Метки текста:

Оргкомитет

Организационный комитет "Рябиниских чтений" (г.Петрозаводск)
Б.Н.Путилов (14.09.19-16.10.97) Vkontakte@kizhi

16 октября 1997 года ушел из жизни Борис Николаевич Путилов, доктор филологических наук, видный петербургский ученый-фольклорист, имя которого по праву принадлежит мировой науке. Труды Б.Н.Путилова — это целая эпоха в теоретической фольклористике. Исследовательские интересы ученого были чрезвычайно широки и многообразны. Его наследие составляют около 500 научных работ, в том числе полтора десятка монографий.

Начало творческого пути относится к 1945-1946 годам, когда Борис Николаевич собрал и издал исторические песни терских казаков. Постоянно расширяя диапазон исследований, стал авторитетным специалистом по славянскому историко-песенному фольклору, а затем — одним из крупнейших отечественных эпосоведов. Сравнительное изучение народных эпических традиций на десятилетия заняло основное место среди направлений научного поиска Б.Н.Путилова. Этой теме посвящены его монографии «Русский и южнославянский героический эпос» (1971), «Героический эпос черногорцев» (1982), «Героический эпос и действительность» (1988). Развивая идеи В.Я.Проппа и В.М.Жирмунского, Б.Н.Путилов вскрыл и обосновал на широком сравнительном материале универсальные законы эпического творчества, рассмотрел механизмы формирования и функционирования эпического текста, способы сюжетосложения, компоненты «эпического мира».

Одновременно Борис Николаевич был увлеченным собирателем, неизменно полагая, что знание живого материала, непосредственное знакомство с различными этническими традициями необходимы современному фольклористу. География его поездок обширна: от казачьего юга и Кавказа до Русского Севера. Он слушал среднеазиатских сказителей и дружил с народными певцами Черногории, Сербии, Македонии. В 1971 году Б.Н.Путилов в составе этнографической экспедиции побывал в Океании, где записал фольклор жителей Новой Гвинеи, Полинезии. Итогом поездки явилась серия книг и статей о фольклоре и быте островитян, о Н.Н.Миклухо-Маклае.

Все труды Б.Н.Путилова глубоко концептуальны. Теоретические и методологические проблемы фольклористики обсуждаются в монографиях «Методология сравнительно-исторического изучения фольклора» (1976), «Фольклор и народная культура» (1994). Ученый убежденно отстаивал концепцию изучения фольклора в контексте этнографической действительности с учетом приоритета внутренних законов традиционной словесности. Будучи противником любых догм, он горячо откликался на все новые идеи в мировой фольклористике, призывал «наверстывать упущенное и сделать достижения зарубежной науки достоянием науки отечественной». Б.Н.Путилов пропагандировал идеи крупных западных ученых Б.Малиновского, А.Лорда и других. Особая его заслуга — в расширении границ понятия «фольклор», крайне суженного и заидеологизированного в советский период.

Борис Николаевич — один из тех, кто с радостью и надеждой воспринял общественные перемены. Он был открыт всему новому и в науке, и в жизни. Его организаторский талант проявлялся в издательской и редакторской деятельности. Б.Н.Путилов был замечательным педагогом, внимательным и тактичным. Даже став самостоятельными исследователями, его ученики продолжали ощущать поддержку и чувствовали себя надежно. Никогда, ни одному человеку не отказал он в научной консультации, совете, помощи.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Борис Николаевич Путилов тесно связан с Карелией, неоднократно приезжал в Петрозаводск. Счастливы те, которые могут назвать его Учителем. Для других он был научным редактором, оппонентом, консультантом. В 1994 году началось сотрудничество Путилова с музеем «Кижи»: Борис Николаевич выступил одним из инициаторов, организаторов и председателем оргкомитета Международных Рябининских чтений, которые благодаря его энергии и авторитету прошли на высоком уровне. У Бориса Николаевича была «легкая рука». Все, что он задумывал, у истоков чего стоял, не только обязательно осуществлялось, но было «обречено» на успех. К глубокому сожалению, он не дождался выхода в свет материалов «Рябининские чтения». Так пусть же и этот сборник, и очередной (ноябрьский 1997 г.) семинар по народному православию, идея которого принадлежала Путилову, и все последующие чтения будут нашей скромной данью памяти выдающемуся ученому, педагогу и прекрасному человеку.

// Рябининские чтения – 1995
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 1997. 432 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф