Чувьюров А.А. (г.Санкт-Петербург)
В.А.Плотников – художник, собиратель
@kizhi
Примечательной особенностью первых лет собирательской работы (1902–1910-е гг.) Этнографического отдела Русского музея (ЭО РМ) является привлечение к сбору этнографических материалов корреспондентов из числа местной интеллигенции: священников, учителей и т.д. [1] Такое положение вещей объясняется тем, что штат Этнографического отдела в первые годы своего существования включал четырех сотрудников и, естественно, был не в состоянии охватить собирательской деятельностью всю Российскую империю [2] .
Активное участие в комплектовании этнографических коллекций ЭО РМ принимали также многие известные художники – И.Я.Билибин, С.М.Дудин, И.А.Гальнбек, Р.Г.Зариньш и др.
В числе художников, в различные годы сотрудничавших с ЭО РМ, был также Владимир Александрович Плотников (1866–1917), внесший значительный вклад в комплектование дореволюционных коллекций по русским, коми–пермякам и саамам. Он родился в 1866 г. в Перми в семье бухгалтера. Его мать была дочерью известного иконописца Ивана Бабина, а ближайшими его родственниками были выпускники Петербургской Академии художеств, имеющие звания профессора и академика, — Василий и Петр Верещагины. При поддержке профессора В.П.Верещагина, преподававшего композицию и живопись, он в 1891 г. поступил учиться в Академию художеств, которую закончил в 1897 г. Темой его творчества стала русская старина, привлекавшая внимание в то время многих известных мастеров [3] .
С 1903 г. В.А.Плотников стал ежегодно совершать поездки по России, чтобы, как он пишет в одном из писем ЭО РМ, «увековечить те памятники, которые, представляют несомненный художественный интерес, и которых еще не настигла рука вандала–разрушителя» [4] .
В 1907 г. он обращается в ЭО РМ с письмом, в котором предлагает свои услуги по сбору этнографических предметов. В письме В.А.Плотников сообщает, что летом (с 1 июля по конец августа) собирается совершить поездку по северу России – Архангельской и Олонецкой губ.: осмотреть русские поселения на Пинеге и саамские на Кольском полуострове. Целью его поездки, указывает он в своем письме, является изучение архитектурных памятников старины, быта, обрядов, костюма русских и саамов [5] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В результате этой поездки В.А.Плотниковым была приобретена коллекция саамских вещей и предметов (Колл. №1233 – 1–33): головные уборы – мужская зимняя шапка (латушка); праздничный женский головной убор (шамшир); косынка; женская рубаха, сшитая из сукна (юпа); мужская и женская обувь – каньги, сшитые из оленьих шкур, с характерным для саамской обуви острым, загнутым носком; женские зимние рукавицы из оленьих камысов (койбинцы); утварь (берестяная коробка для соли, ложка); оленья упряжь.
В последующие годы (1908–1914 гг.) В.А.Плотников совершил еще несколько поездок на Кольский полуостров, в результате которых были приобретены еще три саамские коллекции (Колл. №1504, 1507, 3018 всего – 63 экспоната): вежа – саамское конусообразное из жердей, крытое древесной корой [6] ; макет кережи – однополозных, бескопыльных саней; отдельные части повседневной одежды саамов (мужские и женские головные уборы, обувь); оленья упряжь; различные талисманы (волчьи и медвежьи зубы), утварь, охотничье снаряжение.
К числу уникальных саамских экспонатов, приобретенных В.А.Плотниковым, относятся деревянные «христианские святцы» (Вус тухты – Колл. 1507-22). Он представляет собой четырехгранный деревянный брусок (дл. 54,5 см, шир. 3 см), с зарубками на ребрах (обозначающими количество дней в месяцах) и специальными значками (кресты различной формы) на плоскостях, которыми отмечены соответствующие даты христианских праздников (средние, великие и двунадесятые). Сходные по структуре, но различающиеся по форме календари были достаточно широко распространены среди промыслового населения Европейского Севера и Сибири (русских, карел, коми, ненцев, якутов и др.) [7] .
В 1909 г. В.А.Плотников передал в ЭО РМ коллекцию из 24 фотографий, выполненных им во время поездки по Кольскому полуострову (Архив РЭМ, ф.н. №3067-1-24). На них запечатлены следующие темы и сюжеты, характеризующие различные стороны жизни саам:
- Типы жилищ: конусообразное из жердей (вежа – ф.н. №3067-8/1-2); бревенчатый амбар на столбиках (ф.н. №3067-4/1-3; 5, 7); землянка (ф.н. №3067-9, 10/1-2); легкая, разборная коническая постройка из жердей, покрываемая парусиной (кувакса – ф.н. №3067-11);
- Средства передвижения: оленьи нарты на высоких копыльях (ф.н. №3067-12/1-2); кережа с запряженным оленем (ф.н. №3067-13/1-2);
- Антропологические типы в традиционных костюмах;
- Типы надмогильных памятников: дощатые прямоугольные домовины с плоской крышей, увенчанной продольным резным гребнем (ф.н. №3067-14, 15, 16);
- Жанровые сцены: группа мужчин и женщин, вытаскивающих лодку на берег (ф.н. №3067-18).
В 1908 г. В.А.Плотников совершил поездку в Пермскую губернию. Накануне поездки, как и в других подобных случаях, он также обратился с письмом ЭО РМ, в котором предложил свои услуги по сбору материала среди проживающего там нерусского населения (чуваши, черемисы, мордва, вогулы, вотяки). Постановлением Совета ЭО РМ от 29 марта. 1908 г. (журн. №194) ему было выделено 300 рублей на приобретение экспонатов среди коми–пермяков, а также выдано удостоверение и открытый лист, в котором ЭО РМ просил оказать содействие В.А.Плотникову в сборе этнографических предметов [8] .
В результате этой поездки в Соликамском и Чердынском у. Пермской губ. В.А.Плотниковым была собрана большая коллекция этнографических предметов, характеризующих различные стороны жизни коми–пермяков (Колл. №1468 162 предмета). Основу коллекции составляют комплекты мужского и женского коми–пермяцкого традиционного костюма (108 предметов): женские и мужские головные уборы – кокошники, шамшура, платки из браного холста, шляпы мужские (катанка); женская одежда – рубахи из домотканины, сарафаны – дубас, китаешни, передник (запон); женские кофты (шабур); мужские рубахи из пестрядины; полотенца; мужские и женские пояса; мужские и женские чулки; обувь – лапти, коты. Разнообразными предметами представлена также домашняя утварь и женские украшения: плетенные (из бересты, льна, корневища) и вырезанные солоницы в форме утки, поварешка, деревянный поднос, корзинки; литые оловянные, медные и бронзовые серьги; перстни. Сравнительно небольшую часть (8 предметов) составляют предметы религиозного культа – медные и серебряные нательные кресты, ящик для хранения восковых свеч.
Этнографически репрезентативны и фотографии, выполненные Плотниковым во время его поездки по Пермскому краю (Архив РЭМ, ф.н. №2855 – 50 единиц) [9] .
На них запечатлены следующие темы и сюжеты:
- Фотографические снимки культовых зданий и религиозных обрядов. Культовые постройки представлены следующим кругом фотоснимков: часовни д.Лобанова (ф.н. №2855-6); д.Чурочева, Коча (ф.н. №2855-26-28) – шатровые часовни, покрытые тесом; церковь в д.Коча (ф.н. №2855-30). Особый интерес представляют фотографии внехрамовых служб. На одной из них (ф.н. №2855-8) зафиксирован молебен в с.Кудымкар: на фотографии группа людей, стоящих на улице, над которыми возвышаются хоругви. Еще одна группа фотографий воспроизводит молебен д.Коча (ф.н. №2855-31/1-3): сняты отдельные этапы молебна. На первой из них (ф.н. №2855-31/1) видна большая группа людей (некоторые из них на лошадях) с хоругвями, стоящих на берегу реки; на второй (ф.н. №2855-31/2) эта же группа людей – часть из них (в том числе и те, кто на лошадях) стоят в воде; третий кадр сделан, по всей видимости, с лодки – на ней запечатлены стоящие в воде всадники (ф.н. №2855-31/3). К коллекционной описи к этим фотографиям сделано пояснение, что молебен проводится для исцеления от болезней. Конкретная дата проводимого молебна не указывается.
- Похороны. В числе редких сюжетов – проводы покойника (посад Отиево – ф.н. №2855-10): на фотографии лошадь, запряженная в сани, на которую установлен детский гроб из колоды на санях; могила, на которой вместо креста установлена передняя часть старых саней (посад Отиево – ф.н. №2855-11);
- Общий вид поселений и типов домов: курная изба с двухскатной крышей; пятистенок, обшитый тесом, под двускатной крышей, с резными наличниками окон;
- Хозяйственные занятия. На фотографиях показаны следующие жанровые сцены: женщины толкут жито в долбленых деревянных ступах; муж с женой возвращаются с сенокоса; слепой старик плетет корзину, женщина ткет пестрядь и др.
- Одежда и антропологические типы: фотографии мужчин и женщин в традиционной повседневной одежде; мужчина в зимнем охотничьем костюме и др.
К числу уникальных этнографических экспонатов из коллекций Плотникова относятся намогильные столбики (теремцы) из заброшенного старообрядческого кладбища в г. Кемь, поступившие в ЭО РМ в 1907 г. (Колл. №1227-1-6.) Коллекция состоит из шести намогильных столбиков (высота столбиков – от 87 до191 см). В навершие столбиков сделаны двускатные кровли. Столбики и кровли украшены резным узором (узор геометрический, частью рельефный), расписан разноцветными красками (узор геометрический и растительный – цветочки). На фронтоне намогильных столбиков, врезаны четырехконечные резные кресты. Некоторые из них помещены в специально сделанные для этих крестов киоты – прямоугольные коробочки (Колл. №1227-1-3), другие же врезаны прямо в столбики. На четырехконечных крестах вырезано изображение восьмиконечного Голгофского креста, орудий страданий, адамовой головой и традиционной для резных крестов аббревиатурой, подчеркивающей основные события голгофских страданий Христа и прославляющей подвиг Спасителя: «ЦРЪ СЛВ» («Царь Славы») – на взглавье креста; «ИС ХС» («Исус Христос») – по обе стороны верхней планки; «СНЪ БЖЪ» («Сын Божий») – под средней планкой креста; «КТ» («Копье и трость» – орудия страданий Исуса Христа) – под средокрестием, чуть ниже надписи «СНЪ БЖЪ»; «НИКА» («Победа») – между средокрестием и косой планкой Голгофского креста (надпись смещена ближе к косой планке); «МЛРБ» («Место лобное рай бысть») – у подножия горы. На одном столбике на кресте (Колл. №1227–1) отсутствует надпись «НИКА». Киот этого столбика закрыт стеклом. На двух столбиках (Колл. №1227–3,5) врезные кресты утрачены.
Возможно, именно эти намогильные столбики, изготовленные местным мастером Зосимою, видел в 1888 г. В.В.Суслов во время своего посещения старообрядческого кладбища в г. Кеми [10] .
В 1911 г. А.В.Плотников обратился в ЭО РМ с предложением приобрести у него коллекцию негативов архитектурных памятников Русского Севера (общим количеством 1000 негативов) [11] . По неизвестным причинам предложение А.В.Плотникова было отклонено.
Кроме экспонатов и фото А.В.Плотниковым в фонды музея были переданы акварельные рисунки этнографического характера, выполненные им во время его экспедиционных поездок: саам в зимнем охотничьем костюме, с ружьем (Архангельская губ., Александр. у., пог.Пулозеро – АрхивРЭМ, Колл. 2854-1), саамка в зимнем костюме (Архангельская губ., Александр. у., пог.Пулозеро – АрхивРЭМ, Колл. 2854-1); коми–пермяк и коми–пермячка в традиционных костюмах [12] .
Особый интерес вызывают акварельные рисунки А.В.Плотникова старообрядческих кладбищ г.Кеми и д.Вирма, выполненных им в 1907 г. На них изображены различные типы намогильных памятников: надгробные столбики–теремцы с резными крестами; старообрядческие дощатые домовины (Архив РЭМ, Колл. №1278-7) [13] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
- [1] Горб Д.А. Собирательская работа ГМЭ народов СССР у вепсов // Современное финно–угроведение. Опыт и проблемы. Л., 1990. С.41.
- [2] Молотова Л.Н. Е.А.Ляцкий и его деятельность в Этнографическом отделе Русского Музея // Из истории формирования этнографических коллекций в музеях России (XIX–XX вв.). СПб., 1992. С. 20.
- [3] Клименская О.Г. Пермская старина в произведениях Владимира Плотникова // Чердынь и Урал в историческом и культурном наследии России. Пермь, 1999. C.160.
- [4] Архив Российского этнографического музея (РЭМ), ф.1, оп.2, д.475, л.31 (Переписка с художником В.А.Плотниковым о собирании этнографических материалов по Архангельской губ. и Пермскому краю, описи материалов).
- [5] Там же.
- [6] Вежа была приобретена в погосте Пулозеро (Архангельская губ., Кемский у.). Основание вежи сооружено из круглых нетолстых бревен (3 венца), сложенных шестиугольником. Подобный тип вежи характерен для восточных районов Кольского полуострова (в западных районах вежи сооружали без сруба). Некоторые из бревен сруба с внутренней стороны были украшены резьбой: олени (Колл. 1504-1/14-15); олени и елочка (Колл. 1504-1/18); группы оленей (Колл. 1504-1/38, 48, 88).
- [7] Баранова О.Г. Народные резные календари (к этнографическому описанию предмета) // Проблемы классификации, типологии, систематизации в этнографической науке. Материалы Пятых Санкт-петербургских этнографических чтений. СПб., 2006. С.185-187; Липин В.Б. Деревянные резные календари-святцы в собрании Национального музея Республики Коми // Арт.2006. №3. С.120-128.
- [8] АрхивРЭМ, ф.1, оп.2, д.475, л. 17, 18, 19.
- [9] Фотосъемка производилась в следующих населенных пунктах Пермской губернии: Соликамский у. - посад Отиево, с.Белоево, Кудымкар, Юксеево, Юрла, Лобаново; Чердынский у. – с.Гайны, Коса, д.Басманово, Иванчина, Коча, Ошонково, Чурочева.
- [10] Суслов В.В. Путевые заметки о Севере России и Норвегии. СПб., 1888. С.51–52.
- [11] Архив РЭМ, ф.1, оп.2, д.475, л.31.
- [12] Там же, л.18.
- [13] Акварельные рисунки с аналогичным сюжетом имеются в составе коллекций рисунков В.А.Плотникова, находящихся в настоящее время в музее Академии Художеств (г.Санкт-Петербург).
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.