Метки текста:
Деревянное зодчество Икона Карелия Кижи Музеефикация Преображенская церковь Реставрация Рябининские чтения ЭкспозицияГущина В.А. (г.Петрозаводск)
Кижский архитектурный ансамбль: история и степень его изученности
@kizhi
Возраст церкви Преображения Господня приближается к 300-летию. Пройден поистине звездный путь: от обычной деревенской церкви Кижского прихода до памятника мирового значения, включенного в 1990 г. в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Храм, ставший символом единения древнейшего в Заонежье церковного прихода, известного с XV века; явился стимулом для формирования на его основе будущего архитектурного ансамбля. Таким образом, замысел легендарного мастера Нестора нашел свое воплощение в единственном в мире многоглавом деревянном комплексе.
Появление величественного образа летнего 22-х главого храма Преображения Господня рядом с зимней церковью Покрова Богоматери, простейшего клетского типа и шатровой колокольней создало явный разнобой в их совместном содружестве. Несколько поколений местных плотников стремились найти ему другое, достойное, окружение и только через 160 лет (1714–1874 гг.) зодчим удалось добиться успеха.
На примере Кижского ансамбля прослеживаются все этапы формирования и эволюционного развития деревянного зодчества России: от простейших клетских, к шатровым и многоглавым церквям. Можно утверждать, что столь длительное формирование ансамбля завершило эволюционный круг в развитии деревянного зодчества, достигнув своего совершенства.
Время и мода не пощадили первородного образа кижских церквей и оставили свои отметины. Всего 100 лет простояла церковь Преображения Господня в своем первозданном, бревенчатом виде с лемеховым покрытием на главах.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Начало 19–го века привнесло свои новые, модные тенденции: пластичность бревенчатого сруба скрылась под гладкой поверхностью досчатого панциря, а природный, серебристый отсвет осинового лемеха исчез под железной обивкой и, казалось, навсегда.
Указ «О правилах на будущее время для строений церквей», подписанный в 1826 г. императором Николаем I; предусматривал вести постройку и починку храмов только по проектам, составленным, согласно правилам архитектуры под надзором губернской администрации и консистории. Этот Указ явился своеобразным началом конца народного деревянного зодчества, в корне уничтожив самобытность творческого духа народных мастеров.
Особенно активно «обновление» древних церквей стало производиться в середине 19 века. «Благолепные поновления» коснулись и главного храма Кижского погоста. Проект реставрации, разработанный в 1866 г. техником Петровым, стал еще более отдаленным от первоначального образа. Но этому проекту не суждено было сбыться.
И только в годы, так называемой «великой реставрации» 1949–1959 гг., осуществленной под руководством московского архитектора А.В.Ополовникова, кижские памятники обрели свой первоначальный вид.
На протяжении всей долгой жизни ансамбль, словно живое существо, испытал на себе все сложные историко–политические перепитии, превратившись из нравственно–духовного наставника прихожан в церковь–музей (1929 г.), а затем в памятник архитектуры (1937 г.) и вновь обретя свой прежний статус в 1994 г., с возобновлением Кижского прихода.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Кижский архитектурный ансамбль, став фундаментом для создания музея под открытым небом, возвысил свой социально–исторический статус до создания на его основе патриаршего подворья.
Образ величавого многоглавия до сих пор будоражит воображение современных зодчих, пытающихся приблизиться к его подобию, повторив по обмерным чертежам ранее выработанные конструктивным формы, используя свое мастерство и технические достижения настоящего времени. Их творческие потуги достойны уважения, но вряд ли обретут славу легендарного Нестора. Вновь воссозданная церковь Покрова Богоматери из села Анхимово Вытегорского района, построенная в 1708 г.; являющаяся предшественницей кижской церкви Спаса Преображенья (1714 г.); явное тому доказательство. К сожалению, церковь возведена не на своем прежнем месте, а под Санкт–Петербургом, в селении Богословка.
Таким образом, сложнейшие для возведения многоглавые церкви вновь, через 293 года (1714–2007 гг.), продолжают свое существование в новых условиях, возводимые дерзновением современного поколения плотников, с использованием новейших строительных технологий.
Как известно, впервые о существовании Кижского погоста упоминается в 1496 г. в Писцовой книге Юрия Сабурова еще задолго до возникновения знаменитого архитектурного комплекса. [1]
На протяжении более чем пяти веков (1496–2007 гг.) прослеживается его история. Глубинные исторические корни породили обилие выявленных архивных материалов. Казалось бы, что все уже о нем известно. К сожалению, даже такие элементарные сведения: кто построил церкви?, кем и где было дано разрешение на их строительство?, как долго возводили эти здания? – сегодня нам неизвестны.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Накопленный обширный материал позволяет довольно подробно и точно представить исследуемые объекты в разные периоды их существования.
В настоящее время проводится систематизация материала по разным параметрам, в том числе: по 30–ти выделенным разделам: общие сведения, данные о датировке, фундамент, сруб, стены (внутренние и наружные), кровля (наружная и страховочная), крыльцо; интерьеры: алтарь, собственно–церковное помещение, трапезная, полы, потолки, окна, двери, клиросы, иконостас, «небо»; архитектурно–композиционный анализ, ремонтные, реставрационные работы, кроки, чертежи, отмывки, шаблоны; биохимический анализ, высотно–цифровая модель, стереофотогеометрические обмеры, геодезические замеры, пропорциональные исследования, молниезащита, внедрение новейших способов изучения памятника; проектные разработки, видеофильмы и так далее.
Существенное место отведено изучению иконостаса, а также иконописного оформления интерьеров в разные периоды его существования, начиная с икон, представленных в церкви–предшественнице, упоминаемых с 1628 г. и позднее введенных в состав церкви Преображения Господня.
Разработка научно – экспозиционного проектирования интерьеров по воссозданию иконописного убранства интерьеров представлена в историческом аспекте, начиная с 1628 г. по настоящее время; с представлением фотофиксации икон, историей их перемещения и указанием мест нахождения в составе иконописного убранства церкви, а также шифрами мест их настоящей принадлежности (фонды музея «Кижи», Музея изобразительных искусств Республики Карелия (МИИРК), Челябинской картинной галереи).
Разбивка накопленного материала по представленным разделам позволяет упростить систематизацию архивных изысканий и в тоже время затрудняет процесс организации материала в связи с тем, что в одном источнике сосредоточены разные сведения, требующие разбивки по нужным подтемам. В результате «Летопись» обретет удобную для пользования конструкцию, которая позволит найти необходимые сведения, представленные в тематико–хронологическом порядке.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Значительным подспорьем является картотека, регулярно формируемая по данной тематике на протяжении уже 40 лет, с учетом, по возможности, всех наиболее важных событий в жизни главного храма Кижского погоста.
Данная систематизация позволит отразить значимость исследуемого объекта в области народного деревянного зодчества. Представить на примере проектов реставрации, разрабатываемых на протяжении почти 50-ти лет (с 1959–2007 гг.) специалистами разных городов России и зарубежья варианты предстоящего обновления храма с целью дальнейшей выработки на основе накопленного опыта, по возможности, универсальной методики сохранения древнейших деревянных сооружений.
Время позволило утверждать превосходство архивных источников 17–20-х веков над современными записями тщательностью фиксации производимых ремонтных и строительных работ и финансовых расходов–приходов, отмечаемых в мельчайших подробностях, с отчетностью до 1/3 копейки. Документация велась регулярно и подробно, с указанием фамилий исполнителей, мест их жительства, производимых работ, сроков исполнения, денежного вознаграждения и качества выполненных работ. Договоры составлялись подробно, описывая необходимые виды работ по нужным параметрам и с указанием условий и сроков исполнения. Важно то, что документация была сосредоточена локально, а не в разрозненном, как в настоящее время виде: по разным ведомствам, городам и странам.
К сожалению, многие документы прошлых лет стали недоступны в связи с их «законным» уничтожением под архивным штампом «дело выбыло», то есть списано. Военные действия, пожары, стихийные катаклизмы, вывоз ценностей за рубеж уничтожили навсегда необходимую документацию.
Множество документов находится в архивных фондохранилищах в неразобранном состоянии и, естественно, не доступны для исследователей. Возможно, именно там имеются интересующие нас подробные данные о кижских памятниках. Остается надежда на будущее время и счастливых исследователей, которым станут доступны неведомые нам залежи.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В настоящее время расширяется круг возможностей для исследователей: все больше вводится в научный оборот новых изысканий, уточняются, казалось бы, незыблемые устои датировок, выявляются все новые следы непосредственно на самих объектах изучения, происходит комплексное освоение знаний между историками, архитекторами–реставраторами, конструкторами и проектировщиками.
Необходимо активнее вести сотрудничество с учеными Финляндии и ознакомление с их обширными фондами, связанными с изучением культуры Заонежья в период оккупации 1941–1944 гг.
Желательно при изучении памятников, как можно более тщательно отмечать изменения, происходящие на объекте в разные периоды его существования.
Работа по данной тематике позволяет проследить множество аспектов в существовании исследуемого объекта, своевременно выявить и предусмотреть нежелательные проблемы в исполнении реставрационных работ. Это позволяет выработать предложения, предваряющие разработку проекта реставрации в пределах исторического аспекта и предупредить вполне возможные неточности в его разработке. Позволит определить первоочередность производимых ремонтных и реставрационных, как в процессе плотницких, так и иконописных работ.
В настоящее время желательно произвести археолого–архитектурное доисследование и на примере выявленных архивных источников отобразить в схематическом исполнении наличие трех крылец, существовавших в разные времена, определить точное месторасположение ризницы–кладовой в помещении трапезной.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В настоящее время церковь представляет ценный «испытательный полигон» в связи с тем, что в ее срубе находятся участки бревенчатых конструкций, испытавшие химическую пропитку. Желательно определить результаты ее воздействия на современное состояние дерева за 20-летний период (с 1984 по 2007 г.).
Своевременным станет создание своеобразной опытной «лаборатории» по сохранению и демонстрации непосредственных традиционных приемов плотницкого искусства: рубка углов «в чашу», «в обло»; сплотка бревен в срубе с помощью потайных зубов; затеска и рубка торцов бревен топором (следы явно читаются в настоящее время), а также использование подкровельной бересты – скалы для изоляции воды и т.д.
Необходимо предусмотреть воссоздание иконописного «неба», паникадила на 32 свечи, а также икон, хранящихся в фондах музея МИИРК, но ранее принадлежавших Преображенской церкви.
Предстоит капитальная реставрация храма. Церковь готовится к предстоящему восстановлению своего первоначального духовного предназначения. Имеющиеся в музее архивные сокровища позволят в какой-то степени придать ей первоначальный образ.
- [1] Гущина В., Гущин Б. Когда построены Кижи? // Север. 1976. №10. С.105–106.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.