Баданов В.Г. (г.Петрозаводск)
Этнографические материалы о карелах и вепсах на страницах «Вестника Олонецкого губернского земства» (1907-1918 гг.)
@kizhi
1 января 1864 г. Александр II подписал Указ Правительствующему сенату о введении земских учреждений в губерниях европейской части России [1] . Указом императора от 14 февраля 1866 г. «Положение о губернских и уездных учреждениях» распространялось на Олонецкую губернию [2] . Появление земского самоуправления в Карелии явилось важным этапом в становлении структур гражданского общества на данной территории. Частичное высвобождение местного сообщества из-под контроля бюрократии давало свободу общественной инициативе и гражданской активности.
Земская реформа 1864 г. подняла огромный пласт общественной жизни, связанный с самоуправлением и местным хозяйством, образованием и медициной, культурно–просветительной деятельностью. Интерес олонецких земств к культурно–просветительной работе значительно усилился после попытки введения всеобщего начального обучения в губернии в конце 1890-х гг. [3] Именно тогда в нашем крае начало оформляться земское издательское дело. Значительный шаг вперед земская печать сделала в 1906 г. после отмены предварительной цензуры. В 1907 г. в Петрозаводске начинает издаваться первое земское периодическое печатное издание – «Вестник Олонецкого губернского земства» (ВОГЗ).
«Вестник…» помещал корреспонденции с мест о работе уездных земств и разбирался в проблемах крестьянской жизни. В журнале сотрудничали многие деятели из северной глубинки: врачи, агрономы, учителя, техники, страховые агенты и т.д. Они рассказывали о положении сельского населения края. «Для земства, – говорилось в редакционной статье журнала в 1907 г., – полезно было бы слышать голос самого населения о тех мероприятиях, которые подготавливаются или разрабатываются земством… Давая на своих страницах место для различных заявлений, «Вестник…» содействует установлению тесной и живой связи всего населения с земством». [4]
«Вестник Олонецкого губернского земства» выходил шесть раз в квартал – 15 и 30 числа каждого месяца, т.е. был «двухнедельником». На страницах журнала регулярно публиковались материалы научно–популярного и прикладного характера, как по общим земским вопросам, так и по отдельным отраслям земского дела. Кроме того, «Вестник…» регулярно освещал на своих страницах вопросы, касающиеся состояния сельского хозяйства в губернии. В связи с этим авторы издания нередко затрагивали и бытовые проблемы сельского населения края, описывали повседневную жизнь крестьян в основном, естественно, с хозяйственно–экономической точки зрения. Собственно этнографических материалов в «Вестнике Олонецкого губернского земства» не так много. Наиболее интересные из них попробуем представить в данной обзорной статье.
Например, С.М.Фесвитянинов в своем материале о жизни Ребольской волости Повенецкого уезда под названием «На границе с Финляндией» приводил весьма интересные зарисовки об особенностях местного «карельского племени» [5] : «Карела вообще называют, за его живой характер, – сообщал он, – французом севера. К местному карелу этого отнести нельзя. В нем соединены черты плутоватого ярославца и угрюмого соседа–финна. Он наделен недюжинным коммерческим талантом… Финн мало способен к торговле и составляет плохую конкуренцию в этом отношении карелу. Называют иногда местного карела (не будь во гневе) евреем севера» [6] . «В обращении карел, – продолжал С.М.Фесвитянинов, – особенно пограничный, вежлив, деликатен… Характер выдержанный, спокойный. Драки и буйства редки и считаются позором». «Местный карел очень любознателен, или, вернее, любопытен и охотник до разного рода слухов и «новостей»… он практичен и идет навстречу нововведениям по агрономии и сельскому хозяйству», – такой вывод сделал автор материала о ребольских карелах [7] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Известный земский учитель П.К.Успенский, много лет проработавший в Олонецком уезде, регулярно печатался в «Вестнике Олонецкого губернского земства». Он выступал не только с этнографическими материалами, но и обсуждал языковые проблемы, поскольку был автором словарей русско–чудского и русско–карельского языка. Так, в материале с названием «Карельский и чудской говор в Олонецкой губернии», Успенский предлагал более активно изучать карельский и вепсский языки в земских школах губернии, особенно в тех местностях, где большинство населения составляли представители этих народов [8] . В статье под названием «Из прошлого» он попытался, используя лингвистический анализ, воссоздать историю древнего народа вепсов, социально–экономическую составляющую жизни вепсов в далеком прошлом. Поводом к написанию статьи послужило то, что автор предложил отрывки из составленного им словаря русско–чудского языка, которые и были приведены в данном материале [9] .
П.К.Успенский сообщал читателям «Вестника…», что «кроме русских и карел, нашу Олонию населяет еще, как известно, и чудь (вепсы) - автор попытался на основании изучения чудского языка, дать картину быта жизни чуди прежде (то есть в глубокой древности)». Основными занятиями вепсов в древности, по мнению П.К.Успенского, были земледелие и промыслы (охота и рыболовство). Относительно занятия торговлей автор сделал категорический вывод о том, что «сами древние чудаки, (т.е. вепсы), не вели торговли», поскольку в вепсском языке отсутствуют соответствующие слова и термины. «В настоящий момент, – констатировал П.К.Успенский, – нет большой разницы в бытовом отношении между русскими, карелами и чудью» [10] . В другом материале под названием «Из карельского края» он рассказывал о карельском селе Ведлозере. «Село сравнительно небольшое, – писал Успенский, – Богатыми крестьянскими постройками не отличается. Есть дома с печами еще старинной кладки без труб: дым уходит в отверстие потолка. Главное занятие земледелие и как подспорье–рыболовство. Для некоторых это промысел. Далеко на промыслы здесь не уходят, за исключением зимних лесных работ своего края» [11] .
Самым значительным этнографическим материалом, появившимся на страницах «Вестника Олонецкого губернского земства» стал весьма объемный, ценный и интересный очерк М.Д.Георгиевского под названием «Карелы», опубликованный в одиннадцати номерах 1908 года [12] . М.Георгиевский – замечательный педагог нашего края, автор–составитель словаря карельского языка, одобренного академиком Ф.Ф.Фортунатовым. В своем исследовании автор основательно рассматривал все стороны жизни карелов на примере жителей с. Святозера, в котором Георгиевский прожил более 20 лет. Он описывает внешний вид карелов, их дома, хозяйственные постройки, хозяйство, обычаи и верования этого народа, отношения в семье, праздники, питание и т.д. В своем очерке М.Д.Георгиевский приводит многочисленные наблюдения повседневной жизни карела, дает яркие бытовые зарисовки, описывает психологические особенности и особенности менталитета карельского народа. Очерк М.Д.Георгиевского «Карелы» по праву может считаться одним из лучших дореволюционных этнографических исследований.
«Карел среднего роста, среднего сложения, – сообщал Георгиевский, – волосы чаще встречаются русые…Глаза серые, синие, редко черные; нос толстый, «картофелиной», борода и усы большей частью, не важные…Одежда карела короткая (точно пиджак) шуба из домашних овчин, штаны, кафтан из домашнего толстого сукна… пиджаки, шапки, фуражки» [13] . «С шарфом или платком на шее карел не расстается, – замечал автор, – на улице, в избе – шарф на шее. За двадцать лет моего пребывания в кареле, я знал только двух–трех крестьян, которые не носили шарфа или платка». «Летом, – отмечал автор, – редко встретишь мужика, у которого были бы одеты штаны. Ссылаясь на «жарко», поголовно все бродят в подштанниках… Девочки, женщины часто тоже ходят в одних рубахах. О прикрытии наготы заботятся не особенно. Не обращая на вас внимания, купаются; придут, если допустите и в баню» [14] .
Говоря об особенностях строительства, автор отмечал, что « постройки карел – дом пятисотенный и четырехстенный… Дома у карел редко утверждаются на фундаменте, хотя камней не оберешься, а на столбах…и не удивительно, поэтому, что дом через 2–3 месяца, смотришь и покривится, кланяется прохожим и проезжим» [15] . Карелы, в отличие от русских, в основном ставили свои дома прямо на землю, не делая никакого фундамента. Основным строительным материалом для построек у карел была сосна, хотя, по меткому замечанию М.Д.Георгиевского «они не брезгуют сунуть и елочку» [16] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
«Карелы очень любят праздники, – сообщал автор очерка, – где бы ни был в деревеньке праздник, гостей наберется множество.…На каждом празднике непременно увидишь на « гулянке» самоварчик, – это готовится сбитень, пить который народ охоч… Нередко для сладости или цвета в сбитень полагают кусочки репы, – этой любимой овощи карел» [17] .
М.Д.Георгиевский обращает внимание и на такую особенность карельского населения: «Карелы говорят почему-то очень громко и непривычного человека этот крик просто поражает, – думаешь спорят. Вслушиваешься, говорят мирно, или что-нибудь рассказывают. Проходя по деревне, можно наслушаться всего. Особенно женский пол любит кричать… Увидишь женщину в позе оратора; она размахивает руками, трясет головой, кричит, а по лавкам сидят две–пять слушательниц. Оказывается – беседа самая мирная» [18] . Думается, что заинтересованный читатель найдет в этом этнографическом очерке еще много сведений о повседневной жизни карельского населения в начале ХХ в.
«Вестник Олонецкого губернского земства» выходил до первого квартала 1918 г. включительно. Революционные потрясения 1917 г. поставили перед земскими учреждениями Олонецкой губернии несвойственную им задачу – вести население в круг политических интересов, партий и движений, удовлетворять политические запросы различных групп населения. После прихода к власти большевиков, «Вестник Олонецкого губернского земства» занимает непримиримую позицию по отношению к новой власти, что и предопределило его дальнейшую судьбу. В начале января 1918 г. «Вестник… »
выразил негативное отношение к общественным переменам в губернии, главным из которых стало признание власти Совета народных комиссаров новым составом губсовета и одобрение им роспуска Учредительного собрания. Постановлением Олонецкого губисполкома от 22 февраля 1918 года Олонецкая губернская земская управа, а также все уездные земские управы были упразднены [19] .
- [1] Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. СПб., 1864. Т.39, Отд-ние 1. №40457.
- [2] История Карелии с древнейших времен до наших дней. Петрозаводск, 2001. С.251.
- [3] Баданов В.Г. Земство и школа. // Традиции образования в Карелии. Петрозаводск, 1995. С.22-23; 2) Олонецкое земство и организация народных библиотек // Библиотечный вестник Карелии. 1-я Конференция Библиотечной Ассоциации Республики Карелия. Документы и материалы. Петрозаводск, 2004. Вып.№8 (15). С.38–41; 3) Земское внешкольное образование и создание в Олонецкой губернии сети народных библиотек (1908–1916 гг.) // Проблемы развития гуманитарной науки на Северо-западе России: опыт, традиции, инновации. Петрозаводск, 2004. Т.1. С.71–74.
- [4] Вестник Олонецкого губернского земства. 1907. №1. С.1–2. (Далее – ВОГЗ).
- [5] ВОГЗ.1911. №14.С.10–13.
- [6] Там же. С.11.
- [7] Там же. С.12.
- [8] ВОГЗ. 1912. №7. С.13-15.
- [9] ВОГЗ. 1909. №18. С.22
- [10] Там же.
- [11] ВОГЗ. 1912. №14. С.19.
- [12] ВОГЗ. 1908. №4. С.3–5; №6. С.21–23; №10. С.6–8; №13. С.9–11; №14. С.8-10; №15. С.4–6; №16. С.8–10; №17. С.8–10; №18. С.17–18; №19. С.5–8; №20. С.3–6.
- [13] ВОГЗ. 1908 . №4. С.3–4.
- [14] Там же. С.5.
- [15] ВОГЗ, 1908, №6. С.22.
- [16] Там же.
- [17] ВОГЗ. 1908. №16. С.8.
- [18] ВОГЗ.1908. №16. С.8.
- [19] Баданов В.Г. Земские учреждения Европейского Севера в 1917–1918 гг. // Вопросы истории Европейского Севера. Петрозаводск, 1999. С.94–107.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.