но понятно, что человек (скорее всего, девушка) собирал открытки с изображением популярных артистов. В 1950/1970-е гг. собирание таких открыток было повальным увлечением, прежде всего у девушек. Открытки продавались в киосках «Союзпечати», ими обменивались, их «доставали». В первое послевоенное десятилетие было это же увлечение, но «артистов» практически не было в киосках. Официально открытки с их изображением выпускали лишь отдельные фотоателье и в количестве, неизмеримо меньшим от спроса. Спрос рождает предложение. Естественно, нашлись предприимчивые люди, которые не замедлили заполнить нишу. Это была «левая» продукция фотоателье и поделки частных фотографов. Бесцензурные фотооткрытки делали тремя способами: переснимали с официальных изданий, перепечатывали с прокатной ленты, нередко фотографировали прямо с экрана во время демонстрации фильма [4] . Такие открытки, в отличие от легальных, не содержали сведений об их изготовлении, не имели цензурного разрешения, указания цены, т. е. были бесцензурными, нелегальными. Продавались они исключительно «из-под полы», обычно глухонемыми, в местах массового скопления людей (вокзалы, рынки, поезда и т. д.). Цены были доступными, но приносили прибыль изготовителям, тем более, что анонимные изготовители, в отличие от официальных, налогов не платили. Распространение открыток было локальным – в основном в месте (области) их изготовления [5] .

«Мы тратили деньги вместо завтраков „на артистов", – вспоминала отечественная кинозвезда Людмила Гурченко, – бежали после школы на базар и покупали ещё и ещё, обменивались: „За Дину Дурбин даю четырёх Нельсонов, а ты мне обещала Серову". Позже, в Москве, папа жаловался моей московской подруге Наде: „Надь, ты тока подумай, у школи, вокурат после войны, есть нима чего, а она етих актеров накупить... Усе стены позаклеить ими, и усе новые и новые, новые и новые... Усех и не запомнишь у лицо, а она и усе фильмы знаить, и биографию каждогознаить, иусю музыкуз фильмов етихпоеть... – во, брат, з детства так було..’.'» [6] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Всего в собрании Элеоноры Васильевой 104 фотооткрытки (КП-8556/2- 105), размещённые в альбоме (КП-8556/1) [7] , из них 2 открытки (КП-8556/104, КП-8556/105) изданы официально и 102 открытки (КП-8556/2-103) сделаны нелегальным способом.

На 41-й нелегальной открытке – по 8 кадров из 40 кинофильмов (всего 328 кадров). Размеры этих открыток меньше стандартных почтовых открыток – от 9х5,9 см до 8,2х5, 4см; 8,4х5,3 см (средний размер – 8,6х5,6 см). Размер каждого кадра на 30 открытках – 1,7х2,2 см; размеры кадров 11 открыток больше или меньше этого размера на 1 мм. Размеры открыток с одним кадром (59 открыток) также весьма невелики. Если не считать самую крупную по размерам открытку (12х8,7), их средний размер 6,6х6,3 см; средний размер кадра 4,2х5,5 см. На двух открытках (9,4х6,4 см и 7,8х5,6 см) – по 2 кадра из американского фильма «The Men in Her Life» (в советском кинопрокате «Балерина») с размерами соответственно: 3,3х4,3 см; 3,5х4,3 см; 2,9х4,5 см; 3,2х4,5 см.

Самодельные открытки, за редким исключением, изначально содержат информацию лишь о названии фильма в советском кинопрокате. Только на 8-ми открытках из собрания Э. Васильевой (КП-8556/11,20,36,52,54,59,78,88), которые являются репродукциями других открыток, имеются дополнительные сведения. Указаны режиссёр Г. Александров, шесть советских актёров: Л. Орлова, Н. Черкасов, Л. Целиковская, А. Тарасова, Л. Смирнова, Я. Жеймо, американская актриса Лоретта Янг и немецкая актриса Марика Рёкк.

«Подпольная индустрия, – писал Иосиф Бродский, – была начеку, и сразу после выхода фильма у какой-нибудь сомнительной личности в общественной уборной или в парке можно было купить открытку с фотографией актрисы или актера» [8] .

Одно из редких собраний нелегальных фотооткрыток по кино хранится в фондах музея «Кижи». Это альбом с фотооткрытками [9] , на которых изображены кадры из советских и зарубежных кинофильмов, советские и зарубежные киноактёры 1930-х – начала 1950-х гг. Открытки датируются первыми семью послевоенными годами.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Альбом принадлежал Элеоноре Николаевне Броверман, урождённой Васильевой (1932, Одесса – 2012, Петрозаводск). В 1932-1952 гг. она жила в Одессе. Став женой офицера, жила на Чукотке, в Молдавии, в Мурманске, в 19722012 гг. – в Петрозаводске. В Петрозаводске работала машинисткой в редакции газеты «Ленинская правда», секретарём-машинисткой Торга «Гастроном», секретарём начальника станции «Петрозаводск», лаборантом медицинского училища.

Собрание открыток относится к послевоенному – одесскому – периоду жизни Элеоноры Васильевой, когда ей было 15-20 лет.

На 26-ти листах в самодельные прорези альбома вставлены 98 фотооткрыток. Шесть открыток вложены в альбом без закрепления в прорезях. [10]

93 из 102-х кустарных открыток аннотированы Элеонорой Васильевой следующим образом.

На 47 открытках обозначены страны-производители фильмов. При этом происхождение нескольких иностранных фильмов отмечено ошибочно (об этом см. ниже).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

На 75-ти открытках весьма кратко указаны отдельные действующие лица фильмов и/или их исполнители. Эти записи также содержат ошибки и неточности. Что касается советских фильмов, то исполнительницей роли Сильвы в одноименном фильме А. В. Ивановского вместо З. А. Смирновой-Немирович названа «Немирович-Нежданова»; исполнителем заглавной роли в фильме В. И. Пудовкина «Адмирал Нахимов» назван «артист Чирков», который в фильме не снимался; роль адмирала сыграл А. Д. Дикий. (Ошибки и неточности Элеоноры Васильевой в аннотациях открыток по иностранным фильмам см. ниже).

Из числа кустарных открыток 4 открытки с портретами советских (А. К. Тарасова, Л. Н. Смирнова) и зарубежных (Лоретта Янг, Марика Рёкк) киноактрис; на 43-х открытках представлены кадры из 28-ми советских кинофильмов 1936-1949 гг., на 55 открытках – кадры из 30 иностранных кинофильмов 1934-1950 гг.

На открытках представлены кадры из фильмов 25-ти советских и 54-х зарубежных кинорежиссёров с участием 70 советских и 100 зарубежных киноактёров.

Каждая открытка мною аннотирована. В работе в основном использованы материалы из Интернета – публикации официальных документов, статей киноведов, филокартистов, писателей, деятелей культуры и искусства, кинозрителей, а также справочные материалы, прежде всего из порталов о кино и театре: https://www.kinopoisk.ru/, http://www.kino-teatr.ru/. В результате установлены:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Подбор открыток в альбоме Элеоноры Васильевой свидетельствует как о послевоенном репертуаре одесских и в целом советских кинотеатров, ассортименте нелегальных открыток той поры, так и о вкусах и пристрастиях собирательницы. По какой-то причине в её альбоме не представлены, например, такие популярные после войны отечественные фильмы, как «Подвиг разведчика», «Сказание о земле Сибирской», «Сельская учительница», «Молодая гвардия», «Повесть о настоящем человеке», «Кубанские казаки», «Падение Берлина», «Смелые люди», а также иностранные кинокартины «Путешествие будет опасным» (оригинальное название «Дилижанс»), «Сети шпионажа» (оригинальное название «Гибралтар») и другие.

// Нелегальные фотоотрытки из фондов музея-заповедника «Кижи»...
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2018. 264 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф