Марковская Е.В. (г.Петрозаводск)
Сказочный репертуар Ефимьи Фофановой — дочери пудожского сказителя И.Т.Фофанова
@kizhi
Ефимья Ивановна Фофанова была старшей дочерью известного сказителя Ивана Терентьевича Фофанова. Первые записи от нее были сделаны фольклористами только в 1961 году, когда ей исполнилось уже 65 лет. Оказалось, что Ефимья Ивановна обладает интересным и довольно значительным репертуаром. В основном это сказки, свадебные причитания, песни и былички. Особый интерес представляют эпические песни, среди которых есть сюжеты, усвоенные, по свидетельству самой Ефимьи Ивановны, от отца Ивана Терентьевича и деда Терентия Андреевича.
Ефимья Ивановна родилась в 1896 году в д.Климово Авдеевской волости, где и прожила всю свою жизнь. Кроме нее в семье было еще четыре ребенка, двое из которых рано умерли. Семья была очень бедной. Ефимья Ивановна вспоминала, что отцу приходилось очень много работать. Он нанимался на погрузку судов в Шалу, пилил дрова, ловил рыбу и очень много косил. В автобиографическом рассказе она приводит некоторые факты, дополняющие сведения, записанные в 1938-39 гг. К.В.Чистовым. Именно из-за нехватки сил и времени отец практически ничего не смог передать дочери из своего богатейшнго духовного наследия. На вопрос собирателя о том, слышала ли Ефимья Ивановна, как отец пел былины, она отвечала: «Дак я и говорю, что не удалосе мне слышать-то. Никогда. Ездили ведь на заготовки с им, дак ен там не пел. А так, ведь, уйдешь иногды, дак, ведь, там без меня придут, да когда поет, дак мне-ко не случалосе» [1] . Но в то же время она утверждает, что былины «Святогор» и «Илья и Идолище» усвоены ею от отца. Ефимья Ивановна говорила, что стихи и сказки она переняла от деда Терентия Андреевича Фофанова. Дед в последние годы жизни нищенствовал, но много пел и рассказывал и этим существовал. Еще в детском возрасте Ефимья Ивановна, как она сама говорила:»… на ус мотала, перенимала все. Дак некоторое помню». Иван Терентьевич тоже учился у своего отца Терентия Андреевича. Он рассказывал: «Отцу привозили вязать сети, он пел былины, я ходил, да слушал. Когда пас коров. Позакручинишься, иногда и песню споешь и былину споешь… А старины понял от старика одного. У нас был такой, корзины, сети-ли вязал, не помню. Я отцом был приучен мережи вязать. Дак я к нему на беседу ходил. Сперва наслушаю было, потом напеваю» (АКНЦ колл.14, зап. К.В.Чистова).
У самой Ефимьи Ивановны была очень тяжелая судьба. С детства она очень много работала. Потом, как она сама говорила, удачно вышла замуж. Только жизнь начала налаживаться, как начапась война, и мужа забрали на войну. Она родила много детей, но почти все они умерли, осталась самая младшая дочь. Муж погиб на войне.
Первым записал сказительницу фольклорист Ю.И.Смирнов. В 1961 г. состоялась экспедиция студентов Петрозаводского государственного университета под руководством Г.Григорьевой, участие в исследовании принимали студентки первого курса Л.Лялина и А.Пашкова. В этой экспедиции от Ефимьи Ивановны было записано всего 38 текстов. Среди них былины, усвоенные от отца, — «Святогор» и «Илья и Идолище». А от деда она запомнила духовный стих «Мучения Егория» и три сказки: «Белокурочка», «О братьях Мишке, Шишке и Иване-дураке» и «Про резчиков». Записи производились от руки. Диапазон жанров достаточно велик: две былины, предание, пять сюжетов сказок, загадки, два романса, три баллады, быличка, две песни, шестнадцать свадебных причитаний, три свадебных песни и один духовный стих.
После этой экспедиции были и другие. В 1975 году научным сотрудником ИЯЛИ Т.И.Сенькиной от Ефимьи Ивановны был записан краткий автобиографический рассказ и четыре сказки. В 1976 году собиратели Т.И.Сенькина и Т.С.Курец записали еще две сказки.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Ефимью Ивановну отличает особая сказительская манера. Составители сборника пудожских сказок А.П.Разумова и Т.И.Сенькина писали о ней следующее: «Передавая содержание сюжета, исполнительница мимикой и жестами пытается подражать сказочным персонажам. Наиболее красочно выглядит в ее исполнении популярная сказка «Гость Терентий», которую она разыгрывает в лицах» [2] .
В 1979 году в Авдеево работали научные сотрудники ИЯЛИ Н.Г.Черняева и В.П.Кузнецова. В этот раз было записано 22 текста. Это два рассказа о бытовании жанра духовного стиха и о свадьбе, шуточная песня, семь быличек, пять рассказов, романс, шесть свадебных причитаний и две свадебные песни.
В 1980 году В.П.Кузнецова снова производила записи от Е.И.Фофановой. Она записала всего 23 текста. Среди них три духовных стиха, подробный автобиографический рассказ, одиннадцать сказок, присказка, свадебная приговорка, свадебный обряд, свадебное причитание, рассказ об исполнителях духовных стихов.
На основе экспедиционных данных удалось восстановить репертуар сказительницы. Нужно отметить, что хоть он обширен и интересен, но до сих пор ни одна запись от Ефимьи Ивановны Фофановой не опубликована.
Наиболее значительным оказался ее сказочный репертуар. От Е.И.Фофановой записаны 23 сказки, всего 14 сюжетов. Среди них больше всего вариантов сказки-анекдота «О братьях Мишке, Шишке и Ваньке-дураке» (контаминация сюжетов СУС 1653А, В, С; 327С; 1527**), всего 4 записи. Записано по 2 варианта следующих сказок: «Белокурочка» (СУС 709) — волшебная сказка, перенятая от деда, сказка-анекдот «Бывальщина» (СУС 1641), волшебно-новеллистическая сказка, перенятая от деда «Про резчиков» (СУС 873; 575), волшебная сказка «Сивко-Бурко» (контаминация сюжетов СУС 530; 531), сказка-анекдот «Гость Терентий» (СУС 1725 только здесь поп застигнут, а у Е.И. поп — хозяин, а дьякон застигнут) и новеллистическая сказка «Про трех сестер» (СУС 955). И по-одному варианту записаны сказки: новеллистическая «Девочка — семилеточка» (СУС 875), о животных — «Детская сказка» (СУС 161А*), «Про медведя. Как баба в лес ходила» (СУС 161А**), «Сказка про девочку и медведя» (СУС 179*), «Про Котянойла Ивановича» (СУС 103А); сказки — анекдоты: «Про портного Егорку» (СУС 1545В* только здесь поп, а у Е.И. барин), «Про солдата» (мотивы СУС 1730**).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Наиболее продуманными и логичными в репертуаре Е.И.Фофановой являются сказки «Белокурочка», «Сивко-Бурко», «Про братьев Мишку, Шишку и Ивана-дурака» и «Про резчиков», которые она, по-видимому, часто повторяла для детской аудитории. Игровой, живой характер исполнения этих и других сказок говорит о том, что она по своему типу ближе к детским сказочникам.
Репертуар Ефимьи Ивановны Фофановой
Название —- № коллекции, ед хранения в Научн. архиве КНЦ РАНДуховные стихи.
- Мучения Егория - 21/66; 144/55;
- Два Лазаря - 144/56
- Алексей-человек божий - 144/58
Баллады.
- Братья разбойники и сестра - 21/92
- Муж жену губил - 21/93
- Был на Юрике дом - 21/98
Былины.
- Святогор (от отца) - 21/63
- Илья и Идолище (от отца) - 21/65
Романсы.
- Меня уверяла, что я ненаглядная дочь (пела с Т.Н.Анухиной) - 141/67
- Не милого, мама, нельзя любить - 21/96
- Про Андрея (пела с В.Н.Амозовой) - 21/97
Былички.
- Как сеяли снежок в святки - 144/61
- Как потерялся парень - 144/61в
- Как потерялась девушка - 144/62
- Как леший водил детей - 144/63
- Как была «закрыта» корова - 144/64
- Как потерялись телята - 144/65
- Пошел, говорит, я в лес утром рано - 21/100
Свадебные причитания.
- Господи, Боже, благослови - 21/71; 141/69
- Приустойтесь, кони добрые - 21/73; 141/71
- Есть у красной девушки (тетушка, дядюшка) - 21/74; 141/72
- Я пошла, да обзабылася - 21/75
- Где-то есть у красной девушки (родители) - 21/76
- Не пора-ли гостям - 21/77
- Наставала туча темная - 21/78; 141/79
- По сегодняшнему по денецку (мать будит невесту) - 21/79
- Доброто, родитель-матушка (ответ невесты матери) - 21/80
- Где-то есть у красной девушки (сестра) - 21/83
- Подойти-ко мне-ко девушки - 21/85
- Наложи руцки белые (ответ сестры) - 21/84
- Где-то есть у красной девушки (невеста повязывает жениху платок) - 21/86
- Я спущу бажену волюшку - 21/87
- Я кладу бажену волюшку - 21/88
- Уж ты чуждый блад отецкий сын - 21/89
- Я увидала, да заметила - 144/51
- Крестна моя матушка - 141/80
- Как родитель моя матушка - 141/70
Свадебные песни.
- Мы не знали, да не ведали - 141/73
- Отворяйсе, дверь дубовая - 141/77
- Во житии, да во этом бытии (вольная) - 21/72
- Двери дубовыя (исполняется девушками перед баней) - 21/81
- Где-то есть у меня у девушки (ответ девушкам) - 21/82
Свадебные приговорки.
- Кашу, кашу несут - 144/216
Свадебный обряд.
- На ужине — и ребята - 144/217
Предания.
- Рахта Рагнозерский - 21/67
- Предание о разбойниках - 144/121
Сказки.
- Сивко-Бурко (СУС 530 и 531) - 144/59; 98/66
- Белокурочка (СУС 709) (от деда) - 144/109; 21/68
- Про трех братьев: про Мишку, Шишку, да про Ваньку-дурака (СУС 2764А, В, С и 1527**) (от деда) - 144/110; 98/65; 83/53; 21/69
- Про резчиков (СУС 873) (от деда) - 144/111; 21/99
- Детская сказка (СУС 161А*) - 144/112
- Про медведя. Как баба в лес ездила (СУС 161А**) - 144/113
- Про солдата (мотивы СУС 1730**) - 144/114
- Про портного Егорку (СУС 1545В*) - 144/115
- Гость Терентий (СУС 1725) - 144/116; 83/55
- Про Котянойла Ивановича (СУС 103А) - 144/118
- Бывальщина (СУС 1641) - 144/119; 21/70
- Про трех сестер (СУС 955) - 144/120; 83/56
- Сказка про девочку и медведя (СУС 179*) - 83/54
- Девочка семилеточка (СУС 875) - 21/90
Присказки.
- Суп с двенадцати кур - 144/117
Песни.
- Развеселая да наша беседушка (пела с О.И.Козиной) - 21/101
- Было дело, говорит, во субботу - 141/57
- Хмель - 21/95
Рассказы.
- О деревнях Авдеевского с/с. О праздниках. Пища. Крещение. Ряженые. Купание в Ярдане. - 141/56
- Старины, духовные стихи пели в великий пост. Заветы.(о бытовании жанра) - 141/58
- О празднике Егория в Песчаном. Николин день. Гадание. (С Т. Н. Анухиной) - 141/59
- О свадьбе. Сватовство. Богомолье. - 141/68
- О свадьбе. Бужение невесты. Баня. Брюзги. Вершник. Оберег. - 141/74
- Короткий рассказ о себе и семье - 83/52
- О свадебном обряде - 144/52
- Автобиографический рассказ - 144/54
- Об исполнителях духовных стихов. Институт калик - 144/57
Загадки.
- Загадки - 21/91; 21/94
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.