Гущин Б.А. (г.Петрозаводск)
«Во сколько вы оцените всю Россию?!»
@kizhi
Гущин Борис Александрович, ведущий научный сотрудник музея-заповедника «Кижи».
Нет ничего правдивее мифов и легенд. По прошествии десятилетий многие из них оборачиваются чистейшей правдой. Об одной из таких историй о судьбе памятников деревянной архитектуры Русского Севера я и расскажу, заодно напомнив и о роли личности в истории и необходимости бороться за сохранение культурных ценностей на самых высоких уровнях власти.
Я помнил только слухи и разговоры о том, что в Карелии в 1963 г. почему-то собрались уничтожать многие памятники деревянного зодчества.
Я был тогда студентом II курса истфака ПетрГУ, а нашим куратором была Татьяна Владимировна Старостина, активный радетель за всю нашу старину. Так что совсем не мудрено, что какие-то отголоски каких-то тайных течений и обсуждений доходили и до нас, студентов Т. В. Старостиной. Тогда же мы узнали и о том, что в итоге ничего уничтожено не было.
Кижские плотники-реставраторы, к которым якобы пришел приказ об уничтожении часовен «Кижского ожерелья», сказали: «Не мы их строили, не нам и ломать». А ученый-фольклорист Дмитрий Балашов, уже не раз выступавший до этого вместе с Т. В. Старостиной в защиту памятников старины, опять же по слухам, написал письмо в ЦК КПСС, где были такие слова: «Часовню в деревне Подъельники оценили по стоимости дров. Во сколько вы оцените всю Россию?!»[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Многие десятилетия мне все это казалось слухами... Но это была правда!
Как свидетельствуют архивные документы, последние годы правления Н. С. Хрущева – это годы нового наступления на Церковь. В 1963 г. управляющий делами Совета Министров КАССР (он же уполномоченный по делам Русской православной церкви) Петр Афанасьевич Семенов подписал список из 116 церквей и часовен, подлежащих безотлагательному уничтожению.
Я не знаю, уж каким образом об этом списке узнал любимый молодежью 1960 гг. достаточно аполитичный писатель Константин Георгиевич Паустовский, – это его глубоко возмутило, и он написал гневное, но в то же время достаточно сдержанное (не в пример Д. М. Балашову) письмо Главе государства. К. Г. Паустовский задумал это письмо как коллективное обращение деятелей культуры. С черновиком письма он пришел к Корнею Ивановичу Чуковскому. Писатели обсудили текст, переписали его хорошим почерком на красивой бумаге. Из деятелей культуры, подписавших письмо, были также Леонид Леонов и Владимир Фаворский.
Письмо заканчивалось следующими словами: «...Недалеко время, когда великолепные эти произведения станут объектами отечественного и мирового туризма и источником гордости нашей страны. Почти все церкви, входящие в список Семенова, являются признанными памятниками архитектурного искусства (XVI, XVII и VIII в.) ... Мы обращаемся к Вам, дорогой Никита Сергеевич! Мы умоляем Вас спасти наше северное искусство... от холодных рук и равнодушных сердец, иначе будет обездолена наша великая культура».
В 1963 г. ни один памятник в Карелии не был разрушен.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Прочитать об этом можно в «Дневнике» Корнея Чуковского. [1]
- [1] Чуковский К. Дневник 1901 – 1969: В 3 тт. – М.: ПрозаиК, 2011. – Т.З. - С. 360,569.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.