Летний университет на острове Кижи @kizhi
Социокультурный музейно–образовательный проект «Летний университет на острове Кижи» реализуется музеем с 2003 г. В основе учебного процесса Летнего университета лежит методика «средового погружения» в историкокультурную и природную среду острова Кижи, а также методики и технологии музейного образования, основанные на обращении к музею как институту познания и к памятнику как источнику знаний, эмоций и ценностных ориентиров. Летний университет на острове Кижи – место познания, творчества, расширения культурного кругозора, содержательного отдыха и духовного общения.
За пять лет участниками 42 сессий Летнего университета стали 385 студентов и 149 преподавателей вузов и школ, педагогов дополнительного образования, музейных работников и музейных педагогов, сотрудников органов управления образования и культуры.
В 2006–2010 гг. участие в проекте «Летний университет на острове Кижи» приняли студенты и преподаватели из Петрозаводска, Санкт–Петербурга, Москвы, Калининграда, Новгорода: Карельской государственной педагогической академии, Петрозаводского филиала Международного славянского института, Петрозаводского государственного университета, Петрозаводского педагогического колледжа, Петрозаводского музыкального училища им. К.Э.Раутио, Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, Московского института электроники и математики, Московского государственного университета геодезии и картографии, Российского государственного университета им. И.Канта, Московской государственной художественно–промышленной академии им. С.Г.Строганова, Санкт–Петербургского архитектурно–строительного университета, Санкт–Петербургского государственного университета, СанктПетербургского государственного университета культуры и искусств, Новгородского государственного университета, а также сотрудники Кенозерского национального парка, представители НП «Бюро путешествий „Сталкер“» (г.Воронеж).
Тематика сессий Летнего университета имела широкий спектр и включала специализированные практики «Пленэр на острове Кижи» для художников и дизайнеров, экологические, педагогические сессии, сессии, посвященные деревянному зодчеству и строительной культуре Русского Севера, фольклору Заонежья, народному искусству, культурному туризму. Состоялись сессии «Мультимедийный образовательный проект „Всемирное наследие России“», «Кижи в зеркале прессы», «Семья: традиции и современность», «Молодежь и наследие», «Игровые технологии в образовательной деятельности музея», «Диалог сквозь границы», «Кижи и война».
В 2006–2010 гг. в рамках сессий Летнего университета были организованы и проведены семинары:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
- семинар по обмену опытом музея–заповедника «Кижи» и Национального парка «Кенозерский» «Национальные парки и музеи–заповедники как ресурс развития территории» (2006 г.)
- Всероссийский научно–практический семинар «Система комплексного профилактического обслуживания памятников деревянного зодчества» (2008 г.)
- Всероссийский научно–практический семинар «Проблемы образования на объектах всемирного наследия» (2009 г.)
- Всероссийский семинар «Пресс–службы и газеты музеев. Состояние. Проблемы. Перспективы развития» (2009 г.)
С 2007 г. прием групп на острове Кижи по проекту «Летний университет» осуществляется по итогам Всероссийского конкурса. За четыре года участие в конкурсе приняли 47 проектов культуротворческой деятельности из образовательных учреждений Петрозаводска, Москвы, Санкт–Петербурга, Воронежа, Калининграда, а также Минска (Республика Беларусь).
С 2008 г. реализация музейно–образовательного проекта «Летний университет на острове Кижи» осуществляется по двум направлениям: студенческие практики и повышение квалификации специалистов сферы образования и культуры.
В 2008 г. в рамках проекта впервые был проведен пленэр Союза художников России, который проходил в рамках международного проекта «Аквабиеннале – 2008». Участниками пленэра на острове Кижи стали 11 профессиональных художников из Санкт–Петербурга, Москвы, Архангельска, Нижнего Новгорода, Петрозаводска.
Впервые в 2008 г. проведена журналистская практика, результатом которой стали студенческие статьи и интервью с сотрудниками музея, опубликованные в музейной газете «Кижи», городских и республиканских СМИ.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В 2009 г. впервые в рамках Летнего университета была организована специальная сессия для победителей II Всероссийского конкурса студенческих исследовательских и проектных работ «Молодежь и наследие». Участниками сессии стали шесть студентов из Петрозаводского университета, Санкт–Петербургского университета, Санкт–Петербургского университета культуры и искусств, Новгородского университета им. Я.Мудрого. В рамках сессии прошел круглый стол «Молодежь и музей в XXI веке» с участием студентов и сотрудников музея–заповедника «Кижи».
Ежегодно по итогам Летнего университета проходят творческие отчеты участников проекта, на которых студенты представляют результаты учебных практик на острове Кижи в форме презентаций, фильмов, выставок. В методический и творческий фонд проекта «Летний университет» ежегодно поступает большой и разнообразный материал учебных, проектных, творческих работ студентов, студенческие живописные и графические пленэрные работы.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.