Валерий Коробейников
Как Николай Анисимович Щелоков помог острову (из книги «Ночная милиция». Петрозаводск, 2011)
@kizhi
Коробейников Валерий Петрович, заслуженный сотрудник внутренних органов РФ, заслуженный работник правоохранительных органов РК, экскурсовод музея «Кижи» в 1970 г.
...В 1968 г. Карелию посетили министр внутренних дел СССР Николай Анисимович Щелоков и его коллега из Болгарии Дико Диков. Экскурсию по экспозиции музея проводила для них Виола Гущина, ее эмоциональный рассказ, глубокое знание темы произвели на высоких гостей неизгладимое впечатление. Неслучайно позднее Николай Щелоков, по свидетельству ветеранов МВД Карелии, сказал: «Чем ближе подходишь к острову, тем ниже склоняешь голову перед величием открывающейся картины. А при виде Преображенской церкви невольно хочется преклонить колени перед красотой творения рук человеческих». Вскоре после визита Щелокова, разделившего опасения Гущиной по вопросу противопожарной безопасности Погоста, было принято решение об организации на о.Кижи пожарной части, что и было сделано.
Криминогенная обстановка в глухом Заонежье в то время была довольно спокойной. Однако без милицейского надзора объекты, расположенные на острове, не оставались. Тогда все, что находилось в акватории Онежского озера, включая Кижи, было отнесено к зоне ответственности ЛОВДТ (линейного отдела внутренних дел на транспорте), в состав которого входило подразделение так называемой «водной» милиции. Возглавлял его Алексей Михайлович Орлов, в годы Великой Отечественной войны – легендарный разведчик. Вся его боевая биография была связана с «работой» на территории оккупированного Заонежья. И так сложилось, что и после войны именно здесь продолжилась его служба.
Постоянного милицейского поста на острове не было, однако при следовании туристических теплоходов сотрудники водной милиции их сопровождали, обеспечивали общественный порядок на причале, территории музея.
Не менее важным являлся вопрос профилактики преступлений на острове, прежде всего сохранности музейных ценностей. К художественным ценностям музея не остались «равнодушными» и злоумышленники. Июльской ночью 1968 г. из иконостаса Преображенской церкви был похищен средник иконы «Троицаветхозаветная с хождением». Он представлял из себя двухстворчатый складень с барельефным изображением Богоматери и Иоанна Предтечи, датируемый XVIII в. По факту кражи этой уникальной иконы было возбуждено уголовное дело, велась работа по ее розыску, но, к сожалению, преступление до сих пор не раскрыто.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Кратко коснувшись исторического аспекта кижской темы, хочу сказать, что какую-то часть сведений я получил не только из архивных источников, но и из непосредственных рассказов сотрудников музея. Тем более что в 1970 г., сразу после окончания университета, с июня по ноябрь я работал экскурсоводом на острове. Сотрудниками музея были многие выпускники историко-филологического факультета нашего университета, мои бывшие однокашники. В их числе – главный хранитель музея И. Тюриков, супруги Гущины, Л .Федотова и другие инициативные, влюбленные в свое дело люди. И, конечно, любые наши разговоры в той или иной степени касались музейных проблем и были неисчерпаемым источником информации о традициях и перспективах развития музея.
Одними из первых штатных работников музея, практически с первого дня его существования как самостоятельной структурной единицы, были научные сотрудники, мои однокашники по университету Борис Александрович и Виола Анатольевна Гущины. Они работают в музее до сих пор и уже сами стали живой легендой острова. Глубже и тоньше их, наверное, никто не знает всего, что связано с историей Заонежья, его легендами и архитектурой. Как никто другой, они смогли влюбить в наш северный край всех, с кем им приходилось общаться, проводя обзорные экскурсии по острову, рассказывая о памятниках старины.
Как раньше, так и сейчас гостями острова, и это понятно, были и являются многие знаменитые люди нашей страны. С одним из таких людей, Алексеем Улановым, бывшим тогда чемпионом мира по фигурному катанию вместе с Ириной Родниной, мы прожили вместе более двух недель. Много общались, рыбачили. Какое-то время потом созванивались, обменивались поздравлениями.
Еще один любопытный момент личного характера. Была у меня в то время собака, доберман-пинчер по кличке Лир. Тогда все сотрудники музея по очереди заступали на суточное дежурство по острову. В обязанности дежурного входил периодический обход территории музея, проверка целостности объектов, контроль за побережьем с целью исключения остановок и ночевок неорганизованных туристов и рыбаков. Это – в вечернее и ночное время, а днем приходилось решать иногда возникающие вопросы с поведением экскурсантов. На вооружении дежурных имелись радиостанции, поддерживалась связь со смотрителями всех памятников. В принципе обстановка была спокойная, за исключением редких ЧП.
Как-то днем во время обеда мы находились в административном корпусе. Вдруг мимо пробежал какой-то незнакомый мужчина. Спустя пару минут мы услышали женские крики, шум. Выйдя на улицу, увидели, как бежит смотрительница дома Ошевнева с криком: «Украли, украли!» и показывает на убегавшего мужчину. И тут мои любимый Лир показал свои замечательные служебные качества. Он мгновенно догнал злодея, убежавшего уже метров за 150, повалил и держал, пока мы не подбежали. Выяснилось, что мужчина украл большой ценный экспонат. Поскольку это происходило на глазах у иностранцев, туристов из Канады, ко мне подошли две женщины, восторженно отозвались о собаке. Этот эпизод, возможно, и забылся бы, но спустя примерно месяц меня вызывают на почту и вручают открытку с адресом: «СССР, о.Кижи, хозяину Лира». Мои канадские собеседники сообщали, что вернулись домой благополучно, восторгались Кижами, приглашали в гости, желательно, вместе с Лиром. Этот факт до сих пор вспоминают старожилы о. Кижи.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
2011 г.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.