Шилов П.Н. (г.Петрозаводск)
Видение Макария Египетского в северо-русской книжности
@kizhi
На территории Северо-Запада широкое распространение получили памятники эсхатологического содержания, в том числе апокрифические. Типичным образцом данной литературы является произведение, известное под названием Видение Макария Египетского («Слово о явлении ангела Макарию Египетскому»), представленное в списках начиная с XVII века. На территории Карелии данный текст переписывался в составе старообрядческих сборников.
Происхождение Видения Макария Египетского остаётся невыясненным (см. работы Ф.Д.Батюшкова, Е.В.Петухова). Скорее всего, это произведение носит компилятивный характер. Возможно, источниками для него послужили следующие произведения: Слово Кирилла Александрийского об исходе души, Житие Василия Нового, Видение апостола Павла, Видение Григория Просветителя, Вопросы Иоанна Богослова на Елеонской горе, Слова Ефрема Сирина. Вопрос о соотношении изучаемого текста и Видения Макария Александрийского остаётся открытым. Более правильным нам представляется рассматривать Видение Макария Александрийского не как одну из редакций Видения Макария Египетского, но как источник последнего.
Обращает на себя внимание довольно частотное, для столь небольшого текста, появление темы обличения «неправедно живущих иереев». При этом все случаи осуждения священников лаконичны и мало связаны с основным текстом, а иногда и вносят в него определённую путаницу, что позволяет предположить позднейшее их проникновение в текст произведения под влиянием старообрядческой идеологии.
Для исследования истории бытования текста были взяты следующие рукописные сборники, входящие в состав Карельского собрания Древлехранилища им. В.И.Малышева Института русской литературы (ИРЛИ), Карельского государственного краеведческого музея (КГКМ), Центрального государственного архива Республики Карелия (ЦГАРК) и частного собрания.
- КГКМ, КГМ-20841, инв. №235. Сборник старообрядческий. XVIII в. Лл. 235-253 об.: [без заглавия]. Далее — А.
- ЦГАРК, №72/20. Сборник старообрядческий. XIX в. Лл. 325-351: Сказание о явлении Ангела Господня в пустыни преподобному Макарию Египетскому. Далее — Б.
- КГКМ, КГМ-20842, инв. №236. [без заглавия] (фрагмент книги), XVIII в., лл. 1-24. Далее — В.
- Частное собрание А. В. Пигина. Сборник старообрядческий. XIX в. Лл.175-184. Слово святаго и преподобнаго отца нашего Макария Египтянина. Далее — Г.
- ИРЛИ, Древлехранилище, Карельск. собр., №43. Сборник старообрядческий. XVIII в. Лл. 39-62 об.: Выписано из книги соборника Словеса душеполезныя извещение от Ангела Божия преподобному отцу нашему Макарию Египтянину. Далее — Д.
- ИРЛИ, Древлехранилище, Карельск. собр., №56. Сборник старообрядческий. XIX в. Лл. 57-81 об.: Словеса душеполезна извещение от ангела божия преподобному отцу нашему Египтянину… Далее — Е.
- ИРЛИ, Древлехранилище, Карельск. собр., №41. Сборник старообрядческий. XIX в. Лл. 133-159: «Выписано из Соборника печатно». Далее — Ж.
- ИРЛИ, Древлехранилище, Карельск. собр., №79. Сборник старообрядческий. XIX в. Лл. 56-80.: «Извещение от ангела божия преподобному отцу Макарию Египетскому…». Далее — З.
- ИРЛИ, Древлехранилище, Карельск. собр., №95. Сборник старообрядческий. XX в. Лл. 248-290: «Сказание о явлении ангела Господня в пустыни преподобному отцу Макарию Египтянину». Далее — И.
Текстологический анализ этих списков позволил выделить две редакции памятника: Первая редакция представлена списками А, Б, В, Е, Ж, З, И, а Вторая — списком Г.
Особенности Второй редакции, отличающие её от Первой, следующие:
- включение в текст перечня 20 мытарств, сходного с подобными перечнями в Житии Василия Нового, Слове Кирилла Александрийского;
- в список грехов внесены богохульство и идолопоклонничество, а в список заслуг включена такая добродетель, как «соблюдение веры«; более экспрессивно выражается осуждение вероотступников и иных грешников;
- внесено описание этапов приобщения человека к божественному через чтение «Исусовой молитвы».
Литературное окружение Видения Макария Египетского в рассмотренных сборниках традиционно и устойчиво. Наиболее часто исследуемое произведение соседствует со Словом Кирилла Александрийского, а также со Словом Палладия мниха о втором пришествии. Обнаружена сложившаяся на территории Карелии традиция составления старообрядцами сборников душеспасительных сочинений, в которых очень часто встречаются апокрифические произведения эсхатологического содержания.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.