Белякова М.М. (г.Нижний Новгород), Дюкова А.О. (г.Нижний Новгород)
Развитие археографических экспедиций как типа научно–исследовательской деятельности в конце XX – начале XXI вв. (Народное православие: почитание местных святынь в Нижегородском крае)
@kizhi
Исследование проведено при поддержке РГНФ (грант №02-04-18013е).
Появился ряд исследовательских статей и монографий [1] , а также публикаций полевых и архивных материалов [2] , отражающих различные аспекты этой проблематики, но касающихся представителей отдельно взятой конфессии – православия.
Институт рукописной и старопечатной книги (ИРиСК) задумывался и создавался в Нижнем Новгороде в 1992 году как центр по изучению старообрядческой книжности и культуры, поэтому и полевые археографические исследования долгое время проводились в северных районах области – регионе исконного проживания старообрядцев, где до сих пор представители этой конфессии если не преобладают, то составляют значительную часть населения и оказывают весьма заметное влияние на религиозную жизнь иных конфессиональных групп [3] (подробнее об этом направлении деятельности ИРиСК – в статье Е.С.Курзиной в данном сборнике.
На протяжении последних лет Институтом проводятся экспедиционные исследования в южных районах Нижегородской области (Починковский, Арзамасский, Сергачский и др.), отличающихся от северных полиэтническим и многоконфессиональным составом населения. В 2000–2002 гг. наше внимание, главным образом, было сосредоточено на изучении религиозных традиций в Починковском районе. Особое внимание уделялось фиксации местных святынь (нанесение на карту и фотофиксация), записи современного религиозного фольклора, обычаев и обрядов, связанных с ними, а также с почитанием блаженных и юродивых. Исследовавшиеся элементы религиозной культуры, конечно, не исчерпывают ее, но в настоящий момент представляются авторам статьи наиболее актуальными и востребованными в данном регионе. Следует особо отметить, что полевые экспедиционные исследования Института в последние годы ориентированы на работу с представителями не одной, а трех конфессиональных групп: верующих, относящих себя к Русской православной церкви (РПЦ); старообрядцев (поморцы брачного согласия) [4] ; истинно православных христиан (далее ИПХ) [5] .
Отличительной особенностью южных районов Нижегородской области является наличие большого количества источников с чистой подземной водой. Этот феномен трактуется местным населением в рамках православной традиции, «бытового» православия. Следует отметить несколько возможных причин возросшего интереса населения к природным святыням: этноконфессиональные корни (возможная актуализация мордовских языческих сублимированных культов, проявляющихся в особом поклонении деревьям, рощам, водным источникам и т.п.) [6] ; активное развитие культа Серафима Саровского и связанного с ним почитания всего комплекса дивеевских святынь, возрождение ритуала паломничества, освящения и омовения в святых источниках, которое, несомненно, оказывает заметное влияние на формирование все новых и новых природных святых мест, а также актуализирует традиции почитания блаженных, юродивых и иных святых.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Из 25 населенных пунктов Починковского района, обследованных в ходе полевых работ, в 18 были зафиксированы культы святых источников. Всего же на территории района находятся 33 родника, почитаемых как святые. Как правило, родник расположен недалеко от населенного пункта, поэтому его жители составляют «приход». К одному селу, чаще всего, относится один, реже – два родника, но встречаются и исключения, когда к одному населенному пункту «прикреплены» пять–шесть святых источников: Василевка – 6, Починки и Шагаево – по 5 родников. Кроме родников, отмеченной благодатью считается и «спорная вода» (место слияния двух рек).
Большинство святых источников (24) имеют особые посвящения: Богородичные – 13, Николы чудотворца – 3, Ильи пророка и Святой Троицы – по 2, Параскевы Пятницы, св. Пантелеймона, св. Серафима Саровского – по 1. Другие источники не имеют посвящений и называются либо по месту положения («больнишный», «на Обале»), либо по функции («зубной», «глазной», «живой»). Моления на родниках совершаются, как правило, по праздничным дням: на Крещение, Троицу, Преполовение, Казанской иконы Божьей Матери, Преображение, Иоанна Предтечи, а также в дни, которым посвящен святой источник. Там, где нет ныне действующей церкви, очень часто моления на роднике проходят каждое воскресение. Посещают родник верующие и в обычные, непраздничные дни.
Об истории каждого родника сохраняются легенды и предания, в которых особо выделяются три момента: во–первых, происхождение источника, во–вторых, чудеса, случившиеся на нем, в–третьих, разорение и возрождение святого места. Начало любого родника связывается с чудесным событием: «Святой родник – это или икона, или кому сон приснится, что вот такой вот родник, это всякие эти признаки есть» [7] . Из чудесных событий чаще всего встречаются рассказы об исцелении верующих и избавлениях от разных природных катаклизмов (чаще всего, от бездождия). Надругательство над источником в советские времена и последующая судьба разорителей отразились в сознании верующих и облеклись в поучительные рассказы.
В ходе экспедиционной работы были записаны легенды и предания об одиннадцати блаженных и юродивых. Информанты называют их по-разному: «блаженные» (матушка Дарья, Дунюшка, Полюшка слепая, Сереженька лукояновский, Михаил Алексеевич Сметанин, Михаил Шарин), «юродивые» (Иванушка ризоватовский, старец Максим, Мишенька), «неуродивые» (Иван Лобашин), «прозорливые» (матушка Дарья, Полюшка слепая), «болящие» (Дунюшка болящая). В Словаре русского языка XI–XVII вв. дается ряд значений слова «блаженный»: 1) благословенный, достойный почитания, восхваления; 2) благополучный, счастливый, испытывающий блаженство; 3) праведный, святой [8] . «Блаженный» именно в этом, традиционном значении («достойный почитания, восхваления», местный святой) употребляется в северных районах Нижегородской области применительно к подвижникам (отшельникам и мученикам), могилы которых почитаются верующими [9] . В Починковском районе на вопрос, почему их так называют, информанты отвечали: «Блаженные, они которые убоги, им дар был даден и они все узнавали. Вот они блаженные называются» [10] ; «Потому что их считают как глупые. От мудрых разумное скрыл, а младенцам открыл. Вот она как младенец, вот ей и открыл Бог. Она болезни все лечила. Вот они как младенцы незлобливые люди, вот им и открыл. Они всё знают, всё им Господь открывает» [11] ; «Не знай они какеи: святые или придурки»; «На родник… привозили блаженненьких… Болящи вроде как святые» [12] ; «Мишенька юродствовал, он может все наругаться и все, и чтобы его не признавали больно–то. Это юродивые так делают. А блаженные они тоже притчами скажут может, прямо не говорят» [13] . Таким образом, «блаженные» в понимании информантов разных конфессий в Починковском районе – это те, кто наделен от Господа особым даром (провидения и исцеления): «Бог Салавох, дар Господь дал. Вот придешь – он тебе скажет» [14] . В этом контексте «блаженный», на наш взгляд, следует рассматривать как производное от семантического поля глагола «блажитися» в значении «даваться, дароваться» [15] .
«Юродивые», «неуродивые» в устных рассказах наделяются многими чертами, известными по агиографическому канону: «мудрая глупость», дар пророчества и чудотворения, умервщление и оскорбление плоти, особый иносказательный язык: «Мишенька, он юродствовал, он как дурачок, то как начнет ругаться, всяко начнет грить, все тебе предсказывает» [16] ; «Иванушка дурачок с мочалиной ходил, понимаешь. Ну, я не знаю, он такой типа юродивый, предсказатель» [17] ; «Он ведь у нас был глупой. Как сказать–то. Вот нога розуется, раньше в лаптях ходили, он ведь идёт, если ему кто завяжет, то, а если не завяжет, то он так и идёт, зимой. А в баню сроду ходил зимой не обувался, босиком. До Сарова пешком ходил. Зимой ходил, босиком» [18] ; «Он [Василий] предсказывал намеками, чего скажет….» [19] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Особо стоит остановиться на вопросе о начальном этапе складывания традиции почитания блаженных и юродивых, который мы наблюдаем и фиксируем в ходе полевых изысканий последних лет. В Починковском районе в лесу около с.Дуброво уже около 7 лет живет отшельник в ископанной им самим землянке, которого местные жители называют «отцом Николаем». Объясняют местные жители его уход от мира по разному: «В Ужовке его мальчишки забижали. Он купит чего–нибудь, а они у него отнимут» [20] ; «Сын родной обижал, больно бил и жена ненормальная» [21] . Неоднократно упоминалось и об отмаливании «отцом Николаем» прежних грехов: «Сейчас он как отшельник, а раньше 40 жен было» [22] . У местных верующих пока не сложилось однозначного и устоявшегося мнения: с одной стороны, «умный он, а придуряется», «терпит, когда его бьют и ругают, как юродивый он», а с другой стороны, его относят к тем, у кого «не хватало маленько», поскольку он «дурь всякую говорит». Так же неоднозначно оцениваются его «пророчества», рассказы о тех чудесах, которые с ним происходят («ко мне Богородица приходила, совета просила»; «зимой волки ко мне приходили, а я их гладил»), и об исцелениях приходящих к нему местных жителей.
Культ родников и почитание блаженных и юродивых в Починковском районе представляют собой единый структурный элемент религиозной традиции, это неразрывно связанные между собой компоненты, объединенные представлением об особой благодати, даре Господнем, которым они обладают [23] . Блаженный Михаил Сметанин благословлял воду на родниках и говорил: «Женщины, ходите на родник, не забывайте, вот вам и благодать, и причащение». Многие блаженные жили при родниках и завещали похоронить себя там. Ныне живущий отшельник Николай несколько лет назад приезжал на родник в Дуброво, где крестил старух, певших в церкви.
Отчетливо прослеживается различие роли местных святынь в религиозной жизни и практике верующих разных конфессиональных групп. Традиционно выделяется три кризисных ситуации, в которых верующие обращаются за помощью [24] . Первая из них связана с болезнями верующих и их близких; вторая – с неопределенным будущим; третья – с природными катаклизмами.
Болезнь как отклонение от нормального состояния человека требует незамедлительного решения проблемы. Нам представляется логичным выделить три возможных подхода к ее решению: первый – лечение в больнице, второй – исцеление святой водой (родниковой или крещенской), третий – обращение к «знающим людям» [25] . Православные (РПЦ) могли выбрать любой вариант по желанию, если только, как они особо отмечали, обратиться с верой: «исцелят ведь, любую болезнь исцелят своя вера, хоть больнишная, хоть от бабушек» [26] . В с.Наруксово родник располагается в 100 м. от больницы, «женщины туда натаскали икон, навес как часовенка. Больница на горе, а родник под горой. Зимой тропа вот заметёте–заметёте и тут же туда, и зимой на машинах ездят. Оттуда всегда, постоянно берут воду» [27] . Традиционным было обращение за исцелением и к блаженным. Представители ИПХ отказывались от любых медикаментозных способов лечения: «мы захворам – вообще–то в больницу не ходим, я еще была, лежала один раз, а мама вообще не была ни раза, только этой водой, как заболели и все… Излечаются, эти порченые только тут излечаются. Их никакой курорт, никакая больница не возьмет» [28] . Старообрядцы, как и представители ИПХ, отказывались от лечения в больницах, но и не признавали целительных свойств родниковой воды [29] , хотя в некоторых исключительных случаях и зафиксированы обращения к «знающим людям», принадлежащим к иной конфессии.
Неопределенное будущее самих верующих или их близких очень часто заставляло обращаться за советом к блаженным, которые имели дар провидения. Наиболее характерно это для православных, относящихся себя к РПЦ. Чудесным считалось и то, что блаженные знали, с какой просьбой к ним шли верующие и отвечали сразу, наперед, не дожидаясь самого вопроса. Во время Великой Отечественной войны судьба родственников, воевавших на фронте, волновала представителей всех конфессий [30] , поэтому именно в этот период и православные (РПЦ), и старообрядцы наиболее часто ходили к «прозорливцам» с целью узнать: вернутся ли их близкие.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Нередко на родниках решалась и судьба верующего. Данная тенденция была характерна лишь для православных (РПЦ), и в какой–то мере для истинно православных христиан. Как правило, при длительной и тяжелой болезни верующему приносили родниковую воду, омывали его, после чего становилось ясно: «либо поможет, либо помрет» [31] .
Среди природных катаклизмов, которые наиболее пагубно отражались на хозяйственной жизни сельского населения, можно отметить летнюю засуху. Православное население (РПЦ) [32] , которое является доминирующей конфессией в Починковском районе, брало на себя инициативу в решении данной кризисной ситуации и устраивало моления о дожде на святых родниках: «Это надо собираться всем, всему селению идти туда. Раньше ходили. Ходили молебен служили на родники, в другой раз круг села ходили, когда дождя долго нет. Служили ходили старые люди» [33] . Святые родники выполняли и охранительную функцию: «У нас никакая буря, никакая сроду, никакой напасти, ничего. Вот Ризоватово, рядом село, вот буря пойдет, крыши посшибает или еще чего–то. А у нас нет. У нас на однем конце – Царица небесная, на другом – сам Спаситель» [34] . Кроме молений на святых родниках, практиковалось еще моление на кладбищах («на наших могилках») [35] .
Подводя некоторые итоги, следует подчеркнуть, что исследование роли местных святых и святынь в религиозной практике различных конфессиональных групп является новым направлением экспедиционной работы ИРиСК. Наиболее перспективным (с учетом уже имеющегося опыта) нам представляется функциональный подход, т.е. изучение элементов религиозной культуры, когда в качестве основы принимаются функции, которые на них возлагают верующие.
- [1] Щепанская Т.Б. Культура дороги на Русском Севере. Странник // Русский Север: Ареалы и культурные традиции. СПб., 1992. С.102–126; Панченко А.А. Исследование в области народного православия. Деревенские святыни Северо–Западной России. СПб., 1998; Православная жизнь русских крестьян XIX–XX веков: Итоги этнографических исследований. М., 2001.
- [2] См., например: Нижегородские христианские легенды. Сборник народных христианских легенд. Нижний Новгород, 1998.
- [3] Собранные в ходе археографических экспедиций ИРиСК записи религиозного фольклора старообрядцев были частично систематизированы и опубликованы в следующих сборниках: Духовные стихи. Канты (Сборник духовных стихов Нижегородской области)/ Сост. Е.А.Бучилина М., 1999; «Взойду ли я на гору высокую, увижу ли я бездну глубокую…»: Старообрядческий фольклор Нижегородской области / Сост. О.А.Савельева, Л.Н. Новикова Новосибирск, 2001.
- [4] На настоящий момент небольшие общины поморцев функционируют в селах Байково и Акаево, ранее старообрядцы разных согласий проживали и в других населенных пунктах района: села Василев Майдан, Пузская слобода, пос.Носик и др. В д.Ужово сложилась смешанная община из верующих разных конфессий: православные, единоверцы, истинно православные христиане.
- [5] По архивным материалам, последователи ИПХ в Починковском районе впервые упоминаются в 1976 г. и только в одном селе Азрапино (Государственный архив Нижегородской области ф.5899, оп.1., №52, л.64). На данный момент по экспедиционным материалам представители ИПХ в Починковском районе проживают в следующих населенных пунктах: Азрапино, Байково, Учуево–Майдан, Ильинское, Ужовка.
- [6] Починковский район является самым южным в Нижегородской области и граничит с Мордовией. В экспедиционных материалах очень часто встречаются рассказы о посещении родников, расположенных на территории Мордовии, и о почитании починковских родников мордовцами.
- [7] Экспедиционные материалы 24.07.02, с.Наруксово, запись Дюковой А.О., Чепурновой Н.А. (информантка принаджежит к РПЦ).
- [8] Словарь русского языка XI–XVII вв. М., 1975. Вып.1. С.232.
- [9] Дюкова А.О. Элементы житийного канона в устной традиции Нижегородского края // irisk.vvnb.ru
- [10] Экспед. материалы. 28.07.02, с.Журавлиха, запись Беляковой М.М., Дюковой А.О. (РПЦ).
- [11] Экспед. материалы. 21.07.02, с.Учуево–Майдан, запись Беляковой М.М., Чепурновой Н.А. (ИПХ)
- [12] Экспед. материалы. 20.07.02, с.Починки, запись Курзиной Е.С., Беляевой Н. (РПЦ).
- [13] Экспед. материалы. 27.07.02, с.Азрапино, запись Беляковой М.М., Дюковой А.О. (ИПХ).
- [14] Экспед. материалы. 23.07.02, с.Шагаево, запись Курзиной Е.С., Беляевой Н. (РПЦ).
- [15] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып.1. М., 1975. С.233.
- [16] Экспед. материалы. 27.07.02, с.Азрапино, запись Беляковой М.М., Дюковой А.О. (ИПХ).
- [17] Экспед. материалы. 24.07.02, с.Наруксово, запись Дюковой А.О., Чепурновой Н.А. (РПЦ).
- [18] Экспед. материалы. 19.07.02, с.Ризоватово, запись Беляковой М.М., Дюковой А.О. (РПЦ).
- [19] Экспед. материалы. 23.07.02. с.Шагаево, запись Курзиной Е.С., Беляевой Н. (РПЦ).
- [20] Экспед. материалы. 24.07.00, с.Дуброво, запись Беляковой М.М., Дюковой А.О. (РПЦ).
- [21] Экспед. материалы. 28.07.02, с.Дуброво, запись Чепурновой Н.А., Точилиной Л.Н. (РПЦ).
- [22] Экспед. материалы. 28.07.02, с.Дуброво, запись Чепурновой Н.А., Точилиной Л.Н. (РПЦ).
- [23] В сознании верующих этот дар Господень иногда из чисто умозрительного понятия переходит в мир вполне вещественный. Нами зафиксирована легенда о Дунюшке болящей, которая во время дождя с градом подобрала градину и «градина-то у нее в руке-то ростаяла и образовался крестик». Именно после этого у нее отнялись ноги, а она «стала приугадывать».
- [24] Щепанская Т.Б. Культура дороги на Русском Севере. Странник; Панченко А.А. Исследование в области народного православия.
- [25] К этой категории в понимании информантов относятся не только блаженные, но и верующие «знахарки», которые также лечат родниковой водой и «крепкими молитвами».
- [26] Экспед. материалы. 23.07.02, с.Пеля Хованская, запись Дюковой А.О., Чепурновой Н.А. (РПЦ).
- [27] Экспед. материалы. 20.07.02, с.Константиновка, запись Беляковой М.М., Чепурновой Н.А. (РПЦ).
- [28] Экспед. материалы. 27.07.02, с.Азрапино, запись Беляковой М.М., Дюковой А.О. (ИПХ).
- [29] Старообрядцы признают целительные свойства только крещенской воды.
- [30] Последователи ИПХ в большинстве случаев не участвовали в войне, поэтому в это время и не ходили к «прозорливцам».
- [31] Представления о том, что родниковая вода может решать судьбу больного, были отмечены А.А.Панченко (с.106).
- [32] В Уренском, Тонкинском районах Нижегородской области, где старообрядцы составляют значительную чать населения, моления о дожде устраиваются представителями именно этой конфессии.
- [33] Экспед. материалы. 20.07.02, с.Константиновка, запись Беляковой М.М., Чепурновой Н.А. (РПЦ).
- [34] Экспед. материалы. 27.07.02, с.Азрапино, запись Беляковой М.М., Дюковой А.О. (ИПХ).
- [35] В с.Ризоватово, по воспоминаниям одной из информанток, во время бездождия проводили следующий обряд: «А то мы раньше вот молоденькие, на кладбище, вот кто удавился, таскали по 40 ведёр, после 12 часов по 40 ведёр воды таскали. И дождик был. Выливали прям на могилку. Крестом вот так вот выливали. И другое ведро крестом». Экспед. материалы. 19.07.02, с.Ризоватово, запись Беляковой М.М., Дюковой А.О. (РПЦ). Описания обряда поливания водой могил «заложных» покойников приведены Д.К.Зелениным (Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1901–1913. М., 1994. С.257–259).
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.