Владимир Максимов
Генетика мастерства
@kizhi
Максимов Владимир Николаевич, из деревни Ерснево Кижского сельсовета. В 1951 г. окон- чил архитектурно-строительный техникум, в 1964 г. — Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта. Два г. работал на реставрации кижских памятников, позже — сотрудник МВД.
Окончив архитектурное отделение Петрозаводского архитектурно–строительного техникума, в 1951 г. я был направлен на работу в научно реставрационную мастерскую при управлении по делам строительства и архитектуры при Совете Министров. В эти годы начинались масштабные реставрационные работы по Кижскому ансамблю деревянного зодчества
Возглавлял эту работу московский архитектор А В. Ополовников, руководил Б. Ф. Елупов, который жил в деревни Ерснево, рядом с домом моего отца
Здесь я впервые познакомился с Александром Викторовичем. Он много рассказывал о своем видении реставрации Преображенской и Покровской церквей. Мне, молодому технику–архитектору, интересно было все это слушать. Любил он рассказывать охотничьи байки, т. к. сам был заядлым охотником.
Мой родственник – Манылин Никита Григорьевич – был высококвалифицированным столяром. При реставрации этих объектов выполнял все погонажные детали (причелины, полотенца, наличники и др. детали). Вспоминается один из эпизодов рассказа А В. Ополовникова.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Когда при восстановлении крыльца Преображенской церкви нужно было изготовить столбы по подобию одного сохранившегося, который стоял с левой стороны, о стену при входе в трапезную, я дал задание Никите Григорьевичу изготовить все другие. И вот когда столбы были готовы и установлены на место, я обнаружил, что взамен трех порезок на столбах, венчающих резную выкружку столба, Никита Григорьевич сделал четыре порезки, а не три. Я сделал ему замечание. Он ответил: Александр Викторович, посмотрите внимательно на все, убедитесь, что столбы с четырьмя порезками выглядят не хуже, а лучше, да и мы не хуже тех мастеров, что делали раньше.
Да, присмотревшись, я убедился, что прав Никита Григорьевич. Так чувство художественного мастерства архитектора–реставратора и мастера–исполнителя реставрации объединились в живое мастерство реставрации памятника Кижского деревянного зодчества.
2010 г.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.