Корепова К.Е. (г.Нижний Новгород)
Островок северной традиционной культуры за пределами Севера (бывш. Карельская волость Костромского края)
@kizhi
В нынешнем Ковернинском районе Нижегородской области (бывшем Ковернинском уезде Костромской губ.) есть компактно расположенная группа деревень, которая до 1923 года образовывали Корельскую волость и которую в народе до сих пор зовут Корелой [1] . В XIX веке в некоторых названиях деревень этой волости было уточнение: Федорово Корельское, Прудовка Корельская. Здесь же находилась деревня Чудово [2] – топоним редкий для Нижегородского Поволжья.
Жителей Корелы называют кореляками, корелянами, реже корелой. В старых документах (челобитных XVIII в.) к именам жителей Корелы нередко добавляли: «Иван Корелянин», «Алексей Корельский» и т.п. [3]
Малую этническую группу – корелян / кореляк объединяет, во–первых, вера – это старообрядцы (поморцы брачного согласия), и, во–вторых, происхождение, историческая родина. Образование Корелы в лесном Заволжье по реке Узоле и ее притокам относят к концу XVII – нач. XVIII в., когда после ряда неурожайных лет на Севере сюда перебрались из Выговской общины старообрядцы [4] , пришли с Олонецкой земли, «из Свейского рубежа», как говорится в одной челобитной (1701 г.). Точнее родина переселенцев не называется. К сожалению, антропологическое, этнографическое и диалектологическое изучение группы корелян не проводилось. Община разрасталась, и в 1718 году в Корельской волости насчитывалось 12 селений, в них 273 двора, мужчин 1162 [5] .
Нижегородские историки видят в корелянах этнических карел, хотя веских оснований для этого нет. Нам представляется, что мигрантами могли быть и русские олонецкие крестьяне.
Кореляне принесли на новую территорию высокую древнерусскую культуру знаменитого Данилова монастыря на Выге и сохраняли ее вплоть до 20–х годов прошлого века. Здесь жило старинное церковное пение – древнерусский знаменный распев, иконопись, литература, в начале XX века издавались даже журналы («Голос Корелы», «Вехи»).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Что касается фольклорной культуры, то в Кореле сложился своеобразный очаг ее, выделяющийся на фоне всей нижегородской, в том числе заволжской (ветлужской, керженской) традиции. В основу местной фольклорной традиции легла северная культура (одна из локальных традиций ее, возможно, заонежская). Оторванная от своей культурной метрополии, она развивалась в консолидации с другими традициями, принесенными также мигрантами из других областей. Из исторических источников известно, что вместе с корелой или чуть раньше пришли на Узолу крестьяне с правобережья Волги (из Юмохонской волости Суздальского уезда), а в одной из челобитных (1706 г.) говорится о переселенцах, что «от скудности своей и хлебной недороды вышли они из Ярославского, из Углецкого, из Олонетцкого, из Городецкого и иных разных городов из его государевых дворцовых волостей и сел и деревень» [6] . То есть рядом с корелянами проживали на Узоле также выходцы и с Верхней Волги.
Очаг сложившейся приузольской традиции оказался шире территории Корелы и включает фактически весь Ковернинский р–н, а некоторые, характерные для него явления, выходят далеко за границы района. Наиболее устойчивым компонентом в северной основе оказалась семейная обрядность, может быть, потому, что старообрядцы отличались особым консерватизмом в быту. В пределах Нижегородского края только на Узоле существовали старушечьи поседки, по содержанию очень похожие на «старушечьи бесёды» Заонежья. Ковернинский краевед М.Зимин так писал о них: «Много можно услышать интересных рассказов на поседках у старух. Они собираются со всей деревни и даже из других деревень в один домик и прядут при лунном свете […] К ним приходят старики, девчонки и парни. Рассказов, всевозможных сказок, легенд и воспоминаний – масса. Иногда расскажут какую–нибудь страшную небылицу или «сбыль» (быль)…» [7] . Ср. описание «старушечьих бесёд» в Заонежье: «С вязанием, прядением, вышивкой собирались женщины небольшими группами […] Многие былины и сказки были услышаны сказителями именно на таких «бесёдах», здесь пели и разъясняли духовные стихи, рассказывали молодежи о «досюльной» жизни, учили гадать. Поэтому «старушечьи» бесёды охотно посещали девушки» [8] . Возможно, и на Узоле в «старушечьих поседках» звучали некогда былины: былина «Илья и Сокольник», по всей вероятности, занесенная с Севера, неоднократно записывалась здесь [9] .
Ряд, скорей всего, генетических, а не просто типологических схождений имеет местный свадебный обряд со свадьбой карел и русских Заонежья. Так, важной частью сватовства здесь, как и в Олонецкой губернии, был обмен залогами [10] . Обычай давать задаток от невесты жениху при согласии выйти замуж широко распространен в нижегородской обрядности, но обмен задатками известен только на Узоле. Приведем рассказ О.К.Лаптевой, 1893 года рождения, хорошо его помнящей: «… Степаниду посылает: «Скажи, что сватать приду, пусть даст задаток». Я отказала: посмотрю, мол, на него в воскресенье. В воскресенье пошли гулять. Девки говорят: «Гляди, твой ухажер». Отводит меня. Я ему говорю: «Я тебе дам задаток, но и ты мне дай». Сама думаю: потом разменяемся» [11] . Правила здесь были такие: если, дав задаток, девушка затем отказывалась выходить замуж, задаток оставался у парня. Если же задаток давали оба, то в случае, когда сватовство расстраивалось, происходил обмен задатками и «никто не был в убытке».
Так же, как в русской заонежской и карельской свадьбе [12] , здесь устраивались преграды свадебному поезду. Если обычно в нижегородском крае, дорогу женихову поезду преграждали по пути к невесте, то в Ковернинском крае это делалось, как в Олонецкой губернии, на пути от невесты в дом жениха и, главное, способ преграждения был не типичен для Поволжья – здесь на протянутой через дорогу веревке вывешивали различные вещи. «В каждой деревне вешали «флаги»: протягивали веревку и вешали на ней самые дороги платки, полотенца» [13] ; «от венца дорогу перегораживали полушалками и отрезами, […] и жених выкупал путь» [14] ; «шалями загораживали путь» [15] .
На Узоле, как и у русского населения Олонецкой губернии [16] и у карел [17] , был своеобразный обычай величать новобрачных и участников свадьбы – их качали, причем качание сопровождалось и на Севере, и на Узоле одинаковым выкриком: «Ура!», не встречающемся в других локальных нижегородских традициях: «Качали молодых на досках» [18] ; «народ на мосту качает молодых на «ура». Потом качают отца с матерью… Потом качают всех, кто просит» [19] . За качание принято было расплачиваться – «приходилось давать по трешке или пятерке» [20] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
К северной основе с некоторой вероятностью можно отнести обычай бани молодых. Баня здесь была очень важным звеном в обряде, основным структурным элементом второго дня свадьбы (предсвадебная баня отсутствовала). Баню топила сваха, во время бани устраивался шумовой «концерт» (стрельба, стучание по бане и т.п.), молодой давал выкуп после бани, иначе его и молодую жену не выпускали. Молодых в баню и из бани обязательно везли. Но поездка разыгрывалась в комедийном плане: впрягались в сани (кошовки) или в санки участники свадьбы. Они изображали лошадей, особенно при катании молодых после бани. «Лошади» фыркали, били ногами, заворачивали к колодцу, чтобы их напоили (здесь им подносили вина). Принято было и катание свадебников по своей и соседним деревням («Молодых сажают в повозку, окутывают чем–нибудь и везут в другие деревни. А сваха у них в повозке пляшет и трясет веником с лоскутами […] В каждой деревне поезд останавливается […] Бросают конфеты, орехи, семечки, деньги» [21] ). В некоторых селениях после молодых в баню водили родителей, сваху, дружку. Ареал обряда свадьбы молодых в Нижегородской губернии выходит за пределы Поузолья и охватывает междуречье Оки и Волги, но по своей наполненности ритуалами выделяется именно Поузолье, где находилась Корела.
Что касается поэтического репертуара, то он един для Поволжья выше Нижнего Новгорода, а также соответствующей части Заволжья, включая Узолье и Городецкий р-н. Вероятно, репертуар формировался на другой локальной основе, возможно, верхневолжской. Элементы верхневолжского обряда включились и в ритуальную часть свадьбы на Узоле, например продажа елочки–красоты. Вошли в нее какие-то элементы из локальных традиций Поветлужья (например, чин помощника дружки Афоньки и диалоги дружки с ним [22] ).
Таковы некоторые тенденции формирования вторичной локальной традиции на основе «выброса» северной фольклорной культуры на новую территорию [23] .
- [1] См. об этом: Аветисян В. Корела // Родина хохломы: очерки истории Ковернинского края. Н.Новгород, 2000. С.44–49; Сироткин С. Карельская волость в XVIII в. // Там же. С.49–53.
- [2] См. карту «Корела»: Аветисян В. Корела. С.46–47.
- [3] Там же. С.48.
- [4] Известно, что руководитель Выговской общины Андрей Денисов побывал на Узоле незадолго до переселения поморцев. Об этом сохраняется память в семейных преданиях.
- [5] Сироткин С. Карельская волость… С.52.
- [6] Там же, с.50.
- [7] Зимин М. Ковернинский край (Наблюдения и записи) // Родина хохломы: очерки истории Ковернинского края. Н.Новгород, 2000. С. 19, 20.
- [8] Калашникова Р.Б. Бесёды и бесёдные песни Заонежья второй половины XIX века. Петрозаводск, 1999. С.19.
- [9] Корепова К.Е. Новые записи былин в Горьковской области // Фольклор народов РСФСР. Межвузовский науч. сб. Уфа, 1981. С.32–34.
- [10] Сурхаско Ю.Ю. Карельская свадебная обрядность (конец XIX – начало XX в.). Л., 1977. С.83–85.
- [11] Архив Нижегородского государственного университета, колл.37, ед.хр.1, №12. (Ковернинский р-н, с.Успенское. Зап. Корепова К.Е. в 1976 г.). (Далее: ННГУ. Колл., ед.хр., номер через дефис).
- [12] Сурхаско Ю.Ю. Карельская свадебная обрядность… С.164.
- [13] ННГУ, 37–15–159. (Ковернинский край, д.Большие Круты. Зап. Миляшевская И. от Столетовой Н.И., 1913 г.р. в 1976 г.).
- [14] ННГУ, 37–1–185. (Ковернинский р-н, д.Радость. Зап. Кирюхина Е. от Клячевой Е.И., 1908 г.р. в 1976 г.).
- [15] ННГУ, 37–15–159.
- [16] Коренной П. Село Космозеро. Свадебный день в деревне // Олонецкие губернские ведомости, 1910, №22.
- [17] Сурхаско Ю.Ю. Карельская свадебная обрядность… С.180–181.
- [18] ННГУ, 37–2–82. (Ковернинский край, д.Скоробогатово. Зап. Миляшевская И. от Красильниковой М.В., 1900 г.р.).
- [19] ННГУ, 37–13–122. (Ковернинский р-н, д.Рыбное. Зап. Свербиевой Е. в 1976 г. от Сперанской А.И., 1887 г.р.).
- [20] ННГУ, 37–12–46. (Ковернинский р-н, д.Чудово. Зап. Корепова К.Е. в 1976 г. от Стяпиной Н.И., 1895 г.р.).
- [21] ННГУ, 37–11–13. (Ковернинский р-н, д.Кошелево. Зап. Мякиш Е. в 1976 г. от Вохминой Ф.М., 1930 г.р.).
- [22] Ср.: ННГУ, 37–1–36. (Рассказ Малышева Л.И., 1892 г.р. Ковернинский р-н, д.Щегольное,); Архив Российского этнографическорго музея, ф.7, оп.1, д.567. (Ветюгов М.С. [Этнографические сведения о крестьянах Костромской губернии, Варнавинского уезда, с. Медведиха]).
- [23] Следы северной культуры, но другой локальной традиции – каргопольской – искусствоведы прослеживают в ветлужской вышивке (Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко–этнографический источник. М., 1978. С. 188, 189). Представляет интерес сравнительное тзучение этих двух локальных традиций на фольклорном материале.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.