Пигин А.В. (г.Петрозаводск)
Древнерусские рукописи в государственных хранилищах Петрозаводска (Предварительная характеристика)
@kizhi
Древнерусские рукописи, собранные в разные годы на территории Олонецкого края, имеются в настоящее время во многих российских государственных хранилищах: Северное собр. в БРАН, созданное на основе находок В.И.Срезневского 1903 г., собр. В.Г.Дружинина в БРАН, собр. Олонецкой духовной семинарии (ф.212) в РГБ, собр. Е.В.Барсова в ГИМ, Карельское собр. в ИРЛИ, созданное в 1954 г. на основе рукописей, переданных из Карельской базы АН и Петрозаводского университета, и др.
Небольшие собрания древнерусских рукописных книг имеются и в Петрозаводске. В отличие от рукописей вышеназванных хранилищ, петрозаводские книги очень плохо известны современным исследователям. Лишь некоторые из них в силу разных случайных обстоятельств попадали в поле зрения ученых (№219/2 музей «Кижи»; № 38, 73 ЦГА РК). Причина этого заключается в отсутствии информации о рукописях, их научного описания. Исключение составляет наша небольшая заметка о собрании НБК (ТОДРЛ. СПб., 1993. Т.48) и краткое упоминание отдельных рукописей КГКМ в статье Н.М.Пановой (Краеведение и музей. Петрозаводск, 1992). Некоторые рукописи экспонировались также в КМИИ на выставке, приуроченной к 300-летию Выговской пустыни, и указаны в каталоге этой выставки (Культура староверов Выга. Петрозаводск, 1994).
Владельцами рукописных собраний являются в Петрозаводске пять учреждений: 1) ЦГА РК – 66 рук., 2) КГКМ – 58, 3) НБК – 12, 4) музей Кижи» – около 10 (без учета недавно приобретенной музеем коллекции крестьянской семьи Корниловых, о которой сообщил на конференции Н.И.Шилов), 5) КМИИ – 2. Общее число всех рукописей составляет, таким образом, около 150 ед. хр.
По времени написания рукописи распределяются следующим образом: кон. XV – нач. XVI вв. – 2 (Златоуст и Паренесис Ефрема Сирина – ЦГА РК); XVI в. – 16; XVII в. – 30; XVIII в. – 66 (из них 32 поминальника крестьян Кижского погоста и жителей г.Петрозаводска – КГКМ) – XIX-ХХвв. – около 35. Данные подсчеты носят предварительный характер, поскольку датировка многих рукописей нуждается в уточнении.
В собраниях имеются рукописи, принадлежавшие до революции местной епархиальной библиотеке, губернскому статистическому комитету, архиерейскому дому, историко-этнографическому музею. Не исключено, что некоторые рукописи попали в Петрозаводск из Валаамского монастыря. Во всяком случае, из этого монастыря происходит несколько поздних синодальных печатных изданий (НБК). Книжные фонды пополняются также за счет приобретения книг у населения и собирательской работы, хотя систематически полевые археографические исследования в Петрозаводске не проводит ни одно из учреждений.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Большую часть петрозаводских рукописей составляют книги богослужебные (свыше 80). Фактически в петрозаводских собраниях представлен весь корпус книг, относящихся к общественному и частному богослужению: Служебники, Чиновники, Часословы, Служебные минеи, Триоди, Требники и т. д. Достаточно велико число нотных книг XVI-XIX вв. (Ирмологии, Праздники и т.п.). Наибольший интерес из этих рукописей представляет, по-видимому, богослужебный сборник XVII в. из ЦГА РК (№38). На л.304 об. и далее в этой рукописи читается текст, озаглавленный «Ипакои воскресное на восемь гласов Лукошкова переводу». Иван Лукошко (в иночестве Исайя) – русский распевщик XVI – перв. четв. XVII вв., с чьим именем связана одна из традиций знаменного пения в XVII в. – «усольский перевод». Среди рукописей с указанием на «Лукошков перевод» петрозаводский сборник выделяется тем, что содержит список очень редкого сочинения этого распевщика. Впервые эта рукопись была введена в научный оборот ленинградским музыковедом А.М.Ратьковой в 1960-е гг.
Первостепенное значение среди всех сохранившихся рукописей имеют литературные сборники (около 20). Материал, представленный в них, весьма традиционен для круга чтения северно-русских книжников. Эти сборники содержат житийные памятники, древнерусские повести, апокрифы, поучения, статьи из Пролога, патериков и т.д. В частности, в состав сборников входят такие оригинальные произведения древнерусской литературы как жития Александра Свирского (2 списка), Варлаама Керетского, Германа Соловецкого, Трифона Печенгского, Филиппа Колычева, повести о Петре и Февронии, о царе Аггее (2 списка), о царице Динаре, о Басарге и о Борзосмысле, о преставлении старца Антония Галичанина, об иноке, снявшем иноческий образ, Видение некоему мужу духовну и др. За исключением списка о царе Аггее из ЦГА РК (см.: Ромодановская Е.К. Повести о гордом царе в рукописной традиции XVII-XIX веков Новосибирск, 1985), эти рукописи никогда к исследованию не привлекались. Между тем их научная ценность несомненна, поскольку многие из вышеназванных произведений представлены в рукописной традиции небольшим количеством списков (жития Варлаама Керетского, Трифона Печенгского) или относятся к числу малоизученных (Повесть об Антонии Галичанине).
Огромное влияние на книжную культуру Севера оказал, как известно, старообрядческий Выголексинский монастырь. За полтора века существования монастыря в нем было переписано и накоплено значительное число книг. Здесь был создан особый тип рукописной книги – поморская книга, с характерным для нее стилем орнаментики, особым полууставным почерком. Изучение поморской книги – одно из наиболее приоритетных направлений в современной археографии (см. работы сотрудников ИРЛИ, БРАН). Важным звеном в этой работе могло бы стать выявление и исследование поморской книги в петрозаводских хранилищах. Только в одном ЦГА РК этих книг не менее 10, есть они и в КГКМ и НБК. Причем в архивном собрании имеются рукописи, которые непосредственно происходят из Выголексинского монастыря, были написаны там или приобретены выговцами (№ 73, 80 и др.).
Особый интерес среди рукописей выговской библиотеки представляет литературный сборник XVIII в. (ЦГА РК, №73), который содержит множество широко известных и популярных в Древней Руси сочинений: Житие Алексея человека Божия, Повесть о царе Аггее, Сказание отца нашего Агапия, повести из «Великого Зерцала» и др. Согласно оглавлению этой рукописи, в ее состав входили также повести о Соломонии бесноватой, о Басарге и о Борзосмысле, о Григории папе римском, в настоящее время утраченные (вырваны листы). В XVIII в. эта рукопись принадлежала петрозаводским купцам, а в 1805 г. была «пожалована» в Выгорецкое общежительство (запись на л.1). Рукопись, таким образом, интересна для изучения истории формирования Выговской библиотеки (полное описание рукописи см.: Барсов Е. Описание рукописей и книг, хранящихся в Выголексинской библиотеке. СПб., 1874. №178).
Из собственно старообрядческих сочинений, представленных в петрозаводских рукописях, следует назвать Соловецкую челобитную о новом пении 1667 г. (КГКМ, №20841), Поморские ответы в списке перв. пол. XVIII в. (ЦГА РК, №43), «уникальный корпус полемических материалов против самосожжений» (Н.С.Демкова), в котором центральное место занимает «Жалобница» поморских старцев 1691 г. (музей «Кижи», №219/2. См.: Древнерусская книжность. По материалам Пушкинского Дома. Л., 1985).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Большую научную ценность представляют писцовые, владельческие, вкладные и прочие записи в древнерусских книгах. Анализ корпуса записей в рукописях, происходящих из Олонецкого края, может стать важным источником по изучению местных рукописно-книжных традиций, в установлении имен писцов, владельцев библиотек, истории отдельных книг. Записи в петрозаводских рукописях свидетельствуют о чисто местном происхождении и бытовании большинства из них. Можно отметить, в частности, записи о «списании» Жития Александра Свирского посадским человеком города Олонца Козмой Чюсовым в 1737 г. (ЦГА РК, №68), о прочтении житийного сборника XVII в. «Кемским купцом Козмой» в 1794 г. (№89), о принадлежности рукописи XIX в. петрозаводчанину «Сампсону Каргопольцеву» (№87) и др. Некоторые рукописи являлись собственностью местных церковных иерархов: список писцовой книги XVII в. Обонежской пятины Заонежской половины Олонецкого Рождественского погоста принадлежал архиепископу Олонецкому Игнатию (НБК), список Поморских ответов принадлежал епископу Петрозаводскому и Олонецкому Палладию (ЦГА РК, №43). Различными записями перв. четв. XVIII в. изобилует рукописный Апостол 1552 г. (№6). В этих записях, в основном делового характера, упоминаются жители Повенецкого уезда, Челмужского и Толвуйского погостов, рабочие Петровских заводов. Ценность этих записей может оказаться очень значительной, если учесть, что на Петровских заводах в это время работали старообрядцы Выговского общежительства.
О трагической судьбе рукописной библиотеки, находившейся при единоверческой церкви в с.Паяницы (Повенецкий уезд), заставляет вспомнить список кон. XV – нач. XVI вв. Паренесиса Ефрема Сирина (№55). Эта богатейшая библиотека, содержавшая редчайшие рукописи, была уничтожена дочерью местного священника в 1930–1940-е гг. (см.: Дмитриев Л.А. Состояние и перспективы изучения книжно-рукописных традиций Заонежья // Рукописное наследие Древней Руси. По материалам Пушкинского Дома. Л, 1972. С.334). Запись на форзаце рукописи – «Сию книгу изъяли из Паяницкой церкви 29.VIII.1927 г.» – свидетельствует о том, что отдельные книги из этой уникальной библиотеки все же сохранились.
Важнейшей задачей является полное научное описание петрозаводских рукописных коллекций.
Список сокращений:
- БРАН – Библиотека Российской академии наук (С.-Петербург).
- ГИМ – Государственный Исторический музей (Москва).
- ИРЛИ – Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук.
- КГКМ – Карельский государственный краеведческий музей.
- КМИИ – Карельский музей изобразительных искусств.
- НБК – Национальная библиотека Карелии.
- РГБ – Российская государственная библиотека (Москва).
- ТОДРЛ – Труды Отдела древнерусской литературы ИРЛИ.
- ЦГА РК – Центральный государственный архив Республики Карелия.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.