Абросимова Д.Д.
«Рождественская ёлка в школах Олонецкой губернии (конец XIX — начало ХХ века)»: выставка в музее-заповеднике «Кижи»

// Интернет-публикация kizhi.karelia.ru. 2024. Vkontakte@kizhi

Рис. 1. Ёлка в зале музея-заповедника «Кижи», где проходила выставка «Рождественская ёлка в школах Олонецкой губернии (конец XIX — начало ХХ века)»Рис. 2. Гирлянда с флажками. Вид выставкиРис. 3. Дорога через зимний лес; сумочная библиотека. Часть выставкиРис. 4. Жильё учителя сельской школы. Часть выставкиРис. 5. Жильё учителя городской школы. Часть выставкиРис. 6. Домашняя библиотека учителя. Часть выставкиРис. 7. Библиотека сельской школы. Часть выставкиРис. 8. Классная комната сельской школы. Часть выставкиРис. 9. Классная комната городской школы. Парта, фисгармония (слева)Рис. 10. Классная комната городской школы. Шкаф-витрина с учебным оборудованием

Зимой 2016–2017 г., с декабря по февраль, в лекционно-выставочном комплексе музея-заповедника «Кижи» (Петрозаводск, ул. Федосовой, 19), работала выставка «Рождественская ёлка в школах Олонецкой губернии (конец XIX – начало ХХ в.)». Она объединила две разные темы: одна, главная – это празднование Рождества, и вторая, которая служила для неё как бы фоном, – это школьное образование в России до революции 1917 года. Ко времени подготовки выставки первая тема являлась уже традиционной в работе музея «Кижи» в городе. В течение нескольких лет во время новогодних каникул здесь проводилась программа «Северные святки», а в предыдущие годы работали выставки, рассказывающие о зимнем периоде традиционного праздничного календаря. Вторая тема до того времени не находила отражения в экспозиционно-выставочной деятельности музея. Таким образом, эта выставка, с одной стороны, должна была поддержать сложившуюся в музее хорошую практику, с другой – отчасти восполнить пробел.

Выставка «Рождественская ёлка в школах…» была подготовлена временным творческим коллективом сотрудников музея в составе Д. Д. Абросимовой, Е. В. Герасимовой и В. Е. Кантор. Реализовать замысел помогал отдел выставок под руководством Л. М. Степановой. Дизайн и оформление осуществила художник-конструктор И. В. Панкова. Всего на выставке было представлено около 150 предметов: более 130 из фондовых коллекций музея «Кижи» и более 20 экспонатов нам любезно предоставил Музей истории народного образования Республики Карелия в лице заведующего к. и. н. В. Г. Кондратьева. Позднее мы опубликовали основную часть материалов выставки в одноименной брошюре [1] , которую выпустил издательский центр музея «Кижи».

Идею воссоздать праздник школьной ёлки нам подсказали публикации в двух ведущих печатных органах края XIX – начала ХХ века: в газете «Олонецкие губернские ведомости» (ОГВ, 1838–1917 гг.) и журнале «Олонецкие епархиальные ведомости» (ОЕВ, 1898–1918 гг.). С начала 1870-х по 1914 год (начало Первой мировой войны) в неофициальной части этих изданий было напечатано примерно три десятка статей и заметок о празднике рождественской ёлки в сельских и городских учебных заведениях губернии, а также в воспитательных и других учреждениях губернского города. Авторами этих публикаций являлись в основном организаторы и участники праздника – учителя, священники, заведующие школами.

Большинство статей посвящено школьному празднику, однако вне зависимости от того, где он проходил, схема его проведения и набор атрибутов были общими: организаторы праздника повсеместно опирались на единые методические рекомендации, разработанные столичными педагогами [2] .

Сами публикации неоднородны: среди них есть и краткие заметки в разделе местной хроники, и обстоятельные очерки. Собрав их вместе, мы увидели, что этого достаточно, чтобы подготовить полноценную выставку, достоверную с этнографической точки зрения. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Праздник рождественской ёлки уже не раз привлекал внимание учёных. Всеобъемлющее исследование рождественской ёлки представлено в книге Е. В. Душечкиной «Русская ёлка: история, мифология, литература» [3] . На материале разных источников, в том числе и литературных произведений, автор рассматривает его происхождение и развитие, мифологические истоки и атрибуты. К изучению этого праздника в российской дореволюционной школе на материалах Олонецкой губернии – современной Карелии обращались ученые Петрозаводска. Так, история ёлки обобщена в работах О. П. Илюхи по истории народного образования края [4] . Автор приводит примеры описаний её проведения и указывает на значение праздника в деле внедрения школьного образования в жизнь деревни и воспитания её населения, не только детского, но и взрослого. Собранные воедино обширные сведения о том, как праздновалась ёлка в учебных, благотворительных и лечебных заведениях в губернии, можно найти в публикациях Н. Г. Урванцевой. В результате их рассмотрения автор приходит к выводу, что праздник прошёл путь от мероприятия, носившего сугубо религиозную окраску, до светского «литературно-музыкального вечера» [5] .

Пользуясь теми же материалами, что и названные исследователи, – олонецкой периодикой, мы воссоздали порядок проведения праздника, который представим далее. Он лёг в основу выставки и сценария проводившейся на ней интерактивной программы. В большинстве статей речь идёт о рождественской ёлке в сельских школах, и лишь отдельные заметки описывают ёлку для школьников в городах – Петрозаводске, Повенце и Вытегре. Сельские школы в изученных нами заметках представляют шесть из семи уездов Олонецкой губернии. Нет описаний школьной ёлки только из Пудожского уезда. Некоторые публикации касаются деревень в ближайших окрестностях Петрозаводска, ставших сегодня уже почти районами города, только более отдаленными, – это Сулажгора, Соломенное, Ужесельга.

Можно предполагать, что материальное обеспечение праздника разнилось в школах разного ведомственного подчинения. Лучше других вообще были обеспечены школы ведомства Мминистерства народного просвещения [6] , поэтому, вероятно, что и для проведения рождественской ёлки они изыскивали нужные средства. Часто праздник устраивался также за счёт попечителя учебного заведения, а в отдельных случаях профинансировать его из собственных денег могли и учителя-энтузиасты или жители села сообща.

Праздник проводился обычно с Рождества до Крещения, однако были случаи, когда он устраивался даже в феврале. Так, в 1905 году в земской школе села Юстозеро Повенецкого уезда (территория современного Кондопожского района) ёлка была проведена 23 февраля [7] . Подобные отсрочки были связаны обычно с трудностями своевременного получения средств на ее организацию.

Подготовкой праздника занимались учителя. Праздник начинался обычно в четыре – шесть часов вечера. Однако нетерпеливые ученики порой собирались у здания школы за два, а то и три часа до начала. Помещение для праздника специально украшалось. На стенах висели портреты императора и императрицы. Здесь же порой можно было увидеть и императорский вензель со свечами, тоже прикреплённый к стене или лежащий на столе учителя. Праздничный интерьер мог быть оформлен и более индивидуально, например с тем, чтобы продемонстрировать достижения школьников в уходящем году. Так, в одной из школ Лодейнопольского уезда на стене помещения была представлена инсталляция в виде «арматуры из сельскохозяйственных инструментов», под которыми находились «образцы хлебных семян, собранных мальчиками-учениками» летом [8] . Но главным украшением становилась, конечно, ёлка, которая располагалась в центре и была скрыта занавесом до момента зажигания на ней огоньков. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Праздник открывался чтением или пересказом евангельского сюжета о Рождестве. Здесь же звучали праздничные церковные песнопения – тропарь и кондак Рождества: «Рождество Твое, Христе Боже наш» и «Дева днесь Пресущественнаго раждает». Следом обязательно исполнялся государственный гимн Российской империи «Боже, царя храни!» [9] , а затем неофициальные гимны: «Славься» и «Коль славен наш Господь в Сионе» [10] , а также песнопение «Многая лета».

Если праздник устраивался на деньги попечителя школы, и он присутствовал здесь, заведующий школой или учитель произносили благодарственную речь. Среди приглашённых на школьной ёлке можно было увидеть также представителей земства, уездного наблюдателя церковно-приходских школ, инспектора народных школ. На ёлку в детском приюте приглашались и чиновники более высокого ранга, например председатель попечительства детских приютов и даже губернатор [11] . В этой же части вечера происходило обычно зажигание огней на ёлке. Ёлку украшала гирлянда из множества свечей (по описаниям, от 16 до 50), соединенных пироксилиновой нитью [12] . Этот момент был наиболее зрелищным и торжественным. Вот как он описан в публикациях: «Поднесли пламя свечи к зажигательной нитке на ёлке и – огонь причудливой ломаной линией побежал по ней, зажигая поставленные свечи» [13] ; «почти моментально осветившаяся ёлка загорелась мириадами разноцветных огней и светящихся точек; издали она казалась покрытой снегом и ярко освещенной солнцем…» [14] .

Помимо свечей на ёлке можно было увидеть разноцветные шары, фигурки коней, птиц и бабочек, а также животных и сказочных героев, изготовленных детьми под руководством учителя по выкройкам из журналов для учителей. Довершали украшение бусы и гирлянды («цепи») из золотой и серебряной бумаги, флажки и хлопушки, цветные фонарики и букеты из цветной бумаги, звезды и дождь, золотые орехи и сладости, бонбоньерки [15] или коробочки с фруктами. Сладости и хлопушки в течение праздника раздавались детям. Бумажные головные уборы, которые оказывались внутри хлопушек, надевались ими во время танцев. На макушке ёлки сияла «вифлеемская» (восьмиконечная) звезда. Иногда, для усиления эффекта, ёлка вращалась. Приведём в качестве иллюстрации одно из наиболее целостных описаний украшенной ёлки со страниц олонецкой периодики: «Масса золотой и серебряной канители покрывала ёлку, по которой были раскиданы клочки ваты, обсыпанной бриллиантовой пудрой... Гирлянды разноцветных шаров причудливо пестрели сверху до низу ёлки, не говоря уже о цветах, её покрывавших, и традиционных цепях из золотой и серебряной бумаги» [16] .

После торжественно-официальной части начинался концерт, состоявший из коллективных и сольных музыкальных, литературных и театрализованных выступлений школьников, а также игр и танцев. В некоторых школах имелся собственный хор учеников под руководством учителя. Специально для праздника его участники разучивали народные песни в авторской обработке и романсы. Среди песен, пользовавшихся наибольшей популярностью на ёлках, были «Вниз по матушке по Волге», «Как на матушке на Неве-реке», «По полю, полю чистому» и др. Исполнение было технически достаточно сложным, поскольку произведения исполнялись в три и четыре голоса; для участия в выступлении иногда приглашали взрослых участников со стороны.

Пение могло сопровождаться музыкальным аккомпанементом, например на фисгармонии. Этот инструмент упоминается в связи с ёлками в Николаевском детском приюте, куда его специально доставляли для проведения праздника из театра. На праздничном концерте можно было услышать и сольное инструментальное исполнение. Так, на ёлке в Вытегорском училище в 1897 году были сыграны на корнете ария из оперы «Риголетто» и «Пожарный марш» [17] . [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Музыкальные номера перемежались литературными. Ученики читали стихотворения или отрывки из прозаических произведений; иногда в чтении принимали участие учитель или священник. Для этого выбирались поэтические произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, В. А. Жуковского, А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. Н. Плещеева, Очень любимы были произведения Н. А. Некрасова.

В деревнях, где проживало карельское население, во время выступлений можно было услышать поэтические произведения на карельском языке – например, стихотворения А. С. Пушкина в переводе, а также вокальные сочинения по мотивам карельского эпоса – например, «Карельский гимн» («Karjalan kunnailla»), написанный по мотивам карельской руны «Песня Эммы» [18] .

Во время школьной ёлки в начале ХХ века на карельском языке можно было услышать не только литературные тексты. Так, на ёлке в школе села Паданы (территория современного Медвежьегорского района) в 1908 году прозвучало «Братское слово к карелам», распространителем которого выступило Православное Карельское братство. Со слов очевидца, звучание родной речи со сцены в торжественной, почти официальной обстановке произвело на местных жителей ошеломляющее впечатление: «Услыша свою родную речь, крестьяне карелы несколько смутились и притаили дыхание: для них это было полной неожиданностью; в первый раз, как они мне говорили, слышали свою родную речь читаемую» [19] .

В программу ёлки входили инсценировки литературной классики и сказочного фольклора. Особенно подходящими для школьной театрализации оказывались басни И. А. Крылова. Очень популярными были также произведения И. С. Тургенева, А. П. Чехова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова.

Кроме литературной и музыкальной классики ставились и менее известные вещи, взятые, например, со страниц детской периодики, и юмористические произведения – «живые картины» под названиями «Забавная рота», «В город», «В деревню», «Астрономы». Могли быть драматизированы и назидательные тексты, по-видимому, из учебных пособий для народных школ (например, с заголовком «О пользе грамотности»). Предметом драматизации становились не только авторские, но и фольклорные произведения – например, мало знакомая сегодня широкой аудитории сказка «Курухан Куруханович». Есть свидетельства и о постановке сказок намного более распространенных, таких как «Морозко», «Снегурочка», «Золушка».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Театрализованные сценки исполнялись в сценических костюмах. Для чтецов, певцов и музыкантов-исполнителей по возможности тоже шили специальные костюмы. В одной из сельских школ Каргопольского уезда в конце XIX века все выступавшие были в «блузах из синего кумачу, отороченных по вороту, рукавам и подолу двойным рядом белых лент», а костюм солиста украшал нагрудный цветок [20] . Выступавшие дети награждались книгами и сладостями с ёлки. В перерывах между выступлениями заводили граммофон или симфонион [21] .

Иногда в программу ёлки включались «чтения» – лекции, на которых рассказывались сюжеты из российской истории (например, «Призвание князей и крещение Руси», «Русско-японская война»), звучали описания достопримечательностей Святой земли и нравоучительные рассказы («Сколько нужно человеку земли»). Всё это сопровождалось показом «туманных картин» с помощью «волшебного фонаря».

Неотъемлемой частью праздника были традиционные игры и хороводы под песни: «Ах вы, сени», «Мак», «Черничок ты мой» [22] , «Работники», «Монопан», «Часы», «Зайчик», «Птичка» («Пойманная птичка»), «Гриб-боровик», «Приглашение грибов на войну», «Лён» («Ленок»), «Заплетися, плетень». Кроме игр участники и приглашенные гости танцевали под музыку граммофонных пластинок – здесь звучали вальсы.

Завершалось торжество раздачей подарков детям. Самым распространённым подарком были «гостинцы», «лакомства» – висевшие на ёлке пряники, конфеты в бонбоньерках. Автор одной из статей упоминает, что на одном из праздников дети кроме прочего получили в своё распоряжение целую корзину пряников, не поместившихся на ёлке [23] .

На наиболее богато устроенных ёлках гостинцы дополняли более дорогостоящие и долговечные подарки. Ими служили кожаные сапоги и ремни, шерстяные пояса, фуражки, платки и ленты, шарфы и перчатки, рубашки и платья, ткань (например, ситец) для пошива рубашек мальчикам, платьев или передников девочкам. Это были школьные принадлежности (пеналы, тетради, костяные ручки для перьев, цветные карандаши), календари, инструменты для рукоделия (швейки, ножницы), игрушки, куклы, книги c памятными подписями («За отличные успехи и поведение») и печатью школы. Подарки мог вручать попечитель школы, либо для их распределения устраивалась лотерея. Подарками служили книжки с иллюстрациями, игрушки и игры в коробках, кухонная и садовая утварь. Их раскладывали на столе под номерами. В центре стола, в вазе, лежали свернутые в трубочку билеты. В числе игрушек были порой и весьма сложные и, по-видимому, дорогостоящие: так, в одной заметке говорится о заводном всаднике [24] , коляске (экипаже) с парой лошадей [25] . Завершался праздник исполнением «многолетия» в качестве благодарности организаторам.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Из рассмотренных нами описаний рождественской ёлки можно сделать вывод, что этот праздник воспринимался детьми, особенно живущими в деревне и особенно младшими, как настоящее чудо. Как писал об этом сельский учитель Иван Забивкин из Каргопольского уезда Олонецкой губернии, долго будут дети «помнить этот радостный вечер, светлой точкой останется он у них в памяти среди мрачного невеселого будничного крестьянского прозябания…» [26] .

Составив по материалам периодики чёткое представление о том, как проходила школьная ёлка, мы спланировали экспозицию так, чтобы после знакомства с музейными экспонатами посетители переключались на интерактивную программу, воссоздающую живое действо праздника. Смысловым центром экспозиции стала высокая искусственная ёлка-дерево, поставленная между четырех опорных колонн посередине квадратного в плане выставочного зала (рис. 1). Чтобы её не было видно раньше времени, промежутки между колоннами были завешены полупрозрачной белой тканью. От колонн в противолежащие углы тянулись под потолком гирлянды с цветными флажками, изготовленными вручную (рис. 2). Пространство зала вокруг колонн было разделено на две половины. Одна из них представляла реконструированные интерьеры жилья сельского учителя и сельской школы и школьную библиотеку. Вторая половина была отведена под интерьеры классной комнаты в городском учебном заведении и квартиры преподавателя, в которой разместилась домашняя библиотека.

Между двумя «соперничающими» половинами, селом и городом, находилась нейтральная зона, оформленная как дорога через зимний лес. Здесь на фоне «снега» стояли манекены в одежде крестьянских детей-подростков, которые везли санки-дровенки с берестяным кошелем, наполненным книгами – так называемой сумочной библиотекой (рис. 3). В конце XIX века подобные мини-библиотеки путешествовали из деревни в деревню, давая возможность жителям удаленных поселений приобщиться к книжному знанию. Этот раздел, с одной стороны, указывал на пространственную и социальную границу между селом и городом, с другой, служил переходом от одного к другому.

Предметы воссозданной обстановки классных комнат и жилья учителей в селе и городе подобраны так, чтобы можно было сопоставить их и ощутить контраст. В сельских интерьерах присутствовали предметы явно крестьянского обихода, а в городских мы хотели подчеркнуть стремление следовать городской моде, наличие некоторых излишеств, элементов роскоши и технических новинок. Так, угол для жилья сельского учителя представлял собой условный фрагмент избы крестьянского дома вместе с большой кроватью, покрытой лоскутным одеялом, домотканым половиком на полу и нехитрой деревенской утварью и посудой (рис. 4). В квартире городского преподавателя, напротив, были собраны предметы городского быта: комод, туалетный столик с вязаной скатертью и венский стул (рис. 5), керосиновая лампа и набор металлической посуды. Отдельную группу здесь составляли письменные принадлежности. Эти вещи могли быть частью домашней коллекции представителя городской интеллигенции. Здесь же собраны личные документы членов семей священников и учителей: Русановых с острова Кижи, Петропавловских из деревни Леликово, Плотниковых из деревни Лижма. Рядом с личными документами были представлены фотографии, среди которых выделялась коллекция снимков из семьи потомственных учителей Ржановских из города Вытегры и села Сенная Губа.

Часть экспозиции, названная «Домашняя библиотека учителя», указывала на умственные интересы и духовные устремления педагогов, вне зависимости от места их проживания. Здесь были представлены книги из домашней библиотеки крестьян Корниловых из деревни Кургеницы, находящейся на острове Большом Клименецком, с восточной стороны от острова Кижи. Это издания русских классиков А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина, И. А. Крылова, хрестоматии по русской литературе, учебники ботаники и земледелия, по которым учитель мог заниматься сам для продолжения образования, брошюры с политической сатирой середины XIX века (рис. 6). Рядом, для сравнения, мы собрали учебную библиотеку сельской школы с азбукой и псалтирью, по которой в начальной школе учились читать (рис. 7).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В разделе, посвященном классной комнате сельской школы, стояла трехместная парта (реконструкция) и переносной светец с лучиной (рис. 8), в витринах разместились школьные принадлежности. Здесь же были показаны личные документы учителей и фотографии из фондов музея «Кижи». В классной комнате городской школы была поставлена двухместная парта из школы в деревне Великая Нива Медвежьегорского района, подаренная нам специально для выставки учителями этой школы, фисгармония (рис. 9) и шкаф-витрина с учебным оборудованием (рис. 10).

Все музейные экспонаты были расположены по периметру зала. Движение посетителей по выставке шло по часовой стрелке, от сельской школы к городской, и завершалось у ёлки, в центре. Таким образом, ёлка в итоге притягивала к себе всё внимание, объединяя село и город и как бы примиряя их посредством общего рождественского праздника, который разыгрывался с гостями на фоне школьных интерьеров. Ходом праздничного действа руководил «школьный учитель» – сотрудник музея в одежде конца XIX – начала ХХ века. После экскурсии с интерактивной программой посетителям предлагалось принять участие в мастер-классах по изготовлению подарочной бонбоньерки и вязанию салфеток крючком. Мастер-классы вели сотрудники ожившей экспозиции музея «Кижи».

Опыт подготовки и работы выставки «Рождественская ёлка в школах Олонецкой губернии (конец XIX – начало ХХ века)» в музее-заповеднике «Кижи» оказался успешным, о чём свидетельствовали многочисленные отзывы посетителей, среди которых были представители образовательных учреждений, научных организаций и музеев из разных российских регионов и городов. Некоторые гости после посещения выставки прислали на имя директора музея-заповедника «Кижи» Е. В. Богдановой благодарственные письма:

«Уважаемая Елена Викторовна! Мы, туристы из г. Петрозаводска, Санкт-Петербурга и Калуги, благодарим Герасимову Елену Викторовну, экскурсовода и классную даму за познавательную экскурсию на выставке „Рождественская ёлка в народных школах Олонецкой губернии‟. Мы окунулись в прошлое. Было приятно узнать много нового. Спасибо Елене Викторовне и сотрудникам музея. Группа туристов из Петрозаводска, Санкт-Петербурга и Калуги».
«Уважаемая Елена Викторовна! Прочитали на сайте музея-заповедника „Кижи‟ об открытии выставки „Рождественская ёлка в народных школах Олонецкой губернии‟. […] Благодарим авторов выставки Абросимову Д., Герасимову Е., Кантор В. за замечательную и познавательную выставку. С удовольствием придём ещё. Группа туристов из Петрозаводска и Новгорода» [27] .

Другие посетители оставили письменные отзывы в Книге отзывов [28] :

В завершение скажу, что всё это стало возможным благодаря дружной, слаженной работе сотрудников музея-заповедника «Кижи», за что хочу ещё раз поблагодарить моих коллег.

Список источников и литературы

Источники

  1. Абросимова Д. Д., Герасимова Е. В., Кантор В. Е. Материалы по выставке «Рождественская ёлка в школах Олонецкой губернии // Научный архив музея-заповедника «Кижи». Ф. 1, оп. 3. № 4781. 126 л.
  2. Ёлка в детском приюте // ОГВ. 1889. № 3. С. 26.
  3. Забивкин И. Школьная «ёлка» // ОЕВ. 1909. № 7. С. 174.
  4. К. Святки // ОГВ. 1890. № 3. С. 26.
  5. П[окровский] Н. Ф. С[ело] Моша // ОЕВ. 1899. № 5. С. 41.
  6. Проезжий. Корреспонденции // ОГВ. 1905. № 28. С. 2.
  7. Случайный зритель. Ёлка в Паданской церковно-приходской школе // ОЕВ. 1908. № 4. С. 41.
  8. Смирнов И. «Ёлка» в Девятинском одноклассном сельском училище (3 января 1875 года) // ОГВ. 1875. № 24. С. 278.
  9. Тихомиров П. Школьный праздник в селе Обжах Олонецкого уезда // ОЕВ. 1905. № 2. С. 64
  10. N. N. Елка в Оштинском сельском училище // ОГВ. 1873. № 6. С. 63—64.
  11. NN. Ёлка в Вытегорском городском училище // ОГВ. 1897. № 6. С. 2.

Литература

  1. Душечкина Е. В. Русская ёлка: История, мифология, литература. СПб., 2012. 360 с.
  2. Илюха О. П. Карельский Филипок: региональные особенности социокультурного облика сельского школьника конца XIX — начала ХХ в. // Антропологический форум. 2010. № 13. С. 242—270.
  3. Илюха О. П. Повседневная жизнь сельских учителей и школьников Карелии в конце XIX — начале XX века: очерки, документы, материалы. Петрозаводск, 2010. 142 с.
  4. Илюха О. П. Школа и детство в карельской деревне в конце XIX — начале ХХ в. СПб., 2007. 303 с.
  5. Илюха О. П. Школа и перемены в повседневной жизни детей в Карелии конца XIX — начала ХХ века // Ученые записки Петрозаводского государственного университета: Научный журнал. 2011. № 3 (116). С. 30—35.
  6. Кантор В. Е. «Катилась ягодка по блюду — ты води, а я не буду!»: детские игры Олонецкой губернии (конец XIX — первая треть ХХ в.). Петрозаводск, 2014. 20 с.
  7. Рождественская ёлка в школах Олонецкой губернии (конец XIX — начало XX века): по материалам одноименной выставки (г. Петрозаводск, 2 декабря 2016 г. с 31 января 2017 г.) / Д. Д. Абросимова и др. Петрозаводск, 2018. 39 с.
  8. Урванцева Н. Г. Праздник новогодней елки в Олонецкой губернии // Урванцева Н. Г. Социально-культурная жизнь Олонецкой губернии XIX — начала XX в.: учебное пособие к спецкурсу «Культура повседневности». Казань, 2016. С. 5—17.
  9. Урванцева Н. Г. Рождественский праздник ёлка в Олонецкой губернии в конце XIX — начале ХХ века: По материалам «Олонецких губернских ведомостей» и «Олонецких епархиальных ведомостей» // Рябининские чтения — 2015: Материалы VII конференции по изучению и актуализации культурного наследия Русского Севера. Петрозаводск, 2015. С. 165—186.

Автор фотографий выставки — О. А. Семененко.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф