Гущина В.А. (г.Петрозаводск)
Из истории создания архитектурных комплексов на основе многоглавых церквей Кижского и Вытегорского погостов
@kizhi
Жизнь традиции – в развитии, а не мертвом копировании ушедшего.
Ближайшей предшественницей двадцатидвухглавой Спасо-Преображенской церкви на острове Кижи (1714 г.) являлась церковь Покрова Божией Матери в селе Анхимово Вологодской области (1708 г.) Обе церкви были построены на территории бывшей Олонецкой губернии. Разница в их возрасте — всего шесть лет.
Дата постройки Покровской церкви на Вытегорском погосте указана в одной из надписей, сохранившейся в церкви на фризах иконостаса: «…сий храм построены и освещены были в 1708 году при державе благочестивейшего Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича, по благословению Преосвященного Вениамина, Епископа Архангельского и Олонецкого… Перестроены и освещены в 1793 году…». Церковь была построена на средства пожертвованные крестьянами окружных деревень, что следовало из надписи на мраморной доске под иконою Покрова Богородицы, текст которой приводится в статье К.Петрова [1] «… в царствование Михаила Федоровича, всея Великая, Малыя и Белыя России Самодержца, на Дмитровой горе деревня Гозина, а Невзорова то жъ, лета Господня 1628, в ней крестьянин Петр Невзоров, Буняк Зеленинский, а далее идет родословная их».
Совершенно иная трактовка этой мемориальной записи дана в Списке, представленном в экспозиции краеведческого музея г. Вытегры. В данном списке приводятся фамилии людей, которые определены как строители Покровской церкви. Сообщается о том, что Петр Невзоров – крестьянин из деревни Гозино на Дмитриевой Горе (Низорово), Буняк – крестьянин деревни Исаковская Азеленинская, упоминаются также Назар, Николай 1У, Яков 1, Матвейка из деревни Постниково, Андрейка из деревни Выслачево, Ивашко 1 и др. (всего 75 человек, в т.ч. 12 женщин) [2] .
Представляется, что К.Петров ошибочно определил имена перечисленных крестьян в качестве лиц, имевших отношение к родословной Петра Невзорова и Буняка Зеленинского. На мой взгляд, более вероятно считать их крестьянами, принявшими участие в пожертвованиях средств на постройку церкви, а не ее строителями [3] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В данном документе имеется подтверждение этому предположению. Церковь была построена, как надо полагать, на сумму, пожертвованную крестьянами окружных деревень, существовавших здесь очень давно — «в царствование Михаила Федоровича» (1613 – 1645 гг.). Судя по архивным данным, сбор средств на постройку новой церкви, вскоре после исчезновения (по неизвестным нам причинам) старой, начался между 1583 и 1628 годами [4] . Следующие сведения о новой церкви относятся к 1708 году – времени ее постройки. Таким образом, после исчезновения ее предшественницы прошло довольно значительное время — предположительно около 80 лет. Чем был вызван столь долгий срок существования погоста без главной церкви, давшей ему название – погост Вытегорский Покровский, упоминаемый, как и Спасский Кижский погост, в древнейшей Писцовой книге по Обонежской пятине писца Юрия Сабурова, составленной им в 1496 году? Видимо, местные жители обходились одной зимней Никольской церковью и одновременно собирали средства на постройку новой, Покровской церкви.
Судя по осуществленному ими замыслу, вновь построенная церковь совершенно ничем не напоминала свою предшественницу. Что могло послужить народным зодчим прообразом для этой церкви? Подобных, близких аналогий в истории северного деревянного зодчества в данный период не наблюдается. На постройку такой необычной церкви потребовались крупные средства и большое количество строительных материалов. На сбор денежных средств и заготовку строительного материала местным прихожанам, вероятно, и потребовалось значительное время.
Сохранившиеся легенды и предания, связанные с постройкой Покровской (в селе Анхимово) и Преображенской (на о. Кижи) церквей, подтверждают исключительные особенности этих строений, отличающие их от всех других существовавших ранее сооружений подобного рода.
«Не было, нет и не будет такой!» – сказал легендарный мастер Нестор, закончив постройку Преображенской церкви на острове Кижи.
Известно, что церкви, имевшие в своей основе крестообразный план («круглые о двадцати стенах», «круглый двадцатистенный оклад»), были известны на Руси по крайней мере в XIV веке [5] . Высшим достижением их развития является Преображенская церковь в Кижах. Церковь Покровская на Вытегорском погосте была лишь промежуточным звеном в этой связи. Где же истоки этих необычайных для своего времени церквей?[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
По мнению Г.Я.Мокеева, христианство на Руси начиналось с возведения огромных и сложных по конструкции храмов в наиболее крупных городах, а более мелких и простых – в других местах. Их развитие происходило не только от простого к сложному, но и наоборот [6] . Среди деревянных памятников Кижский архитектурный комплекс является единственным из сохранившихся до наших дней ансамблем многоглавых храмов, построенных по принципу «многоглавие рядом с многоглавием». Автор отмечает самобытность русского храмового многоглавия, большое разнообразие его форм и возникновение их именно на русской почве. Оно не было распространено в Византии, откуда пришло христианство на Русь, а также в странах средневековой Европы.
В.П.Орфинский считает, что «обонежский феномен», т. е. появление на периферии Российского государства с интервалом всего в шесть лет двух уникальных «по существу беспрецедентных храмов Вытегорского и Кижского погостов», — явление, связанное с этнокультурными процессами, и объявляет эти церкви «классическими примерами этнических символов» [7] . Автор отмечает, что «… в монументальном храмостроительстве России в первой трети XVIII в. не было создано ни одного сооружения, способного конкурировать с деревянной церковью в Кижах по оригинальности и выразительности образных характеристик, с явной национальной самобытностью!» [8] . К сожалению, В.П.Орфинский не конкретизирует элементы «национальной самобытности» на примере Преображенской и Покровской церквей, оставляя свои утверждения голословными.
На мой взгляд, наиболее явные признаки этнической самобытности церквей «прионежского типа» с шатровыми завершениями зодчие проявили на примере не Преображенской, а Покровской, зимней церкви Кижского архитектурного ансамбля [9] .
Отдавая явное предпочтение совершенству Преображенской церкви, В.П.Орфинский считает: «… можно без преувеличения утверждать, что Преображенская церковь приняла эстафету национального самовыражения от таких монументальных древнерусских храмов, как Киевская София, Вознесение в Коломенском и Покрова на Рву» [10] .
Итак, совершенство Преображенской церкви явилось результатом многовекового мастерства плотников «рубленников», «топорников»; их творческое и смелое усовершенствование традиций повлекло за собой небывалый успех, отмеченный в наше время, как достижение мирового уровня. В декабре 1990 года Кижский архитектурный ансамбль был включен в Список ЮНЕСКО.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Многоглавые храмы, появившиеся в периоды объединения и сплочения русских земель явились своеобразными символами единства и величия народа. В этих двух церквах отразился несгибаемый дух простого народа, празднующего военные победы над неверными в многолетней Северной войне (1700-1721 гг.).
И если имена предполагаемых строителей обоих церквей пока ещё дискутируются, то вне всяких сомнений остается уверенность в том, что обе церкви были построены одной и той же плотницкой артелью. Убеждаешься в этом еще более, когда видишь поразительное сходство мест, выбранных для их постройки: крутая гряда и прибрежная полоса противоположного берега широкой реки Вытегры с лесными массивами напоминают Кижскую местность. А имена талантливых зодчих обеих церквей, как видно, так и останутся тайной.
Что касается Покровской церкви, то современники в документах разного времени отмечали редкую оригинальность церкви, привлекающей внимание всех приезжающих и проходящих мимо нее [11] . «Церковь эта – один из перлов нашей архитектуры, чрезвычайно своеобразна» [12] . «Архитектура церкви весьма оригинальна и несмотря на то, что церковь сооружена уже в царствование Петра Великого, носит вполне самобытный древнерусский характер, ибо храм сооружался местными простонародными мастерами» [13] . В 1838 году на Покровской церкви отмечалось наличие двадцать одной главы [14] .
Значительно позднее, в 1909 г., И.Э.Грабарь отмечал следующее: «… строители создали два из ряда вон выходящих памятника народного искусства – семнадцатиглавый храм в Вытегорском погосте и двадцатиодноглавый храм в Кижах. Оба они построены в начале 18-го века и, в сущности, тождественны по приему, только в Кижском храме прибавлены четыре главы, места для которых имеются и в Вытегорском, но не использованы. Кроме того, в Кижах прибавлен еще лишний восьмерик под центральной главой» [15] .
В 1927 году по поводу Покровской и Преображенской церквей И.Э.Грабарь писал: «Поражает необычайность, почти фантастичность этого многоглавья, дающую какую-то хаотическую группу глав и бочек, перемежающихся и чередующихся друг с другом. Только ритмичность последних наталкивает на мысль, что здесь есть система и план и притом план исключительный и небывалый. Чем больше всматриваешься в эту несравненную сказку куполов, тем яснее становится, что зодчий создавший ее, неподражаемый творец форм и мотивов! В данном случае перед нами не отдельные творения одного человека, а подлинное народное искусство» [16] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В своем первоначальном виде Покровская церковь в Анхимове простояла без особых изменений 85 лет (с 1708 по 1793 г.). В 1793 г. произошла крупная перестройка ее здания, вызванная тем, что из-за отсутствия фундамента церковь начала оседать. Вследствие этого, в 1793 г., она была разобрана и поставлена на каменный фундамент [17] . Об этом событии сохранилась запись: «Перестроены и освящены в 1793 году Октября в 1 день Покрова Пресвятые Богородицы, 2 день – Святого Иоанна Богослова, 3 день – Святого Великомученика Георгия, при державе Благочестивейшия Самодержавнейшия и Великия Государыни Нашей и Императрице Екатерины Алексеевне» [18] . «Факт перестройки здания и немалым числом таких бревен в срубе, которые, очевидно, при сборке были перемещены с одного места на другое, старые врубки на них и состояние самой древесины говорит о том, что прежде эти балки находились не здесь…» [19] . При обновлении церкви «… нижние венцы бревен заменены новыми, а все снаружи стены обшиты досками, а главы покрыты белым железом» [20] .
Вскоре после обшивки Покровской церкви и покрытия ее куполов железом, произведенном в 1793 году, были выполнены аналогичные работы и на Преображенской церкви в Кижах (1817-1823 гг.) [21] . Работы по обновлению внешнего вида Преображенской церкви, по всей видимости, были произведены под непосредственным влиянием обновления Покровской церкви Вытегорского погоста, столь значительно изменившей свой облик после перестройки.
Интересно отметить, что в 1949 году архитектор А.В.Ополовников в своей объяснительной записке к проекту реставрации Преображенской церкви упоминает о двух слоях обшивки. Он пишет: «Старая обшивка, сохранившаяся местами на западной стороне южного прируба и на торцах некоторых бочек, не была сплошной, как нынешняя, и, будучи прибита непосредственно к бревнам, без стоек, повторяла все изломы на углах сруба и, во-вторых, не была окрашена, что весьма характерно для всего северного деревянного зодчества» [22] .
Относительно перестройки Покровской Анхимовской церкви более ранний документ свидетельствует о том, что «… за ветхостью разобранную во имя Покрова Пресвятые Богородицы церковь за двумя приделами святого апостола евангелиста Иоанна Богослова, святого великомученика Егория; и поставленную ныне вновь на каменном фундаменте по прежнему фасаду…» [23] . Снизу сруб был изолирован от вредного воздействия почвенной влаги весьма основательным каменным фундаментом, сложенном на известковом растворе и белого тесаного известняка – снаружи и массивных валунов изнутри [24] .
В дополнение к тесовой наружной обшивке и обивке куполов железом обновился также интерьер. «Не умел сделать изящно — сделал богато». Местный «меценат», купец I гильдии «почетный потомственный гражданин» А.Лопарев на свои средства привел церковь и изнутри к «благолепному виду в новом вкусе»: стены ее получили тесовую обшивку, раскрашенную «под камень» и были покрыты живописью в духе издаваемых массовыми тиражами современных ярких натуралистических литографий на библейские сюжеты. Сохранилась рекламная надпись на западной стене северного прихода, в которой говорится, что «Выполнена сия стенная живопись усердием Александра Федоровича Лопарева в 1898 году» [25] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Аналогичным изменениям подвергся интерьер и Преображенской церкви в Кижах: «здесь был представлен полный набор атрибутов и неизменных спутников позднейших «поновлений»: тесовая обшивка всех стен, окрашенная масляной краской под белый цвет, новые крашеные полы, расширенные оконные проемы с наличниками «на городской манер»; громоздкие, тяжеловесные киоты, покрытые украшениями и блестящие дешевой позолотой и жестяными окладами иконы; застекленная плащаница, занявшая почти весь южный придел; прилавки, множество металлических штампованных подсвечников и прочих аксессуаров культа» [26] .
Через 165 лет — в 1956 году архитектор А.В.Ополовников произвел детальный обмер Покровской церкви и выполнил Проект ее реставрации [27] . Предполагалось снятие тесовой обшивки и замена железного покрытия на куполах осиновым лемехом. По заключению архитектора А.В.Ополовникова, церковь «… пострадала значительно сильнее от сознательной деятельности людей, чем от воздействия разрушительных сил природы» [28] . В 1963 году было принято решение об установлении на Покровской церкви в 1964 году охранной доски [29] . В том же 1963 году Вологодская общественность ставит вопрос о реставрации Анхимовской церкви и введении общественного контроля по охране памятников древнерусского искусства. Но в конце 1963 года двое пьяных проникли в церковь через окно и устроили в ней пожар [30] . Анхимовская Покровская церковь сгорела за один час на 255 году своего существования.
Рассмотрим как выглядел Вытегорский погост в первые годы своего существования и в последующее время. Известно, что с 1563 года на Покровском погосте на Вытегре рядом с летней Покровской церковью стояла деревянная теплая церковь во имя Николая Чудотворца (упоминается в Писцовых книгах 1583 и 1628 годов). О том, какими были первоначальные церкви и колокольня этого погоста, нет никаких сведений.
Деревянные церкви считались временными. На смену им шли каменные. Новая каменная церковь Всемилостивого Спаса Нерукотворного была построена через 72 года после Покровской церкви, т. е. в 1780 году, одновременно с отдельно стоящей каменной колокольней. В ведомостях за 1855 и 1857 годы отмечалось, что шатер и купол с главою и крестом у колокольни были деревянными и ветхими. Шпиль колокольни был покрыт белой жестью в 1878 году [31] . Крышу церкви покрыли железом, а главы и кресты – белой жестью. В церкви было три придела: главный, во имя Всемилостивого Спаса Нерукотворного образа, холодный; в теплых приделах – правом – Казанской Божьей Матери, в левом – Святителя и Чудотворца Христова Николая. У предшественницы колокольни, как отмечалось, «… шатер и купол с главою и крестом были деревянными, а затем был заменен куполом со шпилем».
В таком содружестве погостские церкви (одна – деревянная, многоглавая, другая – каменная, пятиглавая) и высокая (57 м.) каменная колокольня со шпилем зафиксированы на фотографиях разных лет. Соседство многоглавой Покровской церкви (деревянной) с пятиглавой каменной церковью Спаса Нерукотворного и каменной высокой колокольней, увенчанной полукуполом со шпилем – разновременными и необъединенными единым архитектурным замыслом, единой идеей, к сожалению, не способствовали созданию ансамблевого комплекса.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Остается лишь по достоинству оценить мастерство и художественный вкус зодчих, которые на Кижском острове сумели точно и выразительно объединить три совершенно разные сооружения в едином вдохновенном ансамблевом звучании. Поистине, в счастливые минуты озаряла зодчих идея возведения этого шедевра. Но не сразу, а на протяжении 180-ти лет (1694-1874 гг.) создавался Кижский архитектурный комплекс, о чем свидетельствуют архивные данные, выявленные В.А. и Б.А. Гущиными [32] , а также новыми архитектурно-археологическими исследованиями [33] .
Возведение церквей на месте свежего пожарища, разразившегося в самом конце XVIII века (1694-95 гг.) было связано с тем восхищением, которое испытывали кижане, когда впервые увидели Покровску церковь в Анхимово. Путь из Кижей до Вытегры был хорошо известен местным рыбакам. Видимо, именно тогда кижане затаили мечту превзойти красоту Анхимовской церкви и пригласили на остров ту же плотницкую артель. И это им удалось.
Судьбу Кижского архитектурного ансамбля можно считать удачной, даже счастливой, так как на его целостность покушались уже давно.
Так, например, согласно «Выписке из духовного завещания В.Е.Ольхина о строительстве церкви. 1786-1788» стало известно, что «… на постройку в Петрозаводском уезде в Кижском погосте каменной церкви, под которую капиталом моим фундамент сделан и до окон выкладен и немалое число кирпича было приготовлено, если тамошние крестьяне и обыватели по обещанию ее достраивать будут, тогда от Василия Васильевича (сына Ольхин Л.Н.) дать на достройку 100 рублей или что по усердию можете» [34] . Сведения об этой каменной церкви сохранились и в памяти местных жителей [35] . Во время выезда в деревню Боярщина старейший житель Тестенников Егор Егорьевич упомянул в беседе о Троицком соборе, фундамент которого «был до окошек сделан, да благодетель помер» [36] .
В 1980 году археологи Спиридонов и Ушинскас в юго-восточном углу современной ограды Кижского погоста зафиксировали схематический план видимых на поверхности остатков фундамента, а также провели его шурфовку [37] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В 1870-е годы, в связи с ветхим состоянием Преображенской церкви, требующей основательного ремонта («… бочки под 22 главами все обогнили и требуют переделки и перекрытия новым тесом, а в самой церкви покривившие полы переслать и, если можно будет, поднять осевшие стены на фундамент …») [38] , местный крестьянин Акакий Воронцов «просил разрешения строить церковь в другом месте, но не получил его, а мог вместо этого использовать запасы для ремонта Кижской церкви» [39] .
Таким образом, и в том и другом случае, судьба отвела от Кижского архитектурного ансамбля руку «злого рока» и сохранила кижские церкви от разрушения еще на долгие годы. В этом году мы отметили 285-летие Преображенской церкви (1714 г.), 305-летие Покровской церкви (1694 г.) и 137-летие колокольни (1762 г.).
Но, к сожалению, печально завершилась судьба другого архитектурного комплекса, созданного на основе многоглавой деревянной церкви в селе Анхимово. Сама Покровская церковь сгорела. Зимняя, каменная, церковь Спаса Нерукотворного обезглавлена и разорена пожаром. Каменная колокольня лишь частично сохранилась до нашего времени.
Для Преображенской церкви в Кижах строительство Покровской на Вытегорском погосте явилось решающим моментом для последующего более яркого и полного выявления всех возможностей данной конструкции – главного сооружения будущего архитектурного ансамбля.
Именно совершенством замысла, претворенного в жизнь, были вызваны архитектурно-конструктивные особенности двух других объектов Кижского погоста – Покровской, зимней церкви с девятиглавой короной, тонко и уверенно вошедшей в контакт с многоглавием церкви Преображения и строгой вертикалью деревянной колокольни, подчеркивающей пышный наряд двух деревянных церквей. Однородные по строительному материалу, но разные по архитектурно-конструктивным особенностям («круглая», «о двадцатистенном окладе» – Преображенская; кораблевого плана – Покровская церкви) чутко, полнокровно и насыщенно дополняют друг друга, проявляя своим содружеством все новые и свежие вариации на тему двух церквей и колокольни.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В 1980-е годы поднимался вопрос о необходимости реконструкции Покровской церкви в селе Анхимово на прежнем месте по имеющимся обмерным чертежам с целью восполнения этой утраты среди памятников отечественной культуры [40] . Возможно, что такое время когда-нибудь и настанет. Тогда возможен станет маршрут по следам мастера Нестора – талантливого, пытливого, легендарного Мастера, к сожалению, безымянного.
- [1] Петров К. Окрестности города Вытегры // Олонецкие губернские ведомости. - 1860. - №51. - с.220.
- [2] Список с вышеприведенными именами выявлен мною во время командировки в г.Вытегру и село Анхимово Вологодской области в сентябре 1978 года. Цифровые обозначения, стоящие рядом с именами отдельных крестьян, предположительно обозначают последовательность наречения младенцев в одной семье, согласно святцам.
- [3] Гущина В.А. Преображенская церковь Кижского архитектурного ансамбля (продолжение). Материалы к разделу II "Покровская церковь Вытегорского погоста Олонецкой губернии - предшественница Преображенской церкви Кижского погоста / Петрозаводск. - 1981. - с.5.
- [4] Гущина В.А. Преображенская церковь Кижского архитектурного ансамбля (продолжение). Материалы к разделу II "Покровская церковь Вытегорского погоста Олонецкой губернии - предшественница Преображенской церкви Кижского погоста / Петрозаводск. - 1981. - л.1.
- [5] Ополовников А.В. Научный отчет об исследованиях памятника народного деревянного зодчества - бывшей Покровской церкви на Вытегорском погосте Вологодской области, 1708 г. // Вологда. ВСНРПМ. - Архив. - инв.№ 500. - В-9-1956. - с.10.
- [6] Мокеев Г.Я. Многоглавые храмы Древней Руси // Архитектурное наследство. - 1978 - № 26. - с. 41, 44.
- [7] Орфинский В.П. Преображенская церковь в Кижах и ее место в истории русской архитектуры // Международный симпозиум "Актуальные проблемы исследования и спасения уникальных памятников деревянного зодчества России". Доклады. - СПб. - 1999. - с. 76, 77.
- [8] Орфинский В.П. Преображенская церковь в Кижах и ее место в истории русской архитектуры // Международный симпозиум "Актуальные проблемы исследования и спасения уникальных памятников деревянного зодчества России". Доклады. - СПб. - 1999. - с.81.
- [9] Гущина В.А., Гущин Б.А. К вопросу о церквах Прионежского типа (Вепско-карельские элементы в архитектуре Кижского ансамбля // Кижский вестник. Заонежье. - Петрозаводск. - 1994. - с.133-143.
- [10] Орфинский В.П. Преображенская церковь в Кижах и ее место в истории Русской архитектуры. с.81.
- [11] С.С.Г.С. Вытегорский погост // Олонецкие Епархиальные ведомости. - 1908. - №4. - с.578.
- [12] Случевский К.К. По северозападу России. СПб, 1897. - т.1. - с.58.
- [13] Россия. - 1990. - т.III. - с.400.
- [14] Известия Императорского Русского Археологического общества. - 1858. - т.1. - вып.V. - с.309.
- [15] Грабарь И.Э. История архитектуры - 1999. - т.1. - с.438-440.
- [16] Грабарь И.Э. Лекции по реставрации, читанные на первом курсе отделений изобразительного искусства в МГУ в 1927 г. См.: Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. - М. - 1966. - с.309.
- [17] Партанский С., помощник настоятеля Вытегорской Покровской церкви. Вытегорская Покровская церковь в Вытегорском погосте (краткий очерк) // Олонецкие губернские ведомости. - 1873. - №19. - с.212.
- [18] Петров К. Окрестности г. Вытегры // Олонецкие губернские ведомости. - 1860. - №51. - с.220.
- [19] Ополовников А.В. Научный отчет об исследованиях ... - с.13.
- [20] Старинные деревянные церкви около г.Вытегры и на Кижском острове. // Журнал главного управления путей сообщения и публичных зданий. - 1858. - т. 27. - СПб., с. 73; А.И. Старинные церкви // Олонецкие губернские ведомости. 1860.- №12 - с.44.
- [21] Гущина В.А. Преображенская церковь. К вопросу о тесовой обшивке и обивке куполов железом [Историческая справка]. - 1999.- 17/VII. Материалы подготовлены по архивным данным 1802-1870-х годов.
- [22] Ополовников А.В. Объяснительная записка к проекту реставрации Преображенской, Покровской церквей и колокольни на Кижском погосте Карело-Финской ССР. - М.- 1949. - л.8.
- [23] Дело по прошению Вытегорского уезда и прихода священника Ивана Степанова об освящении новопостроенной церкви Покрова Пресвятые Богородицы и с двумя приделами святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святого великомученика Егория и о выдаче в Покровскую церковь на атласе священного антиминса июля 8-го дня 1793 года // ЦГА КАССР. - ф.25. - оп.7. - ед.хр.1/8 - л.1.
- [24] Ополовников А.В. Научный отчет об исследованиях. л.5
- [25] Там же, с. 19, 20.
- [26] Ополовников А.В. Объяснительная записка... с.28.
- [27] Ополовников А.В. Проект реставрации бывшей Покровской церкви на Вытегорском погосте Вологодской области // ВСНРПМ. - Архив. - инв.№502, шифр В-О. - 1956 г.
- [28] Научный отчет об исследованиях... - с.28.
- [29] ГАВО (Государственный Архив Вологодской области). - ф.1300. - оп.21. - ед.хр.300. - с.101-124.
- [30] ГАВО (Государственный Архив Вологодской области). Письмо Н.А.Пятницкой о необходимости охраны архитектурных памятников от 21.12.63 г.
- [31] Клировые ведомости по I-му Благочинию Вытегорского уезда протоиерея Андриана Благовещенского за 1879 г. Ведомость о церкви. // Вытегра. Краеведческий музей. Отдел фондов.
- [32] Гущина В., Гущин Б. Когда построены Кижи? // Север - 1976. - №10. - с.105-107.
- [33] Крохин В.А. Покровская церковь Кижского погоста. Историческая справка с графической реконструкцией памятника на XVIII в. // Петрозаводск. - Архитектурно-реставрационное проектное предприятие ЗАО "ЛАД". - Петрозаводск. - 1998; Яскеляйнен А.Т. Новый взгляд на историю церкви Покрова Богородицы Кижского погоста // Народное зодчество. - ПГУ. - Петрозаводск. - 1999 с.123-138.
- [34] Выписка из духовного завещания В.Е.Ольхина получена от сотрудника Карельского краеведческого музея Л.И.Капуста. Ольхин Василий Елизарович (1709-1788 гг.) являлся родоначальником династии Санкт-Петербургских предпринимателей XVIII-XIX вв. Он выходец из крестьян Кижского погоста (дер. Ольховщина). В документах на ряду с фамилией "Ольхин" использовал варианты: "Олехов", "Алехов". В середине XVIII века владел ластовыми судами, фабриками, заводами, содержал петербургские мосты. К 1787 году имел значительную недвижимость в Санкт-Петербурге (дома, лавки, производственные сооружения). Похоронен в Александро-Невской Лавре. Духовное завещание составлялось дважды в 1786 и 1788 гг.
- [35] Гущин Б.А., Гущина В.А. Дневники экспедиционной поездки для сбора полевых материалов и музейных коллекций 1967 г. // Научный рукописный фонд музея "Кижи". - III. - л.6.
- [36] Б.Гущин, В.Гущина Первая экспедиция музея "Кижи" в Заонежье // Заонежский сборник. - Петрозаводск. - 1992. - с.29.
- [37] Спиридонов А., Ушинская В. Археологическая разведка на территории музея-заповедника о.Кижи 24-25 июня 1980 г. // Библиотека музея "Кижи". - НРФ - 743.
- [38] Рапорт исправляющего должность благочинного Петрозаводского уезда Кижского погоста священника Андрея Русанова. 1865 г. // ЦГА КАССР, ф.25. - оп.26. - ед.хр.40/449. Лл.79.
- [39] Фонд Ларса Петтерсона. Ксерокопии с выписок. // БМК-НРФ-11/34. - л.11; Фонды музея "Кижи". - инв.№ 3168 - л.11.
- [40] Рыбаков А.А. Устюжна, Череповец. Вытегра. - л.- 1981. - с.190.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.