Незвицкая Т.В. (г.Петрозаводск)
Проблемы реставрации памятников деревянного зодчества (на примере музея-заповедника «Кижи»)
@kizhi
Раньше, не задумываясь над составляющими долговечности деревянных строений, строили с умом, подбирая на корню строительный лес; плотницкое ремесло передавалось из поколения в поколение. Этими работами занимались профессиональные плотницкие артели и отдельные плотники, которых нанимали для выполнения определенного вида работ. Как известно долговечность деревянных конструкций по существующим строительным нормам непродолжительная – 50 лет. Фактический срок службы правильно запроектированных и правильно эксплуатируемых деревянных зданий составляет сотни лет и более. Изменения в общественной жизни нашей страны прошлого столетия, техническая революция перевернули не только уклад людей, их жизнь, но и отразились на отношении людей к деревянным зданиям и сооружениям.
Идея создания в Кижах музея под открытым небом была продиктована стремлением, спасти часть памятников народного зодчества, над которым нависла угроза бесследной утраты. В 1960–1980-х гг. был осуществлен грандиозный перевоз на о. Кижи культовых построек, жилых домов, амбаров, мельниц и др.
После перевоза памятников началась их массовая реставрация. Сейчас мы можем по-разному оценить выполненную работу, как и наши потомки по–разному оценят наш вклад в развитие культуры, но несомненно то, что только так было возможно сохранить памятники деревянного зодчества. Задача музея по отношению вверенному в его руки хрупкому культурному наследию осталась прежняя — сохранить памятники для будущих поколений.
Для сохранения памятников были созданы структуры, занимающиеся комплексно реставрацией – это специальные реставрационные мастерские. Вновь созданные организации проводили исследования, проектирование, реставрацию памятников.
После 90-х годов практически все реставрационные мастерские на территории Российской Федерации претерпели структурные и организационные изменения. Многие распались, многие перешли на хозрасчетную систему и сумели выжить в сложнейших условиях. В результате экономических изменений в государстве реставрационные работы были приостановлены и памятники деревянного зодчества остались на продолжительный период без надлежащего содержания. В этот сложный экономический период музей практически не получал должного объема финансирования для поддержания состояния памятников.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В конце 1990-х гг. финансирование реставрационных работ возобновилось. Но выполнить даже накопившийся объем реставрационных работ было не кому.
В современных условиях коммерческие структуры, выполняющие работы по реставрации сталкиваются с множеством проблем:
- Невозможно планировать заранее работы, так как при работе с государственной организацией нет уверенности, что конкурс будет выигран;
- Заготовка лесоматериала – требования к пиломатериалам высокие, заготовка желательна зимняя, а результат проведенных конкурсов по реставрации становится известен в лучшем случае в мае;
- Отсутствует система обучения плотников, не хватает специалистов;
- Доставка материалов, бытовая неустроенность реставраторов и т.д.
Сметные нормы оставшиеся с 1984 г. даже с пересчетом в текущих ценах не могут реально оценить реставрационные работы по трудоемкости, профессионализму. В связи с этим музей «Кижи» зачастую не может настаивать на использовании традиционных инструментов, применении традиционных технологий и выполнении в ручную некоторых трудоемких реставрационных работ. Расценки 1984 г. даже с переходными индексами давно не отражают цену реставрационных работ. Это порождает всевозможные ухищрения заказчиков и подрядчиков, так как работать на объектах за небольшую зарплату в отдаленных местах желающих нет. Плотник–реставратор с опытом работы находящийся в постоянных командировках должен получать не 6,0 тыс. руб. (утвержденную в РЦЦЦ), а как минимум 20,0 тыс. руб.
На сегодняшний день нельзя говорить о сформировании профессиональных коммерческих структурах, которые могли бы, имея опыт работы, справиться с большим объемом реставрационных работ, который накопился за 10–15 лет. Музей старается работать с большим количеством подрядчиков, привлекая лучших по качеству работ, опыту, квалификации.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Отсутствие системы подготовки кадров в области реставрации деревянного зодчества (инженерно–технического состава, плотников), так же негативно сказывается на качестве проведении реставрационных работ. Передача опыта проведения реставрационных работ, традиционных технологий утрачена.
Отсутствие нормативной базы
При проведении реставрационных работ музей сталкивается с целым рядом правовых вопросов, которые не решены в законодательной базе Российской Федерации.
Разработанная нормативно–правовая база по строительству не в полном объеме приемлема для реставрационных работ. Существующие реставрационные нормы и правила устарели, требуется их корректировка или разработка новых, в соответствии с новым законодательством.
В ходе многочисленных проверок контролирующие организации (в лице специалистов со строительным или экономическим образованием) ссылаются на строительные нормы. В Федеральном законе №73 (далее ФЗ №73) «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» ст.45 п.4 указано, что «строительные нормы и правила применяются только в случаях, не противоречащим интересам сохранения данного объекта культурного наследия». Формулировка закона не четкая и не позволяет точно определить этот случай. Надзорные органы проверяют не качественные характеристики реставрационных работ, а наличие той или иной документации. Отсутствует четкий перечень документации по реставрации объектов культурного наследия.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Для проведения реставрационных работ заказчику необходимо иметь согласованную и утвержденную проектно–сметную документацию (далее ПСД). Порядок разработки и согласования ПСД, определен следующими документами: РНиП 1.02.01–94 «Инструкция о составе, порядке разработки, согласовании и утверждении научно–проектной документации для реставрации недвижимых памятников истории и культуры» (отменен); Градостроительным кодексом РФ, а также некоторыми иными законодательными и подзаконными актами.
В соответствии с Федеральным законом №169 «Об архитектурной деятельности в РФ» ст.2 перед началом проектных работ обязанность заказчика–застройщика оформить архитектурно–планировочное задание (далее АПЗ). Состав АПЗ определен постановлением Госстроя России №18–28 от 01.04.1998г.
В реставрационных нормах и правилах отсутствуют указания об оформлении АПЗ. Основанием для проектирования реставрационных работ согласно ФЗ N№73, ст.45, п.1 является разрешение, выданное федеральным, региональным или местным (в зависимости от значимости объекта) органом охраны объекта культурного наследия (далее ОКН), а также приказ учреждения культуры о начале проектных работ.
С целью установления взаимоотношений с контролирующими и надзорными органами в городе и уменьшении количества ошибок на стадии сдачи объекта в эксплуатацию, при реставрации объектов культурного наследия, расположенных в черте города, необходимо получать АПЗ для разработки проекта. При проведении реставрационных работ в районах, острой необходимости в оформлении АПЗ нет (при отсутствии инженерных коммуникаций и решенном земельном вопросе под памятником).
При проведении конкурса с целью выбора проектировщика или подрядчика Федеральный закон №94 «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» указывает на необходимость определения начальной цены. Но положения о расчете начальной цены не разработано, поэтому конкурсная комиссия принимает предложенные варианты расчета заказа (сметы, калькуляции).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
При разработке разделов ПСД необходимо использовать не только отмененные реставрационные нормы и правила 1.02.01–94 п.2.1 (далее РНиП), (в которых указан не полный список требуемых согласно законодательства разделов), но и Градостроительный кодекс РФ ст.47 п.12, в котором по отношению объектов капитального строительства включены 12 разделов, часть из которых должны быть в проекте реставрации.
Федеральным законом №73 обязательным является согласование проекта реставрации в органах охраны объектов культурного наследия. Перечень согласований проекта определен в АПЗ, в случае его отсутствия экспертиза согласования проекта реставрации выполняется на усмотрение заказчика–застройщика. Перечень согласований по строительным нормативам установлен Постановлением Госстроя РФ от 29.10.2002 г. №150 и другими документами. Не согласованный проект реставрации и приспособления приводит к невозможности сдачи объекта в эксплуатацию.
Разрешение на проведение реставрационных работ выдается соответствующим органом охраны ОКН согласно ФЗ №73, ст.45. В реставрационных нормах нет указаний на запрос разрешения на производство работ по реставрации в органах местного самоуправления или иных государственных структурах. Тем не менее, в соответствии с Градостроительным кодексом «Разрешение на строительство» является обязательным документом. В черте города такое разрешение необходимо получать для предупреждения несогласованности действий тех или иных структур.
При проведении реставрационных работ организация авторского надзора является обязательным условием. Противоречия, возникающие между МДС 81–35.2004, которыми установлена норма расходов на ведение авторского надзора на объектах строительства и капремонта в размере 0,2% от стоимости строительно–монтажных работ (СМР), и Сборником цен на научно–проектные работы по памятникам истории и культуры (далее СЦНПР–91, Минкультуры СССР) не позволяют должным образом осуществлять авторский надзор, так как 0,2% от СМР небольшая сумма и не позволяет автору выехать на объект. Разработанные Госстроем России МДС 81–35.2004 не учитывают специфики реставрационных работ, а контролирующие органы разрешают оплачивать авторский надзор только по строительным нормам из–за отсутствия норм реставрационных.
Организации выполняющие реставрационные работы согласно Налогового кодекса РФ, ст.149, пп.15 освобождаются от НДС, однако, налоговые органы трактуют по разному эту статью закона (на основании справки от органа охрана ОКН, справки от экспертизы, на основании расценок) и самостоятельно определяет вид работ – ремонтный или реставрационный.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Не имея четкой нормативно–правовой базы, нового ценообразования учитывающего особенности реставрации, стимулирования налогообложения подрядных организаций, реставрационная деятельность в регионах России развиваться будет с трудом.
Вывод: первый вариант нормотворчества – это использование строительных норм при условии их корректировки в соответствии со спецификой реставрации. Данный вариант достаточно сложный, так как строительных норм много, появляются новые, а для их корректировки необходима группа специалистов–реставраторов в строительной отрасли.
Второй вариант – разработать реставрационные нормы и правила, методические указания соответствующие современным условиям. Данный вариант приемлем, так как сохранились проектные и производственные реставрационные мастерские, ранее выполнявшие эти работы.
В систематизированном виде основные нормативно–правовые проблемы в реставрации приводятся в следующей таблице.
Проблемы | Законы, подзаконные акты по вопросам реставрации | Иное законодательство | Необходимые не разработанные документы |
---|---|---|---|
АПЗ | Федеральный закон №73 «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» – нет указаний на оформление АПЗ | Федеральный закон №169 «Об архитектурной деятельности в РФ» ст.2 – указано на оформление АПЗ | Разработать или откорректировать РНиП по разработке, согласованию, утверждению ПСД |
Начальная цена | – | Федеральный закон №94 «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» | Разработать положение о расчете начальной цены товаров и услуг при проведении конкурса |
Разработка разделов ПСД | РНиП 1.02.01.-94 – указаны не все разделы | Градостроительный кодекс РФ и другие законодательные акты – указание о разделах ПСД только по отношению к строительству и кап. ремонту | Разработать или откорректировать РНиП по разработке, согласованию, утверждению ПСД |
Согласование ПСД | Федеральный закон №73 «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»- указаны не все согласования | Постановление Госстроя РФ от 29.10.02г. №150 и другие законодательные акты - указание о согласованиях ПСД только по отношению к строительству и кап. ремонту | Разработать положение о историко-культурной экспертизе и внятный список организаций для согласования проекта |
Разрешение на производство работ | Федеральный закон №73 «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», РНиП- разрешение от органов охраны ОКН | Градостроительный кодекс РФ и другие законодательные акты – разрешение на производство работ от органов исполнительной власти | Разработка инструкций, реставрационных норм и правил на производство работ, |
Ценообразование | Сборник сметных норм 1984 года (ССН-84), СЦНПР-91 | Разработать новые | |
Качество | Методические рекомендации (отсутствуют в учреждениях) | – | Разработать новые методические рекомендации или обновить старые |
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.