Наумов Ю.М. (г.Петрозаводск)
О центре традиционного судостроения в Кижской волости
@kizhi
Народное судостроение Северо–Запада, как народное зодчество и другие ремесла, существовало «испокон веков». С древнейших времён малые деревянные суда помогали осваивать бескрайние пространства Севера, покрытые водой и непроходимыми лесами.
П.Богословский, один из первых исследователей народного судостроения, в середине XIX в. заметил, что «мастер, поразведя умом, закладывает судно и – создает его», руководствуясь «не наукой, а одним практическим навыком, одною опытностью или, говоря по-русски — одним смеканьем дела» [1] . Такое «смеканье» подтверждает самобытный многовековой опыт и высокое мастерство народных судостроителей.
Н.Я.Озерецковский в XVIII в. писал: «Плавающие по Ладожскому озеру (равно как и по Онежскому. – Ю.Н.)… россияне обыкли называть главные ветры русскими наименованиями, кои почти те же самые … у наших поморцев, около Белого моря живущих … фактически названия румбов изначально сложилась у ладожан, выходцев из Новгорода» [2] . То же самое можно сказать о судостроительных терминах, сохранившихся до нашего времени, в центрах русского народного судостроения Заонежья и на Белом море. Схожесть технологии и терминологии подтверждают исторические новгородские корни традиционной культуры судостроения и судоходства в этих районах.
С 1999 г. в музее «Кижи» началась работа по изучению формирования и развития местных школ традиционного судостроения Карелии. Автором проводились полевые этнографические исследования народного судостроения в Заонежье (в кижских шхерах), а также на озёрах Сямозеро, Куйто и Сумозеро, где лодка является самым распространенным, а иногда и единственным видом транспорта. Главными информантами являлись местные старожилы – судостроители, владельцы традиционных лодок, рыбаки. Информация собиралась по разделам: типы и размеры традиционных лодок; технология и терминология строительства; оснастка и ходовые качества; история и особенности местного судостроения и судоходства; сведения о мастерах и деревнях, где строились лодки.
Собранные сведения позволяют утверждать, что в указанных районах существовали особые типы лодок и свои традиционные школы судостроения. Об этом свидетельствуют целый ряд признаков:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
- Историческая память о мастерах – судостроителях, строивших особые местные лодки.
- Судостроительный потенциал районов полностью обеспечивал местные потребности в лодках (из других районов лодки не ввозились до 1960-х гг.).
- Терминология, конструктивные и технологические особенности местных лодок и ясное понимание коренными жителями отличий местных лодок, от лодок из других районов.
- Работающие мастера, обучавшиеся ремеслу у стариков и строившие лодки согласно местным традициям в 1980–2000 гг.
Один из главных центров судостроения на Онежском озере сложился в Кижской волости. Кижские шхеры – группа густо населенных ещё в начале ХХ в. островов в южной части Заонежского полуострова, где и сейчас дорожная сеть развита слабо. Благоприятные для развития земледелия кижские шхеры, возможно, раньше других территорий начали осваиваться и обживаться новгородцами.
Характерной особенностью жизни населения деревень Кижской волости является необходимость ежедневного передвижения по воде. Еще во времена заселения новгородцами этого района сюда была принесена культура деревянного судостроения, без которой не возможно было освоение этого края. Нужно было строить новые суда и лодки, ремонтировать старые, менять озёрные суда на волоковые.
Жизнь любой семьи Кижской волости была неразрывно связана с лодкой. Каждая крестьянская семья имела лодки для собственных нужд: рыболовства, поездок в волостной центр, в церковь, перевозки скота на островные пастбища и пр.
Благодаря опыту судостроения и условиям судоходства здесь сформировался своеобразный тип лодки получившей название «кижанка». Оригинальная теория корпуса и особенности технологии постройки, терминология конструктивных элементов лодки–кижанки, свидетельствуют о развитой местной традиции судостроения, её уникальности и многовековой истории. Наиболее подходящая к особенностям Онежского озера, эта лодка ещё используется в наше время.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Для различных районов плавания строились лодки разных типов и размеров. Для рыболовства на внутренних озёрах строились долблёнки – «ушкои» и кижанки до 3–4 м. Для «каботажного» плаванья между деревнями, строились лодки–кижанки длиной до 6 м, с выходом в открытое озеро – до 8 м. Для дальних плаваний, а также для рыболовного промысла и перевозки грузов по Онежскому озеру с выходом в Ладогу, строились кижанки длиной до 9 м с двумя мачтами.
В кижских шхерах ещё в первой половине ХХ в., строили онежские «соймы» (карельск. «сайма» – большая лодка) – 2-х мачтовые лодки длиной больше 9–10 м, технология строительства и конструктивные особенности которых были разработаны еще в новгородское время. Соймы применялись, как правило, для перевозки большого количества грузов, поэтому борта обшивались внутри «подтоварником» (тонкой доской), делались ящики для груза или рыбы, а вместо палубы, для укрытия груза от воды, устраивались настилы с тентами.
Лодки–кижанки и соймы (онежская и ладожская) были хорошо приспособлены для судоходства на больших озёрах на вёслах и под парусом. Имеющие неповторимые обводы со схожими штевнями, соймы и кижанки не встречаются на других озёрах Карелии и в других российских губерниях. Исследователи предполагали, что этот тип лодок принадлежит к «отдалённой древности», и отмечали отличие ладожских и онежских сойм от среднерусских лодок: «в них сразу заметен тот финский тип строения, который трудно найти в других губерниях России» [3] .
Рисунки, чертежи и фотографии сойм и кижанок, указывают на общие линии корпуса со схожими штевнями и парусным вооружением этих традиционных лодок. Мастер–лодочник И.Ф.Вересов говорил автору, что «соймы были очень похожи на кижанки и строили их так же» [4] .
Традиционное судостроение Кижской волости не утратило своей актуальности и в наши дни. Интересна новая история (1930-е–1990-е гг.), а также современное состояние местного судостроения.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Потребности местного населения в лодках обеспечивали мастера–индивидуалы, работающие по заказам, что приносило неплохой доход в крестьянское хозяйство. По свидетельству мастера–лодочника И.Ф.Вересова, «раньше в деревне лодка стоила, как и корова». По свидетельству местных жителей, во многих деревнях были плотники, которые умели строить лодки, но предпочитали делать заказ известным в округе мастерам–лодочникам. Хороший мастер, из заранее заготовленного материала, мог построить лодку за одну–две недели, а с опытным помощником – всего за два–три дня.
До коллективизации, в Кижской волости более распространенным было индивидуальное строительство лодок. У каждого крестьянина, промышлявшего судостроением, имелись все необходимые для строительства приспособления и инструменты, а так же запас материалов и заготовок для будущей лодки. Строительство кижанки обычно велось на сарае дома, где жил мастер–лодочник, которому помогали дети, братья или другие родственники. Могли шить лодки в специальной пристройке к хозяйственной части или прямо на улице возле дома. Несколько лодочников могли объединиться для строительства более крупных лодок или сойм.
Исследования показали, что центр судостроения Кижской волости в ХХ в. находился в округе Волкострова – на соседних островах и по Пустому Берегу (материковой части кижских шхер) и включал около 13 деревень. Информаторы свидетельствуют, что мастерами–судостроителями строившими соймы были П.Е.Рогачев из дер.Рогачево, крестьяне Егоровы из дер.Зубово, Киселевы в Подъельниках, Степановы, Июдины, Судьины, Бурковы и другие на Волкострове. У В.Пулькина есть упоминания о строителях «сойм» из д.Кургеницы: «В конце прошлого века среди корабельных дел мастер здесь выделялся Якимов», а «Николай Михайлович Филин мог строителем, мог и шкипером» [5] .
В 1930-х гг. судостроительный потенциал Кижской волости использовался в русле кооперации кустарного производства. Благодаря заказам Гослова, сплавной конторы и некоторых других государственных организаций возникали артели, которые брали подряды на строительство больших партий промысловых лодок. В 1931 г. артель из одиннадцати человек под руководством крестьянина из д.Пустой Берег П.Г.Никитина подрядилась сшить для Вознесенского пароходства 60 лодок [6] . Тогда же была построена малая судостроительная мастерская на острове Еглов, в которой можно было одновременно шить две лодки длиной более 6 метров. Деревни трёх островов – Волк, Еглов и Рогачёв в начале 1930-х гг. объединились в «Промколхоз», где начала работу судоверфь. Первым председателем колхоза стал В.М.Судьин.
В 1932 г. на Волкострове были построены мастерские, рассчитанные на одновременное строительство 4 кижанок длинной до 8 м и стапель для строительства мотоботов длиной до 16 м. После войны стапель был оборудован лебедкой для спуска судов на воду. Руководить артелью судостроителей начал старый мастер М.И.Июдин, помогал ему Ф.М.Судьин, который в дальнейшем был главным судостроителем вплоть до ликвидации «Промколхоза». Судоверфь «Промколхоза» на Волкострове обеспечивала работой более полусотни крестьян из близлежащих деревень. Таким образом, в советское время до ликвидации колхозов в 1960-х гг., в Кижских шхерах существовал центр традиционного судостроения, обеспеченный постоянными государственными и частными заказами, надежным рынком сбыта, достаточной сырьевой базой и производственными мощностями. Этот центр состоял из артели местных мастеров–лодочников, продолжающих судостроительные традиции. Сразу после войны здесь прошли обучение более 10 молодых людей из деревень «Промколхоза». Работая под руководством старых мастеров, молодёжь получила традиционные навыки и сохранила древнюю лодку–кижанку до наших дней. Ученики тех лет всю жизнь шили хорошие лодки для себя, некоторые строили на продажу.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Еще в 1960–1970-е гг. говорили: «Все волкостровцы и поныне шьют лодки». В 1970-е гг. к волкостровским лодочникам приезжали заказчики не только из ближней округи, но и из весьма удаленных мест – с Пудожского берега и из Прионежья, к лучшим из них заказчики выстраивались в очередь. Имя мастера было гарантией качества. Можно назвать имена известных мастеров–судостроителей: Ф.М.Судьина, И.Ф. Вересова, продолжают шить лодки его ученик Ф.Е.Лисицын, братья И.В. и Н.В. Судьины на Волкострове. До 2006 г. в Петрозаводске жил и работал в своём доме Б.П.Никитин, который учился шить лодки у своего отца – П.Г.Никитина, а также у И.Ф.Вересова.
В связи с критическим сокращением числа мастеров, сохраняющих традиции и опыт судостроения, мы можем безвозвратно потерять судостроительную культуру, которая является таким же высоким, но не заслуженно забытым достижением Кижской волости, как церкви Спасо–Кижского погоста, часовни и крестьянские дома. Еще 40 лет назад на этой территории работали мастерские и отдельные мастера, и ежегодно строилось более 100 лодок. Хорошие судоходные качества, грузоподъемность и безопасность кижанок, привлекают к ним интерес. Спрос на них не ослабевает, но предложение в настоящее время отсутствует.
Значительное ослабление социально–экономического потенциала района, нехватка средств и сил у музея, недопонимание значения лодки–кижанки, как символа территории, средства развития туризма и транспорта – все это замедляет процесс сохранения и развития деревянного судостроения.
Начиная с 1999 г., традиционная судостроительная культура постепенно находит отражение в деятельности музея–заповедника «Кижи». В существующей экспозиции на сарае дома Ошевнева представлена классическая лодка–кижанка, построенная в 1960-х гг. В.Н.Бурковым, жителем д.Шуйно на Волкострове, учившегося у мастеров верфи «Промколхоза». В доме Елизарова на сарае представлена выставка «Строительство лодки–кижанки», на которой можно увидеть лодку в процессе строительства (мастер – И.В.Судьин), а также инструмент и приспособления одного из последних мастеров–лодочников волкостровской школы И.Ф.Вересова.
В музее разработаны предложения по развитию главной экспозиции музея по теме «традиционное судостроение и судоходство», в том числе создания сектора традиционного судостроения и «музейной гавани» [7] . Подобные центры действуют во многих музеях стран Северной Европы. В России ни один музей не имеет подобного сектора.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
С целью сохранения и популяризации народной судостроительной культуры, музей–заповедник «Кижи» организовал в 1999 г. народную гонку традиционных лодок, которая получила название «Кижская регата», которая также направлена на привлечение внимания общества к традиционному судостроению и судоходству. Развитие этого народного праздника создаёт дополнительные условия для взаимодействия музея и местных жителей в деле сохранения традиций кижского судостроения и судоходства.
В современный период без поддержки государства, музеев, без создания специализированных центров традиционные ремесла не сохранить. А если нет традиций – нет и мастеров, и как следствие мы становимся беднее, и материально и духовно.
Исторический опыт работы Волкостровской верфи и его значение для сохранения традиций судостроения Кижской волости подтверждает возможности центров, организованных в русле государственной политики заинтересованным местным сообществом.
- [1] Богославский П. О купеческом судостроении в России, речном и прибрежном. СПб, 1859. С.27.
- [2] Озерецковский Н.Я. Путешествие по озёрам Ладожскому и Онежскому. Петрозаводск, 1989. С.51.
- [3] Круковский М.А. Олонецкий край. Путевые заметки. СПб. 1904.
- [4] Здесь и далее ссылки на местных жителей - информаторов из экспедиционных дневников и записей автора, находящихся в личном архиве.
- [5] Пулькин В.И. Происхождение красоты. Петрозаводск, 1980.
- [6] Национальный архив Республики Карелия, ф.1638, оп.2, д.1/3, л.13.
- [7] См.: Наумов Ю.М. История и современное состояние традиционного судоходства и судостроения Кижской волости // Кижский вестник. Петрозаводск, 2007. Вып.11. (В печати).
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.