Метки текста:

Икона Музейные коллекции Рябининские чтения Старообрядцы Типология

Островский А.Б. (г.Санкт-Петербург), Чувьюров А.А. (г.Санкт-Петербург)
Памятники старообрядческой культуры, собранные Ф.А.Каликиным, в фондах Российского Этнографического музея Vkontakte@kizhi

Рис.1. Доска с намогильного столба. Олонецкая губ., Повенецкий у., с.Данилово. Русские старообрядцы. Повенецкий РЭМ, кол.№3723-22.Рис.2. Доска с намогильного столба. Олонецкая губ. г.Повенец. Русские старообрядцы. РЭМ, кол.№3723-2.Рис.3. Резная доска из постройки хозяйственного назначения. Олонецкая губ., Повенецкий у., д.Пельянки. Русские старообрядцы. РЭМ, кол.№3723-47.

Имя Федора Антоновича Каликина (1876–1971) хорошо известно исследователям древнерусской и старообрядческой культуры. Его собрания икон и рукописей [1] , описание которых приводится в ряде специальных исследований, в настоящее время хранятся в фондах крупнейших музеев и архивов Российской федерации (Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Библиотека Академии наук, Институт истории материальной культуры РАН, Государственный музей истории религии) [2] .

Весьма существенный вклад внес Ф.А.Каликин также в пополнение фонда русского отдела Российского Этнографического музея (до 1934 г. – Этнографический отдел Государственного Русского музея), однако его собирательская деятельность в качестве корреспондента Русского музея, как и собранные им коллекции этнографических предметов не известны широкому кругу исследователей.

В 1908 г. в Этнографический Отдел Русского музея (ЭО РМ) поступила небольшая коллекция этнографических предметов от Ф.А.Каликина, приобретенная им в Архангельской губ. (Колл.1453–1–5: ларцы, бураки). В 1909 г. поступает еще несколько коллекций от Каликина (Колл. № 1439, 1466, 1550, 1593, 2239, 2243 – №130) с различными предметами крестьянского обихода: предметы набойного и свечного производств; прялки, приспособление для плетения поясов и обработки льна; украшения; предметы религиозного культа (привески к иконам, лестовка). В октябре 1909 г. Каликин отправляет письмо в ЭО РМ, в котором извещает, что летом 1910 г. собирается совершить поездку по Олонецкой, Архангельской и Вологодской губерниям и обращается к Ф.К.Волкову, не будет ли у него «каких-либо поручений по части приобретения этнографических предметов» по пути его следования [3] . За 6 лет (1908–1914) им было передано в ЭО РМ 27 этнографических коллекций (общим количеством в 579 предметов, характеризующих различные стороны культуры и быта русских крестьян нач. XX в.). К числу уникальных экспонатов относятся предметы и вещи из старообрядческих поселений Повенецкого уезда Олонецкой губернии (Колл. №3723 – с.Данилов, Шунгский погост, д. Шунгский Бор, Тихвин Бор, Сельга и др.), поступившие в ЭО РМ в 1913 г.

Более подробно охарактеризуем коллекцию №3723, включающую в себя однородный материал – 49 резных досок и крестов. Многие из них (№1–37) прежде находились на намогильных столбах, а некоторые помещались над крыльцом дома (№43) или в нежилых помещениях старообрядцев (№38–42, 44–49). В литературе, посвященной резным изделиям Русского Севера, встречаются систематизированные описания выговских резных досок, однако собрание РЭМ еще не становилось объектом изучения. Отметим, что в прежде проводившихся исследованиях рассматривались почти исключительно изобразительные элементы композиции, а их связь с размещением надписей не анализировалась. Учитывая типологически значимые – для формулирования художественного стиля – элементы изображения, прослеженные в публикациях, уделим также внимание надписям, поясняющим эти изображения и, кроме того, обладающим самостоятельным религиозным содержанием.

Типология И.Н.Ухановой основывается на таких признаках, как наличие или отсутствие Распятия, при отсутствии – способы представления Голгофского креста: крест в круге или овале, арке, под сенью храма [4] . В работах И.Миядзаки учтены такие конкретные изобразительные элементы, как способы представления Иерусалима и городских стен, форма горы Голгофы, копия и трости, а также варианты узора в углах доски [5] . На резных иконах из собрания РЭМ неоднократно встречается, что Голгофский крест помещен в круг (№ 3723–2, 22, 23, 37, 40, 47), имеется и композиция креста в арке (№8), креста в сочетании с храмом (№49). Круг обычно передан двумя линиями, образующими кольцо, внутри которого показаны растительные либо геометрические элементы (косые кресты или зигзаги, ромбы). Композиция «Крест в арке» дополнена изображением Нерукотворного Образа. В этой же обрамляющей арке видны стены Иерусалима; городские стены, башни вырезаны и на некоторых других иконах, где нет арки (№ 48, 49). Форма Голгофы на различных изделиях – круговой сегмент либо, реже, трехступенчатое возвышение.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В композиции почти всех икон имеется прямоугольная рамка, углы ее маркированы растительным элементом в виде крупного бутона на чашечке. (Подобный элемент встречается в композиции русских крестов–тельников XVII–XVIII вв., его помещали в углы средокрестия, что символизировало живоносную силу христианского учения [6] ). На некоторых иконах (№ 22, 23, 40) он вырезан во всех углах, а на одной – только в двух верхних (№48). Многие иконы, кресты окрашены в два цвета: изображения выполнены красным цветом на зеленом или голубом фоне.

Изучение вариативности тех или иных элементов композиции – основных изображений, декора, надписей – необходимо, но, полагаем, не следует выстраивать типы икон и крестов исходя лишь из разных визуальных вариантов конкретного элемента. Не исключено, что какое–либо визуальное отличие значимо для выдвижения гипотезы о разных местах изготовления. Даже при первичном анализе нас интересует визуальная вариативность как возможное выражение того или иного религиозно значимого содержания, одинакового либо различного. Иначе говоря, типы следует отыскивать не столько по вариантам одного признака, присутствующим на плане выражения, сколько по стоящим за этой вариативностью религиозно содержательным признакам (которые не видны, но подразумеваются в сознании носителей традиции). Рассмотрим в этом отношении варианты композиции «Крест в круге», а затем характер расположения надписей.

На единственной датированной иконе («Написанъ сеи чесныи крстъ от Адама…»), вырезанной в 2727 году от Сотворения мира (в 1764 г. по Р.Х.), кольцо, обрамляющее крест Христов, не охватывает гору Голгофу, проходя выше нее. Внутренняя окружность этого кольца, а также его заполнение выполнены ломаными линиями, что зрительно уподобляет кольцо терновому венцу (такой элемент известен в иконографии русских крестов уже в XV–XVI вв.).

Композиция «Крест в круге» представлена еще на пяти иконах: на двух внутри кольца оказывается и Голгофа, а на трех кольцо, объемлющее крест, упирается в верхнюю часть сегмента, изображающего гору, не пересекая ее. На одной из этих трех икон (No47), внешняя линия кольца пересекает Голгофу, но заполняющий декор в месте пересечения отсутствует: он проходит по верхней кромке горы. Итак, рассматриваемая композиция как бы разбивается на два содержательно различных варианта: 1) Крест Христов; 2) Крест в единстве с горой Голгофой и черепом Адама. В отличие от второго, первый вариант не включает в себя греховную ветхозаветную часть, тем самым презентирует только прославление подвига Христа (отсюда – зрительный аналог тернового венца). Второй вариант акцентирует значимость подвига Спасителя для христианского мира.

Рассмотрим, в какой мере вариативность в расположении надписей, традиционно сопровождающих иконографию Голгофского креста и служащих прославлению подвига Христа, может быть поставлена в зависимость от одного либо другого варианта смысловой акцентировки композиции.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Надпись «НИКА», означающая победу над смертью, на всех Выговских иконах расположена единообразно – примерно посредине между средокрестием и Голгофой. Таково же место этой надписи и в архангельских резных иконах XVIII–XIX вв., с той же композицией (на всех крест и гора обрамлены кольцом), опубликованных в Каталоге выставки 1995 г. [7] .

Надпись «МЛРБ» (древнерусская криптограмма, прочитываемая как «Место лобное рай бысть») и на меднолитых, и на деревянных резных крестах располагается обычно вблизи Голгофы. Однако на резных иконах иначе. Так, на семи из девяти архангельских икон, с рассматриваемой композицией, выставлявшихся в 1995 г., эта надпись как бы приподнята, располагается на уровне косой планки креста Христова; то же относится и к архангельским иконам с композицией «Крест под сенью храма» [8] . Вместе с тем на многих иконах, опубликованных в том же Каталоге, но на которых крест Христов не обрамлен, эта надпись вырезана на уровне горы либо у ее подножия.

Намечаемая тенденция обнаруживается и на материале собрания Ф.А.Каликина. Так, в композиции 1764 г., где обрамляющее кольцо не охватывает Голгофу, надпись располагается у подножия горы. В четырех из пяти прочих случаев с композицией «Крест в круге» эта надпись оказывается внутри кольца, при этом выше Голгофы, а в трех случаях – даже несколько выше косой планки креста Христова. Заслуживает внимания тот факт, что на некоторых иконах надпись «МЛРБ» оказывается своего рода опосредствующим звеном двух иконографических пространств, а именно, внутри и за пределами обрамляющего кольца. Так, на иконе №22 эта надпись вырезана дважды: и внутри круга – над косой планкой креста, по обе стороны от нее, и в строке ниже круга. Еще на одной иконе, №47, эта надпись тоже находится внизу за пределами круга, а внутри него, как раз на уровне косой планки, как бы замещая информацию надписи «МЛРБ», с каждой стороны помещено изображение однокупольной церкви, увенчанной восьмиконечным крестом. Крест здесь показан непропорционально крупным относительно здания церкви, а она по своей форме уподоблена трехступенчатому изображению Голгофы. Таким образом, помещение надписи «МЛРБ» (или ее семиотического эквивалента, как на иконе №47) внутрь обрамляющего круга служит выражению еще более тесной связи двух религиозных идей: прославлению подвига Христа и прославлению Его креста, от которого ведет свое происхождение апостольская церковь.

На некоторых иконах с композицией «Крест в круге» (№ 23, 37, 40, 47) имеется прославляющая надпись «Кресту Твоему поклоняемся владыко наш святое воскресение Твое славим». На одной из икон, (№37), эта надпись (на церковнославянском языке) приведена полностью, а на других – криптограммой из восьми или девяти букв. На всех четырех иконах эта надпись помещена за пределами круга: на трех – внизу, а на одной – в углах доски, по две буквы. На меднолитых крестах эта надпись обычно помещена под средней планкой креста, ниже рук Спасителя, служит прославлению Его подвига. Полагаем, что в отличие от медных крестов, на резных иконах, где крест Христов обрамлен кольцом, такая надпись обретает интегративный смысл, объединяя два упомянутых выше религиозных значения.

В 1914 г. Каликин передал в ЭО РМ 5 коллекций негативов и фотоотпечатков.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Особый интерес представляет коллекция по Повенецкому у.: фотографии с. Данилова и сохранившихся строений Выгорецкого и Лексинского старообрядческих общежительств (РЭМ, ф.н. №3469 – 27 фото). На них представлены следующие темы:

В конце 1950-х гг. часть своих Выго–Лексинских фотоснимков (некоторые из них полностью совпадают со снимками, поступившими в ЭО РМ) Каликин передал И.Н.Заволоко. Часть негативов своей фотосъемки 1910-х гг. в Повенецком у. Каликин в 1919 г. передал в Российский институт истории материальной культуры. В 1914 г. Каликин как ополченец был призван на военную службу, и его контакты с ЭО РМ прекратились.

// Рябининские чтения – 2007
Отв. ред Т.Г.Иванова
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2007. 497 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф