Метки текста:

Карельское Поморье Рябининские чтения Сумпосад Фольклор

Марковская Е.В. (г.Петрозаводск)
Фольклор села Сумпосад (Карельское Поморье): к проблеме изучения локальной традиции (на материале Научного архива Карельского научного центра РАН) Vkontakte@kizhi

Сумский Посад, иначе Сумпосад, является одним из крупнейших поселений Карельского Поморья, ведущим свою историю с XV в. Сначала это была Сумская волость, а впоследствии один из оборонительных пунктов на северной границе Российского государства. Название поселения имеет, скорее всего, финно–угорское происхождение [1] . Издавна эти края заселялись людьми, приходившими из Новгорода.

Поморье, богатое старинными традициями и культурой, давно привлекало внимание исследователей. В конце XIX – начале XX вв. здесь работали такие исследователи как Г.Цейтлин [2] , П.С.Ефименко [3] , В.Н.Харузина [4] , А.А.Жилинский [5] . В этом крае проходили маршруты путешествия писателя и этнографа С.В.Максимова [6] , экспедиции с целью записи песен Ф.М.Истомина и Г.О.Дютша [7] , собирал эпические песни А.Д. Григорьев [8] . В начале 1930-х годов фольклорная традиция Поморья начала изучаться наиболее интенсивно. Сюда направлялись экспедиции из Москвы и Ленинграда, проводилась активная собирательская работа Карельским научно–исследовательским институтом. Хотя специальной задачи изучения локальной традиции только Сумпосада ни одна экспедиция не ставила, в результате собирательской работы, проводившейся в течение почти 70 лет, накопился значительный материал, который позволяет дать общую характеристику фольклора этого села, проследить процесс собирательской работы и ее методику.

В Научном архиве КарНЦ РАН хранятся не только коллекции, собранные сотрудниками Института языка, литературы и истории, но и записи, производившиеся различными собирателями в начале XX в., а также копии материалов некоторых московских и ленинградских экспедиций. Все эти собрания по Сумпосаду, имеющиеся в Научном архиве КарНЦ РАН, были обобщены и систематизированы. Выявленный в результате этой работы материал оказался большим и разнообразным: он содержится в 15 коллекциях архива: №№ 25–29, 31–34, 60, 81, 126, 130, 145, 155, охватывающих период с 1913 года по 1982 год.

Самыми ранними являются три коллекции И.М. и В.П. Дуровых. Собиратели производили записи поморского фольклора с 1913 по 1938 годы. Часть этих материалов записана корреспондентами, встречаются произведения самозаписи, присланные исполнителями. Большую часть материалов составляют заговоры, их более 100 и частушки – их около 1100, много пословиц и поговорок (245). Кроме того, записаны песни, свадебные и похоронные причитания, рождественские стихи, шутки и прибаутки, скороговорки и альбомные стихи. В коллекциях И.М. и В.П. Дуровых насчитывается более двадцати записей духовных стихов. В ремарках после текста некоторые исполнители указывали на то, что произведения переняли от нищих «калек» или родственников. Тогда же собирателями было записано наибольшее количество разных игр (43), в том числе такие как: «волосянка», «купонка», «гуси», «стригу, стригу овечку…» и т.д.

В 1932 г. в Сумпосаде работали фольклористы: И.В.Карнаухова, Вилькорейская и А.М.Астахова. Их материалы объединены в две коллекции, в одной из которых встретились два произведения, датируемые 1928 и 1929 годами. Записи этих собирателей отличаются появившейся паспортизацией, напр.: Лиза Пашенная, 9 лет, школьница, колхозница и Маруся Житенная, 15 лет, школьница, единоличница. В основном в это время записывались лирические песни и частушки, но также были записаны две былины, два духовных стиха и девичий альбом. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

С 1937 по 1940 годы Е.П.Родиной и Ф.С.Титковой были сделаны многочисленные записи от Свиньина Федора Николаевича, впоследствии ставшего одним из самых известных сказителей. Ими была записана 81 сказка, много бытовых рассказов, новин, рассказов литературного происхождения и другие жанры. Кроме того, было записано два варианта его биографии, в конце одной из которых дана характеристика особенностей языка Ф.Н.Свиньина, например: «Часто употребляет сокращенные прилагательные (красны, белы). Преобладают предложения сложные, со множеством придаточных предложений, причастных и деепричастных оборотов…» (Колл. №32). Автор характеристики не указан. В те годы собирателями были записаны еще несколько биографических рассказов. Например, в 1938 году записаны биографии исполнительниц песен: У.М.Кузнецовой (собиратели – Е.П.Родина и Макарова) и А.К.Паккуевой (собиратель – Е.И.Бычкова). Появляется практика фиксации песенных репертуаров исполнителей, например, в той же экспедиции 1938 года от У.М.Кузнецовой (собиратели – Е.П.Родина и Макарова), а также от Ф.Н.Свиньина (собиратели – Е.П.Родина, Ф.С.Титкова).

В 1938 г. в Сумпосаде работали две группы собирателей. Одну из них составляли Л.В.Хайкина, Е.Я.Ленсу, М.А.Шнеерсон и И.М.Колесницкая. Ими было записано около семидесяти текстов сказок, одна баллада и один бытовой рассказ. Другая группа включала Е.И.Бычкову, Т.Кабачинову, Е.П.Родину и Макарову, которые записывали песни.

В послевоенное время, начиная с 1947 года, экспедиции возобновились. Песни, загадки и частушки от разных исполнителей, в том числе от известного исполнителя Ф.И.Башмакова были записаны К.Ф.Прохоровой, Л.Трошевой и А.В.Беловановой (Щемелевой). В этой экспедиции начали фиксировать свадебный обряд со свадебными причитаниями, которые ранее встречались лишь в материалах коллекции И.М. и В.П. Дуровых, и свадебными песнями, записи которых встречаются в более ранних коллекциях. В следующем 1948 году на конференции сказителей в Петрозаводске от Ф.И.Башмакова записали множество песен и частушек А.Ф.Солякова и К.Ф.Прохорова. В основном его репертуар составляют лирические любовные, плясовые и самодеятельные песни.

Следующие коллекции отличаются наличием фонокопий и относятся к 1968 году. В этой экспедиции собиратели А.П.Разумова и Н.А.Лавонен интересовались в основном сказочной традицией, ими было записано 24 сказки от разных исполнителей, а также 41 загадка и несколько единиц других жанров.

В 1971 году собиратели А.П.Разумова, Т.И.Сенькина, Е.И.Русакова и Т.А.Коски записывали рассказы о свадебном обряде, сопровождаемые причитаниями и песнями (15 рассказов). Встретились единичные записи песен, былин и духовных стихов. После экспедиции в Институт были присланы материалы самозаписи А.И.Суслоновой (60 частушек). [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В 1975 году А.П.Разумова и Е.И.Русакова фиксировали описания свадебного обряда, а также сведения о календарных праздниках, отмечаемых в селе. В 1981 году состоялась экспедиция, в ходе которой А.П. и И.А. Разумовы записывали от А.И.Суслоновой сказки, воспоминания о своей жизни и жизни матери (сказительницы А.С.Никитиной), песни, приметы и одну былину. Последние записи в Сумпосаде были сделаны в 1982 году студентами ПГУ под руководством Т.И.Сенькиной. От разных исполнителей студенты записали более 40 песен, 175 частушек, 13 заговоров, 10 быличек, 4 сказки и единичные записи некоторых других жанров.

Обобщение имеющихся материалов дало следующие результаты. Всего было записано в разные годы 7 былин, четыре из них об Илье Муромце (сюжеты: исцеление И.М., три поездки И.М., И.М. и разбойники), а также былины о Дунае, Волхе Всеславьевиче, Вольге Святославовиче и Микуле Селяниновиче. Большинство из этих текстов исполнены не до конца. Не было выявлено ни одного сказителя с богатым былинным репертуаром, исполнители владели не более чем двумя сюжетами. Поэтому нельзя говорить о развитой былинной традиции в Сумпосаде. Большое влияние на эпическую традицию данной местности оказало близкое расположение Соловецкого монастыря, а после реформ Никона, которые не были приняты большой частью поморского населения, явно прослеживается влияние старообрядчества. Одним из подтверждений тому служит замечание П.С.Ефименко, сделанное в конце XIX века: «Раскол в Сумском посаде более распространен между женщинами, чем в мужском населении. Сумлянки почти все заражены расколом. Они называют себя христианами староверами…» [9] . Влияние старообрядчества сказалось на своеобразии духовных стихов. Всего в архиве их около тридцати, записи сделаны в Сумпосаде в разные годы. Большая часть духовных стихов содержится в коллекциях Дуровых. Из старших встречается стих о Егории храбром. Встретилось три варианта стиха об Алексее–человеке Божьем. Основную часть составляют стихи о монахах и пустынниках. Встречаются такие известные старообрядческие стихи, как «Спит Сион и дремлет злоба», «Умоляла мать родная» и «О расколе» и некоторые другие.

Был записан обширный песенный репертуар. Большую часть составляют лирические песни, их более двухсот. Среди них больше всего песен на любовную тематику. Редки песни колыбельные, солдатские, рекрутские. Не встретилось заклинательных песен. Среди плясовых наиболее распространены утушные и кадрильные песни. Встречаются песни с элементами локальной прикрепленности, такие как: «От Сороки до завода очень долог перевоз» или «Как по Сумской по реке».

В Сумпосаде было записано около двухсот сказок. Отличительной особенностью является то, что практически все исполнители были грамотными и многие сказки они почерпнули из литературы. Именно это являлось причиной, по которой этому жанру в данной местности не уделялось достаточного внимания, хотя часть материалов опубликована [10] . Нет ни одной публикации известного сказителя Свиньина, хотя от него был записан богатейший материал: всего более восьмидесяти сказок, из них более половины волшебных и много новеллистических. Наиболее излюбленными сюжетами сказочников можно назвать: АА 403 (Сказка про Зарю–Царевича), АА 451 (Двенадцать диких лебедей) и АА 313 (Чудесное бегство).

Такие жанры как предания и былички имеются в единичных записях, которые не дают полной картины их бытования. Что касается этнографического материала, то он имеется в пяти различных коллекциях. В основном это описания свадебного и похоронного обрядов. Записано всего около двадцати рассказов о свадебном обряде и такое же число свадебных причитаний, а также шесть похоронных причитаний. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

С момента основания и до последнего времени основными занятиями населения были рыбная ловля и зверобойный промысел. Морская тематика отразилась в жанрах местного фольклора, например, в заговорах, среди которых помимо встречающихся повсеместно (скотоводческих, любовных, лечебных и пр.) имеются промысловые – на удачный лов, на благополучное возвращение рыбаков домой, на природные стихии. Были записаны причитания по утонувшим в море.

На протяжении многих лет разными экспедициями изучался репертуар одних и тех же исполнителей, производились повторные записи произведений. Например, А.С.Никитина была записана в 1932 году А.М.Астаховой, а в 1938 году от нее же записывали Л.В.Хайкина и Е.Я.Ленсу. Если в первой экспедиции были сделаны записи былины о Дунае и баллады о Митрии–князе, то во второй экспедиции было записано 8 сказок и повторно зафиксирована баллада. Позже, в 1968 году собирателям А.П.Разумовой и Н.А.Лавонен удалось сделать записи от дочери А.С.Никитиной – А.И.Суслоновой. От нее было записано 16 сказок, три из которых были переняты от матери. Впоследствии ее записывали в 1971, 1975, 1981 и 1982 гг. разные собиратели, но больше всех с ней работала А.П.Разумова (на протяжении четырех экспедиций). А.И.Суслонова исполняла песни, духовные стихи, рассказывала о свадебном обряде, а также о религиозных и календарных праздниках. Песенницу У.М.Кузнецову записывали три раза: в экспедиции 1932, а также в двух экспедициях 1938 года. Интересно, что в этих коллекциях практически нет повторных записей. Так, в 1932 году от нее была записана баллада и духовный стих, в одной экспедиции 1938 года – четыре сказки, а в другой – около 35 различных песен. Тремя различными экспедициями были сделаны записи от У.А.Бакановой. Впервые, в 1935 году, И.М. и В.П. Дуровы записали в ее исполнении 23 песни и три похоронных причитания. В 1947 году от нее записала 29 песен фольклорист К.Ф.Прохорова, из них повторно были записаны лишь три. В разные годы записывали и других исполнителей, таких как: Ф.И.Башмаков, А.Г.Трифонова и А.Ф.Кузнецова.

Всего в село Сумпосад было проведено более 15 экспедиций, работали около 30 собирателей. В первых коллекциях (1913–38 гг.) собиратели не всегда указывали исполнителя того или иного записываемого произведения. Наиболее часто встречаются ремарки: «со списка», «со списка пастуха», «с рукописи пастуха». Некоторые записи содержат информацию о том, что были заимствованы из очерка Г.Цейтлина «Знахарства и поверья в Поморье» и из «Материалов по этнографии русского населения Архангельской губернии» П.С.Ефименко. Записи, в основном, чернильные, но встречаются карандашные и машинописные, выполнены в тетрадях или на отдельных, впоследствии подшитых листах. Чаще всего почерк аккуратный, видно, что или переписывали откуда-либо, или писали под диктовку. В коллекции, собранной А.М.Астаховой и Вилькорейской (1932 г.) к некоторым песням приложена нотная запись. Есть несколько ремарок о том, что мелодии произведений «взяты на фонограф». Оригиналы машинописные, рукописных вариантов нет. С голоса исполнителя записывали собиратели в 1938 и 1948 гг., на что указывает быстрый почерк с последующими правками. Записи выполнялись карандашом. В 1968 году часть материалов этой экспедиции была записана на магнитофон с последующей рукописной расшифровкой, но поскольку магнитофонной ленты не хватало, то остальное продолжало фиксироваться рукописным способом с голоса. С этого же года по результатам экспедиционных исследований начали представлять письменные отчеты о проведенной работе, в которых указывались цели и результаты поездок, говорилось о трудностях, встретившихся во время работы, давались сведения из биографий исполнителей и иногда описывались черты характера. По результатам экспедиции 1975 года был сделан фотоальбом, в котором представлены фотографии предметов деревенского быта и элементов одежды, но, к сожалению, нет фотографий исполнителей. В коллекции 1981 года (собиратели А.П. и И.А. Разумовы) впервые появился экспедиционный дневник, который впоследствии стал неотъемлемой частью коллекций. В нем описывается работа членов экспедиции по дням, т.е. кого и где записывали, иногда указываются черты характеров исполнителей, а также названия текстов, записывавшихся на магнитофон и интересные выражения, не включенные в аудиозапись. Десятилетия собирательской работы в селе Сумпосад позволили составить представление о методике, которая постепенно изменялась. Собрание фольклора этого поморского села очень богатое. Наиболее развитыми являются песенная и сказочная традиции, но, к сожалению, эти материалы практически не опубликованы. Издание шестнадцати сказок в сборнике «Русские народные сказки Карельского Поморья» далеко не полностью отражает сказочную традицию села. Разнообразный и обширный фольклорный материал одного из крупнейших поселений Карельского Поморья заслуживает специального внимания, но в настоящее время не представлен в научной литературе.

// Рябининские чтения – 2003
Редколлегия: Т.Г.Иванова (отв. ред.) и др.
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2003.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф