Зотова Е.Я. (г.Москва)
Поморская меднолитая пластика: к истории становления и развития в московском регионе
@kizhi
Поморская пластика – это яркое вещественное воплощение программных положений Выговского общежительства, имевшее определяющее значение для истории старообрядческого медного литья. С начала XVIII в. поморское литье сформировалось как самостоятельное художественное направление, отличающееся технологическими, иконографическими и стилистическими признаками [1] . Кресты и складни поморского производства стали образцами для старообрядческих мастерских России [2] .
Среди этих многочисленных литейных мастерских совершенно особое место принадлежит «медным заведениям» Москвы и Подмосковья, выпускавшим поморское литье вплоть до начала XX в.
Неслучайно в классификации старообрядческого медного литья, сформулированной Министерством внутренних дел в 1840–х гг., упоминаются «…отливные медные кресты и иконы, известные под названиями: загорских [3] , поморских, погостских [4] и других, из коих первые два сорта отливаются в Московской, а последние во Владимирской губернии» [5] .
Во второй половине XIX в. известный владимирский краевед И.А.Голышев приводит следующую характеристику: «Иконы медные разделяются на 4 категории: Загарские (Гуслицкие) [6] , Никологорские (Никологорского погоста), Старинные или Поморские (для раскольников Поморской секты) и Новые. Новые предназначаются для православных, а Старинные – для раскольников, которые льются с особыми для них рисунками» [7] .
Опыт поморской литейной школы, разработанные формы и композиции крестов, икон и складней были приняты всеми московскими старообрядческими беспоповскими общинами поморцев, федосеевцев, филипповцев. Следовательно, становление видового, типологического и иконографического ряда медного художественного литья в данном регионе происходило под непосредственным влиянием поморских образцов Выговского общежительства. Ярким подтверждением этой преемственности традиций литейного дела может быть редкий позолоченный Крест–Распятие, выполненный московскими мастерами в 1787 г. [8] . На обороте этого предмета выполнен следующий текст: «СЕИ К/РЕСТЪ // ВЫЛИТЪ В // МОСК//ВЕ // 1787 ГОДУ // М(Е)С(Я)ЦА МАРТ//А 1 ЧИСЛА» (Илл.1).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Существование постоянной связи между поморским Выговским общежительством и московской федосеевской общиной Преображенского кладбища позволяет сделать вывод о повторении крестов и складней поморского производства в литейных заведениях, располагавшихся в частных домовладениях на территории города. Кроме того известно, что приверженцы федосеевского согласия «иконы ни от кого, кроме своего согласия мастеров не принимают и не покланяются, как только меднолитным одного Поморского монастыря; а из того же Поморья скитским образам той чести ни за что не делают» [9] .
В конце XVIII в. московские мастера–литейщики, основываясь на теоретическом и практическом опыте поморских мастеров, в сжатые сроки должны были не только наладить технологический процесс, но и обеспечить крестами, иконами и складнями собственного производства своих единоверцев. Известно, что уже в первой половине XIX в. «медные заведения», выполнявшие заказы Преображенского кладбища, снабжали поморским литьем московского производства общины своего согласия на всей территории России [10] .
Основной состав меднолитейной продукции московских заведений – кресты (нательные и моленные), складни (двух-, трех-, четырехстворчатые), иконы и книжные накладки – был обусловлен сформировавшимся вещественным рядом выговского производства. При рассмотрении каждой из названных групп основного репертуара поморского литья московского происхождения основываемся на данных архивных документов фонда Московской Духовной консистории [11] .
Среди меднолитых изделий московского производства главное место занимали кресты, форма и надписи на которых являлись выражением идеологических взглядов приверженцев определенного согласия [12] . В результате продолжительных споров федосеевцев с поморцами было принято соглашение о воспроизведении восьмиконечного креста с надписью: «Царь Славы Исус Христос Сын Божий» и изображением Спаса Нерукотворного на верхнем конце [13] . Эта композиция стала каноном для последующего воплощения на медных крестах двух основных композиций – Крестов–Распятий и Крестов–Распятий с предстоящими, получивших наименование «киотных». Следуя поморским образцам, московские мастера выпускали до 10 основных вариантов моленных крестов, отличавшихся не только своими размерами (высотой от 37,5 до 6,5 см), но и декоративными особенностями оформления как лицевой, так и оборотной сторон [14] .
Московские мастера следовали поморским образцам и при воспроизведении такого вида меднолитой пластики, как складни, именовавшиеся в документах по–разному («медные литые створни» [15] , «металлический складной образ», «образ медной складник», «медныя литыя складни» [16] . В этом вещественном ряду к числу наиболее почитаемых относились как миниатюрные двустворчатые складни «Троица Ветхозаветная. Богоматерь Знамение», известные под наименованием «поморская панагия», так и большие четырехстворчатые складни с изображением двунадесятых праздников. Цветовая гамма эмалей позволяет выделить среди поморского литья трехстворчатый складень «Деисус с предстоящими» московской работы [17] . На нижней рамке средника отлита монограмма «М.Р.С.Х.», принадлежащая известному мастеру–чеканщику Р.С.Хрусталеву (Илл. 2). Этот тип трехстворчатого складня, разработанный и воплощенный в металле мастерами–литейщиками Выговской обители, стал одним из наиболее распространенных среди московских старообрядцев и, следовательно, одним из самых часто тиражируемых в составе продукции «медных заведений» г.Москвы (Илл.3).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Творческий подход московских чеканщиков, литейщиков и эмальеров наиболее ярко выразился при создании новых композиций образков и икон, отличавшихся особой широтой и разнообразием ассортимента. Полагаем, что при определенной стабильности жизненных условий среди московских старообрядцев наиболее предпочтительным видом меднолитой пластики для личного молитвенного обихода стала именно икона.
К началу XX в. мастера московских «медных заведений» отливали иконы «одновершковые» (6,0×5,0 см), «двухвершковые» (12,0×10,0 см), «трехвершковые» (18,0х14,0 см) и большеформатные, так называемые «семивершковые» (28,0×24,0), иконы, приближавшиеся своими размерами и внешним видом к живописным образам в драгоценных окладах [18] . Мелкие «полувершковые» образки (3,0×2,8 см) оказалось сложно выявить в связи с незначительным количеством известного нам вещественного материала [19] .
Поморское литье московской работы отличалось прежде всего высоким качеством и повышенной декоративностью, выразившейся в создании нарядных образов, украшенных многоцветными эмалями, золочением (Илл.4.). Об особом отношении именно к этому виду меднолитой мелкой пластики «лучшей поморской работы» свидетельствуют данные, приведенные в «Каталоге старообрядческой иконной, киотной и книжной торговли наследников М.П.Вострякова», в котором указывается, что «поморское литье продается не на вес, а на счет», в отличие от «анцифоровского литья (от 30 до 38 руб. за пуд) и загарского литья (от 18 до 22 руб)» [20] .
К концу XIX – началу XX в. московские мастера выпускали до 100 композиционных вариантов крестов, икон, складней и накладок на книжные переплеты. Это многообразие ассортимента является ярким свидетельством развития традиций поморского литья мастерами «медных заведений» г.Москвы.
- [1] Дружинин В.Г. К истории крестьянского искусства XVIII-XIX веков в Олонецкой губернии (Художественное наследие Выгорецкой Поморской обители) // Известия Академии наук СССР. Серия 6. М., 1926. Вып.15-17. С.1483-1490; Введение (Из корректуры книги В.Г.Дружинина "О поморском медном литье") / Публ. Т.В.Берестецкой // Русское медное литье. М., 1993. Вып.2. С.106-120; Принцева М.Н. К вопросу об изучении старообрядческого медного литья в музейных собраниях // Научно-атеистические исследования в музеях: Сб.научных статей. Л., 1986. С.35-49; Винокурова Э.П. Поморские датированные складни // Памятники культуры: Новые открытия: Ежегодник. 1988. М., 1989. С.338-345; она же. Модель меднолитого складня конца XVII - начала XVIII в. "Двунадесятые праздники" // Древнерусская скульптура: Проблемы и атрибуции. М., 1991. С.125-178; она же. Поморское медное литье в собрании Государственного Карельского краеведческого музея: Обзор коллекции // Краеведение и музей. Петрозаводск, 1992. С.76-105; она же. Рукописное наследие В.Г.Дружинина. Поморское медное литье // Труды отдела древнерусской литературы / РАН. Ин-т рус. лит. СПб., 1996. Т.49. С.254-277; она же. Медные литые складни конца XVII - начала XX века "Деисус с предстоящими": типологический ряд // Художественный металл России: Материалы конференции памяти Г.Н.Бочарова. М., 2001. С.214-223; она же. Медные литые иконы патрональных святых выговских наставников // Там же. С.201-213; Винокурова Э.П., Молчанова О.В., Петрова Л.А. Медная пластика // Неизвестная Россия: К 300-летию Выговской старообрядческой пустыни: Каталог выставки. М., 1994. С.37-58; Петрова Л.А. Меднолитой складень 1717 г.: к вопросу о начале меднолитейного производства в Выговской пустыни // Старообрядчество в России (XVII-XX века). М., 1999. С.381-401; она же. К вопросу о традициях и новаторстве в памятниках ранней выговской меднолитой пластики (датированные складни-квадриптихи из собрания ГИМ) // Художественный металл России... С.224-234; Фролова Г.И. К вопросу о технологии выговского (поморского) медного литья // Русское медное литье...Вып.2. С.48-60; она же. Медное литье // Культура староверов Выга (К 300-летию основания Выговского старообрядческого общежительства): Каталог. Петрозаводск, 1994. С.18-30; Юхименко Е.М. Выговская старообрядческая пустынь: Духовная жизнь и литература. М., 2002. Т.1. С.171-192.
- [2] Каткова С.С. Из истории ювелирного промысла в селе Красном Костромской области // Из истории собирания и изучения произведений народного искусства: Сб. науч. трудов. Л., 1991. С.107-116; Савина Л.А. К истории производства и бытования медного художественного литья в XIX - начале XX века // Русское медное литье ... Вып.1. С.48-55; Куколевская О.С. Медное художественное литье Красносельской волости Костромской губернии в конце XIX - начале XX века // Памятники культуры: Новые открытия: Ежегодник. 1993. М., 1994. С.372-385; Мартынова Н.П. Старообрядческое медное литье села Старая Тушка // Художественный металл России... С.251-254.
- [3] Загарье - район, охватывавший 14 селений Богородского уезда Новинской волости Московской губернии. См.: Вернер К.А. Кустарные промыслы Богородского уезда Московской губернии. [М.] , 1890. С.18; Исаев А. Промыслы Московской губернии. М., 1876. Т.2. С. I, 100-107.
- [4] Речь идет о литейном производстве в селе Никологорский погост Вязниковского уезда Владимирской губернии. См.: Корреспондент. Производство медных икон в с. Никологорский погост, Вязниковского уезда // Владимирские губернские ведомости. Неофиц. ч. 1869. 5 июля, №27. Авт.: И.А.Голышев; Савина Л.А. К истории производства и бытования медного художественного литья... С.51-52.
- [5] Собрание постановлений по части раскола. СПб., 1860. Кн.2 (1801-1858). С.430.
- [6] Гуслицы - район, расположенный по реке Гуслице - включал несколько селений Ильинской волости Богородского уезда Московской губернии. См.: Вернер К.А. Кустарные промыслы Богородицкого уезда Московской губернии. С.18. Полагаем, что территориальная близость названных районов, определяемых как Загарье и Гуслицы, стала основанием для совмещения этих наименований в классификации меднолитой пластики.
- [7] Голышев И.А. Производство медных икон в с. Никологорский погост.
- [8] Медный сплав, литье, золочение; 37,5×20,2.
- [9] Иоаннов А. Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках, так называемых старообрядцах. СПб., 1890. С.112-113.
- [10] Дневные дозорные записи о московских раскольниках // Чтения в Обществе истории и древностей российских, 1886. Кн.1. М., 1886. С.125-126; Зотова Е.Я. О московских "медных заведениях" // Старообрядчество в России ... С.402-403.
- [11] Прежде всего следует выделить дела, связанные с конфискацией медного литья в Преображенском богаделенном доме г. Москвы в 1860-х гг. См.: Центральный исторический архив Москвы, ф.203, оп.318, д.43, 100 (далее ЦИАМ).
- [12] Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе в XVII веке. СПб., 1898. С.193-206.
- [13] Дружинин В.Г. Введение... С.109-111.
- [14] В рукописных заметках Ф.А.Каликин выделяет 8 основных типов крестов поморского производства (на основании формы, композиции, высоты рельефа и размера). См.: Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН,. Древлехранилище, Коллекция Каликина, №93. л.6-6 об.
- [15] ЦИАМ, ф.203, оп.318, д.43, л.6.
- [16] ЦИАМ, ф.203, оп.334, д.2, л. 4, 5, 46.
- [17] Медный сплав. литье, эмаль; 6,7(6,3)×17,4.
- [18] [Серов А.П.] Об истории литейного дела икон и крестов меднолитейного заведения Серова Петра Яковлевича (1899-1974) // Русское медное литье... Вып.2. С.158.
- [19] В частных и музейных собраниях нам известны единичные экземпляры образков с изображениями Спаса Нерукотворного и Богоматери.
- [20] С.7-8. Полное издание "Каталога старообрядческой иконной, киотной и книжной торговли наследников М.П.Вострякова" выявить не удалось. При работе использован дефектный экземпляр, без титульного листа и первых листов.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.