Метки текста:

Археография Нижний Новгород Рябининские чтения

Белякова М.М. (г.Нижний Новгород), Дюкова А.О. (г.Нижний Новгород)
Развитие археографических экспедиций как типа научно–исследовательской деятельности в конце XX – начале XXI вв. (Народное православие: почитание местных святынь в Нижегородском крае) Vkontakte@kizhi

Исследование проведено при поддержке РГНФ (грант №02-04-18013е).

Появился ряд исследовательских статей и монографий [1] , а также публикаций полевых и архивных материалов [2] , отражающих различные аспекты этой проблематики, но касающихся представителей отдельно взятой конфессии – православия.

Институт рукописной и старопечатной книги (ИРиСК) задумывался и создавался в Нижнем Новгороде в 1992 году как центр по изучению старообрядческой книжности и культуры, поэтому и полевые археографические исследования долгое время проводились в северных районах области – регионе исконного проживания старообрядцев, где до сих пор представители этой конфессии если не преобладают, то составляют значительную часть населения и оказывают весьма заметное влияние на религиозную жизнь иных конфессиональных групп [3] (подробнее об этом направлении деятельности ИРиСК – в статье Е.С.Курзиной в данном сборнике.

На протяжении последних лет Институтом проводятся экспедиционные исследования в южных районах Нижегородской области (Починковский, Арзамасский, Сергачский и др.), отличающихся от северных полиэтническим и многоконфессиональным составом населения. В 2000–2002 гг. наше внимание, главным образом, было сосредоточено на изучении религиозных традиций в Починковском районе. Особое внимание уделялось фиксации местных святынь (нанесение на карту и фотофиксация), записи современного религиозного фольклора, обычаев и обрядов, связанных с ними, а также с почитанием блаженных и юродивых. Исследовавшиеся элементы религиозной культуры, конечно, не исчерпывают ее, но в настоящий момент представляются авторам статьи наиболее актуальными и востребованными в данном регионе. Следует особо отметить, что полевые экспедиционные исследования Института в последние годы ориентированы на работу с представителями не одной, а трех конфессиональных групп: верующих, относящих себя к Русской православной церкви (РПЦ); старообрядцев (поморцы брачного согласия) [4] ; истинно православных христиан (далее ИПХ) [5] .

Отличительной особенностью южных районов Нижегородской области является наличие большого количества источников с чистой подземной водой. Этот феномен трактуется местным населением в рамках православной традиции, «бытового» православия. Следует отметить несколько возможных причин возросшего интереса населения к природным святыням: этноконфессиональные корни (возможная актуализация мордовских языческих сублимированных культов, проявляющихся в особом поклонении деревьям, рощам, водным источникам и т.п.) [6] ; активное развитие культа Серафима Саровского и связанного с ним почитания всего комплекса дивеевских святынь, возрождение ритуала паломничества, освящения и омовения в святых источниках, которое, несомненно, оказывает заметное влияние на формирование все новых и новых природных святых мест, а также актуализирует традиции почитания блаженных, юродивых и иных святых.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Из 25 населенных пунктов Починковского района, обследованных в ходе полевых работ, в 18 были зафиксированы культы святых источников. Всего же на территории района находятся 33 родника, почитаемых как святые. Как правило, родник расположен недалеко от населенного пункта, поэтому его жители составляют «приход». К одному селу, чаще всего, относится один, реже – два родника, но встречаются и исключения, когда к одному населенному пункту «прикреплены» пять–шесть святых источников: Василевка – 6, Починки и Шагаево – по 5 родников. Кроме родников, отмеченной благодатью считается и «спорная вода» (место слияния двух рек).

Большинство святых источников (24) имеют особые посвящения: Богородичные – 13, Николы чудотворца – 3, Ильи пророка и Святой Троицы – по 2, Параскевы Пятницы, св. Пантелеймона, св. Серафима Саровского – по 1. Другие источники не имеют посвящений и называются либо по месту положения («больнишный», «на Обале»), либо по функции («зубной», «глазной», «живой»). Моления на родниках совершаются, как правило, по праздничным дням: на Крещение, Троицу, Преполовение, Казанской иконы Божьей Матери, Преображение, Иоанна Предтечи, а также в дни, которым посвящен святой источник. Там, где нет ныне действующей церкви, очень часто моления на роднике проходят каждое воскресение. Посещают родник верующие и в обычные, непраздничные дни.

Об истории каждого родника сохраняются легенды и предания, в которых особо выделяются три момента: во–первых, происхождение источника, во–вторых, чудеса, случившиеся на нем, в–третьих, разорение и возрождение святого места. Начало любого родника связывается с чудесным событием: «Святой родник – это или икона, или кому сон приснится, что вот такой вот родник, это всякие эти признаки есть» [7] . Из чудесных событий чаще всего встречаются рассказы об исцелении верующих и избавлениях от разных природных катаклизмов (чаще всего, от бездождия). Надругательство над источником в советские времена и последующая судьба разорителей отразились в сознании верующих и облеклись в поучительные рассказы.

В ходе экспедиционной работы были записаны легенды и предания об одиннадцати блаженных и юродивых. Информанты называют их по-разному: «блаженные» (матушка Дарья, Дунюшка, Полюшка слепая, Сереженька лукояновский, Михаил Алексеевич Сметанин, Михаил Шарин), «юродивые» (Иванушка ризоватовский, старец Максим, Мишенька), «неуродивые» (Иван Лобашин), «прозорливые» (матушка Дарья, Полюшка слепая), «болящие» (Дунюшка болящая). В Словаре русского языка XI–XVII вв. дается ряд значений слова «блаженный»: 1) благословенный, достойный почитания, восхваления; 2) благополучный, счастливый, испытывающий блаженство; 3) праведный, святой [8] . «Блаженный» именно в этом, традиционном значении («достойный почитания, восхваления», местный святой) употребляется в северных районах Нижегородской области применительно к подвижникам (отшельникам и мученикам), могилы которых почитаются верующими [9] . В Починковском районе на вопрос, почему их так называют, информанты отвечали: «Блаженные, они которые убоги, им дар был даден и они все узнавали. Вот они блаженные называются» [10] ; «Потому что их считают как глупые. От мудрых разумное скрыл, а младенцам открыл. Вот она как младенец, вот ей и открыл Бог. Она болезни все лечила. Вот они как младенцы незлобливые люди, вот им и открыл. Они всё знают, всё им Господь открывает» [11] ; «Не знай они какеи: святые или придурки»; «На родник… привозили блаженненьких… Болящи вроде как святые» [12] ; «Мишенька юродствовал, он может все наругаться и все, и чтобы его не признавали больно–то. Это юродивые так делают. А блаженные они тоже притчами скажут может, прямо не говорят» [13] . Таким образом, «блаженные» в понимании информантов разных конфессий в Починковском районе – это те, кто наделен от Господа особым даром (провидения и исцеления): «Бог Салавох, дар Господь дал. Вот придешь – он тебе скажет» [14] . В этом контексте «блаженный», на наш взгляд, следует рассматривать как производное от семантического поля глагола «блажитися» в значении «даваться, дароваться» [15] .

«Юродивые», «неуродивые» в устных рассказах наделяются многими чертами, известными по агиографическому канону: «мудрая глупость», дар пророчества и чудотворения, умервщление и оскорбление плоти, особый иносказательный язык: «Мишенька, он юродствовал, он как дурачок, то как начнет ругаться, всяко начнет грить, все тебе предсказывает» [16] ; «Иванушка дурачок с мочалиной ходил, понимаешь. Ну, я не знаю, он такой типа юродивый, предсказатель» [17] ; «Он ведь у нас был глупой. Как сказать–то. Вот нога розуется, раньше в лаптях ходили, он ведь идёт, если ему кто завяжет, то, а если не завяжет, то он так и идёт, зимой. А в баню сроду ходил зимой не обувался, босиком. До Сарова пешком ходил. Зимой ходил, босиком» [18] ; «Он [Василий] предсказывал намеками, чего скажет….» [19] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Особо стоит остановиться на вопросе о начальном этапе складывания традиции почитания блаженных и юродивых, который мы наблюдаем и фиксируем в ходе полевых изысканий последних лет. В Починковском районе в лесу около с.Дуброво уже около 7 лет живет отшельник в ископанной им самим землянке, которого местные жители называют «отцом Николаем». Объясняют местные жители его уход от мира по разному: «В Ужовке его мальчишки забижали. Он купит чего–нибудь, а они у него отнимут» [20] ; «Сын родной обижал, больно бил и жена ненормальная» [21] . Неоднократно упоминалось и об отмаливании «отцом Николаем» прежних грехов: «Сейчас он как отшельник, а раньше 40 жен было» [22] . У местных верующих пока не сложилось однозначного и устоявшегося мнения: с одной стороны, «умный он, а придуряется», «терпит, когда его бьют и ругают, как юродивый он», а с другой стороны, его относят к тем, у кого «не хватало маленько», поскольку он «дурь всякую говорит». Так же неоднозначно оцениваются его «пророчества», рассказы о тех чудесах, которые с ним происходят («ко мне Богородица приходила, совета просила»; «зимой волки ко мне приходили, а я их гладил»), и об исцелениях приходящих к нему местных жителей.

Культ родников и почитание блаженных и юродивых в Починковском районе представляют собой единый структурный элемент религиозной традиции, это неразрывно связанные между собой компоненты, объединенные представлением об особой благодати, даре Господнем, которым они обладают [23] . Блаженный Михаил Сметанин благословлял воду на родниках и говорил: «Женщины, ходите на родник, не забывайте, вот вам и благодать, и причащение». Многие блаженные жили при родниках и завещали похоронить себя там. Ныне живущий отшельник Николай несколько лет назад приезжал на родник в Дуброво, где крестил старух, певших в церкви.

Отчетливо прослеживается различие роли местных святынь в религиозной жизни и практике верующих разных конфессиональных групп. Традиционно выделяется три кризисных ситуации, в которых верующие обращаются за помощью [24] . Первая из них связана с болезнями верующих и их близких; вторая – с неопределенным будущим; третья – с природными катаклизмами.

Болезнь как отклонение от нормального состояния человека требует незамедлительного решения проблемы. Нам представляется логичным выделить три возможных подхода к ее решению: первый – лечение в больнице, второй – исцеление святой водой (родниковой или крещенской), третий – обращение к «знающим людям» [25] . Православные (РПЦ) могли выбрать любой вариант по желанию, если только, как они особо отмечали, обратиться с верой: «исцелят ведь, любую болезнь исцелят своя вера, хоть больнишная, хоть от бабушек» [26] . В с.Наруксово родник располагается в 100 м. от больницы, «женщины туда натаскали икон, навес как часовенка. Больница на горе, а родник под горой. Зимой тропа вот заметёте–заметёте и тут же туда, и зимой на машинах ездят. Оттуда всегда, постоянно берут воду» [27] . Традиционным было обращение за исцелением и к блаженным. Представители ИПХ отказывались от любых медикаментозных способов лечения: «мы захворам – вообще–то в больницу не ходим, я еще была, лежала один раз, а мама вообще не была ни раза, только этой водой, как заболели и все… Излечаются, эти порченые только тут излечаются. Их никакой курорт, никакая больница не возьмет» [28] . Старообрядцы, как и представители ИПХ, отказывались от лечения в больницах, но и не признавали целительных свойств родниковой воды [29] , хотя в некоторых исключительных случаях и зафиксированы обращения к «знающим людям», принадлежащим к иной конфессии.

Неопределенное будущее самих верующих или их близких очень часто заставляло обращаться за советом к блаженным, которые имели дар провидения. Наиболее характерно это для православных, относящихся себя к РПЦ. Чудесным считалось и то, что блаженные знали, с какой просьбой к ним шли верующие и отвечали сразу, наперед, не дожидаясь самого вопроса. Во время Великой Отечественной войны судьба родственников, воевавших на фронте, волновала представителей всех конфессий [30] , поэтому именно в этот период и православные (РПЦ), и старообрядцы наиболее часто ходили к «прозорливцам» с целью узнать: вернутся ли их близкие.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Нередко на родниках решалась и судьба верующего. Данная тенденция была характерна лишь для православных (РПЦ), и в какой–то мере для истинно православных христиан. Как правило, при длительной и тяжелой болезни верующему приносили родниковую воду, омывали его, после чего становилось ясно: «либо поможет, либо помрет» [31] .

Среди природных катаклизмов, которые наиболее пагубно отражались на хозяйственной жизни сельского населения, можно отметить летнюю засуху. Православное население (РПЦ) [32] , которое является доминирующей конфессией в Починковском районе, брало на себя инициативу в решении данной кризисной ситуации и устраивало моления о дожде на святых родниках: «Это надо собираться всем, всему селению идти туда. Раньше ходили. Ходили молебен служили на родники, в другой раз круг села ходили, когда дождя долго нет. Служили ходили старые люди» [33] . Святые родники выполняли и охранительную функцию: «У нас никакая буря, никакая сроду, никакой напасти, ничего. Вот Ризоватово, рядом село, вот буря пойдет, крыши посшибает или еще чего–то. А у нас нет. У нас на однем конце – Царица небесная, на другом – сам Спаситель» [34] . Кроме молений на святых родниках, практиковалось еще моление на кладбищах («на наших могилках») [35] .

Подводя некоторые итоги, следует подчеркнуть, что исследование роли местных святых и святынь в религиозной практике различных конфессиональных групп является новым направлением экспедиционной работы ИРиСК. Наиболее перспективным (с учетом уже имеющегося опыта) нам представляется функциональный подход, т.е. изучение элементов религиозной культуры, когда в качестве основы принимаются функции, которые на них возлагают верующие.

// Рябининские чтения – 2003
Редколлегия: Т.Г.Иванова (отв. ред.) и др.
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2003.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф