Михейченко Н.А. (г.Сыктывкар)
Опыт систематизации материалов по Великому четвергу (вятские собрания фольклорного архива Сыктывкарского государственного университета)
@kizhi
Традиционный календарный фольклор занимает одно из главных мест в изучении народных обрядов, верований и представлений. Как отмечает Т.А.Агапкина, «календарные обряды славянских народов представляют собой весьма пестрое образование, сложившееся в результате совокупного действия целого ряда факторов: преобразования и переосмысления языческих обычаев под влиянием христианской церкви, усвоения разнообразных меж–и инославянских влияний, спонтанного развития отдельных локальных традиций и т.д.» [1] .
Интерес к хозяйственно–бытовому и календарному укладу жизни крестьян возник с самых ранних этапов изучения народной культуры и не ослабевает в наши дни. О весеннем периоде славянского традиционного календаря существует довольно обширная литература. В последние годы вопросы изучения календарной, в том числе и весенней обрядности славян нашли отражение в ряде работ, в частности, в работах Т.А.Агапкиной, Н.И.Толстого и др. Однако большинство работ по весенней обрядности отдельных славянских народов имеет преимущественно описательно–систематизирующий характер. Основное внимание в этих работах обычно уделяется наиболее заметным весенним праздникам и обычаям. Ритуалы Великого четверга, несмотря на свое многообразие и достаточно широкую распространенность, так и не стали предметом специального изучения. Великий четверг как сакрально отмеченная точка народного календаря упоминается во многих работах собирателей и исследователей русского фольклора, но рассматривается не как отдельное явление, а лишь в связи с другими ритуалами.
Великий (Чистый, Большой) четверг относится к числу подвижных календарных дат народного календаря, включается в рамки Великого поста и приходится на последнюю, страстную неделю перед Пасхой. К Чистому четвергу оказались прикрепленными обряды и обычаи разного характера и разного времени происхождения, но в большинстве это обряды профилактического, очистительного и предупредительного характера.
В данной работе представлены результаты предварительной систематизации материалов по Великому четвергу, собранных начиная с 1990 года в ходе экспедиций Сыктывкарского университета в Юрьянский, Нагорский, Мурашинский, Опаринский, Подосиновский, Лузский районы Кировской области и Прилузский район Республики Коми и хранящихся в Фольклорном архиве СыктГУ.
В работах современных исследователей (А.К.Байбурина, Г.А.Левинтона, Н.И.Толстого, С.М.Толстой, Т.Кирюшиной, Т.И.Калужниковой и др.) обряд рассматривается с точки зрения его «кода». По мнению Н.И.Толстого, всякий обряд может быть представлен как определенный текст, то есть как некая последовательность символов, выраженная при помощи обрядового синтаксиса. Обрядовый символ может выражаться в трех основных обликах: реальном (предметном), акциональном (действенном), вербальном (речевом) [2] . Кроме того, важными характеристиками в обрядах считаются соответствие места и времени проведения ритуала, в связи с чем выделяют локативный и темпоральный код.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Систематизация магических действий Великого четверга представляет собой достаточно сложную проблему, поскольку под понятием «магическое действие» подразумевается единство явлений различных уровней: акционального, вербального, предметного и пространственно–временного. Магическое действие составляют собственно акты, сопровождающие их тексты, специальные предметы; функционирование магических действий регламентируется временем и местом проведения ритуала.
Именно эта разноуровневость ритуала, необходимость учета всех составляющих его элементов вызывает определенную проблему при классификации магических действий Великого четверга. Поскольку ритуальные акты в целом служат достижению какой-либо цели, то есть они использовались с целью обеспечения здоровья, благополучия и т.д., главным критерием для объединения магических действий в конкретные группы стала для нас их целевая установка. Внутри групп критерием систематизации действий являются средства, с помощью которых совершается попытка достигнуть желаемого результата.
В результате исследуемый материал был разделен на 6 групп:
- Действия, направленные на благосостояние, благополучие в доме; (данная группа магических действий является наиболее многочисленной, в связи с чем выделен целый ряд подгрупп: 1а. Действия, направленные на увеличение и сохранение урожая: вынос на огород каких-либо предметов, соответствовавших определенным огородным культурам, перенесение чужой земли на свой огород, катание с крыши, «волочение» нитки по полу, перевязывание березы и т.д. 1б. Действия, направленные на сохранение и прирост домашнего скота и птицы: закармливание, обрезание хвоста или шерсти, связывание кольев в огороде, постукивание топором, «понужание» вицей и т.д. 1в. Действия, имитирующие достаток: пересчитывание денег, имитация рыбной ловли, «смотрение» хозяйства и т.д. 1г. Обереги дома: обход дома (огорода), забрасывание предметов на крышу, кормление домового и т.д. 1д. Действия, направленные на избавление от домашних насекомых (клопов, тараканов): «вывод» насекомых на улицу, нанизывание на иголку с последующим «выносом» в лес, «продажа» клопов и т.д.
- Действия, направленные на привлечение женихов: выкликание женихов, «подкуривание» девушек, пляска на хмельнике и т.д.
- Действия, направленные на красоту, здоровье человека: умывание, окуривание, поедание хлеба, катание на снегу и т.д.
- Действия, направленные на приобретение каких-либо особых качеств или умений: игра на гармони в бане, прядение в бане, «катание» под елью и т.д.
- Действия колдунов на Великий четверг (данные действия совершались особой «категорией» людей; если представленные выше ритуалы мог совершать любой член коллектива, то эти действия могли осуществляться лишь «знающими»).
- Гадания (данную группу составили действия–гадания, связанные с другими сакрально отмеченными точками народного календаря, а именно со святочным циклом. Среди них зафиксированы следующие: загадывание на сон, выслушивание, запирание ведер, запирание дверей, гадание с поленом, гадание с веником).
Важное значение в обрядах Великого четверга имеет соответствие времени и места их проведения, что регламентировалось традицией и подчеркивало выделение особой ситуации в обыденном течении жизни. Таким «особым» временем для совершения магических действий Великого четверга является раннее утро, время «до солнышка», которое характеризуется как пограничное между ночью и началом дня. Большинство ритуальных практик Чистого четверга совершалось именно в этот промежуток времени (ходили за водой или вереском, умывались, считали деньги и т.д.).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Пространство в данном обрядовом цикле можно разделить на жилое и нежилое. К нежилому относятся баня, огород, лес, река. Лес и река входят в зону «чужого» пространства, объединяются по такой характеристике, как удаленность от жилья человека, поэтому там совершались магические действия, направленные на избавление от чего–либо (например, в лес уносили тараканов и клопов). С огородом связаны плодоносные силы, поэтому совершаемые здесь действия были направлены на будущий урожай. Сакрально отмеченные части жилого пространства – дома и подворья – имели важное значение в системе переходных обрядов, в частности, свадебного, поэтому на Великий четверг у ворот на крыльце совершались магические действия с целью привлечения, «привораживания» женихов (открывание ворот, вынос полотенца на крыльцо и т.д.). Таким образом, пространственно–временное деление окружающего мира в рамках великочетверговой обрядности было призвано усилить магический эффект, достигаемый ритуальными действиями, и сконцентрировать силу воздействия на будущее.
В сакрально отмеченные даты народного календаря возрастает сила не только магического действия – магическую силу приобретают и целый ряд предметов в доме и вне его. Среди предметов, наиболее часто используемых в магических практиках Великого четверга, выделяются следующие: серебро, (серебряные монеты), различная посуда, камень, палки, нитка (пряжа), человеческий волос и др.
Почти все магические действия Великого четверга (по исследуемому материалу) сопровождались словесными формулами, которые либо поясняли (комментировали) и дополняли магическое действие, либо сами представляли собой магический акт. Слово в традиционной культуре отождествлялось с делом, органически сливалось с действием, поясняло и закрепляло его. И, наоборот, действия, которые включались в ритуал, должны были усилить магическую роль слова.
В изученных нами собраниях тексты Великого четверга представлены следующими вербальными жанрами: приговор, ритуальный диалог, заговор, заклинание с элементами заговора. Кроме рассмотренных групп, определяемых нами по работе В.К.Соколовой [3] , изученный архивный материал позволил нам выделить еще два вида заклинаний, обозначенные нами как «заклинания типа констатации факта» и «комментирующие заклинания». Первый вид характерен для магических действий, носящих характер имитации, менее распространенными оказались «комментирующие заклинания», они были связаны с действием и комментировали его.
Самое широкое распространение на Великий четверг получили заклинания типа «сопоставления–уподобления», менее распространенными в комплексе действий Великого четверга оказались заговоры.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
- [1] Агапкина Т.А. Великопостная обрядность в традиционном календаре славянских народов // Образ мира в слове и ритуале. М., 1997. Вып. С.9. С.74–93.
- [2] Толстой Н.И. Из грамматики славянских обрядов // Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистики. М., 1995. С.64.
- [3] Соколова В.К. Заклинания и приговоры в календарных обрядах // Обряды и обрядовый фольклор. М., 1982. С.11–25.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.