Современные информационные технологии в деятельности музея @kizhi
Работа в области информационных технологий строится на основе концепции информационного обеспечения музея–заповедника «Кижи» и ведется по следующим направлениям:
- Развитие информационных систем (ИС) связано с развитием комплексной автоматизированной музейной информационной системы (КАМИС). В 2007 г. данная система была расширена для работы с недвижимыми памятника (модуль «Архитектура»). Новый модуль позволяет ввести в единую систему описания недвижимых памятников, делать привязки между ними и фондовыми предметами. В 2009 г. был добавлен блок «Архивные документы», который позволяет осуществлять первичный учет и подробно описывать включенные в архив документы, автоматически формировать всю необходимую документацию при работе с единицами хранения. Важной особенностью установленного модуля является возможность прикрепления к карточке неограниченного числа изображений, например высококачественных электронных копий документов (чертежей, фотографий) и даже аудио- и видеозаписей. В 2010 г. был внедрен модуль «Реставрация движимых предметов», который предназначен для автоматизации учетной и научнохранительской работы отдела реставрации. Он действует во взаимосвязи с учетной информацией о предметах и позволяет автоматически формировать документы по реставрации, вести реестры реставрационных паспортов. Таким образом, в настоящее время КАМИС музея «Кижи» включает в себя модули: «Научно–фондовая работа», «Архитектура», «Научный архив», «Реставрация». Объем базы данных – около 68 гигабайтов, из них текстовая составляющая – около 0,4 гигабайта (что эквивалентно 193000 страницам текста формата А4).
- Поддержка и развитие музейной компьютерной сети. К концу 2010 г. компьютерный парк музея насчитывал 170 компьютеров (126 стационарных и 44 ноутбука). Компьютеры музея объединены в общую сеть, что позволяет сотрудникам, независимо от того, где они работают – в г.Петрозаводске или на острове Кижи, использовать общие сетевые ресурсы – внутренний web–сайт, файловый сервер и т.п. В качестве каналов связи применяются оптоволоконные каналы между зданиями в городе, канал выхода в Интернет, VPN–канал до острова, пять DSL–каналов на острове.
- Развитие официального интернет–сайта музея. В течение всех последних лет сайт музея «Кижи» является одним из наиболее популярных в России музейных интернет–сайтов и стабильно занимает ведущие места на портале «Музеи России» по количеству и голосам посетителей. В 2010 г. на официальный сайт музея «Кижи» (kizhi.karelia.ru) пришло более 365000 посетителей (465000 посещений, по счетчику mail.ru – 311000). Интернет–сайт музея содержит информацию об экспозиции музея, его фондовом собрании, природном наследии, а также сведения о деятельности музея в области сохранения, изучения и популяризации культурного наследия. Отделом информационных технологий музея «Кижи» проводится постоянная работа по техническому и технологическому развитию сайта, наполнению его актуальной информацией, а также совершенствованию дизайна.
- Техническое и мультимедийное сопровождение мероприятий музея. Ни одно мероприятие музея не проводится без технической поддержки со стороны специалистов отдела информационных технологий. Так, например, только в 2010 г. было выполнено 95 заявок на техническое обслуживание музейных мероприятий – в том числе таких крупных, как «Интермузей – 2010», праздник «Иллюзии Старого города», а также всех выставок музея, лекториев, праздников на острове Кижи. Для выставок и мероприятий музея были созданы более 30 видеофильмов и мультимедийных презентаций.
В 2009 г. после работ по развитию сети на острове Кижи для сотрудников отдела фондов была создана возможность круглогодичной работы с музейной системой КАМИС как в г.Петрозаводске, так и на острове Кижи.
Следует отметить, что отделом информационных технологий также ведется постоянная работа по администрированию и обслуживанию всех остальных ИС и баз данных (БД) музея, в том числе системы ресурсного планирования и продажи билетов «TicketNet».
Отделом информационных технологий ведется постоянная работа по совершенствованию музейной сети. Так, например, в 2008 г. был организован новый канал связи между административным зданием в г.Петрозаводске и островом Кижи, имеющий на порядок большую пропускную способность, чем ранее используемый. В 2009 г. к музейной сети был подключен дом Васильева на острове Кижи (отдел фондов), а также новое музейное здание в городе по адресу: ул.Федосовой, 15. В 2010 г. к общемузейной сети на острове был подключен Летний музейно–образовательный комплекс в дер. Ямка, сувенирный магазин и склад. Всего в настоящее время в сетевой инфраструктуре музея работает 7 серверов и более 50 активных сетевых устройств.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В 2010 г. музеем были начаты работы по проекту «Локальная вычислительная сеть (ЛВС) для обеспечения безопасности объектов на острове Кижи». Проектируемая оптоволоконная сеть пройдет через весь остров, к ней будут подключены 28 объектов: дома–памятники и объекты инфраструктуры (административные здания, пункт охраны, производственный комплекс, фонды и др.). Пропускная способность проектируемой связи обеспечит все запросы по передаче данных на острове, включая видеотрансляции большого количества камер безопасности. Проектные работы выполняет ООО «Архимед» (г.Киров).
В 2010 г. на основании проведенного исследования был изменен формат подачи информации на начальной странице сайта: наиболее интересная для интернет–пользователей информация вынесена на первую страницу (о статусе музея и архитектурных памятниках Кижского погоста, новости музея, афиша, веб–камеры и музейный интернет–магазин).
Наиболее популярен сайт у русскоязычных пользователей из России и стран ближнего зарубежья. Распределение языков по настройкам интернетобозревателей у посетителей: русский – 88%, английский – 6,4%, немецкий – 1%, финский, французский – 0,55%.
Самыми популярными разделами являются: «Информация», «Архитектура», «Музейные коллекции», «Виртуальные путешествия», «Галерея». Эти разделы отражают основные направления деятельности музея, регулярно обновляются и содержат большой массив актуальной информации – и именно поэтому востребованы.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В 2007 г. интернет–проект музея «На глазах у всего мира», созданный с целью обеспечить информационную поддержку процесса реставрации Преображенской церкви в сети Интернет и создать условия для информационного обмена и сотрудничества специалистов–реставраторов, стал победителем VI Всероссийского конкурса СМИ «Патриоты России» в номинации «За разработку темы народных традиций» – «Павел Бажов».
В 2008 г. интернет–проект музея «Виртуальные музейные путешествия» стал победителем в конкурсе мультимедийных проектов «Контент – 2008» в рамках ежегодной международной конференции «EVA» в номинации «Мир увлечений».
Одним из наиболее популярных и востребованных виртуальных музейных путешествий является «Виртуальное путешествие по дому карельского крестьянина» – интерактивная экскурсия по реально существующей экспозиции музея–заповедника «Кижи» – дому карельского крестьянина Яковлева. В 2010 г. интернет–проект был переведен на людиковское наречие карельского языка. Он является первым и пока единственным интернет–ресурсом на этом языке.
Государственный музей–заповедник «Кижи» благодарит общество «Lyydilainen Seura ry» (Людиковское общество (Финляндия)) за перевод интернет–проекта «Виртуальное путешествие по дому карельского крестьянина» на людиковское наречие карельского языка.
Важным направлением работы является формирование цифрового фото- и видеоархива музея. Только в 2010 г. в музейный цифровой фотоархив было добавлено более 14000 изображений. Востребованность фотоархива музея чрезвычайно высока: его материалы активно используются в подготовке издательской и сувенирной продукции, разработке мультимедийных и интернет-проектов, в музейных информационных системах. В 2008 г. на интранетсайте музея был открыт web-интерфейс поиска по музейному цифровому фотоархиву, что позволяет сотрудникам музея эффективнее использовать фотоархив.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.