Елена Дымова
Шесть счастливых школьных лет
@kizhi
Дымова Елена Анатольевна, директор школы на о. Кижи в 1993—1999 гг.
Школа на острове Кижи открылась 1 сентября 1993 г. Инициатором ее создания был директор музея Михаил Васильевич Лопаткин. В то время на острове постоянно жили несколько семей с маленькими детьми. Школа была необходима, чтобы людям не пришлось уезжать из Кижей, когда дети достигнут школьного возраста. Инициативу музея поддержали в Управлении образования г. Петрозаводска, и было решено открыть учебно-воспитательный комплекс «Детский сад – школа», соучредителями которого стали музей-заповедник «Кижи» и Управление образования города. Школа получила номер 49, так как относилась к Петрозаводскому ГУНО. Особую поддержку и просто человеческое участие начинание нашло в лице Татьяны Майевны Аноховой, которая позже приезжала на открытие школы и все годы ее существования помогала молодым учителям дельным советом и умением спокойно оценивать ситуацию. Школа открылась на базе сезонного детского сада, который работал на острове только летом. Его посещали дети музейных сотрудников и местных жителей. С окончанием летнего сезона сад закрывался. Работал он в доме Ананьевой в д. Ямка.
сентября 1993 г., во время открытия, здание школы было освящено отцом Тихоном (ныне – епископ Архангельский и Холмогорский), в нее пошли не только первоклассники Вася Варенов, Алиса Лебедь, Саша и Витя Штурмины, но и Саша Кузнецов, Коля Череповецкий, Миша Логинов, которые до этого уже учились в городе, жили у родственников, приезжали к родителям только на каникулы. Коля Штурмин к тому времени тоже закончил первый класс в одной из городских школ. Семья Штурминых переехала жить на остров в 1993 г., и Коля пошел во второй класс.
В начале первого учебного года стала складываться школьная библиотека. Первые книги принес Николай Александрович Соколов, спустя несколько дней – Михаил Васильевич Лопаткин. А на протяжении всего существования кижской школы, ежегодно, огромное количество книг дарил ей Виктор Тумановский. Первый год работы школы был самым трудным. Ставка учителя была выделена всего одна. Все уроки во всех трех классах вел одновременно один человек. Здание школы не было приспособлено для зимнего функционирования: комфортная температура в помещении была только во время оттепелей. В остальное время тепло от печей за ночь уходило сквозь неутепленные стены, а по технике безопасности протапливать печи в детских учреждениях можно было только вечером. В комнате, где занимались дошколята, было немного теплее, но все равно Нине Владимировне Коршуновой, которая работала воспитателем, приходилось проводить с детьми подвижные игры очень часто. Однако, несмотря на эти трудности, уже в первый год работы школы стали проводиться праздники – самый первый – Новогодняя елка – не только для детей и родителей, но и для всех жителей острова Со временем праздники стали получаться все лучше. Дети набирались опыта, с каждым разом чувствовали себя увереннее, а жители острова, кажется, приходили на такие мероприятия с неподдельной радостью. Наши старания и выносливость были оценены дирекцией музея, и после первого, самого трудного, учебного года. Михаил Васильевич Лопаткин пообещал, что в школе будет обязательно сделан ремонт с утеплением, установкой новых печей и электрообогревателей.
Надо сказать, что роль музея в жизни школы трудно переоценить. По Уставу школы музей как один из учредителей брал на себя всю хозяйственную деятельность. Те, кто помнит начало девяностых годов, должны понимать, насколько тяжелые это были времена, и для музея тоже. Тем не менее школа получала постоянную помощь и поддержку музея. Родители были полностью избавлены от поборов на нужды школы. Музей обеспечивал нас даже тем, что обычно приобретают родители: краски, альбомы, пластилин, ножницы. И самое главное – музей создал для обучения детей не только комфортные бытовые условия, отремонтировав здание, закупив мебель и лучшие на то время школьные доски, но и великолепную материальную базу. Далеко не каждая городская школа могла использовать на уроках аудиоаппаратуру и видеомагнитофон. Для проведения уроков музыки был куплен электромузыкальный инструмент. О подобных возможностях тогда могла мечтать не только любая сельская школа, но и большинство городских. Времена были довольно тяжелые. ГУНО выплачивало лишь заработную плату учителям, да и ее задерживали иногда месяца на три.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В 1994 г. в школу пришли первоклассники Валя Тере, Сережа Луговой, Ваня Варенов, Витя Бурков.В следующем, 1995 г. первоклассниками стали Жанна Ильина, Дима Коршунов и Проша Цыпляев. 1995 г. дал новый импульс развитию школы: нам выделили ставку второго учителя, которым стала Татьяна Анатольевна Корчуева. Еще за три недели до начала учебного года учителя не было. Объявления в газете и в обоих вузах Петрозаводска, выпускающих педагогов, не принесли никаких результатов. Двое позвонивших по объявлениям, узнав, что жилье предоставляется неблагоустроенное, все удобства находятся на улице, больше не перезванивали. Поэтому согласию Татьяны Анатольевны остаться работать на острове мы все очень обрадовались.
В тот момент она училась в педагогическом университете, перешла на 5 курс. Ее появление в школе считаю настоящей удачей для нас. С приходом Татьяны Анатольевны преподавание английского языка стало профессиональным. Достаточно сказать, что комиссия, приехавшая зимой 1996 г. на остров, осталась в приятном изумлении от уровня знания языка кижскими детьми, а чуть позже мы провели один из праздников полностью на английском языке. И конечно, работать в малокомплектной школе вдвоем было намного легче и интересней. Татьяна Анатольевна вела во всех классах уроки английского языка, математики и истории, рисование и труд.
Школа была отремонтирована. В ней стало тепло, светло и уютно. Дети радовали своими успехами и необычными подходами к некоторым вопросам. Всем известно, что кижские дети – не совсем обычные. Это неудивительно: на них все оказывало влияние. И остров, с его необыкновенным настроением, энергией и ощущением удивительной гармонии природного и рукотворного, не может не повлиять на душу человека. Вспоминаются некоторые моменты: Валюшка Тере удивительно хорошо писала творческие работы, особенно сочинения. Позднее она рассказывала – учительница в городской школе не сразу поверила, что это ее собственные работы. Сережа Луговой был очень способным ребенком с отличными памятью и логикой. Миша Логинов схватывал все налету, понимал с полуслова. Скромный и очень стеснительный Вася Варенов просто поразил нас своей памятью и способностью быстро и безошибочно выполнять в уме математические действия. Витя Бурков с самого начала проявил себя как зрелая личность: в сложных ситуациях никогда не сваливал вину на другого, вел себя как настоящий мужчина, с уважением относился к девочкам и к учителям. И у всех нас он вызывал заслуженное уважение: ему приходилось ежедневно преодолевать расстояние от Волкострова до Кижей и обратно, и далеко не всегда на транспорте. Осенью и весной Витю привозили на катере, зимой – на снегоходе, иногда на лошади с санями. Но ведь случались и оттепели, два раза в год – распута. Тогда Витю водили по льду пешком. После этого надо было садиться за уроки. На Волкострове нет электричества, а тогда у Бурковых не было и дизельной установки. Таким же образом добирался в школу из Жарниково и Проша Цыпляев, пока они с мамой не переехали жить в Ямку. Про каждого нашего ученика можно сказать много хорошего: некоторые отличались хорошими знаниями, если кто-то не блистал учебой – проявлял себя в творчестве, для чего появились хорошие возможности в 1996 г. Нам разрешили обучать детей не до 4, а до 6 класса включительно.
В школу пришли новые сотрудники. Оксана Ивановна Шевелева преподавала рисование, музыку, труд, природоведение, физкультуру. Ирина Вячеславовна Каткова, которая, будучи сотрудником музея, занималась с детьми народными ремеслами – плетением из лозы, ручным ткачеством и фольклором – танцами, играми, обрядовыми песнями. После уроков дети шли домой обедать, а потом с удовольствием возвращались в школу на эти занятия. С приходом Иры и Оксаны праздники, которые проходили в школе, превратились в настоящие представления. Каждая из них была настоящим кладезем творческих идей, каждая имела опыт работы с детьми.
Появилась новая традиция – праздновать Масленицу, приглашая не только жителей Кижей, но и детей и учителей сенногубской школы. В начале праздника возили Масленицу по деревне с традиционными заклинками и песнями, затем везли к снежной крепости, где пели, играли. Однажды даже показывали кукольный спектакль, вели бой за снежную крепость. Крепость строилась совместными силами детей, родителей и учителей недалеко от Нарьиной горы. Ее должны были взять штурмом приехавшие гости. Бой проходил весело и довольно быстро заканчивался: все-таки сенногубская школа была девятилетней и ребята были постарше наших. Но никто не оставался в обиде. Сжигали Масленицу, пили чай, веселились. Подготовить тот праздник нам очень помогла Ирина Набокова, специально для этого приехавшая из города на остров.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
До закрытия школы в 1999 г. мы проработали втроем. Кроме радостей и успехов были огорчения и даже трагедии: весной 1997 г. случился пожар. Дети не пострадали, но все мы долго не могли оправиться от шока Здание как памятник не пострадало. Но погибло все школьное имущество. Доучивались во временно приспособленном помещении в доме Пертякова, у детей постарше каждый день наворачивались слезы на глаза Школу все любили, было очень тяжело. Следующий учебный год пришлось провести в двух смежных комнатах на первом этаже дома Мошниковой. В тот год у нас был единственный и последний в истории школы первоклассник – Филипп Луговой.
Последний учебный год – 1998 – 1999 – прошел в отремонтированном здании школы, но большинство детей уже выпустились и продолжали обучение в других школах Петрозаводска и Великой Губы. Малышей не было. Из Управления образования, проанализировав ситуацию, сообщили, что школу закроют, потому что содержать ее из-за двух детей, остававшихся на 1999 – 2000 учебный год, никто не станет. Таким образом, она просуществовала всего 6 лет, но кажется, что это довольно существенный отрезок нашей жизни, и, наверное, в нашей памяти кижская школа останется навсегда.
Всегда с теплом вспоминаются родители, участвовавшие в жизни школы, помогавшие готовить праздники и решать трудные проблемы. Это Вера Алексеевна Тере, Вера Сергеевна Цыпляева, Екатерина Борисовна Буркова, Нина Владимировна Коршунова, Олег Иванович Варенов, Дмитрий Дмитриевич Луговой. Кроме того, не являясь родителями кижских школьников, нам всегда помогали Андрей Романович Буяло, Людмила Станиславовна Харебова, Владимир Владимирович и Надежда Евгеньевна Шороховы, многие жители острова.
За 6 лет возникало немало непростых ситуаций, справиться с которыми помогали все те, с кем мы работали и дружили, а также человек, благодаря которому это явление – школа на острове Кижи – стало возможным. Директор музея Михаил Лопаткин. Мы до сих пор благодарны ему за дельные советы, помощь школе и учителям, за данную нам возможность провести на острове несколько лет и сделать что-то интересное. Банальная фраза о том, что при возможности прожить заново какие-то годы не отказался бы ни от одного дня и все повторил бы, здесь будет очень уместна.
Спустя почти 15 лет после открытия школы мы знаем о судьбе ее учеников и радуемся их успехам. Валя Тере успешно учится на историческом факультета ПетрГУ, получает Оксфордскую стипендию. Сережа Луговой учится в МГИМО. Витя и Коля Штурмины, Саша Кузнецов работают в музейном Плотницком центре. Ваня и Вася Вареновы, Жанна Ильина собираются поступать в вуз. Витя Бурков отслужил в армии, собирается получать высшее образование.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Хочется еще раз поблагодарить всех, кто поддерживал школу и помогал ей, делил с нами не только успехи и радости, но и трудные моменты. А ребятам, учившимся на острове Кижи, пожелать успехов, достижения целей, возможностей реализовать свои способности. Мы верим, что все у них сложится хорошо.
2012 г.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.